ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ 5

1.1.Физиология подросткового возраста 5

1.2.Трудновоспитуемость как психолого-педагогическая категория 6

1.3. Причины появления трудновоспитуемости и классификации по типам запущенности 9

1.4.Характеристика и особенности развития личности «трудных» подростков 14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ 17

2.1.Принципы воспитания «трудных» детей 17

2.2.Профилактика и коррекция поведения трудных подростков 21

2.3. Приемы и методы воздействия на личность трудных детей и подростков 24

Заключение 29

Список литературы 30

Приложение 31

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что глав­ным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошиб­ками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного много­образия выбора видов деятельности, не гарантирует относи­тельной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита­тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

15 стр., 7377 слов

Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале

... качества эстетического воспитания подростков: интегративный подход к организации и содержанию эстетического воспитания подростков; гибкие учебные планы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка; обеспечение педагогов ... нем стремление самому оказывать воздействие на деятельность медиа. Осознать необходимость введения медиаобразования оказалось непросто, но еще труднее оказывается организовать сам ...

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способ­ность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно?

Непросто помочь такому ребенку, организовать воспитательную работу с ним, найти ответы на еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией про­филактической и коррекционной работы с группой таких де­тей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а пред­принимались главным образом предупредительно-каратель­ные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не толь­ко не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Цель работы — значимость педагогического воздействия на «трудных» подростков.

Объект исследования — «трудный» подросток.

Предмет исследования — особенности приемов и методов работы с «трудными» детьми.

Основными задачами, которые мы ставили перед собой, являются:

· Ознакомление с понятие «трудный» подросток

· Выяснить причины появления трудновоспитуемости

· Изучить особенности развития личности трудных подростков

· Профилактика и коррекция поведения трудных подростков

· Особенности педагогической работы с «трудными» детьми

Гипотеза: В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

13 стр., 6296 слов

Волонтерство как форма работы с трудными детьми и подростками

Содержание стр. Введение ………………………………………………………………... 2 Организация волонтёрской деятельности.……………………………. 3 Разработка курса занятий по обучению волонтёров ……………...…. 7 Программа обучения волонтёров работе с трудными детьми и подростками по профилактике наркотической зависимости….…... 9 Приложение 1. Всеобщая Декларация Добровольчества ……………. 16 Приложение 2. Проект акции «Попробуй здоровье на ...

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

1.1.Физиология подросткового возраста

Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 11-14 до 15-17 лет).

В 11-16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 12-15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 11 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией, стремится больше узнать о противоположном поле. Так и возникают отношения между подростками и общение подростков.

1.2.Трудновоспитуемость как психолого-педагогическая категория

Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат — «трудные» дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.

5 стр., 2209 слов

Психологические условия сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ 1.1. Характеристика психологического здоровья 1.2. Психологическое здоровье детей и его уровни 1.3. Факторы риска нарушения психологического здоровья ВЫВОДЫ ГЛАВА II. Формирование психологического здоровья дошкольников. 2.1. Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности. 2.2. Организация и методы ...

В отечественных психолого-педагогических науках в 20- 30-х гг. XX в. данным термином обозначали практически всех детей, чьё обучение и воспитание представляли трудности. К трудным детям фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К трудным относили также беспризорников, малолетних преступников и др. детей, которых также характеризовали как «морально дефективных».

В работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского , А. Б. Залкинда и др. было показано, что моральная дефективность не является некоторой, изначально присущей отдельным особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение детей на нормальных и морально дефективных. В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому встречающееся иногда понятие «трудный возраст» достаточно условно; учёт возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не сколько для определённого возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

7 стр., 3039 слов

Трудный подросток как объект социально педагогической работы

... психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Профилактика и коррекция поведения трудных подростков (рекомендации родителям, социальным педагогам) Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с трудными подростками ...

В-третьих, «трудные» дети — особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, учителей, участии всех окружающих. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.

Понятие «трудные» дети обязано своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. В процессе дальнейших совместных научно-практических поисков выделялись новые направления, уточнялся и углублялся предмет исследования трудновоспитуемости как психолого-педагогического явления. В трудах современных педагогов, психологов, юристов и медиков представлен глубокий и обстоятельный анализ сущности и критериев различения типов трудновоспитуемости детей, раскрыты ее причины.

Так, М. А. Алемаскин, учитывая характер ведущей деятельности, уровень развития и проявления отрицательных качеств у подростков, а также типичные меры воспитательного воздействия, применяемые к ним, разработал структуру отклоняющегося поведения несовершеннолетних учащихся. «Трудновоспитуемые дети» в этой структуре, в отличие от «педагогически запущенных», «правонарушителей» и «несовершеннолетних преступников», определяются в соответствии с такими двумя взаимосвязанными критериями, как периодический характер нарушений дисциплины и принципиальная возможность коррекции их поведения со стороны семьи и классного коллектива.

Кроме того, М. А. Алемаскин выделил группу неблагополучных детей, которые не подвержены расстройствам нервной системы, психики и не нуждаются в специальном режиме и особых условиях воспитания. Это, по определению Л. С. Выготского, — «трудные дети в массовой школе».

В целом ряде психологических исследований представлено описание внутренних стимулов и внешних проявлений отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Д.И. Фельдштейн дифференцирует «трудных» подростков, учитывая характер доминирующих отрицательных потребностей и соответствующих им проявлений поведения. При этом для каждой из типологических групп предлагается специфический набор средств воспитательного воздействия, приемов перевоспитания.

28 стр., 13676 слов

Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты

... , специфику гендерных исследований в психологии; проблемы психологии половых различий, в частности, маскулинности, как следствие склонности к противоправному поведению несовершеннолетних подростков. Проблема гендерного подхода рассматривалась ... в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и ...

Исследования несовершеннолетних правонарушителей, проведенные Фельдштейном Д.И., показывают, что в основе нравственной деформации их личности лежат не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания. У данных подростков утрачен интерес к учению, фактически порваны связи со школой, что приводит к их отставанию от сверстников на 2-4 года по образованию.

При этом отставание, как и деформация……..

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2001. — 700 с.

2. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.

3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. — 221с.

4. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. — СПб, «Сударыня», 1998.

5. Бочкарева Г.Г. Психологические особенности трудновоспитуемых школьников. — М.: 2001.

6. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. — Минск, 2003.

7. Волков Б.С. Психология подростка. Уч. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.

8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

9. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Собр. соч. Т 5. — М, 1983.

10. Грищенко Л. А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. — Свердловск: 2006.

11. Дети с отклонениями в поведении // Под ред. M. С. Певзнер. — M.: 2001.

12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. — 1990, № 4.

13. Залкинд А. Б. Вопросы советской педагогики. — Л., 1926.

14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. — Л.: Медицина, 1988. — 244 с.

15. Зюбин Л М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. — М.: 2002.

16. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. — 2-е изд. — М., 1994.

11 стр., 5368 слов

Трудные дети 2

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный лингвистический университет Кафедра педагогики Трудные дети Курсовая работа Выполнила: студентка 4-го курса Фак-та немецкого языка 422 гр. Чалкина М.А. Проверил: научный руководитель Асс. кафедры Казакова Е.Е. Иркутск 2004 Содержание: Введение Глава I. 1. ...

17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. — М.: ТЦ Сфера, 2001.

18. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1997.

19. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., Просвещение, 1979.

20. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972. — 120 с.

21. Личко А. Е. Патологии нарушения поведения у подростков. — Спб.: 2001.

22. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. // Вопросы психологии. — 1998, №. 3.

23. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: 2004.

24. Мысли, идеи, принципы А.С.Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года) /Ред.-составитель В.В. Лушников. — Абакан: редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. — 140 с.

25. Мясищев В. Н. Трудные дети в массовой школе. — М.: 2001.

26. Печенюк А. М. Типичные педагогические ошибки в учебно-воспитательной работе с «трудными» подростками. — М.: 2004.

27. Прихожан А.М., Толстых H.H Трудные дети. — М.: 2005.

28. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Учебное пособие по детской и возрастной психологии — Самара. Издательский дом «Бахрам — М», 2002 — 656 с.

29. Раттер M. Помощь трудным детям. // Пер с англ. — М.: 2004.

30. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

31. Страхов И. В. Психология педагогического такта. — Саратов, 2002.

32. Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М.: Юрид. лит., 1991. — 336 с.

33. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. — М., 1999.

34. Фельдштейн Д.И Трудный подросток. — Душанбе, 1972.

35. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М., 1981.

36. Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. — М.: 2000.

37. Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными. Пер. с нем. — М, 2000.