Образ эффективного и не эффективного тренера в сознании молодежи занимающихся и не занимающихся спортом

Оглавление

Оглавление 2

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы образа 6

1.1. Образ тренера 6

1.2 Психологические особенности тренерской деятельности 8

1.3 Функции тренера 11

1.4 Профессиональные знания и умения тренера 14

1.5 Психологическая характеристика эффективного и неэффективного тренеров 15

Заключение по 1 главе 16

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ 18

2.1 Методология исследования и описание выборки 18

2.2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА «СОЧ(И)»В.Л.Ситникова 19

2.3. Характеристика психодиагностических методик, использованных в исследовании 20

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24

3.1 Сравнение юношей и девушек занимающихся и не занимающихся спортом 24

3.2 Содержание образов 28

3.3 Невербальные образы 30

Заключение 32

Библиография: 34

ВВЕДЕНИЕ

В ряде программ по долгосрочному развитию Российской Федерации прослеживается идея о роли и значении физической культуры в жизни российского человека. Например, в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года говорится, что «среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организации досуга» [10].

Факторами, объединяющими все компоненты физической культуры, являются физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека и физическая активность. В сфере физической культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с укреплением здоровья, развитием физического потенциала и достижением физического совершенства. «Целью же физической активности является эффективная реализация задатков и способностей с учетом личностных мотиваций и социальных потребностей. Обосновано теоретическое понятие физической активности с позиции активного элемента, формирующего в сочетании с другими факторами физическую культуру личности и являющегося важнейшим компонентом системы общественного воспитания и самовоспитания личности» [11, С 3-12]

Направленность физкультурного образования личности определяется единством ценностных ориентаций, потребностно-мотивационной сферой, базовыми и специальными знаниями о грамотном использовании физических упражнений при оздоровительной и спортивной тренировке и жизнедеятельности в целом. [2. С. 24-25]

9 стр., 4469 слов

Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...

... личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Деятельность учителя физической культуры Цель физического воспитания — способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них ...

Разработка концепции личной физической культуры осуществляется на основе социализации личности и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков личности, учитывая индивидуальные особенности, интересы, уровень нравственного развития и психофизические показатели. [3. С. 24-27]

Тренер по избранному виду спорта играет особую роль в формировании у личности правильного отношения к физической культуре. Убедить, что физические упражнения укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, позволяют сохранить до старости атлетическую фигуру, может только тот тренер, который обладает глубокими знаниями своего предмета и общей образованностью. Здоровье человека в современном обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Тренер по физической подготовке должен хорошо знать историю, теорию и практику спорта. Подвижные игры, коньки, велосипед, гребля — все многообразие средств общей физической подготовки должно быть на вооружении тренера. Он досконально знает «свои» виды спорта или виды, входящие в тренировочную деятельность, регулярно просматривает литературу, интересуется новым по своему разделу, обменивается опытом с товарищами, развивает у своих подопечных тело и дух.

Спортивный специалист, который считается с коллективом, доверяет ему, обычно пользуется авторитетом, а чем выше авторитет, тем больше нравственное значение личного примера наставника. Рост самосознания спортсмена приводит к тому, что он начинает придирчиво оценивать свои способности, волевые качества, внешность, тело.

Опытный тренер часто опирается на помощь активистов, лучших спортсменов, родителей.

Желание походить на идеал нередко заставляет спортсмена более серьезно относиться к работе или учебе, преодолевая лень, трусость; усиленнее заниматься и добиваться успехов в спорте. Под влиянием идеала формируются положительные «привычки» поведения.

Эти вопросы и обусловили актуальность изучения проблемы нашей курсовой работы.

Гипотеза: предполагается, что:

Существует значимое отличие в структуре и содержании образов тренера и представлении о себе у юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом.

Объект исследования: юноши и девушки, занимающиеся и не занимающиеся спортом.

Цель работы: изучение профессионально значимых личностных характеристик эффективного и не эффективного тренера, по мнению молодежи, занимающихся и не занимающихся спортом..

Предмет исследования: структуры и содержания «Я-образов» и образов эффективного и не эффективного тренера.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме формирования образа тренера-профессионала;

2. Изучить содержание представлений юношей и девушек, о роли тренера в занятиях физической культурой и спортом.

3. Проанализировать влияние личностных особенностей на формирование образа тренера в сознании молодых людей, занимающихся и не занимающихся спортом

25 стр., 12447 слов

Психологические особенности мотивации спортсменов подросткового ...

... мотивации к спорту от взаимоотношений спортсменов с тренером и командой. 3. Выявить различия в мотивации к спорту у подростков занимающихся командным и индивидуальным видом спорта. Гипотеза исследования: ... определённые двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера ( ...

4. Разработать рекомендации для молодежи.

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы образа

1.1. Образ тренера

Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности и составляющие образ тренера.

Тренер — теоретик и практик. А. С. Макаренко говорил, что ученики просят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не просят плохого знания своего дела.

Структура знаний тренера составляют общественно — политические, психолого — педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Общественно — политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого — педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера.

Знание предметов медико-биологического цикла: анатомии, биомеханики, физиологии, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области, позволяет ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций. [18. С.74-77]

Тренеры мастера в процессе воспитания спортсменов выделяют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним фактором, воздействующим на формировании личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально — психологические особенности).

Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющие являются нравственные качества и особенности, присущие российскому образу жизни, характеру.

В модель, кроме моральных качеств, включаются и специальные качества, и черты, значительно влияющие на общение и взаимоотношения со сверстниками в процессе тренировки и соревнований (например, спортивная честь, устойчивость поведения, выдержка в сложных ситуациях спортивной борьбы).

С этой моделью тренер сравнивает индивидуальные характеристики идейно — политической, нравственной и волевой подготовленности юных спортсменов и уточняет пути их воспитания. При этом он определяет те психологические (и социально — психологические) черты и особенности юных спортсменов, которые оптимально способствуют восприятию и усвоению идейно — политических и нравственных норм и установок.

Эти черты и особенности имеют как общие, так и специфические (обусловленные особенностями конкретного вида спорта) проявления и представляют собой компоненты направленности или жизненной позиции личнос……..

Библиография:

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! М.: ФиС, 2008.

17 стр., 8102 слов

Психология физического воспитания и спорта

... Исследования психомоторного развития в возрастной психологии, психологии физического воспитания и спорта существенно дополняют друг друга. Возрастная психология изучает психомоторику преимущественно по возрастным ... выстроить картину психомоторного развития в масштабе всей жизни. Психология физического воспитания и спорта связывает психомоторное развитие со специально организованной деятельностью ...

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 1. С. 24-25.

3. 4 Баландин В. И., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. М.: ФиС, 1986.

4. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС. 1981

5. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: AKADEMIA, 2012.

6. Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 2003.

7. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. СПб., 2013.

8. Ильин Е. П, Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2012.

9. Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. СПб.: Питер, 2007.

10. Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Рос. газ. 2001. 16 окт.

11. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности как социально-педагогическая проблема.

12. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 2008.

13. Мартене Р. Социальная психология и спорт. М., 2009.

14. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб., 2005.

15. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002.

16. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: 2004.

17. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2012.

18. Психология и современный спорт. СПб.: Питер, 2014.

19. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. М.: Физкультура, образование и наука, 2006.

20. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. М. 2009.

21. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

22. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. — СПб.: Химиздат, 2001. — 288с.

23. Словарь-справочник. М.: Физкультура, образование и наука, 1996.

24. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб Питер, 2002.

25. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: 2011.