Прикладные аспекты проблемы групповой сплоченности и психологического климата в группе

ВВЕДЕНИЕ

Для педагогов детский коллектив — одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив — это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищено, ибо не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей.

Проблема детского коллектива в педагогике — это, в конечном счёте, проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности. Процессы эти взаимообусловлены и неразрывны, они связаны с включением ребят в целеполагание, в совместную деятельность и расширение её видов, с формированием общественного мнения, утверждающего общечеловеческие ценности, с созданием ситуаций, корректирующих отношения детей в коллективе, с оказанием им помощи в самопознании и самореализации.

Поэтому так важно сформировать благоприятный психологический климат и добиться сплоченности в детском коллективе.

Актуальность данной проблемы обусловило цель настоящего исследования — разработать план мероприятия работы с детским коллективом, которая способствует формированию благоприятного психологического климата и сплоченности в группе.

Для достижения поставленной цели ставились и решалась следующие задачи:

изучить психологические особенности детского коллектива;

определить понятие социально-психологического климата;

определить роль учителя в формировании коллектива;

разработать и использовать программу мероприятий для улучшения групповой сплоченности и психологического климата в группе;

определить психологический климат инструментального ансамбля.

Объектом исследования курсовой работы является групповая сплоченность и психологический климат в группе.

11 стр., 5254 слов

Социология коллектива и малых групп 2

Реферат: Социология коллектива и малых групп Содержание Введение 1. Понятие коллектива, основные признаки и классификация коллективов 2. Формирование социально-психологического климата в коллективе 3. Конфликты в коллективе и методы их разрешения Малая социальная группа, ее функции, виды: первичные, вторичные, формальные, неформальные 4. Формальные и неформальные лидеры в группе. Групповые нормы, ...

Предмет исследования курсовой работы — план мероприятий работы с детским коллективом, который способствует формированию благоприятного психологического климата в группе.

По ходу исследования применялись следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

наблюдение;

анкетирование;

сравнение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

.1 Психологические особенности детского коллектива

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. [4]

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... -психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на: преодоление стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации; адаптацию ребенка к новым условиям ... -либо заниматься, и в форме агрессивного поведения по отношению к другим детям и взрослым. Дети, которые плохо спят. Это может быть следствием как ...

К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. [6]

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков — создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии. [5]

Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.

12 стр., 5693 слов

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Пон

... социально-психологических аспектов групп и коллективов. Основные понятия: ассоциация, группа, диффузная группа, коллектив, конформность, корпорация, лидер, групповое давление, малая группа, межличностные отношения, референтная группа, социометрия, статус, условная группа, ядро коллектива, социально ...

В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом — значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме — общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела.[9]

1.2 Понятие социально-психологического климата

Понятие «социально-психологический климат» (социальная атмосфера) появилось в научном языке недавно наряду с такими интегральными понятиями, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и другие, которые получают все большее распространение в современной науке и практике [3].

Эти понятия возникли по аналогии с географическим понятием «климат», что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе. Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [18]. Данная аналогия позволяет определить характерные особенности социально-психологического климата: во-первых, это одна из сторон жизнедеятельности людей; во-вторых, он не одинаков в разных коллективах; в-третьих, он по-разному влияет на членов коллектива; в-четвертых, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

16 стр., 7521 слов

Психолого-педагогическая основа становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста

... факторы развития групповой сплочённости коллектива младших школьников. К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, прежде всего: сходство главных ценностных ориентаций членов группы; ясность и определенность групповых целей; демократический ...

Среди основных факторов социально-психологического климата в коллективе чаще всего выделяют взаимоотношения по вертикали (подчиыыненных с руководителями) и по горизонтали (между коллегами или партнерами по работе), их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимулирования и т. п.).

В зависимости от состояния всех этих факторов и складывается более или менее устойчивый специфический эмоциональный настрой членов коллектива, непосредственно влияющий на эффективность их совместной деятельности.

.3 Групповая сплоченность и ее особенности

В обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы, несомненно, занимают особое место. Это не только старейшая, но и, без преувеличения можно сказать, наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии — проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений, находятся в центре внимания исследователей многих стран.

Как осуществляется психологическое оформление, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

23 стр., 11147 слов

Групповая психотерапия

... ». Возникает чувство товарищества, ощущение групповой сплоченности. 4. Действие (выполнение работы) Это этап, на котором группа функционирует в полную силу. Члены группы эффективно работают в соответствии ...

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют различные интерпретации понятия групповой сплоченности, каждая из которых основана на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в малой группе.

Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов [20].

Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований:

сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д. В числе последствий агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуаций межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможно возрастание продуктивности группы,

4 стр., 1808 слов

Сплоченность в группах и коллективах

... психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и ...

сплоченность как результат мотивации группового членства описано Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.

Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных:

мотивационная основа тяготения субъекта к группе,

побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно,

ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия,

сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А.В. Петровским [16].

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы.

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

.1 Организация и методы исследования по определению психологического климата и групповой сплоченности участников инструментального ансамбля

группа коллектив сплоченность детский

Исследование проводилось на базе инструментального ансамбля музыкальной школы города Толочина. Группа детей была набрана в начале учебного 2014 года. В состав ансамбля входят десять детей в возрасте от десяти до пятнадцати лет. Исследование проводилось в течении первой четверти учебного 2013 — 2014 годов. Наблюдение проводилось мной на занятиях-репетициях,которые проходили два раза в неделю по два часа. С детьми работала по разработанному плану мероприятий.

Диагностические исследования детского коллектива позволят мне составить более полную картину уровня сформированности коллектива в конце первой четверти.

Для оценки результатов работы проведенной с учениками ансамбля я выбрала два метода: метод А. Н. Лутошкина и метод определения индекса групповой сплоченности Сишора. Данные методы позволяют взглянуть на сплоченность коллектива глазами не только руководителя, но и самих учащихся.

Метод А. Н. Лутошкина.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива я воспользовалась картой-схемой А. Н. Лутошкина.

В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до — 3 (Приложение 1).

Используя схему, читаются сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком + отмечается в средней части листа та оценка, которая наиболее соответствует истине. Значения оценок приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Значения оценок по методу А.Н. Лутошкина

ОценкаЗначение+3свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда+2свойство проявляется в большинстве случаев+1свойство проявляется достаточно часто0ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени-1достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа)-2свойство проявляется в большинстве случаев-3свойство проявляется всегда

Метод определения индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое — я определяла с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная-5).

Вопросы приведены в Приложении 2.

Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов группы:

, 1 баллов и выше — высокая;

, 6 — 15 — выше средней;

— 11,5 — средняя;

— 6,9 — ниже средней;

и ниже — низкая.

Результаты анкеты приыведены в таблице 2.2.

Таблица 2.1 — Значения оценок по методу А.Н. Лутошкина

№Имя ученикаНомер вопросаСуммарный результат123451Александра Д.55232172Анна К.45323173Вячеслав Е.55222164Евгения С.34222135Екатерина Д.45312156Николай Т.44221137Ольга Ш.44232158Павел С.5533218

Продолжение таблицы 2.1 — Значения оценок по методу А.Н. Лутошкина

№Имя ученикаНомер вопросаСуммарный результат123459Сергей В.452321610Яна Р.3422314

Для наглядности представим результаты проведение опроса в виде диаграммы.

Баллы групповой сплоченности по методу

Из диаграммы видно, что все результаты находятся в верхнем диапазоне, выше среднего значения 12. То есть получается благоприятный уровень социально — психологического климата в коллективе.

Проанализировав данные, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что применение разработанного плана мероприятий работы с детским коллективом позволяет улучшить групповую сплоченность и психологического климатадетского инструментального ансамбля.

.2 Мероприятия по работе с детским коллективом для улучшения групповой сплоченности и психологического климата

При составлении мероприятий по работе с инструментальным ансамблем я использовала апробированный в Украине групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.

Важным этапом мероприятий является коррекция или создание мотивации к обучению. Для этого используют ситуацию, решая которую группа обнаруживает свою компетенцию и начинает осознавать неадекватность своего поведения. На этом этапе тренинга используются групповые упражнения, дискуссии и разборы проблемных ситуаций для создания мотивации к обучению и одновременно для сплочения группы и выработки групповых норм.

Цель разрабатываемых мероприятий — повышение сплоченности, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Мероприятия направлены на развитие следующих навыков и умений:

доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

эмоционально сопереживать ровеснику;

сотрудничать и действовать сообща;

согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности детского коллектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Учителю важно распределять свое внимание так, чтобы каждый ученик получал его в равной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, которые испытывают трудности в общении с ровесниками. В целом поведение учителя должно выступать моделью партнерского общения, так как он является тем взрослым, который своим примером демонстрирует, как можно быть успешным в общении.

Мнения.

Это упражнение я применяла на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все дети по очереди называют одно-два из присущих им положительных качеств, что сразу создавало необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено, и в этом варианте стать методом коррекции поведения детей. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва ребята по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, описанному В. Тендряковым в повести Ночь после выпуска, я рекомендовала неприятные характеристики оформлять метафорически — волк-одиночка, ежик в тумане и другие.

Интервью.

Данное упражнение позволяет ребятам лучше узнать друг друга. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7. Я контролировала, чтобы по возможности через это упражнение прошли все ребята. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у интервьюируемого, на первых этапах занятия я предлагала им отвечать с частичной откровенностью или в маске — не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для раскачки оказалось интервьюирование в ролях: и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха. Это интервью стало прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.

Двойной диалог.

Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога — 5-7 минут. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).

Чувство другого.

Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всею три раза подряд.

Пересказ.

Предварительно ребятам дается задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как выступления подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из них произносит подготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать, с тем, чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать все то основное, что в нем было. Жюри из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заключение — коллективное обсуждение упражнения.

Театр.

Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения. После окончания спектакля проводилось его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

Еще один способ сплотить детский коллектив это школьные традиции. Это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Для учеников большие традиции — это участие в различных мероприятиях, в основном это концерты, посвященные праздникам 8 марта, 23 февраля, день матери, новый год и т.д. Также это детские конкурсы и фестивали.

Еще одна традиция — празднование дней рождений, когда имениннику дарят подарок, и каждый из ребят может сказать свои пожелания, а именинник угостить ребят.

Маленькие традиции это создание в классе подгрупп для организации дежурства по классу, распределения поручений, подготовки к различным мероприятиям. Причем в каждую группу входят дети разные по характеру и способностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы я изучила теоретические аспекты проблемы групповой сплоченности и психологического климата в группе, а именно изучила психологические особенности детского коллектива, понятие социально-психологического климата, определила роль учителя в формировании коллектива.

Для улучшения психологического климата и улучшения групповой сплоченности разработала мероприятия работы с детским инструментальным ансамблем. В соответствии с разработанным планом мероприятий обучалась группа ребят инструментально ансамбля на протяжении первой четверти учебного года. Для проверки эффективности разработанных мероприятий определила психологический климат группы ребят.

По результатам исследования выявлено, что разработанный план мероприятий эффективен для улучшения психологического климата группы и может использоваться учителями для работы повышения групповой сплоченности группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.

. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002.

. Возрастная и педагогическая психология под ред. Л.Я. Гозман и др., М.: 1984

. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М., Знание, 1988;

. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1987.

. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта. Минск, 2005.

. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.

. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М, 1988.

. Музафер Шериф. Психология социальных норм. Минск, 2005.

. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива М., 1984.

. Немов Р. С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.

. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека М., 1987.

. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 г.

. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995.

. Ольшанский Ф.Б. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна, М.: Педагогика, 1987 г.

. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998.

. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

. Янчук В.А Введение в современную социальную психологию. Изд.: АССАР , 2005.