Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образовательный процесс
1.1 Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды……4
1.2. Обучение и преподавание. Закономерности педагогического процесса…………………………………………………………………………8
13.Принципы образовательного процесса……………………………………….9
Вывод по главе 1 ………………………..………………………………3
Глава 2 Практическая часть
2.1 Новые подходы к преподаванию и обучению…..………………..31
2.2Исследование………………………………………………………..36
Вывод по главе 2……………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………………..43
Приложение…..………………………………………………………………45
Введение
В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий. В жизни каждого из нас многое зависит от образования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальном этапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуального становления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией. Поэтому изучение данных принципов актуально.
Цель моей курсовой работы — это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 4 задачи достижения поставленной цели:
1 — изучение литературы, правильный выбор информации;
2 — исследование принципов образовательного процесса методом тестирования, проведенным между преподавателями педагогического университета, студентами 2 курса физического факультета педагогического факультета и школьниками;
Педагогические принципы Ушинского:
... праву считается основоположником научной педагогики в России. Педагогические принципы Ушинского: Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических ... начал в воспитании гармонично развитой личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Первая ее часть означает ... практику, но и на глубокое знание теории. В процессе об-я разделял 3 стадии: 1) наблюдение за ...
3 — изучить новые подходы к преподаванию и обучению
4 — на основе полученных данных выяснить какие принципы образовательного процесса являются наиболее важными и какие наиболее используемые.
Впервые эти принципы охарактеризовал Я. А.Коменский в середине XVII в. (его «Великая дидактика» была завершена в 1632 г., издана на латинском языке в 1657 г).
Свою Дидактику основоположник педагогики определял, как «универсальное искусство учить всех всему, или верный … способ создавать.. такие школы, в которых бы все юношество… можно обучать наукам, совершенствоваться, а нравах, исполняться благочестии и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Обучение и учение, по Коменскому, это не только освоение наук, но и воспитание нравственности, и развитие творческих способностей учащихся. Обучение наукам, искусствам, языкам — это лишь первые опыты. Настоящая же работа — «… в изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными». Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».
То есть, понимая под обучением весь процесс формирования личности, Я.А.Коменский и свои основоположения (принципы Дидактики) формулировал в качестве принципов деятельности школ как «мастерских людей». И не только школ, но всех, кто занимается воспитанием. Поскольку же задачи воспитания нужно решать (всеохватно и всенародно), то основоположения Коменского это фактически принципы педагогического процесса. Так, например, излагая одно из основоположений прочности обучения и учения, Коменский иллюстрирует его примером из воспитания нравов: нужно развивать нравы путем внутреннего преодоления страстей, а не преподавания поверхностного очерка учения о нравственности. Суть этого основоположения: «правильно обучить… — значит раскрывать способность понимать вещи; …ничему не учить, опираясь только на одни авторитет; но всему учить, при помощи доказательств…; ничего не преподавать одним аналитическим методом, а предпочтительнее преподавать синтетическим».
Глава 1. Образовательный процесс
1.1 Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды
Обучение- совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия.
Выделяют 4 этапа формирования и реализации целей образования в обучении; 1) изучение объективных целеобразующих факторов и определение общей цели образования; 2) воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, методических руководствах; 3) осуществление целей обучения в деятельности педагогов; 4) осознание целей образования и обучения учащимися и сознательное стремление соответственно организовать свое учение.
Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч.
... Содержание учебной программы Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч. – Культурно – исторические основы – 15ч. – Социально ... чувства ответственности; содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Особенностями рабочей учебной ... области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в ...
Компоненты обучения: 1) содержание обучения- учебный предмет, в котором систематизированы знания для усвоения учащимися определенного класса; 2) преподавание- деятельность педагога, заключающаяся в создании мотивов учения у детей в изложении содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в руководстве их самостоятельной работой по изучению и применению знаний, в проверке знаний, умений; 3) учение- разносторонняя учебная деятегльность учащихся, включающая умственные и физические действия; 4) материальные средства обучения- учебники, пособия, технические приспособления, приборы и т.п. Т.о. в процессе обучения ученик усваивает знания, способы деятельности, получает опыт творческой деятельности, эмоционального отношения.
Логика учебного процесса: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению. Роль учителя в том, чтобы вызвать у школьников потребность в приобретении знаний; б) восприятие учащимися нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решение проблем. Важно чередовать различные формы и методы организации этого этапа; в) процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т. п. На этом этапе происходит обучение различным приемам умственной деятельности; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на привитие учащимся умений и навыков; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.
Функции процесса обучения: 1)Образовательная — учащиеся приобретают знания, умения, навыки. Знания- это факты, понятия, законы и закономерности, теории, обобщенная картина мира. Умения- действия, направляемое четко осознаваемой целью. Навык- автоматизированное действие. 2) Воспитательная — формирование взглядов, чувств, ценностей, привычек поведения. 3) Развивающая — развитие психомоторной, сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер личности.
Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, по методам, средствам обучения. В современной школе используются три относительно обособленных вида организации учебного процесса: 1.объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным; 2. проблемное обучение; 3. программированное.
Сущность объяснительно-иллюстративного обучения: объяснение в сочетании с наглядностью- главные его методы, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Преимущества: объяснительно-иллюстративное обучение экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Недостатки: преподнесение готовых знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении; незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение: организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом этого обучения выступает создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения, когда возникает потребность что-то понять, осмыслить. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть трудной, но посильной для учащихся. Далее учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Затем происходит приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы.Анализ ...
... для него. Под исследованием понимается - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности человека [17]. Исследовательское обучение - это самостоятельное освоение учащимися окружающего мира путем изучения его объектов, ...
Основная цель программированного обучения — улучшение управления учебным процессом. При линейном программированном обучении ученик в случае ошибки повторяет все задание и ошибку ищет сам, а при разветвленном программированном обучении ученику указываются его ошибки и дается задание повторить именно тот раздел, который вызвал при первоначальном изучении затруднения и ошибки. Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
— учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы)
— учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
— каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
— при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
— при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
— каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
— результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
— педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
— в учебном процессе широко применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Преимущества: постоянная обратная связь, возможность индивидуализации обучения. Недостатки: большие затраты времени на полное усвоение материала всеми учащимися, высокие требования к эффективности самостоятельной работы ученика. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач: предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов и т.д. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское ...
... тройках. Выделить сущностные характеристики основных направлений процесса формирования личности в обучении, воспитании, развитии. Использовать термин, обозначающий направление воспитания и развития, если его применение ... развитию ребенка. 6. Методика Николая Зайцева Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия ...
Эффективность обучения повышается при интеграции всех видов обучения.
1.2. Обучение и преподавание. Закономерности педагогического процесса
Педагогический порцесс невозможно представить без одновременного осуществления преподавания и обучения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без обучения, а обучение без преподавания становится элементом процесса самообразования. Как считает наука, явления и процессы природы и общества протекают и развиваются по законам. Педагогические процессы тоже подчинены законам, как социальные процессы. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. То есть утверждается, что так может пойти обучение и обычно так и идет. Но поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее знать закономерности означает понимать, как устроено воспитание/обучение и как действовать в разных ситуациях. В этом и состоит значение теории: она объясняет закономерности, научные основы, применение которых способствует совершенствованию практики. Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.
1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Установлено, что цели воспитания зависят от социально-экономической ситуации общества и других его характеристик.
2. Связь между обучением и воспитанием. Она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство, о чем было сказано выше.
3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности. Педагогика и психология выделяют виды деятельности школьников, устанавливаются связи между ними и другими компонентами воспитания.
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.
Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики
... характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных ... Маслова Л.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры// Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995. 10. Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)//Избр. пед. ...
5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей, от психологической атмосферы в окружении.
На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса — ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов.
1.3. Принципы образовательного процесса
В дидактике принципы образовательного процесса обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения содержания, форм, методов и организации обучения. Благодаря специфике процесса обучения в учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются принципы, отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах.
Дидактические принципы отражают взаимосвязи в теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обучения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между педагогическим и трудовым процессами; между руководст……..
Список используемой литературы:
1.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:1982г.,с.242-404.
2.Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.
3.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,1987
4.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с., с.129-192.
5.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.
6.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 423с., с. 199-224.
7.Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание — М.: Школа — Пресс, 2000г., с.186.
8.А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.143-184
9.Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И.Журавлева. М., 1988
10.Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге 21 века. М., 1999
11.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Соч. в 6-ти тт. Т3. М.,1983
12.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995
13.Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 1998.
14.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
15.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988
16.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
17.Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1998
18.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986
Принципы обучения психологии
... Принципы обучения психологии Принципы обучения - это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения и зависящие от целей обучения. Принцип ... мифологических, сценарных произведениях, т.е. создавать ;пространство развития у студентов интуитивного, чувственно-образного символического сознания Для того, чтобы ...
19.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000
20.Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997
21. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.