Введение
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века отечественными специалистами, а именно — И.А. Сикорский, М.И. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина и др. Среди современных специалистов большой вклад внесли В.И. Селиверстов, Е.А. Дьякова, В.М. Шкловский, Е.Ф. Рау, Л.И. Белякова и многие другие.
Проблема заикания всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта, но оно не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля.
В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Заикание, возникшее у детей в дошкольном возрасте, вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих детей. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано, или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая эту проблему.
Актуальность проблемы преодоления заикания чрезвычайно высока в социальном плане. Заикание является следствием затруднения речевого общения. Речевой дефект мешает формированию нормальных коммуникативных отношений с окружающими людьми, так как у заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Заикание значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию, и влияет на эффективность процесса социализации ребенка.
Психологические проявления лжи в общение людей
... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... возрасте наиболее часто являются невербальные экстра- и паралингвистические признаки (речевые оговорки, паузы и речевые ошибки, повышение тона или понижение тона, более громкая и быстрая ...
Таким образом, проблемой нашего исследования будет выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и, вызывающих определенную форму заикания.
Цель исследования: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.
Объект исследования: заикание как сложная речевая патология.
Предмет исследования: причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что причины неврозоподобной формы заикания у дошкольников лежат в анамнезе, тогда как причиной неврозоподобной формы заикания будет психотравмирующая стуация.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
.изучить теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста;
.теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.
Методы исследования:
) изучение теоретических источников;
) интерпретационный метод — выявление связей между изучаемыми явлениями.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о заикании как сложном речевом расстройстве, его механизмах, в теоретическом выявлении причин возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с заиканием в процессе коррекционной работы с ними.
заикание дошкольный речевой патология
1. Теоретические основы изучения заикания как сложного речевого расстройства
.1 Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания
Со времен античности сложилось мнение о том, что заикание — это болезнь. Но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой. Общее мнение гласило: заикание — или проявление какого-то таинственного заболевания организма, или результат неправильного строения органов речи.
Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...
... жизни ребенка. Цель исследования - разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.. Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста. Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего ...
В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины — логопедия (в переводе с греческого — «воспитание речи»), важным разделом которой стало лечение заикания. Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Первоначально данное нарушение называли «battarismus» от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего первый слог слова. Заикались: египетские фараоны, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др. Врачами было сформулировано понятие заикания как сложного нарушения речи, проявляющегося расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции.
Заикание является тяжелой речевой патологией, которой страдает от 2 до 5 % населения. Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. В период допубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1/3-4 [1. С. 10-11]. Как отмечает профессор И.А. Сикорский, это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария мозга женщины сравнительно с мозгом мужчины. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 / 1 [23. С. 7-8]. Среди детей домов ребенка, детских домов, школ-интернатов заикание встречается чаще, нежели в обычных детских садах и школах, так как сказывается ранний отрыв детей от родителей. Отмечается, что в сельской местности — 0,8-0,9% детей имеющих данную проблему (И.И. Демина, О.Г. Мороз), а в городе — около 2%, (М.Е. Хватцев и др.).
Это можно объяснить тем, что в сельской местности более спокойная окружающая обстановка, размеренно-неторопливый ритм жизни, благотворное влияние природы [23. С. 8].
В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [25. С. 11]. Заикание может проходить уже к 5 годам, но не редки и случаи длительного его проявления [25. С. 12].
На рубеже XVII-XVIII вв. многие ученые и исследователи совершали попытки объяснить заикание как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, анатом Санторини пытался найти у заикающихся отверстия в твердом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. В свою очередь профессор Вутцер, в XIX в. находил ненормальные углубления в нижней челюсти, в которые прячется кончик языка заикающихся при своем движении. Эрве-де-Шегуан обнаруживал при заикании неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотное прикрепление языка короткой уздечкой. Английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шультесс связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов, а конкретно судорожным закрытием голосовой щели. Профессор Беккерель, удостоенный специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Французский врач Итар, американская учительница Ли, немецкий хирург Диффенбах находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта [12. С. 22].
Периоды развития теории управления
... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...
В начале XX в. И.Ю. Абелева отмечает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.
Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи. К.И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяя в нем фазы. Первая — собственно возникновение заикания, когда функциональные расстройства моторной функции коры поступают под влиянием сверхсильного раздражителя. Для данной фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно — соматические реакции, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Преобладание психогенных моментов характеризуют вторую фазу [12. С. 24].
В конце XIX в. многочисленные исследования ученых позволяют определять заикание как сложное психофизическое расстройство, в основе которого, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, при этом психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский).
Такие исследователи, как Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие психических недостатков.
К речевому недоразвитию детей заикание относит Р.М. Боскис, которая называет его заболеванием с лежащими в его основе речевыми затруднениями. Данные затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее. Р. Е. Левина сущность заикания находит в нарушении коммуникативной функции речи, конкретно в изучении грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает.
Возникшие речевые затруднения зависят как от типа нервной системы, так и от общего и речевого режима. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания.
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...
... процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли [19]. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Л. С. Выготский [3] подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального ...
1.2 Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разрешающих факторов, после которых непосредственно возникает указанный вид нарушения речи.
К началу XX в. все многообразие объяснения механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
·Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации).
Данное направление было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского. Ученые, поддерживающие эту теорию подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. Заикание ими было объяснено, как судорогоподобные спазмы.
·Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
·Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой [13, 14].
Исследователи, с одной стороны, считали, что человек, имеющий заикание старается всячески ограничить речевое общение с окружающими, тем самым замыкаясь в себе, с другой — посредством демонстративного страдания пытается возбудить сочувствие окружающих.
Дальнейшим этапом в изучении заикания, стали учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.).
Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. По мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития. Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности [32. С. 17].
Заикание возникает в раннем возрасте при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Б. Мезони).
Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной ...
... а также регулирующие жировой, белковый, углеводный и водно-солевой обмен. В деятельности вегетативной нервной системы гипоталамус играет такую же важную роль, какую играют ... низкой плотностью. Заболевание носит название несахарного мочеизнурения. Подбугорная область тесно связана с деятельностью гипофиза. В крупных нейронах надзрительного и околожелудочкового ядер гипоталамуса образуются гормоны - ...
До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать как с клинических и физиологических позиций, так и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических.
Нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Психолингвистический аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося [13, 14].
Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
) рождение замысла высказывания во внутренней речи;
) звуковая реализация высказывания [19. С. 255].
В разных структурах речевой деятельности данные фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И.Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличие у говорящего коммуникативного намерения,
программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.
Таким образом, несмотря на различные представления о механизмах развития заикания, все исследователи сходятся во мнении о том, что данная патология является расстройством деятельности центральной нервной системы. Изучение механизмов заикания позволяет понять его симптоматику и причины возникновения, которые неоднородны по своей структуре.
1.3 Симптоматика заикания
Симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Характерными первыми признаками проявления заикания могут быть:
vупотребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
vповторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
vвынужденные остановки в середине слова, фразы;
vзатруднения перед началом речи [20, 29].
Важным фактором в определении заикания является наличие судорог, возникающих при попытке начать речь, при непроизвольных сокращениях мышц речевого аппарата. Судороги при заикании подразделяют на клонические, тонические и смешанные. Когда ребенок только начинает заикаться, наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-кот, ма-ма-машина).
Общее недоразвитие речи у детей
... грамматического строя речи значительно отстает от нормы. Речевые артикуляции нарушены. Диалогическая и монологическая речь развивается плохо. В школе дети с этой формой заикания не могут ... усвоить программу самостоятельно. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ Теоретически ...
Когда заикание закрепляется, речь начинает изобиловать тоническими судорогами: остановками, паузами и «провалами» в начале и середине слов (п…ривет, к…рот).
По месту локализации различают дыхательные, артикуляционные и голосовые судороги. При дыхательных судорогах создается впечатление, что ребенку не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комок. Артикуляционные судороги вызывают перекашивание губ, вываливание языка, уход в сторону нижней челюсти. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д), реже и менее напряженно — щелевых. При голосовой судороге ребенок что-то говорит, вдруг голос срывается, малыш беспомощно открывает рот, но речь отсутствует. Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
vСмыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).
vРазмыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).
vВокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).
Чаще встречаются дыхательные и артикуляторные судороги, реже — голосовые. Помимо судорог, заикающиеся дети страдают нарушением дыхания и нарушением голоса [15. С. 7-10].
При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:
)экспираторная (судорожный выдох),
)инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
)респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
Дыхание заикающегося ребенка поверхностное, дискоординированное, дискретное. При дыхательном и речевом акте не задействована диафрагма. Диафрагма — непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких, и обеспечивающая правильную вентиляцию легких. Чем больше стаж заикания, тем тоньше и слабее становится диафрагма, а человеку тяжелее дышать и говорить. Ребята пытаются изменять свой голос, думая, что этой трансформацией скроют речевой дефект. Голос заикающихся часто гнусавый, имеет ярко выраженный носовой оттенок, иногда писклявый, визгливый, скрипучий. Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности, фиксация на своем дефекте.
Выделяют 3 степени тяжести заикания:
vЛегкая степень — дети свободно вступают в общение любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.
Проблемы заикания у детей дошкольного возраста
... рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать "срыв" речи - заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. ...
vСредняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата — дыхательном, голосовом, артикулярном — во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.
vТяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи [1, 4].
В проявлении заикания характерными являются различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру эти расстройства могут быть произвольными и непроизвольными (насильственными).
Произвольные — это те уловки, которые заикающиеся употребляют с целью замаскировать свою трудную речь, или ее облегчить. Уловки бывают двигательные и речевые. Двигательные уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. К ним относятся сжатие кулаков, зажмуривание глаз и др., которые заикающийся употребляет перед тем, как что либо сказать. Речевые уловки чаще всего появляются при звукофобии, когда ребенок понимает, на каких звуках у него возникает судорога, и для того, чтобы не употреблять их в своей речи, использует эмболы, так называемые слова-паразиты [9. С. 16]. Эмболы у дошкольников простые по составу: «а»«, «ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им. Иным проявлением речевых уловок является замена трудных слов, на более легко произносимые, либо вставкой перед трудным словом гласного (а-а-а-акнига, а-а-апечка).
Изредка они проявляются в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К непроизвольным (насильственным) движениям относятся, прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте. Б.И.Шостак отмечает нередкие случаи насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук [10, 12].
Для заикающихся детей характерно наличие вегетативных расстройств, которые выражаются в покраснении /побледнении кожи лица, тела, в проявлениях вегето-сосудистой дистонии, проявляющейся в наличии мокрых ладошек, лабильности ощущений [17. С. 31].
Таким образом, заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными факторами. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего XX века. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания. Изучение механизмов заикания и его проявлений помогает понять причины этого речевого нарушения, которые по своей структуре сложны и неоднородны.
Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в ...
... части данного исследования мы рассмотрели условия коррекционной работы, направленной на развитие речи детей с ОНР 3 уровня. Экспериментальная часть данной работы состояла из ... интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Г.А. ...
2. Причины возникновения заикания
.1 Предрасполагающие и вызывающие факторы возникновения заикания у детей дошкольного возраста
До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.
Еще в XIX веке Хр. Лагузен к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание [6, 16].
Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).
Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.).
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его [28, 29].
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка.
невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы [32. С. 17].
конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности);
наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);
поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания [1. С. 30]. Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с леворукостью. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент леворукости в популяции.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
Среди производящих причин выделяются:
vанатомо-физиологические;
vпсихические;
vсоциальные;
Анатомо — физиологические причины представляют собой:
·физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
·травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга;
·органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
·истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
·несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
По мнению И.А. Сикорского, среди психических и социальных причин самым существенным толчком к развитию заикания служит испуг (67,5%) и в ряду случайных или производящих причин он занимает первое место. Большое влияние на возникновения заикания оказывают такие факторы, как длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка. В настоящее время, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания [3, 31]. В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами [21. С. 27].
Таким образом, к производящим психическим и социальным причинам можно отнести следующие:
·хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
·острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
·неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
·перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
·полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
·подражание заикающимся;
Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.
Данные причины могут привести к возникновению двух клинических форм заикания: невротической и неврозоподобной.
2.2 Причины возникновения невротической формы заикания
Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением тонико-клонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Артикуляторные механизмы устной речи у детей с невротической формой заикания остаются функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.
Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии [1. С. 24]. Речевой онтогенез имеет у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени , составляющий от 2 до 3 месяцев дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций. Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается «смазанность» произнесения звуков в речевом потоке [1. С. 24]. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.
У детей, имеющих данную форму заикания, чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения, как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развита в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены [3, 8].
Перед возникновением заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, робость, колебания настроения (чаше в сторону сниженного), тревожность, обидчивость, нетерпеливость, плаксивость. У некоторых детей в возрасте от 2-5 лет наблюдаются страхи (невротический энурез, боязнь темноты и др.).
Такие дети трудно привыкают к новой обстановке, плохо переносят условия детского сада.
В основе невротической формы заикания лежит логофобия, которая с возрастом становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах [27. С. 51]. Эта форма заикания характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, при утомлении заикание усиливается.
Невротическая форма заикания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении выраженность заикания не бывает сильной, тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается [1. С. 24]. Изменение окружающей обстановки в лучшую сторону, общее оздоровление организма ребенка, адекватные лечебно-педагогические мероприятия способствуют достаточно быстрой обратной динамике речевого нарушения. При неблагоприятном течении невротической формы заикания появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который часто генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. В семьях детей, у которых имеется неблагоприятное течение заикания, бытуют нередко неправильные формы воспитания, способствующие хронификации речевой патологии.
Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции, а также наедине с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок. Значительное улучшение экспрессивной речи наблюдается у таких лиц в процессе логоритмических занятий, аутогенной тренировки, под влиянием психотерапии, гипноза [31, 10].
В основе невротической формы заикания лежат острые или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание).
Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Невропатические состояния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5% случаев невротического заикания.
Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, двуязычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы встречаются в 60,8% случаев невротического заикания [12, 17]. Особое место среди факторов внешних условий заикания принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.
Таким образом, причины возникновения невротического заикания оказывают существенное влияние на его симптоматику. Этиологические факторы, способствующие появлению невротической формы заикания, сложны и не сводятся к пережитой ребенком психической травме.
2.3 Причины возникновения неврозоподобной формы заикания
Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Известно, что данная форма встречается в 51, 4% случаев, нежели невротическая и смешанная. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности перинатального, натального или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом, который проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности [24, 19].
Неврозоподобная форма заикания возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Для такой формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах нижней возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко наблюдается нарушение тонуса мышц языка, его «беспокойство», недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобным заиканием фиксируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое [21, 18].
Особенно ярко отличие от нормы проявляется в речевом развитии. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная, фразовая речь формируется к 3 годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. При общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Отмечается медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха. Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы [7, 1]. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (межзубный сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).
Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, ограничены. Больные затрудняются с выполнением проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость моторных навыков [11. С. 31]. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики.
Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. Большинство самостоятельно не исправляют двигательные ошибки. Словесная инструкция по двигательным задачам оказывается недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
Неврозоподобные состояния по своей симптоматике напоминают неврозы. Они возникают вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы. По своей природе эти состояния являются органо-функциональными, при которых, несмотря на наличие органического поражения мозга, имеется целый ряд расстройств функционального характера [1. С. 24]. При такой форме в анамнезе зачастую отмечают тяжелые токсикозы беременности с угрозами выкидыша, асфиксию в родах и т.д.
Таким образом, появлению неврозоподобной формы заикания способствуют органические, сосудистые и другие поражения центральной нервной системы.
Выделение двух клинических форм заикания — невротической и неврозоподобной — позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности, как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Данные об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание.
Заключение
Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником. Поэтому вопрос заикания в настоящее время представляет значительный научный и практический интерес.
Проблемой нашего исследования было выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и вызывающих определенную форму заикания.
Проведенное нами исследование было направлено на теоретическое выявление причин, вызывающих различные формы заикания. В ходе исследования была достигнута поставленная цель: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были решены следующие задачи:
.Изучены теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста. В ходе нашего исследования мы выявили, что заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными факторами. Изучение механизмов заикания, его проявлений, помогло нам понять причины заикания, которые по своей структуре сложны и неоднородны.
.Выявлены причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Рассмотрев их, мы выяснили, что некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
Мы выявили, что в основе невротической формы заикания лежат острые или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями и изменение привычного жизненного стереотипа, тогда как в основе неврозоподобной формы заикания лежат неврозы, возникающие вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.
Значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о причинах, вызывающих различные формы заикания.
В дальнейшем мы планируем подробно изучить проблему заикания у детей дошкольного возраста и на основании его проявлений установить причины, вызвавшие это нарушение.
Список использованной литературы
.Белякова, Л.И. Заикание: хрестоматия [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М.: Академия, 2003. — 304 с.
.Вессарт, О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании [Текст] / О.В. Вессарт. — М.: Владос, 1986.
.Власова, Н.А. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Власова. — М.: Просвещение, 1974. — №7.
.Волкова, Г.А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. — М.: Прометей, 1991.
.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989. — 527 с.
.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
.Выгодская, И.Б. Устранение заикания у дошкольников в игре [ Текст] / И.Б. Выгодская, Е.А. Пеллингер, Л.П, Успенская. — М.: Просвещение, 1984.
.Драпкин, Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков [Текст ] / Составители: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
.Дьякова, Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Просвещение, 1992.
.3ееман, М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т. Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Владос,1997.
.Калачева, И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием [Текст] / М.: Владос, 1992.
.Кён, Р. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных, педагогических учебных заведений: В 2 т.,T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997.
.Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы [Текст] / Г.Н Крыжановский. — М.: Медицина, 1997. — 352с.
.Кузьмин, Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений [Текст] / Ю.М. Кузьмин. — М.: Владос, 1989.
.Левина, Р.Е. Заикание у детей [Текст] / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1975.
.Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников [Текст] / С.В. Леонова. — М.: Владос, 2004. — 128 с.
.Либманн, А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 1997.
.Ляпидевский, С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1968. — 114с.
.Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. — М.: Владос, 1997. — 304с.
.Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей [Текст] / С.В. Меньшикова. — Казань: «Лиана», 1999. — 112с.
.Миронова, С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Владос, 1975.
.Миссуловин, Л.Я. Заикание и его устранение / Л.Я. Миссуловин. — СПб.: ООО «СЛП», 1997. — 144с.
.Неткачев, Г.Д. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997.
.Пеллингер, Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам [Текст] / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. — М.: Просвещение, 1995. — 176с.
.Pay, Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии [Текст] / Состав.: Н.П. Вайзман. — М.: Просвещение,1992.
.Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] / В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2001.
.Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу [Текст] / С.Б. Скобликова. — М.: ООО «РусНеруд», 2010.- 212 с.
.Скобликова, С. Б. Заикание в вопросах и ответах [Текст] / С. Б. Скобликова. — М.: Просвещение, 2011. — 276 с.
.Станишевская, Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. под ред. Г.В. Морозовой.- М.: Владос, 1984. — с. 98-106.
.Чевелева, Н.А. К вопросу о заикании у детей [Текст] / Н.А. Чевелева. — М.: Владос, 1977. — №1.
.Шкловский, В.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 2 / Составители: Л.И. Белякова , Е.А. Дьякова. — М. : Просвещение , 1994.