МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова»
Кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникации
Курсовая работа
по теории и практике рекламы и связей с общественностью
на тему
«Методы оценки имиджа компании»
Выполнила: студентка группы 209 «Б»
Чернобровкина О.В
Руководитель: кандидат политических наук
доцент кафедры философии
и теории социальной коммуникации
Семенов Е.Е.
Нижний Новгород 2014
Введение
К началу-середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами общественности. В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых — формирование имиджа организации.
Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании с помощью средств массовой коммуникации и психологического воздействия.
Имидж создается PR, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
На современном этапе развития рыночных отношений ярко обострена конкурентная борьба за лидерство на том или ином сегменте рынка. Имидж и репутация, как самой фирмы, так и товаров или услуг, которые она предоставляет, являются одними из наиболее важных факторов, обусловливающих успешную рыночную деятельность. Сформированные спонтанно или целенаправленно, именно эти характеристики оказывают наибольшее воздействие на потенциальных покупателей и клиентов, что позволяет рассматривать их как важнейшие конкурентные преимущества в рыночной борьбе.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что в настоящее время имидж организации является фактором, влияющим на ее конкурентоспособность, маркетинговую позицию, стоимость акций; в целом, на все сферы жизнедеятельности компании.
Влияние слухов и мифов на управление коммуникациями в организации
... для успеха индивида и организации необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера. Способствовать возникновению неэффективных коммуникаций могут слухи и ... способы управления ими. 2)Рассмотреть мифотехнологии, как средство управления коммуникациями. 1. СЛУХИ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Причины возникновения слухов ...
Цель курсовой работы — анализ и изучение методов оценки имиджа предприятия.
Задачи:
— проанализировать и определить понятие имиджа компании;
— оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа компании;
— изучить методы оценки имиджа компании как внешнего, так и внутреннего.
Структура данной курсовой работы состоит из:
— введения;
— первой главы, в которой мы рассматриваем теоретические основы создания имиджа организации;
— второй главы, в которой изучены методы анализа и измерения имиджа организации;
— заключения;
— списка литературы.
1. Теоретические основы формирования и поддержания имиджа организации
1.1 Разновидности имиджа
Существуют пять разновидностей имиджа, которые мы и постараемся рассмотреть: желательный, зеркальный, текущий, корпоративный и составной. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. Гл. 2, С.9.
1. Желательный
Это тот имидж, которого организация старается добиться. Прежде всего, речь идет о правильном имидже, а не о благосклонном или же предпочтительном. В пример можно взять Гордона Сэлфриджа, который много лет назад, открывая собственный универмаг на Оксфорд-стрит в Лондоне, хотел добиться того, чтобы его посетители получали удовольствие, делая покупки, и это было не однообразным и утомляющим занятием, а интересным и увлекательным действием. Желаемый имидж относят к чему-то новому, когда лица извне еще ничего не знают об организации.
2. Зеркальный
Зеркальный тип имиджа (mirror image) организации, который, как предполагают ее работники, в частности ее начальники, воспринимают лица, находящиеся вне организации. Это может быть иллюзией, задатки которой уходят в стремление иметь определенный имидж, иллюзией, которая сформировалась в результате незнания о точках зрения извне или непонимания их сущности. Это вполне обычная ситуация, в основе которой лежат обманчивые представления, что «нас все любят». Изучение мнений или имиджа может продемонстрировать, что организация обладает самыми разными и неожиданными имиджами, т.е. внешними образами.
3. Текущий
Текущий имидж (current image) встречается у людей, которые находятся за пределами компании, в основе которого может лежать опыт или недостоверная информация и непонимание. Так же можно сказать и о осознании того, на что направлена деятельность организации. PR нередко сталкивается с миром негативного отношения, предубеждения, апатии и невежества, в результате которых может сформироваться неправильный сегодняшний имидж. Одной из задач PR-специалиста может быть интерпретация отношений посторонних лиц к менеджменту компании, у которого могут быть недостоверные представления о внешних точках зрения. Этими посторонними лицами могут быть представители общественности: потенциальный персонал, представители радио и телевидения, покупатели, владельцы магазинов, политики, журналисты, то есть те, чье понимание сущности компании является главным. Важно не то, что необходимо их положительное мнение, намного важнее, чтобы сформировавшееся у них впечатление о компании, ее товарах и услугах, или о ее работниках было правильным — не благосклонным, а верным.
Корпоративный имидж. Основные компоненты имиджа организации
... политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления. Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, ...
Можно сказать, что в PR имидж — это результат правильного представления. Навряд ли у кого-либо тюрьма вызывает благоприятное впечатление, но, по крайней мере, она может быть верно воспринята — женская она или мужская, за какие преступления в ней сидят люди, жестокие ли здесь меры надзора, сколько судимых сидит в одной камере и т.п.
4. Корпоративный.
В данном случае перед нами имидж непосредственно организации, а не ее товаров или услуг. Данный имидж может быть сформирован из многих составляющих, таких, как история организации, успешность ее экспорта, финансовые успехи и стабильность, отношения в отрасли и репутация как работодателя, социальная ответственность и научные достижения, качество продукции и многое другое.
Например, у компании Marks & Spencer отличный корпоративный имидж, который признан во всем мире. Корпоративный имидж крайне важен в финансовом PR, потому что успех эмиссии новых акций очень часто зависит именно от корпоративного имиджа эмитента.
5. Многообразный.
Отдельные лица, филиалы или другие представители компании могут создавать свой собственный имидж, который может не совпасть с имиджем организации в целом. Разные имиджи могут создавать торговый персонал. Но благодаря единому оформлению транспортных средств, форменной одежде, применению значков, символов, специальной подготовке персонала, а если брать магазины — соответствующему дизайну, демонстрации товаров как в магазинах сети, внутренней планировке, может создаваться единый фирменный стиль. Яркий пример узнаваемого фирменного стиля представлен в авиакомпаниях. Например, своеобразная окраска «хвостов» самолетов и одежда экипажей — это составляющие узнаваемого образцового, стиля.
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа
Каждая компания имеет свой образ в сознании других представителей рынка, в независимости от того, осознает она это или нет.
Имидж компании — это результат взаимодействия большого количества условий, часть которых компания в состоянии проконтролировать, большинство же условий не поддается контролю, но на них можно попытаться каким-либо образом повлиять.
Не все руководители осознают необходимость в хорошем имидже организации и считают, что полезнее вкладывать деньги в рекламу предприятия. Образ организации, ее имидж — это восприятие уникальности данной организации, осознание ее специфических черт и особенностей. Как люди стараются проявить свою индивидуальность через одежду, автомобили, жилье и поведение, так организация проявляет свою неповторимость через символику, предлагаемые услуги, отношение к персоналу и т.п.
На формирование имиджа влияют многие факторы:
— история компании;
— ее социальная миссия;
— личность руководителя;
— деловая репутация;
— стиль управления;
— уровень обслуживания посетителей;
— качество предоставляемых товаров и услуг;
— паблисити (известность в широких кругах общества);
— фирменный стиль и пр.
Коротко рассмотрим перечисленные выше факторы. На практике, компании, чья история ассоциируется с какой-то популярной личностью или знаменательным событием, пользуются большей популярностью у людей. Но и те организации, у которых нет данного преимущества, могут воспользоваться этим фактом в своих интересах. Например, можно самим создать «легенду» о своей организации, и распространить ее с помощью СМИ.
Организация психодиагностического обследования уровня тревожности ...
... программы, консультативная беседа с педагогами, родителями или детьми. Организация психодиагностического обследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ... обследовании мы исследовали: · Уровень тревожности дошкольников; · Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Задачи: 1. Организация и подготовка к проведению ...
Миссия компании представляет собой ее визитную карточку. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям партнеров и спонсоров, реальных и потенциальных клиентов.
Личность руководителя и стиль управления так же не маловажны. Так, авторитарное руководство может крайне неблагоприятно сказаться на морально-психологическом климате внутри организации, ухудшая тем самым и внешние связи предприятия.
Деловая репутация подразумевает под собой прозрачность в работе с партнерами, стабильное финансовое положение и готовность исполнять свои обязательства.
Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, главными факторами, которые формируют образ компании в представлении людей.
Фактор паблисити (известности в рекламе) не менее важен, но из-за недостаточности финансирования, возможности его использования для многих организаций невозможны.
Фирменный стиль (логотип, фирменная одежда, товарный знак, корпоративная цветовая гамма, слоган и пр.) является одним из основных средств создания имиджа предприятия.
1.3 Структура имиджа организации
На сегодняшний день большее внимание уделяется корпоративному имиджу, т.е. имиджу компании в целом, который объединяет ее репутацию, успехи, престиж и стабильность. Он призван:
— показать индивидуальность — миссию, притязания как основу корпоративной идентичности при восприятии и измерении в конкурентной среде свойств различных предприятий;
— увеличить узнаваемость и интерес общественности к предприятию, тем самым способствуя его репутации;
— развивать ассоциации с позитивными характеристиками деятельности предприятия, гарантирующими надежность, качество и ответственность;
— объединять занятых на предприятии и в его подразделениях и формировать командный дух.
Понятие «корпоративный имидж» схоже по сути с понятием «репутация» (англ. repute — общее мнение), которое означает «доброе имя», мнение окружающих, оценку. Имидж от репутации отличается тем, что он больше поддается искусственному построению, в его восприятии большую роль играет эмоциональная составляющая мыслительного процесса. Репутация нарабатывается годами, конкретными делами и фактами. Но ее также быстро можно испортить и нанести ущерб, как и приобрести.
Структура имиджа организации.
Рис.1. Структура имиджа организации
Представленная структура корпоративного имиджа разработана для коммерческих предприятий.
Российские специалисты в области политического и бизнес-PR Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов приводят удобную эмпирическую модель структуры корпоративного имиджа, которая пригодна для его анализа и/или последующего конструирования. Структуру имиджа предприятия составляют представления клиентов, потребителей, персонала самой компании и т.д. относительно компании, которые можно разделить на семь компонентов:
1. Имидж товара (услуги).
Имидж товара составляют представления тех, кто его потребляет, о неповторимых свойствах, которыми обладает товар.
Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации
... успеху в бизнесе. Объектом исследования является имидж руководителя организации, как составляющая имиджа организации. Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации. Для понимания имиджа как коммуникативной технологии поставлена следующая цель: ...
Характеристики товара:
Функциональная ценность товара — главная выгода или услуга, которую может обеспечить товар.
Дополнительные услуги (атрибуты) — то, что дает возможность товару быть уникальным:
— неотъемлемые атрибуты: дизайн, название, качество, набор свойств, упаковка;
— подкрепляющие атрибуты: гарантия, доставка, послепродажное обслуживание, условия платежей, установка.
2. Внутренний имидж организации. Под внутренним имиджем организации принято понимать представления работающих о своем предприятии. Персонал при этом может рассматриваться не только как один из факторов конкурентоспособности компании, одна из основных групп общественности, но и как незаменимый источник информации о компании для внешней среды. Главными детерминантами внутреннего имиджа являются культура компании и социально-психологические условия.
Культура организации. Управление персоналом на предприятии носит многоуровневый характер. Каждый уровень включает в себя ряд систем:
— Первый уровень (уровень социальной адаптации) включает системы обучения и подбора сотрудников, которые способствуют усвоению культуры компании, а также способов выполнения профессиональных обязанностей. Если адаптация прошла успешно, то новые сотрудники становятся носителями культуры компании и в дальнейшнем передают ее новому поколению.
— Второй уровень структуры управления персоналом можно назвать уровнем отношений, потому что его составляют система власти, или отношений руководителя с подчиненными; система внутренних коммуникаций, которые опосредуют отношения между руководителем и подчиненными, а также между сотрудниками; и система взаимодействия с внешней средой.
— Третий уровень — уровень мотивации, включающий в себя систему аттестаций. Оценки работы сотрудников, сделанные на основе принятых в компании критериев: систему идентификации; систему вознаграждений; систему социальных трансферов (трудовых и социальных льгот).
Система идентификации имеет большое значение, потому что идентификация работника со своей компанией означает, что личные цели и ценности работника совпадают с целями и ценностями компании, работник испытывает чувство причастности к общему делу и предан компании. Человек, который разделяет цели и ценности компании, при выполнении работы руководствуется собственной мотивацией, которая не требует дополнительного стимулирования. Такой результат достигается во многом с помощью культивирования внешних признаков принадлежности к компании (компонентов фирменного стиля, таковой, например, является униформа), а также другой символики компании, такой как корпоративная легенда, гимн, основатель компании и многое другое.
Культура, если рассматривать ее как интегрированное представление о нормах и ценностях, принятых в организации, может наполнять каждую систему определенным содержанием, особенности которого определяют отношение сотрудников фирмы. Системы, являясь продуктом культуры компании, в свою очередь поддерживают и воспроизводят ее, а потому могут быть названы элементами ее культуры.
Социально-психологический климат — это социально-психологическое атмосфера в коллективе, результат совместной деятельности людей, их межличностных отношений, детерминированных субъективной потребностью людей в общении и ее удовлетворением. Иначе говоря, социально-психологическую атмосферу в организации можно рассматривать как удовлетворенность или же неудовлетворенность членов организации межличностными отношениями, которая проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе.
Имидж современного руководителя
... организации, функционирующей в рыночных условиях. Термин “Менеджер” можно употребить применительно: к администратору любого уровня управления, если администрирование осуществляется современными методами; к руководителю предприятия ... менеджера, без которых немыслима разумная и рациональная работа в фирмах, компаниях, предпринимательских структурах. Предположим, что идет борьба двух сторон (групп, ...
3. Имидж основателя или основных руководителей организации.
Имидж основателя или основных руководителей (имеется ввиду индивидуальный имидж руководителей в отдельности) включает представления о мотивах, намерениях, установках, способностях, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителя на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как социально-демографическая принадлежность, внешность, поступки и параметры не основной деятельности, особенности вербального и невербального поведения, контекст, в котором действует руководитель предприятия.
Внешность. Внешность является самой доступной для наблюдения характеристикой основателя, которая не требует длительного времени для опознания и может представлять собой источник невербальной информации о нем.
4. Имидж персонала. Имидж персонала — это обобщенный собирательный образ персонала, который раскрывает наиболее характерные для него черты. Имидж сотрудников формируется, прежде всего, на основе прямого контакта с работниками организации представителей контактных аудиторий, потребителей и др. субъектов рынка. При этом каждый сотрудник может рассматриваться как лицо компании, по которому будут судить о персонале в целом.
5. Визуальный имидж организации. Визуальным имиджем организации являются представления об организации, субстратом которых бывают зрительные ощущения, которые фиксируют информацию о торговых и демонстрационных залах, об интерьере и экстерьере офиса, о внешнем облике сотрудников и фирменных символах.
На визуальный имидж компании могут оказать влияние индивидуальные (эстетический вкус), психологические и этнические (значение цвета в разных национальных культурах) особенности восприятия предметов, в частности одежды, помещений и их декорирования. Более того, визуальный имидж компании находится под влиянием социальных факторов, например, моды.
6. Социальный имидж организации. Социальный имидж организации — это представления широкой общественности о социальных целях и роли компании во всех сферах жизни общества.
Социальный имидж может формироваться с помощью информирования общественности о социальных аспектах деятельности компании, таких как меценатство, участие в решении проблем экологии, спонсорство, занятость, поддержка общественных движений, содействие конкретным лицам и т.д.
7. Бизнес-имидж организации. Бизнес-имидж организации — это представления об организации как о субъекте конкретной деятельности. Основными детерминантами бизнес-имиджа предпринимательских компаний выступают деловая репутация, или добросовестность/недобросовестность в осуществлении предпринимательской деятельности, а также деловая активность компании, индикаторами которой являются: патентная защита; объем продаж; инновационность технологии и степень ее освоения; разнообразие товаров; доступ к сбытовым сетям; относительная доля рынка; гибкость ценовой политики.
имидж логотип товарный фирменный
2. Методы анализа и измерения имиджа организации
2.1 Методы анализа внешнего имиджа организации
Взаимосвязь компонентов имиджа руководителя и внутреннего имиджа организации
... учредителя и от руководителей компании. Внутренний имидж организации так же, на наш взгляд, играет важную роль в имидже организации, так как именно от сотрудников предприятия зависит качество ... многих компонентов (далее в нашей работе мы их рассмотрим). Поэтому имиджем организации занимается группа специалистов, состоящая из маркетологов, социологов, PR_менеджеров, менеджеров по рекламе, так ...
Коммерческий успех любой организации в течение долгого времени определяется устойчивым получением прибыли через реализацию потребителям производимых товаров и услуг, и заключается в навыках умения добиться того, чтобы покупатель в конкурентных условиях отдавал предпочтение именно данному продукту. В большой степени стабильному коммерческому успеху организации способствует его положительный имидж.
Одним из инструментов повышения рыночного положения организации является ее фирменный имидж. Поэтому исследование имиджа практически всегда необходимо. Даже если имидж уже хорошо сформировался, организации приходится проводить исследования, потому что со временем или в зависимости от каких-либо событий, связанных с организацией, имидж может устаревать или ухудшаться. Конкуренты всегда борются за клиента, поэтому они не будут стоять на месте, а начнут изучать рынок и место, которое они на нем занимают, и, несомненно, они попытаются укрепить свои позиции на нем. Однако цивилизованная конкуренция — это не война предприятий друг с другом, а соревнование по завоеванию одобрения потребителем качества и цены того, что они производят.
Качественный подход к определению делового имиджа будет включать в себя: управленческий самоанализ; метод социологических опросов; тщательное интервьюирование главных представителей корпоративной аудитории; экспертный метод (по рейтингу и рекомендациям); фокус -группы по отдельным группам корпоративной аудитории;
В исследованиях, которые направлены на изучение имиджевых характеристик, используется, как правило, комбинация количественных и качественных методов. Применение только одного из методов не позволит рассмотреть объект целиком, то есть, выявить и определить значимость и взаимосвязь эмоциональных характеристик.
Качественные методы разделяются на следующие группы:
1. Фокус — группы.
2. Индивидуальные глубинные интервью, в том числе проективные методики.
Качественные методы ориентируются на выявление глубинных, неосознаваемых характеристик сознания людей. То есть, основное предназначение качественных методов — определить вербализацию образов, символический ряд, чувства и эмоции, взаимосвязь эмоционального и логического, выявление мотивов.
Первый из методов — конструирующий (респондентов просят создать что-то, вербально или не вербально).
Респондентам демонстрируют рисунки, на которых показана какая-нибудь ситуация (к примеру, ситуация продажи), и просят описать то, о чем думают и что чувствуют герои данной картинки, а также что случилось с ними до той ситуации, которая изображена на рисунке, и что после.
Вторая методика — это ранжирование. У данной методики есть много модификаций. Например, респондентам раздают характеристики исследуемого товара или рекламы и просят выбрать те характеристики, которые, по их мнению, наиболее ему (ей) соответствуют; или просят проранжировать характеристики по какому-нибудь признаку (например, по степени важности).
Ранжирование относят к проективным методикам, но судя по всем его характеристикам — это разновидность количественного метода, которая используется на небольших группах. Спецификой проективных методик является работа с подсознанием индивида для того, чтобы сформировать ассоциативное поле, проще говоря, поиск нестандартных ответов.
Реферат — Имидж современного руководителя
... и другим приемам актерского мастерства. Помогают им в этом имиджмейкеры. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к тому, чтобы оказать предельно возможную помощь имиджмейкеру, ... как программу своих действий. При этом руководитель должен превращать себя в послушный объект воздействия для опытного специалиста по имиджу, освободиться от скованности, не быть психически ...
Фокус-группы являются новаторством в исследовании имиджа автотранспортного предприятия. Чаще всего сегмент делится на несколько фокус-групп, и с каждой из групп беседует модератор (или PR-менеджер), где участники обсуждают между собой, рассказывают свое мнение и предлагают идеи о формировании имиджа автотранспортного предприятия. Участниками фокус-группы являются непосредственно клиенты, мнение которых учитывается при исследовании имиджа. При беседе с такими людьми, можно чаще всего получить точечную информацию об имидже или мнение о конкурентах. Можно узнать слабые и сильные стороны конкурента со стороны потребителя (для этого также проводится мероприятие «тайный покупатель»).
Данные анализируются в отделе маркетинга, после чего происходят кое-какие корректировки по отношению к имиджу предприятия, и затем полученные данные предоставляются на утверждения руководителям.
Количественными методами исследования имиджа являются интервью и анкетирование.
Анкетирование дает более статистическую и массовую информацию о состоянии имиджа. Отражает мнение общества и отношение к предприятию и его имиджу, здесь легко можно узнать воздействие рекламы на потребителя, правильно ли (так как мы планировали) она формирует имидж предприятия в сознании потребителей. После сбора всех анкет, идет вторая часть трудоемкого процесса, это анализ всех анкет и сбор данных в единый документ.
Метод интервьюирования, самый глубинный метод исследования имиджа автотранспортного предприятия. Чаще всего интервью проводится с одним представителем той или иной группы. Во время интервью задаются самые важные, и даже личные вопросы о том, что человек думает о предприятии, как он его видит, какие изменения он бы внес, что бы мог посоветовать или добавить. Смысл интервью в том, чтобы добиться мнения потребителя о предприятии на микроуровне сознания. Что чувствует человек, когда пользуется продукцией, какие эмоции она вызывает у него, что он ощущает, когда по каким-то причинам вопреки желанию не может приобрести продукцию. Данные должны быть тщательно записаны. Респондент во время интервью также часто выбирается чаще всего из результатов фокус-группы, представителя часто определяют по лидерским качествам и наличию своего независимого мнения.
2.2 Методы анализа внутреннего имиджа организации
Для анализа нам нужно рассмотреть также и внутренний аспект имиджа.
Проблема, которая связана с имиджем организации, фирмы и т.п., может быть рассмотрена в двух аспектах: в анализе имиджа одной компании, в том числе его положительной или отрицательной стороны, либо в сравнительно-сопоставительном анализе имиджа нескольких организаций, которые выпускают какую-то похожую продукцию или реализующие ее.
При исследовании имиджа одного предприятия не стоит забывать про то, что имидж организации — явление сложное и многостороннее, и для анализа нужно рассмотреть и внешний и внутренний аспекты имиджа.
Внешний имидж организации ориентируется на то, как воспринимает компанию внешняя аудитория. В данном аспекте целесообразно определить, какие позиции организация занимает на рынке (при помощи опроса руководителей, персонала, партнеров по бизнесу, покупателей).
Организация исследований
... методологии науки. По этому критерию различаются методы организации исследования. 1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь ... образом. Существует еще один важный критерий, который разделяет методы организации исследования на две большие группы. Это — критерий соответствия метода признакам идеального ...
В отличие от внешнего имиджа, внутренний имидж предприятия предполагает преимущественно анализ следующих сегментов:
· имиджа руководителя и стиля управления;
· психологического климата организации;
· корпоративной культуры
Для анализа имиджа руководителя целесообразно воспользоваться психодиагностическими методиками, которые позволят оценить личность руководителя с помощью самоанализа, а также на основе мнения подчиненных. В данном случае наиболее полезны методики:
— Методика самооценки личности С.А. Будасси. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие).
— Методика В. П. Захарова «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом». Н.Ф. Гребень. — Минск: Соврем. Шк.
— Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Фидлера. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.
Каждый руководитель стремится к повышению эффективности своей управленческой деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в получении такой информации, которая дала бы ему возможность узнать свои особенности по сравнению с другими, чтобы более эффективно использовать свои положительные качества и избавиться от отрицательных, если такие у него есть.
Информацию подобного рода позволяют получить методы психологического исследования личности и, в первую очередь, психодиагностические тесты. Однако руководители весьма неохотно идут на тестирование даже к специалисту, не говоря уже о менеджере по персоналу.
Любой руководитель фирмы, даже опытный и пользующийся заслуженным уважением, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответствие занимаемому положению. Психологическая диагностика для руководителя фирмы — явление, которое вызывает у него беспокойство и неуверенность в себе и своих силах. Эта неуверенность не может компенсироваться никакими успехами в руководстве. Руководитель готов подвергнуться любым испытаниям, которые касаются его деловых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опасается того, что информация может стать достоянием других лиц и предметом обсуждения его служащих, не всегда настроенных доброжелательно. Именно поэтому психодиагностика вызывает у него внутреннее сопротивление, с которым необходимо, по-видимому, работать профессиональному психологу.
В то же время у руководителя существует и потребность иметь объективную информацию о себе.
Разрешить это небольшое противоречие позволяет самооценка руководителя с помощью психодиагностических тестов. Так как самооценка является источником информации, она оказывает влияние на самосознание руководителя, способствует активизации мотивов самовоспитания и саморазвития, позволяет более целенаправленно вести коррекцию личностных качеств. Именно самооценка позволяет избавиться от чувства неизвестности и со временем преодолеть психологический барьер по отношению к подобным тестам.
Благодаря тестированию руководитель предприятия имеет возможность:
— сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, которая позволит определить степень расхождения его собственных качеств с качествами «идеального» руководителя, с другими людьми, что даст некие ориентиры на самосовершенствование;
— выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что сформирует уверенность в себе;
— сформировать более адекватную оценку своих способностей, специфики поведения, особенностей взаимоотношений с людьми;
— увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их, определить пути, с помощью которых они будут преодолены.
Несомненно, полученные при тестировании результаты самооценки не являются «истиной в последней инстанции», но дают общие примерные характеристики и ориентиры. Тем не менее, они позволяют получить нужную и необходимую информацию для самопознания, самоконтроля и коррекции поведения и деятельности руководителя.
Рассмотрим методику самооценки личности С.А. Будасси.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки испытуемого по заранее заданным качествам личности, выбор которых он осуществляет сам.
Респонденту зачитываются следующие инструкции:
1 этап: «Выберите из предложенного списка 20 качеств, которые на Ваш взгляд присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными вами качествами галочки».
2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…».
3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, которое в меньшей мере характеризует Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…».
Далее математическими методами, производится обработка результатов исследования.
Далее для выделения личностных качеств руководителя возможно использовать тест «Личные качества руководителя». Тест состоит из 40 утверждений различной направленности, к которым следует выразить свое отношение. Далее математическими методами, производится обработка результатов исследования.
На заключительном этапе оценки имиджа руководителя и его влияния на трудовой коллектив работникам предприятия возможно использовать тестирование по методике В. П. Захарова «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом». Данный тест включает в себя 13 групп вопросов, в каждой из которых 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, b и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, нужно выбрать только один из предложенных трех вариантов, сначала внимательно прочитав утверждения.
Коллектив — это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально-психологического климата (СПК).
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной работы, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление.
Руководитель может осознанно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК.
А.Н. Леонтьев выделяет целый ряд факторов, которые определяют социально-психологический климат в коллективе:
1) Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий.
2) Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив.
3) Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда.
4) Удовлетворенность работой.
5) Характер выполняемой деятельности.
6) Организация совместной деятельности.
7) Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК.
В создании благоприятного социально-психологического климата на производстве важна роль непосредственного руководителя. Именно представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как положительный эмоциональный фон общения, симпатия и притяжение, межличностная привлекательность, чувство сопереживания.
Таким образом, мы делаем вывод, что для анализа и измерения имиджа компании нужно исследовать все его элементы, применяя для этого различные методики. Выбор методики для анализа определяется в зависимости от вида исследуемого фактора, так для исследования внутреннего имиджа организации используются психологические методики, а для исследования внешнего — маркетинговые количественные и качественные методы.
Заключение
Можно отметить, что мы подробно рассмотрели и изучили методы оценки имиджа организации.
Нельзя дать лишь одно определение понятию «имидж». В различных словарях даются разные трактовки, что же такое имидж. Поэтому мы рассмотрели разновидности имиджа, что помогло нам лучше осознать суть самого понятия и разобраться в том, какие задачи должен уметь выполнять PR-специалист.
Также мы подробно изучили структуру имиджа организации и детально разобрались в семи ее компонентах.
Даже при хорошо сформировавшемся имидже приходится проводить исследования, поскольку со временем или в зависимости от каких-то событий связанных с организацией имидж может устаревать или ухудшаться. Именно поэтому мы изучили два подхода к определению делового имиджа: качественный и количественный. Полученная информация будет очень хорошо используема на практике, что поможет динамично развиваться на рынке труда и быть устойчивым и конкурентоспособным.
Были полезны и предложенные методики С.А. Будасси, В.П. Захарова и
А. Фидлера, которые помогают оценить личность управленца с помощью самоанализа и на основе мнений персонала.
В итоге, мы получили полное представление о понятии «имидж», узнали методы оценки имиджа организации и поняли, как его создавать и поддерживать.
Библиографический список
1. Алешина, И. В. Корпоративный имидж / И. В. Алешина. — М.: Гном-Пресс. 1998.
2. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. — М.: ИКФ ЭКСМОС, 2002.
3. Ахтямов, Т. М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия / Т. М. Ахтямов, В. Д. Шкардун. — М.: Пресс Арт, 2001.
4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990.
5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы исследования паблик рилейшнз">паблик рилейшнз. СПб.: Питер, 2003.
6. Волкова Е.В. Паблик рилейшнз: Практикум. Ярославль, 2004.
7. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремишина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 — (Серия «Зарубежный учебник»).
8. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — Спб.: Издательство «Питер», 2000.
9. Душенкина Е. Корпоративный имидж //Корпоративная имиджелогия. 2008.
10. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997.
11. Имамбаев Н. Правильное формирование «правильной» организационной культуры// Управление компанией. — 2004.
12. Катлин С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2000.
13. Кондратьев Э., Абрамов Р. Связи с общественностью: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. М.: Академический Проект, 2004.
14. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Релф-бук; К.: Ваклер, 2002.
15. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. — М.: Издание «Наука», 1996.
Размещено на Allbest.ur