Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..………………3

1.Теоретические аспекты исследования особенности восприятия речи учителя, учащимися с репрезентативными системами разного типа…….5 1.1 Репрезентативные системы человека……………………….……..…………5

1.2 Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа ………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Стремительный темп развития современного общества, расширение информационной сферы, опыта, который необходимо транслировать в процессе социализации, ставят перед системой образования новые задачи.

Необходимо отметить, что проблема обучаемости на сегодняшний день является открытой: в науке нет единого мнения относительно того, как ее рассматривать и как диагностировать. В зависимости от того, какого взгляда придерживается исследователь, выделяются и различные пути оптимизации процесса обучения.

В настоящее время можно наблюдать повышение интереса педагогов и психологов к применению технологий нейролингвистического программирования (НЛП) в образовании.

Использование идей НЛП позволяет реализовать индивидуальный подход к обучающимся, который в последнее время является весьма актуальным.

В последнее время значительное распространение получило понятие «репрезентативные системы личности» — т.е. системы поиска, приема и переработки информации из окружающего мира. Ведущей репрезентативной системой называют систему, в которой человек этот мир описывает. Несовпадение развития репрезентативных систем в подростковом возрасте">репрезентативных систем стало рассматриваться в практике психологической помощи как фактор формирования конфликтных отношений того или иного рода. Все чаще приходится сталкиваться с практическим использованием этого понятия в психологическом консультировании.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... нейрон. Сенс образ - субъективное проявление объективной работы рецепторов. Типы торможения в сенсорных центрах разных уровней. Принципы двусторонней симметрии и разделения сенсорных потоков. ... анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

Однако понятие репрезентативных систем было выведено эмпирически, и российскими психологами не проводилось научных исследований, посвященных ему. Поэтому своевременным представляется и экспериментальное изучение влияния несовпадения репрезентативных систем на восприятие детьми учителя, и попытка рассмотрения проблемы репрезентативных систем с позиций отечественной психологической науки. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель исследования: изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа.

Объект исследования: учащиеся школы.

Предмет исследования: особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать репрезентативные системы человека;

2. Выявить роль репрезентативной системы в формировании успешности школьников;

3. Изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа.

Теоретической основа: Кулагина, И.Ю., Мандель, Б.Р., Павленко, П.Д., Савенков, А.И., Фомина,А.Н., Эриксон, М.

Структура курсовой работы Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ

С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА

1.1. Репрезентативные системы человека

Эффективность коммуникации издавна является предметом внимания психологов, психотерапевтов и педагогов. Многие научные труды посвящены изучению механизмов и описанию приемов и способов эффективной коммуникации. В отечественной психологии эта тема получила развитие в работах В. Н. Мясищева, который выделил в процессе общения три взаимосвязанных компонента:

1) психическое отражение друг друга в процессе общения;

2) обращение их друг с другом.

3) отношение друг к другу участников общения/

iРазделение iцелостного процесса общения на iсоставные iчасти представляется очень iценным методологическим приемом, облегчающим iзадачу исследования коммуникаций. Таким образом, создается возможность iпоследовательного изучения компонентов общения, а iтакже их взаимосвязи. iПодход, предложенный В. Н. iМясищевым, iпозволил развернуть iисследования, имеющие как теоретическое, так и iпрактическое значение в области медицинской iпсихологии[8,230].

iВажная общепсихологическая задача — iвыяснение содержания, структуры и форм iпроявления при реальном взаимодействии с iлюдьми iкоммуникативного блока качеств личности, от iкоторого зависят общая успешность ее iобщения и диапазон колебаний этой iуспешности в связи с iизменениями в условиях общения.

iНемаловажной задачей является iвыяснение роли других блоков iсвойств в структуре личности, а iтакже и отдельных черт в них, которые, iсопрягаясь с блоком коммуникативных iчерт личности, меняют ее iхарактеристики как объекта и субъекта iобщения, более или менее сильно iвлияют на процесс познания ею других iлюдей, на особенности iэмоционального отклика, который они у нее iвызывают, и на ее обращение с iними»[8,234].

Изучение iрепрезентативных систем iличности представляет iсобой попытку iосмыслить одну из составляющих iпроцесса общения, определяющую iсвоеобразие коммуникаций конкретной iличности, ее вклад в iпроцесс понимания человека человеком.

5 стр., 2235 слов

Социальная психология общения : структура, функции, виды общения

... в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения); Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых ... систем, с другой); Социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами ...

iКонцепция репрезентативных систем iпришла в психологию из нейролингвистического iпрограммирования, которое в течение последних лет получило iширокое распространение среди практических психологов и iпсихотерапевтов как один из инструментов iпсихотерапевтического вмешательства. iПостоянно организуются семинары по iобучению новых и новых iпрофессионалов этой технике, но до сих iпор в отечественной iпсихологии не проводилось сколько — нибудь серьезных iисследований iположений, лежащих в ее основе. Здесь мы iпредпринимаем попытку рассмотреть iимеющиеся научные исследования и iпрактические результаты применения iконцепции репрезентативных систем.

Основываясь на iнаблюдениях за работой таких iпсихотерапевтов, как В. Сатир, М. Эриксон и Ф. iПёрлз, основатели НЛП Бэндлер и iГриндер сделали iвывод, что одна из основных их целей — это iприближение, присоединение к iпациенту через использование его iведущей репрезентативной системы. iИзучение стиля работы корифеев iпсихотерапии позволило iБэндлеру и iГриндеру предположить, что эффективность коммуникации iмежду людьми (в частности, между психотерапевтом и пациентом) iможет быть повышена путем определения iрепрезентативной системы iпациента и затем ее использования, с тем чтобы iпомочь ему изменять свое iповедение[5,96].

iЧеловек перерабатывает сигналы, iполучаемые им из окружающей iдействит……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бэндлеp, P. Гpиндеp Д. Pефpейминг: оpиентация личности с помощью pечевых стpатегий / Р. Бендлер, Воpонеж: HПО МОДЭК, 1995. — 200с.

2. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса: учебник, — М.: Академия, 2011. — 224с.

3. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай, учеб.пособие. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 240 с.

4.Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова, учеб.пособие для СПО. — М.: Академия, 2010. — 288 с.

5. Гуружапова, В.А. Педагогическая психология / В.А. Гуружапова. учебник для бакалавров, под ред.. — М. :Юрайт, 2013. — 493 с./ В.А. Гуружапова.

6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова,: науч.-метод. пособие, Е.А. Стребелева. — СПб.: Каро, 2013. — 336 с.

7. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л. В. Карцева.: учеб.пособие. — 2-е изд. — М.: Дашков, 2013. — 224 с.

8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко, учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 400 с.

9. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, учеб.пособие, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический Проект: Трикста, 2011. — 420с.

10. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология / Б.Р. Мандель, учеб.пособие. — М. : КУРС : Инфра-М, 2012. — 368 с.

11. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев, учебник для бакалавров — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 817 с.

12. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии / Н.В. Матяш, Проектное обучение; учеб.пособие — М.: Академия, 2011. — 144 с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация) Понятие ... дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и социализации в целом. ...

13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2013. — 240 с.

14. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 267 с.

15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. — 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2012. — 192 с.

16. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 574 с.

17. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.

18. Савенков, А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Юрайт, 2012. — 659 с.

19. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 480 с.

20. Селивановой, О.А. Социальная педагогика / О.А. Селивановой. — М.: Юрайт, 2012. — 405 с.

21. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. — 2-e изд., перераб. и доп. — М. : Флинта : Наука, 2011. — 320 с.

22. Хамидуллина, Г.Р. Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона / Г.Р. Хамидуллина, Ф. Гафиуллина. — Казань: Познание, 2009. — 128 с.

23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2009. — 349 с.

24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 567 с.

25. Эриксон М. Гипнотические реальности / М. Эриксон. М.: Класс, 2009. — 360 с.