Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы нейропсихологии детского возраста…………….. 5
1.1 Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение…… 5
1.2 Особенности современной нейропсихологии детского возраста……….. 12
2 Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста……… 16
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………… 16
2.2 Описание и результаты применения диагностических методик………… 18
Заключение………………………………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………………….. 30
Введение
Изучение мозга как органа психической деятельности в последние пять десятилетий заняло одно из центральных мест в научных исследованиях ученых всего мира — неврологов, психологов, физиологов и других ученых. И именно эта область знаний является наиболее важной для нейропсихологии. Естественно, что поражения мозга в силу его такой высокой значимости в целостном организме человека могут привести к тяжелейшим последствиям из-за нарушения высших психических функций (ВПФ), таких, как речь и мышление, память и восприятие, письмо и чтение и других нарушений.
Естественно, в рамках нейропсихологии большое внимание уделяется различным нарушениям ВПФ у детей, их диагностике, исходя из определенных методологических и теоретических концепций о генезисе и строении ВПФ, их связи с мозгом, закономерностей их нарушения после локальных поражений мозга и новых принципов подхода к анализу дефектов ВПФ. Ведь, наиболее интенсивное развитие происходит именно в детском возрасте, когда формируется фундамент физического и психического здоровья человека, и от этого во многом будет зависеть его будущее. И очень важно на ранних периодах развития ребенка зафиксировать какой-либо дефект и с помощью специальных методов ликвидировать его.
К сожалению, многие современные исследователи констатируют тот факт, что ни одно из условий адекватного развития сегодня не выполняется удовлетворительно. Дети ослаблены нейросоматически, в той или иной мере депривированы, а взрослые все более снижают требования к ним.
Думается, что основной причиной всем очевидного неблагополучия является накопление критической массы несоответствия между биосоциокультурной средой существования современного человека и теми возможностями взаимодействия с ней, которые исконно обеспечивались эволюционно устойчивыми механизмами его нейропсихосоматической организации.
Сказанное выше объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте
... самоопределение в развитии личности. Предмет - процесс жизненного самоопределения в юношеском возрасте. Цель - рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте. Задачи исследования: ... своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. [12] Для понимания проблемы самоопределения личности важно учитывать одно ...
При этом во главу угла сегодня с неизбежностью становится вопрос о новом понимании специалистами разных направлений причин и следствий модификаций онтогенетического процесса, а не о попытках подогнать наблюдаемые феномены под имеющиеся нормативы. Тем более, что едва ли не каждый специалист, имеющий дело с проблемами индивидуальных различий в детском возрасте, многократно убеждался, что нормальное на определенных этапах развитие, под влиянием эндо- и экзогенных факторов, может характеризоваться признаками девиации. Они, в свою очередь, могут быть скомпенсированы, но могут и стимулировать накопление патологических стигм.
Цель работы заключается в анализе основных постулатов современной детской нейропсихологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность нейропсихологии как науки;
— рассмотреть основные положения современной нейропсихологии детского возраста;
— разработать и реализовать на практике программу исследования нейропсихологичесакой диагностики детей в возрасте 7 лет;
— проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Предметом исследования являются основополагающие принципы детской нейропсихологии.
Объект исследования — дошкольники в возрасте 6-7 лет.
Методологическую базу исследования составляют работы таких авторов, как Л.С. Выготский, Ж.М. Глозман, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и др.
В качестве методов исследования применяются изучение специальной литературы, описание, сравнение, анализ и синтез.
1 Теоретические основы нейропсихологии детского возраста
1.1 Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно — в нашей стране.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 1920-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия.
При этом на основе изучения различных форм психической деятельности Л.С. Выготскому у удалось сформулировать основные положения:
— о развитии высших психических функций;
— о смысловом и системном строении сознания (Л. С. Выготский, 1956, I960).
Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности.
В его первых нейропсихологических исследованиях, проводившихся им совместно с А.Р. Лурия, делалась попытка установить, какие более элементарные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных актов и др.) наблюдаются при нарушении речевых процессов, то есть выяснить на патологическом материале зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности.
Особенности психической деятельности леворуких детей
... превалирования отдельных компонентов ВП. Особенности психической деятельности леворуких детей Негативное отношение к леворуким в ... сегодня, несмотря на то что специальные психологические исследования доказали их несостоятельность. Выраженность праворукости и ... информации проявляется в соответствующих изменениях электрической активности мозга. При сопоставлении событийно связанных ВП на ...
На материале поражений подкорковых структур при паркинсонизме Л.С. Выготский и А.Р. Лурия выделили особые формы компенсации двигательных дефектов, которые осуществляются при участии сложно опосредованных корковых уровней организации действия (с помощью смысловой системы опор).
Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих работ им были сформулированы принципы локализации высших психических функций человека. Л.С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка).
По его мнению, возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о новых «функциональных органах» развивал и А.Н. Леонтьев (1972).
Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого сознания», относится, несомненно, к одному из самых фундаментальных положений отечественной нейропсихологии.
Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л.С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие изменения «межфункциональных» отношений) как основной закономерности психического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Так, нарушение первичных гностических зон коры (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм соответствующей познавательной деятельности. Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастные изменения в строении «межфункциональных отношений» приводят к тому, что роль соответствующих участков коры головного мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности и их си стемное влияние существенно меняются. У взрослого человека решающее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третичные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относительно более простых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последовательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности, а поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушения в работе более элементарных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов.
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...
... развития человека в отечественной и зарубежной психологии Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие ... периоды психического развития человека, на основе существенных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. ... - биологическое созревание мозга и организма, вторая это - психическое созревание. Выделяют: Эволюционное развитие - появление нового ...
Приведенные факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на высшие психические функции на разных этапах психического развития. Он отмечал, что «при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, при прочих равных условиях больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде наблюдается обратная зависимость: при поражении какого-либо центра при прочих равных условиях больше страдает ближайший к пораженному участку низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к нему центр, от которого он сам находится в функциональной зависимости».
Е.Д. Хомская подчеркивает, что идея о неодинаковом эффекте при поражении одних и тех же зон коры на разных этапах психического развития является одн……..
Список литературы
1. Ахутина, Т.В. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. — М.: ООО Федоровец, 2003. — С. 181-189
2. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.П. Бизюк. — СПб.: Речь. 2005. — 293 с.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж, 2005. — 164 с.
4. Выготский, Л.С. Научное наследство психики / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т, — Т. 6. — М.: Педагогика, 1983. — 400 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т, — Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: астрель, 2008. — 671 с.
7. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 488 с.
8. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. — М.: Академия, 2009. — 272 с.
9. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.
10. Гордеев, О.С. Педагогика детства: Учебник / О.С. Гордеев.- М.: Альянс, 2009.- 278 с.
11. Кулагина, И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — Ижевск: УРАО, 1999. — Электронная версия. — 91 с.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
... психологии, причины и последствия его недоразвития, а так же способы и методы коррекции. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования зависимости уровня развития самоконтроля от условий учебной ... самоконтролю в младшем школьном возрасте. Цель работы: изучить основные тенденции развития самоконтроля в учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В соответствии с целью были ...
12. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. — М.: Академия, 2006. — 384 с.
13. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие / Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
14. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: Учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. Образования / В.Н.Могилева. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
16. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2006. — 720 с.
18. Сеина, С. А. Проблема многоуровневого обеспечения регуляции поведения / С. А. Сеина // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. — 2009. — № 3. — С. 122-128.
19. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие / А.В. Семенович. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.
20. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб / Е.О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
21. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
22. Хомская, E.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов / Е.Д. Хомская. — СПб.: Питер, 2011. — 496 с.
23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2007. — 384 с.