Проблема профессионального самоопределения в молодёжной среде

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Предпосылки выбора профессии…………………………………6

1.1. Представление о профориентации……………………………6

1.2. Мотивация выбора профессии………………………………12

ГЛАВА 2. Исследование профессиональных качеств в молодежной среде

2.1. Особенности социологических исследований…………………20

2.2. Методы и проведение исследований…………………………..24

2.3. Программа социологического исследования…………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………39

ВВЕДЕНИЕ

Динамичные изменения, происходящие в настоящее время на рынке труда, не позволяют адекватно оценить возможности и последствия профессионального выбора. Сложности, встречающиеся на пути выбора профессии, многоплановы. Они могут быть связаны как с незнанием мира профессий и актуальной ситуации на рынке труда, так и с непониманием своих возможностей и способностей, ожиданиями родителей, ориентацией на нормы и ценности окружения, в котором находится человек.

Профориентация – это деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

Показателями успешной системы профессиональной ориентации в стране является большое количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, развитая система дополнительного образования и в целом удовлетворенность молодых граждан страны своей профессиональной жизнью, а значит – высокое качество жизни в целом.

Актуальность исследования проблем профессиональной ориентации старшеклассников возрастает в настоящий момент в связи с переходом к рыночной экономической системе и необходимостью ориентирования на востребованные на рынке труда профессии.

Среди отечественных ученых комплексный подход к исследованию и разработкой научных основ профориентации занимались Нечаев Н.Н. («Профессиональное сознание как центральная проблема психологии»), Е.А. Климов («Введение в психологию труда», «Как выбирать профессию»), Пряжников Н.С. («Теория и практика профессионального самоопределения»).

21 стр., 10108 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...

... профессионального выбора учащимися школы. В обществе, в котором распространены феномены текучести кадров, а также повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, проблема престижности профессии как фактора профессионального ... процесса профессионального самоопределения учащихся. Введение Актуальность изучения проблемы престижности профессии как фактора профессионального самоопределения ...

Необходимо отметить следующий факт: в 2009 г. был осуществлен сбор и анализ существующих методик, применяемых в различных регионах России при работе с молодежью, обращающейся за профессиональным консультированием.

В исследовании принимали участие ведущие эксперты и психологи в области профессиональной ориентации молодежи: Е.Ю. Пряжникова, И.А. Савченко. Необходимость комплексного подхода к изучению социальных проблем молодежи ученые видели в анализе как ценностных ориентаций, профессиональных склонностей, личных планов, так и реального поведения, социальной, профессиональной, территориальной мобильности, жизненных путей молодежи.

Профориентационная работа — комплексный процесс, который может встраиваться в направления образовательного процесса и состоять из нескольких блоков: педагогического, психологического, информационного, организационного и блока воспитательной работы.

В современных экономических условиях проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой – реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Цель данной работы — определить критерии поиска предстоящей специальности и способствовать осознанному выбору профессии и профессионального будущего.

Задачи:

1. узнать определённость старшеклассников в отношении будущей профессии;

2. определить системы ценностей, которыми молодые люди руководствуются при выборе профессии;

3. выявить структуру профессиональных интересов;

4. выяснить, на чьё мнение старшеклассники ориентируются при принятии решений.

В основу гипотезы работы положено предположение о том, что личностная направленность способствует формированию склонностей к определённой деятельности в профессиональной сфере.

Профессиональный выбор, сделанный с учётом личностных способностей и потребностей рынка труда — важное условие успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.

Объект исследования: подростки, учащиеся старших классов.

Предмет исследования: выявление особенностей проблем профессиональной ориентации, их связь с актуальной жизненной ситуацией старшеклассников.

Для решения этих задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, интервьюирование.

Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Баранов, А.П. Социальная работа с молодёжью / А.П. Баранов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 113 с.

3. Бордовская, Н.В. Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

4. Варламова, А.Я. Школьная адаптация подростков / А.Я. Варламова. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 144 с.

5. Выборнова, В.В., Дунаева, Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования, 2006. № 10. – 106 с.

3 стр., 1141 слов

1.Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее ...

... создает условия для профессионального выбора. 2.Психология как научная и учебная дисциплина. Психология-это научная дисциплина,которая ... образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов. Психология как учебная дисциплина давно стала обяз.при ... внутреннего трудового распорядка.Штатное расписание.Должностные инструкции.План работы школы на учебный год. II Распорядительные документы ...

6. Горбунова, М.Ю. Общая социология. Конспект лекций: Учебное пособие / М.Ю. Горбунова. М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

7. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.

8. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.

9. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие / Е.В. Гурова, О.А. Голерова. — М.: Просвещение, 2007. — 96 с.

10. Дик, Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с.

11. Дик, Н.Ф. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев / Н.Ф. Дик, – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с.

12. Дикая, Л.Г. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Л.Г. Дикая. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 358 с.

13. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 624 с.

14. Ефремов, А.А. Молодёжный центр занятости / А.А. Ефремов // Молодёжь и общество. – 2007 – № 1. – 136 с.

15. Жигунова, Г.В. Методика исследований в социальной работе: учебное пособие / Г.В. Жигунова, Ю.В. Кузнецов. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. – 214 с.

16. Капшутарь, М.А. Влияние образовательного пространства технического ВУЗа на формирование профессиональных компетенций студентов / М.А. Капшутарь // Успехи современного естествознания . – 2009. — № 5.

17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.

18. Киричек, А.И. Исследовательские социолого-политологические подходы к молодежной проблематике // NB: Проблемы общества и политики. — 2012. — № 1. – 136 с.

19. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

20. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.

21. Особенности профессионального самоопределения школьников старших классов: сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология ХХI века» / А.А. Богатырь, СПб, 2010. – 266 с.

22. Павлёнок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павлёнка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

23. Практическая психология: Учебник / Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной, 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2001. – 224 с.

24 стр., 11986 слов

Спец психология учебник

... Таким образом, значение специальной психологии определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные ... обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихологию), глухих (сурдопсихологию), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей ...

24. Проблемы профессиональной ориентации, подготовки рабочих кадров и трудоустройства. Приложение к решению Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы от 22 марта 2012 г. № 1. – 3 с.

25. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. — М.: МГППИ, 1999. — 108 с.

26. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. – 336 с.

27. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение / Л.А. Регуш. – СПб: Речь, 2006. – 320 с.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 594 с.

29. Свенцицкий, АЛ. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.

30. Социальная психология: конспект лекций / сост. И.В. Андреева. — М: ACT; СПб.: Сова, 2005. – 228 с.

31. Технологии социальной работы: Учебник под общей ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с.

32. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для вузов / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 512 с.

33. Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Штейнмец. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.