Тема 2. Невербальные средства общения

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Тема 1. Понятие общения: сущность и содержание. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие.

Тема 2. Невербальные средства общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы.

Тема 3. Вербальные средства и процесс слушания в деловой коммуникации. Человеческая речь как источник информации. Виды речевой деятельности.

Тема 4. Технологии различных формделового общения. Деловая беседа. Виды деловой беседы в зависимости от уровня делового общения.

Тема 5. Общение в различных жизненных ситуациях. Общение с трудными собеседниками. Формы, методы, рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в ходе общения. Противодействие манипуляциям.

Примерная тематика вопросов для самостоятельной работы, рефератов и курсовых работ.

Примерный перечень вопросов к зачету.

Список литературы

Интернет-ресурсы для изучения курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель курса: способствовать формированию у слушателей психологической культуры общения.

2. Задачи курса: дать представление о видах и стилях общения;

познакомить слушателей с основными феноменами общения, особенностями межличностного восприятия коммуникации и взаимодействия в общении; раскрыть специфику и особенности общения как социально-психологического явления, показать сложность его строения и неоднозначность связей личности и результатов общения; с помощью практических приемов помочь обучающимся выработать ряд коммуникативных навыков, необходимых в сфере активного общения; повысить личностные ресурсы обучаемых (коммуникабельность, способствовать формированию трезвой самооценки и позитивного мышления; научить слушателей осмысливать различные факторы затрудненного и незатрудненного общения, прогнозировать поведение субъекта общения в проблематичных ситуациях; продемонстрировать значимость выявленных закономерностей для понимания и решения духовно-психологических проблем общения, организации его различных форм, для развития и коррекции общения.

13 стр., 6454 слов

Пашукова — Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

... -Oсхема детерминировала исследования, в которых передающий информацию индивид считался активным, действующим, а его партнер по общению рассматривался как более или менее пассивный ... обозначить многоплановость и многоаспектность процессов межличностного имежгруппового общения. В нем имеют место не только передача информации, но иперцепция с ее восприятием и ...

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании изучения курса слушатели должны: обрести знания и навыки, позволяющие им оптимизировать коммуникационные процессы. Знания и умения, вырабатывающиеся в рамках данной дисциплины должны соответствовать ее задачам. Преподавание дисциплины предполагает проведение лекционных занятий, деловых игр, экспресс-диагностики стиля общения и коммуникативных навыков, индивидуальных занятий, а также активную самостоятельную работу слушателей, направляемую преподавателем.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие общения: сущность и содержание

Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие. Определение общения. Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.

Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, эффект порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.

Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя).

Виды транскакций (дополнительные, скрытые).

Пространство взаимодействия: вертикальная составляющая (пристройки «сверху», «на равных», «снизу»); горизонтальная составляющая (интимное, личное, социальное, публичное расстояние).

Сценарии взаимодействия. Ролевое поведение в общении.

Определение делового общения. Виды делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.

Факторы выбора стиля в общении. Стили общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический; дружественный, заигрывающий, подавляющий, творческий, деловой.

Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор (полемика, дискуссия), деловые совещания, публичное выступление, деловая переписка.

Тема 2. Невербальные средства общения

Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая.

15 стр., 7395 слов

13. Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания. Основные теоретические подходы

... видов деятельности или совершать несколько различных видов действий); зависит от физиологич. и психич. состояния человека; 5) объем - количество информации ... целостном характере изучения лидерства, на исследовании взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, ... мере был связан с обнаружением этого эффекта. В последующие годы предпринимались различные меры ...

Жестология (жесты иллюстраторы, регуляторы, демонстраторы, адаптеры, аффекторы).

Мимика (динамика мышц лица): подвижность — неподвижность, своевременность — несвоевременность, адекватность — неадекватность.

Позы: открытые и закрытые.

Проксемика — организация пространства общения. Взаимное расположение партнеров в процессе общения.

Взгляд (деловой, светский, интимный): направление, выражение, продолжительность.

Паралингвистика (смех, шепот, вздохи, хмыканья, паузы, плач).

Экстралингвистика — высота голоса, тембр, темп, ритм, интонация.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Понятие общения. Формы общения, стили.

Виды общения (познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.).

Особенности невербального общения (кинесические, проксемические и др.).

Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи.

Общение как обмен информацией (коммуникативная цепь).

Эффекты межличностного восприятия (эффекты ореола, порядка, проекции, первого впечатления, края, бумеранга).

Общение как взаимодействие. Способы организации взаимодействия.

Транзактный анализ Э.Берна.

Время, как фактор успешности установления контакта.

Деловая беседа: этапы и принципы проведения.

Создание благоприятного психологического климата беседы.

Поведение в эмоционально напряженных ситуациях: техники, снижающие и повышающие напряжение.

Слушание в деловой коммуникации: возможные трудности, виды.

Обратная связь в процессе слушания.

Постановка вопросов и техника ответа на них.

Логические правила аргументации.

Способы опровержения доводов собеседника.

Деловое совещание (цели, процедуры, правила конструктивного поведения).

6 стр., 2645 слов

Определение и роль обмана в межличностном деловом общении

... и обмана в отечественной и зарубежной социальной психологии. Литература обман ложь межличностный общение 1. Дубровский Д.И. Обман. Философско ... в заблуждение рассматривать в рамках непосредственного профессионального (делового) общения, то ложь мы можем определить как соответствующее ... привести к недостоверности их сообщений. Но поскольку лица, страдающие психическими заболеваниями, не осознают факта ...

Групповые методы принятия решений: дискуссия, «мозговой штурм», интервью.

Деловые переговоры: основные стадии, порядок ведения, методы ведения, типы, принимаемых решений.

Характеристика вербальных средств коммуникации и основные коммуникативные барьеры.

Виды критики. Правила позитивной критики.

Классификация видов публичной речи.

Этапы подготовки публичного выступления.

Виды спора. Формально-логические и психологические основы убеждения.

Технология сократовского спора.

Пси­хо­ло­ги­че­ская струк­ту­ра об­ще­ния. Функ­ции об­ще­ния. Ин­фор­ма­ци­он­ная функ­ция об­ще­ния.

Проблемы искажения и потерь ин­фор­ма­ци­и при вер­баль­ном об­ще­нии.

Об­ще­ние как вос­при­ятие людь­ми друг дру­га.

Ти­пич­ные ошиб­ки об­ще­ния и их кор­рек­ция.

Основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь).

Противодействие ей.

Виды признаков обмана: утечка информации и информация о наличии обмана. Признаки словесного обмана

Наиболее распространенные голосовые признаки обмана. Причины проявления голосовых признаков обмана.

Типы телодвижений, которые могут быть признаками обмана.

Позы как косвенный признак утечки информации или обмана.

Лицо как непроизвольная эмоциональ­но-сигнальная система и ценный источник информации для верификатора.

Мимика как источник ложной информации.

Двойная роль лица в отражении произвольных и непроизвольных мимических реакций.

Информационные возможности лица по передаче различных оттенков эмоциональных пе­реживаний.

Многообразие различных выражений лица и их отличия друг от друга.

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации (в процессе общения с испанскими деловыми партнерами)

... деятельностью, информацией и опытом. Цель делового общения - постановка определенных целей и конкретных задач. Общение как ... сбоя и коммуникативного успеха. Национальная психология как явление общественного сознания Черты ... . Так, можно их классифицировать по признаку "кто виноват" - автор или адресат ... специ-фическое отношение к трудувозможность обмана и введения в заблуждениеизбегают вносить ...

Соотношение эмоций и выражения лица.

Способы передачи информации с помощью глаз.

Проблемы расшифровки мимических признаков обмана.

Признаки фальсифи­кации эмоций.

Возможности научения распознаванию признаков не­которых видов обмана.

Формы контроля: в течение семестра студенты сдают письменные эссе (рефераты), проходят 3−4 промежуточных тестирования, по окончании курса — сдается зачет по вопросам, прилагаемым к программе.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: зачет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 2007.

Горянина В.А. Психология общения. М.: Academa, 2007.

Пиз А. Язык телодвижения. М., 2008.

Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2004.

Леонов Н.И. Психология делового общения. М.:МПСИ, 2002.

Дополнительная литература

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 2000.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., 1993.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

Коган М.С. Мир общения. М., 1989.

Кронник А. Методики диагностики взаимопонимания в общении.

Кронник А., Кронник В. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. М., 1989.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. С-Петербург: изд-во «Питер», 2001.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1999.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: изд-во «Академия», 2001.

Леонтьев А.А. Психология общения. М.: изд-во «Смысл», 1999.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

13 стр., 6081 слов

Психология делового общения 5

... IV. Список литературы Основная литература: Анастази А.А. Психологическое тестирование А.А. Анастази. СПб., 2009. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник, 2 ... особенности таких видов делового общения как убеждающее общение, познавательное общение, экспрессивное общение, суббостивное общение, манипулятивное общение. Литература к теме 1. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред ...

Парыгин Б.Д. Анатомия общения. С.-Петербург, 1999.

Психология и этика делового общения (ред. Лавриненко В.Н.).

М., 2000.

Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. М., 2001.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1992.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector