Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
1.Восприятие………………………………………………………………………………………….5
2.Психологические особенности детей дошкольного возраста……………….18
3.Психологические особенности восприятия дошкольников………………24
Заключение………………………………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………………………40
Приложение
Введение
Как мы познаем мир? То, что приобретается в индивидуальном обучении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству, но генетическое кодирование может модифицироваться естественным отбором, и это создает способность соответствующим образом реагировать на объекты или ситуации, с которыми индивид встречается впервые.
Актуальность этой проблемы велика и состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам восприятия у детей. Сравнивая восприятие объектов у детенышей животных, стоящих на низких ступенях эволюционного развития, мы можем видеть, что оно почти полностью состоит из врожденных реакций. Диапазон их перцептивных реакций невелик, и они отвечают только стереотипно. Некоторые насекомые способны к перцептивному обучению, но у них доминируют «врожденные» формы знания, в то время как приобретенные знания ограничены и касаются главным образом лишь местоположения их убежищ; благодаря этим знаниям они могут вернуться к гнезду после разыскивания пищи.
В результате опытов со смещением сетчаточных изображений человек проявляет известную адаптацию, (исключение составляет только смещение изображения во времени), в то время как у всех других животных, кроме обезьян, ее нет.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
... С. Волкова, К. П. Мальцевой и др. Практическая значимость исследования: знания о выявленных психологических особенностях детей начального школьного возраста и предложенные рекомендации могут быть использованы ... возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 ...
Означает ли это, что дети должны учиться видеть? Конечно, эти опыты (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн) еще не дают оснований для такого вывода, но если у взрослых людей действительно наблюдаются существенные изменения в перцептивной системе для компенсации упорядоченных изменений сетчаточных изображений, то предположение о важной роли обучения в восприятии, кажется вполне правдоподобным.
Т.о., предметом нашего изучения является перцептивная система детей дошкольного возраста, обладающая большой гибкостью и способностью адаптироваться к новым условиям. А это очень важно для приспособления к окружающему миру.
Объект изучения – дошкольники, их сенсорное развитие (т.е. развитие восприятия).
Цель: обобщить и осмыслить, сведя в единое целое, ряд крупнейших феноменов восприятия, изученных зарубежными и отечественными учеными; проникнуть в глубинные тенденции сенсорного развития ребенка дошкольного возраста, составляющего фундамент умственного развития.
Предмет, объект и цели обусловили задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические разработки по вопросу феноменов и значения восприятия для человека, а также особенности сенсорного развития и свойства восприятия детей дошкольного возраста.
2.Определить и описать наиболее значимые моменты в сенсорном воспитании ребенка от первого до шестого года жизни.
3.Разработать программу развития тех или иных свойств восприятия на каждом этапе дошкольного возраста, применяя игры-занятия.
1. Восприятие
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).
Т.О., восприятие- это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Восприятие как перцептивная деятельность.
... и предметы объективного мира. Предметность состоит в отнесении наших впечатлений о предмете к данному предмету. Этим свойством восприятие ... его жизнедеятельности. Восприятие как перцептивная деятельность. Как же возникает образ восприятия? Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни ... психология восприятия есть научное знание о том. как в жизни мы строим образ мира и ...
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности человек приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.
Практика, являясь источником знаний человека, в тоже время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру.
Так на основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, придает им определенную структурную оформленность.
Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его целостными изначальными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целые.
«Восприятие – это реконструкция мира», — утверждают гештальтпсихологи. Эта теория трактует восприятие как спонтанный, т. е. сам по себе возникающий процесс, и фактически устраняет существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений окружающего нас объективного мира.
Ощущения, вызываемые светом в нервном аппарате зрения, используются, нами для формирования представлений о существовании форм и положений внешних объектов. В гештальтпсихологии представления такого рода называются зрительными восприятиями.
Поскольку восприятия внешних объектов относятся к представлениям, т.е. актам нашей психической деятельности, они сами могут быть результатом лишь психической деятельности. По этой причине учение о восприятиях по его существу следует отнести к области психологии.
На восприятие оказывают влияние опыт, тренировка и привычка. Однако мы не можем пока точно оценить, как далеко распространяется их действие. Пока имеется слишком мало данных, полученных на младенцах и детенышах животных и интерпретация этих данных произвольна. Кроме того, нельзя сказать, что эти дети лишены всякого опыта и тренировки в осязательных ощущениях и телодвижениях.
изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
... дети больше взрослых ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.). 2. Эффекты межличностного восприятия Выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия ... [текст] / Т.Г. Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987 14. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика [текст ...
Особенность нашего чувственного восприятия состоит в том, что мы лишь, поскольку обращаем внимание на наши ощущения, поскольку они полезны для познания внешних объектов, напротив, мы привыкли отвлекаться от деталей чувственный ощущений, которые не имеют значения для восприятия внешних объектов. В результате, чтобы испытать эти субъективные ощущения, требуются специальные усилия и тренировки. Хотя, как будто нет ничего легче осознания своих собственных ощущений, опыт показывает, что их обнаружения нередко нужен особый талант или же простая случайность либо отвлеченное рассуждение.
Часто трудно сказать, что в нашем восприятии обусловлено непосредственно ощущениями, а что – опытом и тренировкой. С этой трудностью связаны главные разногласия между исследователями в данной области. Одни склонны отводить влиянию опыта максимальную роль, выводя из него, в частности, все пространственные представления. Другие исследователи (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн) предполагают существование некоторой системы врожденных не основывающихся на опыте образов, относя эти образы к элементарным одинаковым у всех наблюдателей представлениям. Эту точку зрения можно назвать нативистической теорией чувственного восприятия…….
Заключение
Содержащиеся рекомендации по сенсорному воспитанию детей с первого по шестой годы жизни могут быть использованы как воспитателями детского сада, так и родителями. Все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях.
Игры-занятия для детей раннего возраста (второй и третий год жизни) предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.
При проведении игр-занятий, воспитателю рекомендуется пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, т.к. именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей трех-пяти лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы – по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетания разных свойств).
Воспитатель должен творчески подходить к использованию дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.
В повседневной деятельности педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия детей. В процессе воспитания и обучения встает чрезвычайно важная задача – формировать у дошкольников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 276 с.
2. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. – с. 42.
Формирование мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ
... цветоощущения, сужением поля зрения, поражениями двигательных функций глаза, расстройством бинокулярного зрения. Все это обусловливает значительное своеобразие зрительного восприятия слабовидящих детей. Вместе с тем для слабовидящих детей зрение остается одним из ...
3. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., Наука, 1996. – 164 с.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ, 1975. – с. 34.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1987. – 190 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – с. 24-27.
7. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во ЛГУ, 1965. – с. 58-60.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., Просвещение, 1988. – с. 34-72.
9. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. – с. 45.
10. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2000. – с.78.
11. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / / Вопросы психологии и педагогики. 1998. № 2.
12. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Спетанова. М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
13. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова. – М., НОУ Московский психолого-социальный институт, 2002. – с. 67-79.
14. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия. – В сб.: Исследования по психологии восприятия. М., Изд-во АН СССР, 1987. – 348 с.
15. Сеченов И.М. Впечатления и действительность. М., 1999. – с. 56.
16. Шеварев П.А. Исследования в области восприятий. М., 1995, т. 1. – с. 34-56.
17. Эльконин Д.В. Детская психология. М., 1990. – 195 с.
18. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1985. – с. 43.