Введение
Актуальность исследования заключается в том, что проблема толерантности в настоящее время получает все больший резонанс в мировом сообществе. В 1995 г. на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции в Париже государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности.
Этот документ был переведен на многие языки и ратифицирован более чем в пятидесяти странах, включая Германию, Россию, Францию, Испанию, Англию, Болгарию, Турцию и др. В период с 2000 по 2005 г. отдел по молодежной политике Организации Объединенных Наций организовал пять молодежных конференций, посвященных ознакомлению с различными культурами международного сообщества.
В конференциях принимали участие школьники из Польши, Германии, Дании, России и Украины. Безусловно, такое внимание к толерантности не могло не повлиять и на отношение к ней в Российской Федерации. За период с октября 2007 г. по март 2008 г. только в стенах Философского факультета и факультета Журналистики было проведено шесть встреч, посвященных проблеме этнических конфликтов и их разрешению. Такое общественное внимание к толерантности обязало науку, в частности психологию, более подробно исследовать это понятие.
На Западе, откуда пришла к нам толерантность, сам этот термин используется не только в социальной сфере, но также в инженерии, медицине, биологии и биохимии и многих других сферах. Толерантность становится новой чертой личности, а степень ее выраженности — новой мерой описания человека. (Бриль М.С., 2008)
Начальный школьный возраст — важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества.
В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Проблемы толерантности в современном обществе
... толерантность» и его актуальность в условиях современной РоссииСоциокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением ... Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и ... в связи с особенностями переживаемого периода истории - распада СССР, локальными войнами, ...
Цель исследования — изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие толерантности, механизмы ее формирования.
4. Выявить возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование толерантности.
5. Разработать педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников
6. Выяснить роль формирования толерантности у младших школьников в развитии общества.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников); анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
Структура курсовой работы — работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе Проблема формирования толерантности нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук. Так в философии толерантность изучается как экзистенциальное состояние человека (С.Е.Вершинин, Ф.Лоссано и др.), как исток социальной активности (А.И.Титаренко, В.В.Лекторский, А.В.Шестопал и др.), как особое состояние духовной жизни (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и др.).
В педагогике рассматриваются приемы и средства ее воспитания у детей как результат прямого воздействия взрослого без учета субъектности отношений (Б.С. Гершунский, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.).
В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость личности (Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А.Черкасов и др.), как личностная характеристика (А.Г. Асмолов, О.А.Кравцова и др.), как система установок и ценностей личности (И.Б. Гриншпун, Г.У.Солдатова и др.).
Психологами и педагогами разрабатываются программы формирования толерантности (Т.Н. Батенева, Р.Т. Гарданова, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.В. Разумовская, С.В. Мягченкова, П.В. Степанова и др.), предназначенные для детей разных возрастов. Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Ж. Лессэ, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н.К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой, Б. Уильяме и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, А.П. Оконешникова, Г.У. Солдатова и др. Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, Н.В. Бордовской, З.Н. Варбанец, И.А. Галицкой, Б.С. Гершунского, Ф.А.В. Дистервега, Н.И. Ильминского, П.Ф. Каптерева, П.И. Ковалевского, З.Ф. Мубиновой, А.А. Реана, В.Н. Сорока-Росинского, М. Уолцера, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения рассматривали А.Г. Абсалямова, Э.Г. Гарунов, З.Т. Гасанов, И.А. Дадов, В.А. Ким, В.П. Комаров, И.К. Шкьопу, З.К. Шнекендорф, Л.С. Ядрихинская и др.; технологические вопросы воспитания толерантности поднимали Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, Н.В. Мольденгауэр, Б. Риэрдон, В.А. Ситаров, И.З. Сковородкина, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, К. Фопель и др.
Основы процесса формирования межэтнической толерантности у младших школьников
... приемов формирования межэтнической толерантности у младших школьников. Цель исследования: определить методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования межэтнической толерантности у младших школьников. Предмет исследования: методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности у младших школьников. ...
Государственная позиция в отношении толерантности отражена в разработке федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы, одной из задач которой является разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. Неслучайно были объявлены всероссийские конкурсы: «Самая толерантная школа России», семейных плакатов «Школа толерантности» и др. Само появление такой программы свидетельствует о признании существования различных форм нетерпимости в обществе. Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы как в педагогической науке, так и других научных областях. В педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессовость и т.д.) [25, С. 74-77].
толерантность личность школьник
1.2 Понятие толерантности, механизмов ее формирования
Рассмотрим подходы к понятию «толерантность».
Изучение семантики термина tolerantia позволило сделать вывод о наличии трех пересекающихся значений, которые составляют основу определений данного феномена. Это: устойчивость, терпимость, допуск, допустимое отклонение.
В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту [9].
Л.В.Байбородова, Н.Г.Капустин, М.И.Рожков определяют толерантность как реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения, основой которой является коммуникативная компетентность субъектов взаимодействия [25, С. 172-176].
Результатом всестороннего рассмотрения литературы стал вывод о том, что в настоящее время не существует общепризнанной классификации видов толерантности, поскольку не выделены единые основания для нее.
Можно систематизировать существующие подходы к классификации видов толерантности таким образом [2]:
1. По объекту: межличностная, социальная, национальная, веротерпимость.
2. По проявлению: как безразличие, как снисхождение, как расширение собственного опыта.
3. По внутренней мотивированности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость.
4. По результатам: нравственно-конструктивная, нравственно-деструктивная.
5. По фактору устойчивости: внешняя толерантность, внутренняя толерантность.
Механизмы формирования толерантности
Рассмотрим механизмы формирования компонентов толерантности.
Под механизмом понимается последовательность состояний, процессов, свойств, обеспечивающих функционирование более сложной системы, действие чего-либо (Р.В. Габдреев, Е.И. Бойко, В.В. Никандров).
11 стр., 5015 слов
ПИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ...
... понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования младших школьников, важно учитывать, что в психолого-педагогической литературе существует два понятия детского чтения. ...
Разработкой психологических механизмов формирования толерантности занимались Л.М.Иванова, Е.Ю. Клепцова, О.Б. Скрябина, О.С. Ионина.
Обобщив выделенные разными авторами механизмы формирования толерантности, самыми важными можно назвать следующие:
1. Принятие — включение другого в индивидуальное пространство личности за счет понимания, эмпатии, ассертивности.
2. Идентификация — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом или группой. Она изначально является нейтральным процессом, но может иметь позитивные или негативные эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации.
3. Самоконтроль как волевой механизм толерантности подразумевает положительное, эмоционально устойчивое отношение в совместной деятельности и общении между индивидами.
4. Присвоение — это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта [2].
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
2) Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.
3) Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать.Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель — развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости. Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника [14, С. 31-40].
2. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников 2.1 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование толерантности В период младшего школьного возраста у детей возникают психологические изменения и преобразования, которые делают его сензитивным для формирования познавательного отношения к миру, расширения социальных контактов и соответствующих навыков (З.Фрейд, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман и др.) [6, С. 7]. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте распадается на отношения «ребенок — близкий взрослый» и «ребенок — социальный взрослый». Главная ее особенность — с поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности — учебной (В.В. Давыдов, О.А.Карабанова, Д.Б.Эльконин, Г.А.Цукерман и др.) [35, С. 18]. Учитель выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля (О.А.Карабанова, В.С.Мухина, Н.И. Непомнящая и др.) [35, С. 19]. Отношения со сверстниками также преобразуются в две системы: игровые — дружеские и отношения как с партнерами по учебному сотрудничеству. Все это позволяет констатировать факт расширения возможностей формирования толерантности, поскольку появляются новые субъекты идентификации. Ведущая учебная деятельность предполагает развитие способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самоизменению. Основной результат учебной деятельности — изменение самого субъекта этой деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) [35, С. 21]. В рамках деятельностного подхода выделяют новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексия, внутренний план действий, способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии (О.А.Карабанова, В.В.Давыдов и др.).
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой ... в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или ...
Расширяется роль понимания в самопознании (Е.А.Сорокоумова).
Для нашего исследования важным является развитие рефлексии как осознания человеком своего действия и его планирование. Учебная деятельность требует от ребенка ответственности и способности ее формирования как черты личности. Несомненным достоинством данного возрастного периода является то, что ребенок открыт влиянию взрослого (Л.А.Венгер, Е.Е.Кравцова и др.) Следовательно, формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде может быть не только целесообразно, но и продуктивно. Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху Можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы формирования толерантности в начальной школе: Это противоречия между: — возрастными психологическими возможностями младшего школьного возраста и недостаточным их использованием в образовательной среде; — практической необходимостью целенаправленного формирования толерантности у младших школьников и отсутствием специально разработанной технологии. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников свидетельствует, что данный возраст характеризуется сензитивностью к воздействиям взрослого, в этот период происходит расширение сферы социального взаимодействия и, как следствие, увеличиваются возможности для формирования толерантности в начальной школе (И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, И.Ю.Забродина, А.Г.Ковалев, А.В.Мудрик, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.).
Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего ...
... младшего школьного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Объектом исследования являются эмоции детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста ... «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» ( ... воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета ...
2.2 Педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность, как уже было сказано, включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других. Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: 1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей; 2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек — уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми); 3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом); 4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество); Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества. Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе [12, С. 12-16]. К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие — увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение).
Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности [32, С. 93]. Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы: 1) методы воспитания толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример); 2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение); 3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание).
Психологическое развития личности в младшем школьном возрасте
... работы – дети младшего школьного возраста. 1. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 1.1 Особенности начального периода школьной жизни ребенка В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период ... при усовершенствовании учебно-воспитательной работы с детьми. Для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой ребенок ...
Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы).
Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность [4, С. 18]. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе: 1) Целенаправленность. — раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения; — предупреждение интолерантности; — организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного; — формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих; — развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений; — развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение; — вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми; — уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания; — конструктивно выходить из конфликтных ситуаций; — ненасильственно выражать свои чувства и переживания; — строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку; — выслушать и понять другого. 2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы 3) Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов. 4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени. 5) Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников. 6) Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой — воспитанники, и происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику — прямая связь, от воспитанника к воспитателю обратная связь (субъект-субъектные отношения).
Учитывая специфику младшего школьного возраста, все существующее многообразие педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы можно систематизировать в четыре основные группы и представить следующей классификацией. Объекты материальной и духовной культуры: 1) Устное народное творчество: пословицы; загадки; скороговорки; детские народные песни; русские народные сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки); былины; мифы; легенды. 2) Художественная литература: поэзия, проза. 3) Наглядные средства воспитания: натуральные объекты (традиционные национальные костюмы, головные уборы; предметы народного декоративно-прикладного искусства; предметы быта); изображения (картины, иллюстрации, рисунки, таблицы, фотографии); объемные наглядные средства воспитания (модели, макеты, муляжи, панорамы); символические и графические средства воспитания (карты, схемы, графики, планы); технические средства воспитания (аудиальные: грамзаписи, магнитные записи, лазерные аудиозаписи, радиопередачи; визуальные: диафильмы, диапозитивы, диафильмы, транспаранты; аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, аудиовизуальные компьютерные программы).группа: специально организованная педагогом деятельность воспитанников. 4) Игра: ролевая игра, деловая игра, русские народные игры, национальные игры народов мира. 5) Учебно-познавательная деятельность. 6) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое. 7) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический творческий труд. Методы воспитания: 1) Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример. 2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации. 3) Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, и в наименьшей степени наказание 4) Активные методы социально-психологического развития: тренинг толерантности (упражнения на самопознание и развитие толерантности к своей личности; упражнения и игры, направленные на развитие толерантного взаимодействия с другими людьми; групповая дискуссия как метод обсуждения проблем толерантного взаимодействия); арттерапия в активной форме (рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия); игропрактика (ролевая игра, деловая игра, групповая игротерапия); театрально-игровая деятельность (психодрама (биодрама, кукольная драматизация), театрализация) [14, С. 31-40]. Формы воспитательной работы: 1) Общешкольные и классные мероприятия, игры. 2) Кружки в контексте национально-регионального компонента. 3) Секции: национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы. 4) Клубы: общения, интернациональной дружбы (КИД).
Половое и гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста
... Объект исследования: половое и гигиеническое воспитание младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования гигиенической и половой культуры младших школьников. Гипотеза: уровень полового и гигиенического воспитания будет зависеть от: - грамотности подачи ...
Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя: 1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства; 2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек — уникальная личность 3) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий 4) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий 2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников Обеспечение гармоничного и стабильного развития общества невозможно, когда одна из его составных частей подвергается явному или скрытому не доброжелательному отношению. Стихийное развитие данного процесса чревато возникновением новых и активизацией старых конфликтов и противоречий. Для того чтобы не допустить подобной модели развития в демократических государствах, на протяжении последнего полувека внедряются принципы толерантности, как основы для взаимодействия и сосуществования представителей различных общин и групп современного общества. Толерантность не сводится только к проявлению терпимости в отношении тех, кто отличается от большинства населения в силу объективных или субъективных причин. Толерантность предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует людей на уважительное отношение к чужим культурным традициям, обычаям и обрядам. Право каждого: быть самим собой, не подстраиваясь при этом под формат общего мнения. Право на отличие связано с базовым положением демократии — равноправием. Вне зависимости от политических убеждений, религии, расы, нации, пола и социального положения люди должны обладать одинаковыми правами, а государственная власть эффективно их защищать. Формирование атмосферы толерантности, уважения к особенностям национальных, культурно-религиозных меньшинств — трудный и сложный процесс. Следует помнить, что корни меж общинных противоречий глубоко лежат в памяти людей, закреплены в привычках и устойчивых эмоциональных оценках, переходящих из поколения в поколение. Требуется кропотливая работа общественных институтов, широкое участие представителей различных образовательных учреждений, чтобы произвести своеобразную интоксикацию общественного сознания, ликвидировать прочные конструкции, на которых строится взаимное отчуждение. Трудно переоценить ту роль, которую призваны сыграть школа и педагогическая общественность в деле распространения и укрепления принципов толерантности в российском обществе. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия. Уроки истории и обществознания позволяют дать подрастающему поколению реальную картину эволюции человеческого общества, беспристрастно рассмотреть основные этапы развития государства, его связь с общемировыми событиями. Дисциплины гуманитарного характера играют важную роль в формировании политической и социальной культуры подрастающего поколения. Существуют возможности, чтобы посредством изучения данных предметов в системе начального образования уменьшить напряженность в межнациональных и меж общинных отношениях, распространить в обществе принципы толерантного отношения между людьми. Разумеется, речь не идет о том, чтобы возложить всю тяжесть этого крайне необходимого для общества труда исключительно на плечи преподавателя. Чтобы добиться успеха, необходима согласованная работа различных органов власти, общественных организаций, семьи, отдельных людей Заключение Итак. Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей, ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме развития толерантности подрастающего поколения. Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности у младших школьников влияет ряд объективных и субъективных факторов:
Доклад — Психология формирования двигательных навыков
... к сбивающим факторам; однако и низкой гибкостью, снижением эффективности в новой ситуации. Формирование умений высшего порядка. Ученик научается изменять детали действия для достижения лучшего результата ... даже на фоне упроченного навыка снова могут появиться напряжения ненужных мышечных групп. Формирование навыка происходит нелинейно: успешное продвижение чередуется с периодами остановок и даже ...
· особенности окружающей действительности,
· индивидуально-психологические и
· возрастные характеристики личности,
· характер межличностных отношений и т.д.
Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Построение толерантной среды — поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. — М.: Педагогика,1982
2. Апресян Р.Г. Толерантность: уточнение понятий // Электронный ресурс. режим доступа: 10. doc.
3. Барднер Г. Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка.- СПб.: Стройлеспечать,1996
4. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. — М. : Вербум-М, 2003. — 168 с
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999
7. Бриль М.С. Креативность в концепции толерантности М. 2008
8. Васильева — Гиагнус Л. Азбука вежливости. — М.: Педагогика, 1990
9. Википедия — свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/)
10. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989
11. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14 / Под ред. В.С.Собкина.- М.: Центр социологии обр-я РАО, 2003.-208с.
12. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. — 2002. — №6. — С. 12-16.
13. Гершунский Б.С. Толерантность как необходимое условие выживания и прогрессивного развития цивилизации Гершунский Б.С. Образовательно педагогическая прогностика: теория, методология, практика. -М.: Флинта Наука, 2003. — с.567-600.
14. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. — М.; Воронеж, 2002. — С. 31-40.
15. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.- М.: ИПП, 1996
16. Капустина Н.Г. Толерантность как основа этического сознания // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции 1 марта 2004года. В 2-х частях.Ч.-2. — Шадринск, ШГПИ, 2004. — с.22-26.
17. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. — Киев: 1997
18. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1997
19. Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. — М.: ИПП, 1998
20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998
21. Немов Р. Психология / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. — 3-е изд. — М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
22. Обухова Л.Ф. Возростная психология. — М.: Роспедагетство, 1997
23. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003
24. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
25. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание толерантности и веротерпимости // Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. — М.: Владос-пресс, 2004. — с.172-176.
26. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
27. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь…: Практическое пособие. — М.:Генесиз, 2003
28. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию/ отв.ред. А.Г. Асмолов.-М.: Смысл, 2000.- с.177-239.
29. Спицына О.А. / К вопросу о проблеме формирования межличностной толерантности / О.А.Спицына//Актуальные проблемы оптимизации образовательного процесса в современных условиях: материалы педагогических чтений.- Шадринск, 2005 — с.65-69.
30. Спицына О.А./Формирование межличностной толерантности у младших школьников в условиях общеобразовательной школы/ О.А.Спицына// Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской науч.-прак. конф.- Шадринск, 2004.-с.336-341.
31. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 368 с.
32. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод.материалы / Л.Г. Федоренко. — СПб. : КАРО, 2007. — 128 с.
33. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М.: Академия, 2001. — 208с.
34. Шадриков В.Д. Способности человека.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998
35. Эльконин Д.Б. Возрастная психология.- М.: ИПП, 1997
36. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998
Размещено на