Введение
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы проблемы трудоустройства среди молодежи, увеличивается их продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме трудоустройства среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:
— во-первых, молодые люди составляют около 22 % трудоспособного населения России;
— во-вторых, они — будущее страны.
Молодёжь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством [6,с.45-46].
Осмысливая роль и значение молодёжи в условиях реформирования современного российского общества, следует сказать, что данная социальная категория может явиться не только потенциалом позитивных перемен, но и возможным фактором нового витка социальной нестабильности. Молодёжь — это «группа риска», которая нуждается в поддержке со стороны государственных и негосударственных структур. В целом, молодые люди предъявляют высокие требования к качеству будущей жизни. Гарантированность жизненной безопасности, социального и материального благополучия — вот основная жизненная ценность молодежи и ее ожидания. Основываясь на таких жизненных ориентациях, молодые люди осмысливают постепенную трансформацию общества, все многообразие общественных и личных проблем. Соответственно, для более успешного развития российского общества необходима концентрация усилий государства, которая должна служить развитию и становлению у нового поколения россиян высокого жизненного потенциала. В условиях перехода общества на новый этап развития требуется реальная поддержка молодежи с созданием адекватных организационных форм на государственном и региональном уровнях [14,с.50-52.].
Молодежь как объект социальной защиты
... доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем. По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась ... социальной ответственности. Некоторыми учеными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая ...
Молодые люди считаются самой экономически активной группой населения, однако статистика показывает, что в этой сфере еще много проблем.
Специалисты Росстата отмечают, что в среднем среди молодежи в возрасте 15 — 24 лет уровень безработицы в июле 2013 года составил 14,8 %, в том числе среди городского населения — 14,1 %, среди сельского — 16,8 %. Безработица среди молодежи 15 — 24 лет превышает уровень среди людей среднего возраста (30 — 49 лет) в 3,7 раза, в том числе среди городского населения — в 4,2 раза, сельского населения — в 2,6 раза.
К середине июля 40,8 % безработных находились в поиске работы не более трех месяцев. Один год и более ищут работу 27,1 % безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы — 33 %, среди городских — 24,1 %.
32,5 % всех безработных не имеют опыта трудовой деятельности. За год их стало меньше на 4000 человек (на 0,3 %) и составило 1,3 млн человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7 % составляет молодёжь до 20 лет, 51,5 % — от 20 до 24 лет, 15,0 % — от 25 до 29 лет.
В июле доля безработных, уволенных по сокращению штата и в связи с ликвидацией организации (или собственного дела), составила 16,4 %, а доля уволившихся по собственному желанию — 25,1% (в июле 2012 г. — 16,6 % и 23,7 % соответственно).
Еще одной важной тенденцией является то, что численность безработных примерно одинакова в группах молодежи, обладающих разными образовательными уровнями. Так уровень безработных среди возрастной категории 19 — 29 лет с высшим профессиональным и послевузовским образованием в 2013 году составил 16,4 %, а среди аналогичных возрастных групп со средним и начальным профессиональным образованием — 17,4 и 17,3 % соответственно. Это статистическое зеркало отражает очень опасную ситуацию, которая проявляется в отсутствии государственных приоритетов в области кадровой политики. Становится очевидным, что государство, сетуя на перепроизводство специалистов с высшим образованием, не ведёт соответствующую экономическую политику, ориентированную на рост востребованности рабочих специальностей, что видно из уровня безработицы в среде молодых людей с начальным и средним профессиональным образованием. Кроме того, следует отметить, что примерно идентичные показатели по уровню безработицы в контексте профессиональной дифференциации молодёжи значительно усложняют выбор специальности людьми, окончившими общеобразовательные учреждения [20,с.9-10].
При анализе распределения численности занятого населения становится отчётливо видно, что в отраслях реального сектора экономики и социальной сферы отмечается наиболее низкий долевой показатель молодых людей. Так, в секторе обрабатывающей промышленности молодые работники занимают 22,9 % мест, в системе народного образования — 17,8 %, в здравоохранении — 17,4 %. Вместе с тем, наиболее «молодыми» видами экономической деятельности остаются финансовый сектор и государственное управление по 33,7 % и 33,2 %. Последний показатель отчетливо демонстрирует существенное увеличение рабочих мест в этом секторе экономики.
Социально-психологические особенности профилактики правонарушений ...
... осуществления профилактики правонарушений среди школьной молодежи. 2.2.Моложежный центр как модель оказания комплексной помощи школьной молодежи с девиантным поведением. Заключение. ... концепции '[ ].Важность ее создания неоспорима.Это подтверждают и исследования Е.Н.Голубевой,согласно которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей ...
Приведённые статистические данные и их анализ в очередной раз подтверждают тот факт, что ситуация на рынке труда молодых граждан в России продолжает по объективным причинам оставаться достаточно сложной. Таким образом, нашим государству нужно приложить максимум усилий по разрешению данной проблеме в ближайшее время [8,с.235].
Таким образом, актуальность исследования проблемы трудоустройства молодёжи и необходимость совершенствования соответствующих мер социальной политики в этой области обусловлена развертыванием в современном российском обществе социального противоречия, на одном полюсе которого — стремление молодых людей занять свою нишу на рынке труда, а на другом — отсутствие объективных условий для реализации этого стремления. Одним из действенных способов решения этого противоречия являются службы занятости, выступающие органом координации и регулирования процесса трудоустройства молодежи, преодоления молодежной безработицы.
Целью исследования является изучение основных проблем, связанных с трудоустройством молодёжи, и разработка анкеты, которая поможет в выявлении этих проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— раскрыть понятие молодёжи как социально-демографической группы;
— рассмотреть направления социальной работы по решению проблемы трудоустройства молодёжи;
— обобщить опыт работы ГКУ Центра занятости города Межгорье Республики Башкортостан;
— изучить ход и результаты эмпирического исследования.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает молодёжь.
Предметом исследования является содержание социальной работы в решении проблем, связанных с трудоустройством молодёжи.
Гипотеза исследования: проблемы, связанные с трудоустройством молодёжи, будут решаться более успешно, если:
1. в Центрах занятости будут созданы благоприятные условия для интеграции молодежи на рынке труда (будет оказываться комплексная помощь в виде психологических, профессиональных, юридических консультаций);
2. на базе Центра занятости будет осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи;
3. станут осуществляться меры по обеспечению направлений на работу.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, опрос.
Практическая значимость: материал курсовой работы может быть использован специалистами-практиками, студентами и всеми заинтересованными лицами, занимающимися этой проблемой.
База исследования: ГКУ Центр занятости города Межгорье.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Семья как объект исследования в социальной работе
... и социальная работа» [31] и пр. Объект исследования - семья. Предмет - семья как объекта исследования в социальной работе. Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического ...
Глава 1. Теоретические основы проблемы трудоустройства молодёжи
1.1 Молодёжь как социально-демографическая группа
Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование молодёжи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа [23,с.23-25].
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи, обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.
Выявляя основные проблемы социализации и адаптации молодёжи в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и основные тенденции развития субкультуры в современных условиях, следует подчеркнуть крайнюю необходимость социальной работы в отношении этой группы населения.
Отечественные исследования в основном посвященные молодёжным и подростковым субкультурам, ценностным ориентациям молодёжи, процессам социализации и жизненного самоопределения, особенностям подросткового поведения, практически не затрагивают молодёжные организации разного типа, не исследуют их как самостоятельную реальность. Несмотря на это, нельзя не принимать во внимание тот факт, что не только субкультура оказывает значительное влияние на молодых людей, также существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают.
Новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.
В настоящее время возможности индивидуального выбора профессии, жены, образа жизни значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций [12,с.5].
Молодёжь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ...
... низкий человек; ничтожный человек, ничтожество; проститутка, продажная женщина. Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова». Наименования процесса совершения полового ... ненормативные выражения. Согласно данным социологического исследования, наиболее активно НЛ использует молодежь. (При этом практически все, выражающиеся нецензурно, считают, что делать это ...
Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем [8,с.235].
Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать).
Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей), которые молодые люди достигают примерно к 30 годам.
Молодежь составляет 22 % населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты около 22 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25 % и составляет лишь около 9 % сельского населения России [23,с.23-25].
Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Молодежь как социальная группа
... -психологических свойств. В своей курсовой работе я хочу рассмотреть молодежь нашей страны как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она ... возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. 2. Молодежные субкультуры Система ...
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты — это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «не пристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны [5,с.40-43].
У молодых людей существуют следующие проблемы в области занятости.
Отсутствие опыта и стажа работы. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускник и не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта [27,с.528-530].
Решение этой проблемы Антонов А. И. видит в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности — введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.
Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы.
Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда [24,с.407-414].
Опыты реализации зарубежных педагогических идей в отечественной ...
... и науки разных стран, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление ... невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития ... этапах обучения. 2. Ведется непрерывная и активная работа по созданию новых принципов обучения, учитывающих важность ...
Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину за работной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий , продвижение этой идеи в СМИ , в школах через уроки ОБЖ , посредством создания соответствующей странички в интернете.
На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов — выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас [19,с.73].
Проблема дискриминации женщин при приеме на работу. Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.
Изменить ситуацию крайне трудно, предлагаются следующие решения проблемы. Прежде всего — использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.
Другим предложением стало — использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.
Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.
Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности [12,с.5].
Проблема дисб……..