Курсовая работа ПО тЕМЕ:
МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТА-ЖУРНАЛИСТА
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии очень важен для каждого человека. После окончания школы перед выпускниками открывается огромный спектр специальностей, и сделать единственно верный выбор невероятно сложно. Дети руководствуются советами родителей, знакомых, личными пристрастиями, а кого-то в школе готовили к выбору профессии. Так или иначе выбор делается между точными и гуманитарными специальностями.
Профессия журналист является одной из самых востребованных гуманитарных профессий в настоящее время. По данным на 2006 год, которые представлены Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные — высшее, как правило, негуманитарное.
Тем не менее, на факультетах журналистики российских вузов, а в частности ЧелГУ, уже не первый год наблюдается такая картина, когда студенты, получающие и получившие журналистское образование, не хотят работать по профессии. Этот факт натолкнул нас на несколько вопросов: почему люди поступают на факультет журналистики, если не хотят работать в этой сфере? С какими причинами связано нежелание студентов реализовывать себя в выбранной профессии? Кем же тогда заполнен рынок труда в СМИ? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей работе.
Актуальность данной работы обусловлена наличием проблемы выбора профессии журналист и сложности дальнейшей реализации в сфере журналистики.
Цель работы — выявить субъективные и объективные причины потери профессиональной ориентации студентами-журналистами. Для достижения этой цели выдвигается ряд задач:
.исследовать проблему мотивации в профессиональной деятельности на основе теоретических источников;
.составить анкету на предмет выявления первичной мотивации студентов-журналистов;
.провести социологический опрос на тему «Будут ли студенты-журналисты работать по профессии?»;
.выделить внутреннюю и внешнюю мотивации;
.определить причины потери мотивации в процессе обучения.
Объектом исследования является профессиональная деятельность журналиста.
Предметом исследования — профессиональная мотивация журналистов.
24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности
... нужды организма, личности в чем-либо, что обеспечивает равновесие организма. Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком поведения, под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) ... объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, работающие с кадрами. На рис. 1.1 приведен состав функциональных подсистем системы управления ...
Теоретической базой для данной работы послужили труды выдающихся исследователей: Хекхаузена, Климова, Олешко и др.
Материалом исследования — данные проведенного среди студентов-журналистов социального опроса.
Методы исследования: общенаучные — анализ, синтез, описание, профессиональные — анкетирование.
Практическая ценность исследования заключается в том, чтобы в процессе анализа выявить причины потери профессиональной мотивации студентов и наметить пути решения назревшей проблемы.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы
.1 Компетентностный подход в образовании журналиста
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа и вуз не знаниями должны обеспечить ребёнка, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник — это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед учебными учреждениями ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно — досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
Цель обучения |
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования |
«Знаю, что» |
«Знаю, как» |
Характер образовательного процесса |
Репродуктивный |
Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса |
Контроль |
Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов |
Статистические методы оценки учебных достижений |
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио — продукт творческого обучения) |
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.
Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа, вузы должны готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
1.2 Мотивация
Для того, чтобы разобраться в проблеме потери профессионально мотивации, нам необходимо выяснить, что такое вообще «Мотивация». В качестве теоретической опоры мы выбрали работу Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность.
По мнению Хекхаузена, слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение — все это относится к проблемной области, называемой «мотивация».
Процессы, которые связывают друг с другом различные аспекты привлекательности и ожидания, также относятся к мотивации. Трансформированные значения привлекательности и ожидания являются исходными данными для моделей ожидаемой ценности, многочисленные разновидности которых направлены на предсказание исхода процессов мотивации или принятия решения.
Наряду с побудительными аспектами ситуации, раскрывающимися через восприятие возможностей достижения определенных целей, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы. Понимаемый таким образом процесс мотивации представляет собой подготовительную стадию действия. Как правило, этот процесс доводится лишь до определенной степени ясности, в отношении которой люди сильно отличаются друг от друга. Однако, в любом случае, после достижения определенной степени ясности ценность дальнейшего поиска и переработки информации, как и во всех процессах прояснения проблем и принятия решений, резко снижается. С другой стороны, здесь присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т.е. нарастающее со временем стремление довести процесс мотивации до некоторого итога. Этот итог получил название результирующей мотивационной тенденции.
Если, как в случае принятия решения, речь идет о нескольких альтернативных возможностях действия, то в действии реализуется лишь наиболее сильная результирующая мотивационная тенденция. В действительности всегда имеются еще и неосуществленные мотивационные тенденции, поскольку для их осуществления пока не представилось возможности; кроме того, существуют также прерванные и незавершенные мотивационные тенденции. Во всех этих случаях сами тенденции продолжают существовать. Они сохраняются до тех пор, пока не реализуются и не достигнут своей цели. Поэтому в нормальной ситуации несколько мотивационных тенденций всегда существуют одновременно друг с другом; при этом, как правило, лишь одна из них получает доступ к действию или может его получить, ибо действие должно вести к определенной цели.
Таким образом, поток поведения состоит из цепочки отдельных действий-эпизодов, а в основе его лежит непрерывный поток нарастающих и затухающих мотивационных тенденций, наиболее сильная из которых определяет действие в каждый момент времени.
Однако действующий субъект не является пленником своего изменчивого мотивационного процесса, в котором аспекты побудительности и ценности перерабатываются и образуют результирующие тенденции, подвергающиеся непрерывным изменениям и смещениям. Существуют процессы, определяющие, какие из мотивационных тенденций вообще следует осуществлять, а также при каких условиях и каким образом это должно быть сделано. Эти процессы получили название волевых. [Х. Хекхаузен, с 40]
А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сгенерировал основные идеи, которые, по его мнению, определяют человеческое поведение.
. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него появляются другие.
. Удовлетворенные потребности теряют мотивирующую силу.
. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию.
. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.
Маслоу открыл закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека актуализируется более высокая потребность. Поэтому неудовольствию, жалобам может не быть конца. Если не удовлетворяются потребности более низкого уровня, в большинстве случаев человек не может полноценно удовлетворять потребности более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней (ступеней).
При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой.
1.3 Профессиональная мотивация журналиста
журналист профессиональный образование мотивация
В этом параграфе мы постараемся понять, какие мотивы лежат в основе творчества, в частности журналистского творчества, и объяснить их значение. В своем объяснении мы будем опираться на исследование В.Ф. Олешко Психология журналистики.
. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
Все люди по своей природе разговорчивы, они разговаривают о работе, политике, друзьях, любимых, досуге и многом другом. Говорят и о себе, потому что хотят «выбраться» из самих себя, разобраться в себе, избавиться от одиночества. Многие доверяются друзьям, некоторые — психотерапевтам.
И лишь единицы избирают иной путь: поверяют свои мысли, чувства бумаге или еще более широкой аудитории телезрителей, радиослушателей, помогая тем самым раскрыться себе и тем, кто читает, смотрит, слушает их произведения. Аудитория узнает в героях журналистских произведений себя, свои проблемы и ищет выход из каких-то трудных жизненных ситуаций с помощью СМИ.
Иногда нужны очень сильные потрясения, мучительные или радостные, чтобы вызвать слова откровений. Примером этому может служить, к примеру, военная и послевоенная публицистика советской поры или журналистские произведения, посвященные каким-то трагическим ситуациям — землетрясениям, наводнениям, нападениям террористов, наподобие тех, что случились в Беслане. Журналист, владеющий даром слова, воплощает всеобщее стремление выразить свой мир и себя, и в этом он подчиняется природному импульсу человеческой натуры, а вместе с тем становится выразителем тех людей, кто не умеет и не может высказаться. У такого человека склонность к самовыражению обретает особую силу, кажется, что она является необходимым приложением к его жизни и как бы усиливает ее. Стремление увековечить явление в какой-то миг может быть увенчано небывалым творческим триумфом: автором создаются некие новые массово-коммуникационные ценности.
. Неосуществленные стремления.
В XVIII-XIX веках в публицистике и особенно в литературе творчество должно было в какой-то мере компенсировать незнатное происхождение личности автора, удары судьбы, материальную необеспеченность. Им нередко создавался некий вымышленный мир, так как реальный часто превращал человека в существо разочарованное. В своих произведениях он как бы наделял себя идеальными качествами, создавал другую жизнь, такую, которую ему хотелось бы прожить. Это близко к функции компенсации.
Здесь же следует упомянуть и о таких мотивах творческой деятельности, в том числе и в массово-коммуникационной сфере, как мода на журналистику. Или такой мотив, как коммерческий интерес, жажда власти. До сих пор в среде людей, далеких от журналистики, бытует мнение, что здесь можно получать огромные деньги «ни за что»: «пописывая», «болтая языком», переходя с презентации на презентацию, с фуршета на фуршет». Словом, некоторые люди видят в данном виде творчества путь к «вершине», возможно потому, что им он кажется наиболее легким.
. Увлечение самим процессом творчества.
Тот, кто хоть раз испытал состояние творческого подъема, пытается снова и снова испытать это чувство. Многие журналисты и исследователи творчества называют это состояние прозрением, вдохновением. Вдохновение выражало уверенность, как мы уже отмечали, в божественном происхождении искусства слова и обросло собственной мифологией. В качестве неподдающегося определению со стояние духа в словаре греков оно соседствовало со словами «экстаз», «энтузиазм» который первоначально обозначал состояние человека, «преисполненного Богом»
Не случайно, что многие поклонники самой «творческой идеи» стремились изобразить деятельность по ее словесной реализации не как труд, а как озарение, дар избранных, нисходящий помимо их воли. Мотивы творчества складываются:
• из изживания с помощью творчества часто даже не осознаваемых влечений и желаний;
• с помощью творчества и таким образом происходит процесс самопознания личности. Человек познает себя и мир в действии, а действие для него — это творчество;
• в творчестве познается мир. Чем больше узнает человек, тем больше он хочет узнать и старается это сделать. Отсюда появление новых работ;
• эстетические чувства рождают эстетические потребности. Эстетические чувства можно реализовать через эстетические потребности, потребности в творчестве.
Среди функций творчества следует назвать следующие.
. Познавательная функция. С точки зрения деятельности, связанной с познанием и отражением природы общества, творческий человек отражает объективный мир через свой субъективный.
. Художественно-образная. Творческое произведение имеет идейное содержание, но в отличии от научного трактата оно выражено в конкретно-образной форме. Особая сила художественного воображения публициста заключается прежде его в том, чтобы представить аудитории новую ситуацию не путем нарушения, а in условии сохранения основных требований жизненной реальности. А задача подобного произведения, созданного творческим человеком, — показать то, что видит автор, с такой пластичностью, чтобы это увидели другие.
. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций. Ситуации, герои, образы, субъективно отобранные и представленные журналистом аудитории, являются предпосылкой, стимулом и обоснованием деятельности для какого-то социума или общества в целом. Стимулируя к действию, к примеру мечта, выступающая целью одного человека, или какое-то нестандартное действие могут опосредовано стать мечтой или потенциальными поступками других людей. Опосредовано — значит благодаря средствам массовой информации. Следовательно, созерцая мир СМИ, люди в своей реальной жизни предпринимают действия, которые продиктованы новыми целями, отраженными в этом новом для них мире [В.Ф. Олешко, с 35]
Глава 2. Состояние современного журналистского образования
.1 Анализ результатов социологического опроса на тему «Будут ли выпускники факультета журналистики ЧелГУ работать по профессии?»
В нашем социологическом опросе приняли участие 80 студентов факультета журналистики ЧелГУ. Из них 65 девушек, 14 юношей и 1 человек, который затруднился ответить на этот вопрос. Выборка была сделана случайная, по 20 человек с каждого курса.
Работаете ли вы в настоящее время?
Преобладает ответ «нет». Примерно 3\4 всех опрошенных ответили отрицательно. Если проследить статистику по курсам, можно сказать, что количество работающих студентов увеличивается, но незначительно (с 3 до 5 человек каждом курсе).
Вы работаете по профессии?
Количество работающих по профессии также невелико (от 1 до 5 человек на каждом курсе).
Больше всего работающих студентов зафиксировано на четвертом курсе.
Вы считаете свою профессию:
Самыми популярными ответами на этот вопрос были: интересной, творческой, увлекательной. В вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. Младшие курсы отметили практически все положительные характеристики своей профессии. Однако, можем отметить такую тенденцию, чем старше курс, тем меньше студентов, считающих свою профессию интересной увлекательной и творческой. В их анкетах чаще встречаются такие определения, как рутинная, обыденная, утомительная.
Как вы выбирали свою профессию?
Большинство опрошенных ответили, что выбрали профессию самостоятельно и осознанно. Лишь небольшое количество студентов ответили, что поступили случайно. Совсем незначительная часть выбрали журналистику по совету родителей (по одному человеку с каждого курса из опрошенных).
Это дает нам основание полагать, что мотивация студентов была серьезной и осознанной.
Что в вашей профессии вас привлекает больше всего?
Преобладают ответы: возможность общаться с интересными людьми и творческий процесс. Но виден значительный разрыв, например, между первым и четвертым курсами. Если среди первокурсников 18 и 12 человек отметили варианты общаться с интересными людьми и творческий процесс соответственно, то на четвертом курсе эти варианты выбрали 8 и 7 человек соответственно. Здесь тоже можно проследить тенденцию: с взрослением курса уменьшается количество позитивных оценок, данных своей профессии.
Что вас не привлекает в вашей профессии?
Больше всего студентам не нравится в их профессии низкая оплата труда и невозможность полностью реализовать себя. Показатели по этим двум вариантам растут от курса к курсу. Мы можем предположить, что больше студенты узнают свою профессию, тем больше негативного они в ней находят.
Если бы вы снова выбирали профессию, вы бы выбрали ту же профессию?
Количество студентов, снова выбравших бы журналистику, стабильно, за исключением четвертого курса. Здесь показатель значительно ниже (6 против 10-11 человек).
Число не выбравших бы это профессию снова пропорционально курсу растет. Этот факт говорит нам о разочарованности студентов в своей профессии.
Если бы вы сделали выбор в пользу другой профессии, то какая она была бы? Ответы на этот вопрос весьма разнообразны. Это вопрос-ловушка. Нельзя не отметить, что люди, которые в предыдущем вопросе ответили, что снова выбрали бы журналистику, в этом вопросе все-таки привели варианты других профессий. Такая ситуация свидетельствует о некой неудовлетворенности в обучении, в профессии. Среди названных примеров находятся профессии: лингвист, педагог, психолог, социолог, филолог, историк, археолог, юрист, реклама, бизнесмен, экономист, менеджер, переводчик, турагент, актриса, фотограф, дизайнер, искусствовед, кинорежиссер, ювелир, химик-технолог, стюардесса, флорист, индустрия моды и красоты, архитектор. Были и такие ответы: лучше, чем эта, с возможность больше двигаться, свободный художник и др.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать журналист прежде всего?
Лидирующие позиции занимают категории: коммуникабельность, стрессоустойчивость. Нужно отметить, что с взрослением курса больше внимание уделяется категории интеллекта и компетентности.
Часто ли вы представляете себя действующим журналистом?
Самыми часто выбираемыми ответами являются «иногда» и «часто». Однако в противовес этому увеличивается число студентов, которые вообще не собираются работать в журналистике. Больше всего такой ответ дали на четвертом курсе.
Как долго вы хотели бы работать журналистом?
Самым популярным ответом на этот вопрос является «до тех пор, пока не подвернется более престижная работа. Что свидетельствует о снижение престижа журналистики в глазах студентов. Также растет число студентов, которые вообще не собираются работать по профессии.
Ваши представления о профессии изменились с течением времени?
Представления о профессии изменились больше, чем у половины опрашиваемых. Причем представления продолжают меняться: чем старше курс, тем чаще студенты отмечают, что они представляли себе журналистику по-другому.
Когда вы поняли, что представляли себе журналистику по-другому?
На этот вопрос чаще всего студенты отвечали, что их представления о журналистике изменились после учебно-ознакомительной практики и после первой производственной практики. В графе «другое» были такие варианты: после того, как по работал; после четырех лет обучения; на каком-либо курсе и т.д.
Как вы думаете, рынок труда в СМИ переполнен?
Опрашиваемые студенты в большинстве своем считают, что вакансии в СМИ заполнены. И судя по результатам опроса, с каждым годом они все больше убеждаются, что рынок труда в СМИ заполнен.
На ваш взгляд, кем заполнены рабочие места в СМИ?
На этот вопрос студенты на всех курсах практически единодушно ответили, что рабочие места в СМИ заняты людьми, которые имеют смежные профессии (филологи, историки и т.д.) и людьми, которые просто хорошо пишут, снимают, говорят. Количество студентов, отметивших вариант «журналистами-профессионалами» очень мало (1-3 человека на курсе).
Проанализировав результаты социального опроса, мы видим, изначальная мотивация студентов была осознанной, но в процессе обучения в большинстве случаев мотивационные установки оказались не столь крепки. Столкнувшись с действительностью, студенты поняли, что представляли себе выбранную ими профессию по-иному и разочаровались в ней. В основном это произошло после первой практики. И далее студенты не видят себя в профессии, так как считают, что все вакансии в СМИ заняты. Здесь мы видим, как тот самый поток затухающих и нарастающих мотиваций иссякает. Но, как нам известно, действия человека зависят не только от мотивационных тенденций, но и от волевых процессов, то есть, если человек проявит желание и приложит волевые усилия, то он непременно достигнет своей цели.
2.2 Соотношение внутренней и внешней мотивации
Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.).
Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.
Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:
внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
Удачное соотношение внутренней и внешней мотивации определяет интенсивность движения к цели. Когда есть внутренняя мотивация — это очень хорошо, человека не нужно подталкивать. По результатам нашего анкетирования мы видим, что не все студенты имели сильную внутреннюю мотивацию стать журналистами и в процессе обучения растеряли ее. Приходим к выводу, что, скорее всего, потеря мотивации — это закономерный процесс и относится не только к факультету журналистики.
2.3 Причины потери мотивации
Оставаться мотивированным достаточно сложно, ведь это борьба — мы постоянно подвергаемся нападению негативных мыслей и тревог о будущем. Каждый человек подвергается сомнениям и депрессии. А вот успешного человека выделяет способность продолжать двигаться вперёд.
Не существует простого решения проблемы отсутствия мотивации. Даже после многократного решения проблемы, она появляется при первых признаках ошибок. Ключом для решения является понимание ваших мыслей и их способность управлять вашими эмоциями. Для того чтобы уберечь себя от спада, и встать на путь повышения мотивации нам необходимо научиться развивать мотивирующие мысли, нейтрализовать негативные последствия, а также сосредотачиваться на задаче.
Почему мы теряем мотивацию?
Есть три основных причины потери мотивации:
. Отсутствие доверия — если вы не верите в то, что можете добиться успеха, стоит ли пытаться?
. Недостаток внимания — если вы не знаете, чего хотите, действительно ли вы хотите что-то?
. Отсутствие направления — если вы не знаете, что делать и как это делать, можете ли вы мотивировать себя на действия?[Джон Уэсли ]
Сейчас мы расшифруем эти три причины потери мотивации и попробуем найти способ, как снова себя мотивировать на достижение нужной цели, например — закончить университете и работать по профессии.
Первый убийца мотивации — это отсутствие уверенности. Когда человек думает о том, что он хочет, его разум создаёт объяснения, почему он не получает это. Это порождает негативные мысли. Прошлые ошибки, неудачи и личные недостатки доминируют в человеческом уме. Человек начинает обращать внимание на эти проблемы и ищет оправдания тому, почему он не может добиться успеха. Так, он находится под плохим впечатлением и теряет уверенность в себе. Скорее всего именно этим объясняется тот факт, что студенты-журналисты, принявшие участие в опросе, ответили, что их представления о журналистике изменились после первой практики. Вероятно, столкнувшись с буднями журналиста, студенты подвергли свой выбор большому сомнению. Поэтому мы имеем результаты опроса с негативной окраской.
Способом выхода из этой сети мыслей является сосредоточение внимания на благодарности. Нужно сосредоточиться на положительных моментах своей жизни. Создать список своих сильных сторон, прошлых успехов и нынешних преимуществ. Люди склонны считать свои сильные стороны как само собой разумеющееся и останавливаются на своих неудачах. Но благодаря созданию чувства благодарности, человек начинает понимать, насколько способным и успешным он уже являетесь. Чувство благодарности позволит укрепить уверенность и мотивировать себя на действия с упором на существующий успех.
Вторым убийцей мотивации является недостаток внимания. Как часто мы обращаем внимание на то, что мы не хотим? Мы, как правило, думаем в пределах страха. Я боюсь бедности. Боюсь, что никто не будет уважать меня. Я боюсь одиночества. Проблема с этим типом мышления заключается в том, что страх мешает действиям. Он растёт и вытесняет мотивацию. В нашем случае с будущими журналистами, скорее всего, это так и есть. Попробовав себя в профессии, студенты определили, что оплата труда в СМИ низкая, что полностью себя реализовать им не удастся, и это их испугало.
Если человеком завладевает страх, первым шагом должно быть сосредоточение усилий на чётком определении целей. Определив цель, он автоматически определяет комплекс мер по её достижению. Вместо того чтобы поддаваться страху, человек сосредотачивает внимание на позитивной цели, тем самым, заставляя свой мозг работать. Он мгновенно начинает разработку плана для достижения успеха. Вместо того чтобы беспокоиться о будущем, он начинает что-то делать для его создания. Это первый шаг в мотивации самого себя — начать действовать.
Заключительный фрагмент мотивации — направление. Если сосредоточение помогает найти конкретную цель, направление даёт повседневную стратегию для её достижения. Отсутствие направления убивает мотивацию. Ну а ключом к поиску направления является определение мероприятий, которые приведут к успеху. У каждой цели должны быть шаги к её достижению, некоторые из них дают результаты, другие этого не делают. Нужно составить список и создать план всех необходимых действий.
Отслеживание наиболее важных задач будет направлять энергию на достижение успеха. Когда мотивация начинает ослабевать, нужно попытаться восстановить последовательность создания плана, который содержит два позитивных действия. Первое — небольшой шаг, а второе — долгосрочная цель. Периодическое совершение этих действий позволяет выходить из периодов спада, создавать положительные опоры и получать долгосрочные планы движения.
Неизбежно столкновение с периодами слабости, с невезением и даже отдельными неудачами. Если разум не дисциплинирован, эти незначительные преграды могут перерасти в настоящих монстров.