«Модельные характеристики спортивного отбора в группы начальной подготовки».
Содержание
Введение
Глава 1. Основные аспекты отбора в спортивные группы начальной подготовки.
1.1. Спортивный отбор и ориентация в процессе начальной подготовки.
1.2. Организация и методика отбора в системе спортивной подготовки.
1.3. Отбор, прогнозирование и оценка способностей детей к скоростному бегу.
Глава 2. Организация и методика исследования физических показателей при отборе в легкой атлетике.
2.1. Цели, задачи, методы и этапы организации опытно-экспериментальной работы.
2.2. Физиологические показатели, используемые при отборе в различные виды легкой атлетики.
2.3. Экспериментальное исследование методики отбора к специализации в легкой атлетике.
Глава 3. Результаты исследования и совершенствование учебно-тренировочной программы.
3.1. Результаты исследования уровня физических показателей легкоатлетов.
3.2. Спортивное совершенствование учебно-тренировочной программы легких атлетов.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Достижение высоких результатов, в любом виде деятельности, зависит от многих факторов, основным из которых является максимальное соответствие индивидуальных особенностей личности, требованиям избираемой профессии. В связи с этим, знание требований конкретного вида спорта, к спортсменам высокой квалификации — важнейшее условие эффективного отбора, перспективных спортсменов.
За последние три десятилетия, в течение которых, проблема отбора и диагностики спортивных способностей, стала самостоятельной ветвью исследований, в спортивной науке, наметился общий методологический подход к ее решению. Его суть заключается в следующем:
Во-первых, необходимо выявить требования, вида спорта к спортсмену, то есть те основные качества и свойства, которые присущи, выдающимся спортсменам, в конкретном виде упражнений (профессиограмма, или, точнее, спортограмма).
Во-вторых, с помощью современного математического аппарата (факторный анализ, корреляция, регрессия и др.), определить степень обусловленности спортивного результата, уровнем развития отдельных качеств и свойств.
И, наконец, в-третьих, выявить необходимые для данного вида и в большей степени генетически, обусловленные качества у новичков — кандидатов в чемпионы и рекордсмены. При таком подходе, необходимо, учитывать антропометрические особенности, физиологические характеристики (деятельность энергообеспечивающих систем), уровень развития двигательных качеств, вообще и специфических для данного вида спорта.
ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
... средств и методов. Каждое физическое упражнения и каждый вид подготовки имеет свою величину "психической напряженности". Так, например, легкий бег имеет очень низкие показатели "психической напряженности", ... навыков из скалолазания, легкой атлетики, гимнастики и др. Все эти виды спорта позволяют альпинисту расширить запас двигательных навыков. Поэтому в предсезонной подготовке альпинисты нередко, по ...
Глава 1. Основные аспекты отбора в спортивные группы начальной подготовки.
1.1. Спортивный отбор и ориентация в процессе начальной подготовки.
В современном спорте распространен метод ранней специализации, причем нередко без учета анатомо-физиологических особенностей, подготовленности и физического развития ребенка, хотя известно, что интенсификация тренировочных занятий ведет к травмам и заболеваниям юного спортсмена.
Одной из важных предпосылок для начала занятий спортом является отбор детей в спортивные секции и ориентация их, исходя из индивидуальных особенностей, на занятия тем или иным видом спорта (Приложение А).
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость и др.) развиваются в разные возрастные периоды с неодинаковой скоростью. При развитии того или иного качества необходимо учитывать возраст, пол, наследственные факторы, физическое развитие и др .
В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста. Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, то есть тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
Таблица 1.
Примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста.
Росто-весовые показатели и физические качества Возраст (лет)
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Рост + + + +
Вес + + + +
Сила максимальная + + + +
Быстрота + + + + + +
Скоростно-силовые качества + + + + + + +
Выносливость (аэробные возможности) + + + + +
Скоростная выносливость + + +
Анаэробные возможности (гликолитические) + + +
Гибкость + + + + + +
Координационные способности + + + +
Равновесие + + + + + + + +
У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.
Спортивный отбор осуществляется путем использования различных методов. Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.
Морфологические показатели: рост, масса тела, относительная длина рук и ног, соотношение туловища и ног и другие показатели.
Физическая нагрузка как фактор влияния на физическое развитие
... упражнения. Если интенсивность находится на нижней границе влиятельной зоны то соответствующие физические качества развиваются медленно, но достигают высокого уровня прочности. Воздействия высокой интенсивности дают ... на пульсе 140-120 уд / мин. Такой интервал отдыха применяется при развитии различных видов выносливости. Относительно полный интервал отдыха предусматривает следующее нагрузки после ...
Физиологические показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и реакция на нагрузку, ЧД, ЖЕЛ, степ-тест, проба Ромберга, подвижность в суставах, позвоночнике и др .
Биохимические показатели: иммуноглобулины, лимфоциты, гемоглобин и др., биопсия мышц (определение типа мышечных волокон, их соотношения, метаболизма в тканях после выполнения интенсивных физических нагрузок и т. п.).
Психологический отбор в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Если говорить точно, то обеспечение психической надежности является одним из факторов психологического отбора, а на стадии высшего спортивного мастерства становится решающим фактором отбора.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Отбор осуществляется в четыре этапа:
Основными задачами первого этапа являются массовый просмотр контингенте в детей 6-10 лет (I-IV классы общеобразовательной школы) с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта.
Основная задача второго этапа отбора — выявление одаренных в спортивном отношении школьников для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования СДЮШОР, УОР и ШВСМ?. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Его осуществляют тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и УОР.
На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, то есть, в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования .
На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1. Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки.
2. Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях.
3. Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.
1.2. Организация и методика отбора в системе спортивной подготовки.
Отбор и спортивная ориентация юных легкоатлетов представляют собой сложный и длительный процесс, который можно разделить на четыре этапа:
• набор для занятий в группы начальной подготовки ДЮСШ;
• отбор занимающихся в учебно-тренировочные группы: спринтерского, барьерного бега, бега на выносливость, ходьбы, прыжков, метаний и многоборий;
Глава 1. Теоретические основы подготовки учащихся к спортивным соревнованиям
... культуры занимаются по отдельным видам спорта: легкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовкой и плаванием. Помимо этого дети посещают спортивные секции в детско- юношеских спортивных школах и при школе (клубы, ...
• отбор для углубленной специализации в избранном виде легкой атлетики; отбор в сборные команды.
В спортивной практике были выявлены следующие критерии отбора, используемые во всех видах легкой атлетики:
• морфо-функциональные показатели (антропометрические признаки,биологический возраст);
• уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости);
• координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям;
• уровень морально-волевых (психических) качеств; состояние ведущих функциональных систем;
• социальные и генетические факторы.
Каждый из четырех выделенных этапов, о которых говорилось ранее, имеет свои особенности, продолжительность их различна.
Для занятий в группах начальной подготовки обычно приглашаются все желающие. Практика работы отделений легкой атлетики спортивных школ показывает, что число желающих заниматься этим видом спорта, как правило, не превышает числа вакансий в ДЮСШ …………..
Заключение
В последние тридцать лет, когда в соревнования самого крупного ранга, вовлекается все большее число спортсменов, международного класса, победителями становятся, не просто сильные, а сильнейшие из сильнейших. Именно этот факт, делает проблему отбора и прогнозирования способностей, наиболее актуальной. Трудно себе представить, формирование любого спортивного коллектива — от учебной группы детской спортивной школы, до сборной команды страны — без специально-организованного и проведенного отбора. Однако, сегодня процесс отбора, в большинстве случаев, носит естественный, а порой довольно субъективный характер, особенно, в начальных звеньях спортивной подготовки. Объясняется это, как недостаточностью методических рекомендаций, так и отсутствием, специальной диагностической аппаратуры и специалистов на местах.
При отборе для занятий, тем или иным видом спорта, нельзя ориентироваться на один какой-либо метод (тест).
Необходимо, учитывать множество других факторов: вентиляцию легких, тканевое дыхание, степень васкуляризации мышц и совершенство регуляторных механизмов, обеспечивающих адекватное кровообращение во время работы, способность к расслаблению мускулатуры (релаксация) и многие другие. Особенно, важен такой подход в спорте высших достижений.
Рост спортивных достижений, остановить невозможно. Однако, существенно изменяется масштабность, этого роста: уже сейчас в большинстве видов легкой атлетики, результаты регистрируются с точностью до сотых долей секунды.
Не за горами, то время, когда спортивные результаты в прыжках, будут фиксироваться с точностью до миллиметра. И чем медленнее, будут расти спортивные рекорды, чем дифференцированнее будет оценка, спортивных достижений, тем более необходимой, станет обязательная, тонкая оценка спортивных способностей, на всех этапах многолетней подготовки — от новичков до олимпийцев.
Можно, с уверенностью сказать, что совершенствование методов отбора, перспективных спортсменов, будет способствовать дальнейшему и неуклонному росту, спортивных результатов.
Психология спорта и спортивные психологи
... -бихевиористические - развитие интеллекта связано с развитием спортивной деятельности. Используется в основном третий подход. Психология спорта возникла в 1900г. 27 тыс. чел. работает ... и теперь» - характеризуется очень сильным чувством срочности, избытком соревновательного побуждения, легко возникающим враждебным отношением. Люди импульсивные, агрессивные. У них часто встречаются сердечно- ...
Список литературы
1. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. — М. : ФиС, 2011. — 204 с.
2. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. — 2008. — №8. — 24-25 с.
3. Дубровский В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. — М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. — С. 238-270.
4. Жилкин, А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Жилкин. — М. : Академия, 2008. — 464 с.
5. Зацорский, В.М. Легкая атлетика : критерии отбора / В.М. Зацорский. — М. : Физкультура и спорт, 2010. — 200 с.
6. Зеличенок, В.Б. Легкая атлетика : критерии отбора / В.Б. Зеличенко, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. — М. : Терра — спорт, 2010. — 240 с.
7. Зимкина, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкина. — М. : Физкультура и спорт, 2011. — 496 с.
8. Калодий, О.В. Легкая атлетика и методика преподавания : учебник для студентов институтов физической культуры / О.В. Калодия, Е.М. Лутковского, В.В. Усова ; под ред. О.В. Калодия. — М. : Физкультура и спорт, 2008. — 271 с.
9. Конин, В.П. Легкая атлетика. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / В.П. Конин. — М. : Гардарики, 2009. — 127 с.
10. Лазарев, И.В. Практикум по легкой атлетике : учеб. пособие / И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов. — М. : Академия, 2009. — 160 с.
11. Мехрикадзе В. В. Тренировка юного спринтера / В. В. Мехрикадзе. — М.: ФиС, 2009. — С. 5-17.
12. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика : учебник для студентов институтов физической культуры / Н.Г. Озолин. — М. : Физкультура и спорт, 2009. — 671
13. Попов А. Л. Спортивная психология / А. Л. Попов. — М.: Изд-во Флинта, 2009. — С. 128-131.
14. Попов В. Б. Юный легкоатлет / В. Б. Попов. — М.: ФиС, 2010. — С. 11-16.
15. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. — М. : Советский спорт, 2010. — 142 с.
16. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова. — М., 2011.. — С. 284-287, 316-330.
17. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Швариц, С.В. Хрущев. — М. : ФиС, 2010. — 246 с.