Личностное самоопределение подростков

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретическое обоснование личностного самоопределения подростков
    • 1.1 Личностное самоопределение: понятие, сущность
    • 1.2 Критерии уровня личностного самоопределения
    • 1.3 Психофизиологические особенности подростков
  • 2. Исследование особенностей личностного самоопределения подростков
    • 2.1 Организация и методики исследования
    • 2.2 Анализ результатов исследования
    • 2.3 Рекомендации по формированию самоопределения подростков
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения
  • Введение
  • Самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. От успешности самоопределения во многом зависит эмоциональное благополучие и качество жизни человека.
  • Актуальность исследования личностного самоопределения подростков связана с тем, что подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, так как, не сформировав у себя личностные качества, необходимые для интеграции в социальную жизнь, многие выпускники школ, зачастую, оказываются неспособными противостоять давлению агрессивной социальной среды, и становятся её жертвами, пополняя ряды асоциальных членов общества.
  • Подростки находятся в переходном периоде своего взросления, и как наиболее социально уязвленная группа общества чаще подвергаются негативному воздействию внешней окружающей среды, так как у них отсутствуют сформированные жизненные принципы и ценностно-нормативные ориентиры. Проблемы самоопределения подростков особенно резко обостряются в периоды социально-культурных трансформаций, политико-экономических кризисов, отличающихся стремительными изменениями привычных моделей жизнедеятельности. Становится очевидным смещение гуманистических ценностей на прагматические, а отсутствие чётко заданной системы этических норм создаёт существенные трудности в формировании у неё духовно-нравственной сферы. Поэтому, в современных условиях развития общества остро встает вопрос о позитивном личностном самоопределении подростков, выбора ими ценностных ориентиров, построения своей собственной жизни, обретения ими внутренней целостности и адекватной позиции в обществе [29, с. 30].
  • Личностное самоопределение подростков можно рассматривать и как одну из основных форм включения в социальную структуру, так как лежит также в основе других видов самоопределения: социального, профессионального и др. Оно детерминируется не только влиянием внешних факторов, обуславливающих процесс включения, но и собственной мотивацией [27, с. 221].
  • Проблемой самоопределения занимались отечественные и зарубежные ученые такие, как К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.С. Братусь, Ш. Бюллер, М.Р. Гинзбург, Е.И Головаха, И.В. Дубровина, А К. Левин, Маслоу, А.В. Мудрик, Г.П. Ников, А.В. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон, Э. Фром, и др. Многие психологи считают самоопределение центральным моментом подросткового и юношеского возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.).

    12 стр., 5966 слов

    Сущность правосознания и его роль в жизни общества

    ... и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества. Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно ... относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего ...

    Многие исследователи рассматривают готовность к самоопределению как показатель эффективности образовательного процесса (Т.М. Буякас, В.П. Зинченко, Т.Н. Кожевникова, О.М. Краснорядцева, Л.М. Митина, Т.А. Сундукова и др.).

  • Объектом исследования являются — личностное самоопределение, а предметом — особенности личностного самоопределения подростков.
  • Цель исследования: выявить особенности личностного самоопределения подростков.
  • Гипотеза: личностное самоопределение современных подростков опосредуется их социальной зрелостью.
  • Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
  • — дать общую характеристику понятия «личностное самоопределение»;
  • — выявить критерии личностного самоопределения подростков;
  • — раскрыть психофизиологические особенности подростков;
  • — организовать и осуществить исследование особенностей личностного самоопределения подростков;
  • — проанализировать результаты исследования;
  • — предложить рекомендации по формированию самоопределения подростков.
  • Экспериментальная работа проведена на базе средняя общеобразовательная школа среди учащихся 8-9 классов в количестве 20 человек.
  • Методы исследования: анализ теоретических работ по избранной теме, сравнение, обобщение, методики «неоконченных предложений».
  • Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
  • 1. Теоретическое обоснование личностного самоопределения подростков
  • 1.1 Личностное самоопределение: понятие, сущность
  • Проблема самоопределения личности привлекала внимание учёных многих направлений: психологов, педагогов, философов, социологов, в работах которых отмечается значимость, сложность и многоплановость процесса самоопределения. Общее представление о содержании данного понятия можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова, где «самоопределение» трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов [17].
  • Методологическую основу самоопределения личности заложил С.Л. Рубинштейн. Данную проблему он рассматривает в рамках проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Центральной категорией психологии он считал понятие «личность». По С.Л. Рубинштейну, само-определение личности наиболее полно и наглядно раскрывается в её жизненном пути. Сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим условиями, в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» [21, с. 112]
  • М.М. Бахтин указывает, что личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вне временна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та или иная размерность — размерность смыслового будущего [14, с. 233]. К.А. Абульханова-Славская центральным моментом самоопределения выделяет самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По ее мнению, «самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений». При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит и самоопределение личности [1, с. 18]. По Л.И. Божович, самоопределение, это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни; поиск цели и смысла своего существования; потребность найти свое место в общем потоке жизни [7, с. 388]. Ряд авторов при рассмотрении проблемы самоопределения делает акцент на осознании личностью себя и своего окружения. Так, по мнению В.Ф. Сафина и Г.П. Никова (23 с. 65), результатом самоопределения является осознание себя (своих жизненных планов, целей, личностных особенностей, возможностей, склонностей), общественных требований и ожиданий и их сопоставление. А.К. Маркова отмечает, что «в самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования» (16, с. 58).

    4 стр., 1586 слов

    Особенности профессионального самоопределения личности в старшем ...

    ... подростка. Москва, 1984. 15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996. 16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988. 17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности ... обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей ...

    По мнению Дубровиной И.В. (10, с. 58) основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое, а психологическую готовность к само-определению, которая предполагает: а) сформированность самосознания на высоком уровне психологических структур; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым подростком. То есть, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное для человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у подростков сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

  • Таким образом, самоопределение личности — это динамичный и многоплановый процесс вхождения в социум, обусловленный всем предшествующим развитием и формированием у неё целенаправленной активности и самосознания, интеллектуальных и характерологических качеств, духовно-нравственной и волевой сфер, мировоззренческих позиций, социального опыта и других качеств, позволяющих ей осознанно определять направленность своей активности в поведенческой, трудовой и других видах деятельности, жизненные цели и средства их реализации и с учётом наличных возможностей, уровня развития и требований, предъявляемых к ней со стороны окружающих и общества, строить свои отношения с другими людьми и миром в целом [2, с. 182].
  • Самоопределение личности начинается в детстве, активно проявляется в старшем школьном возрасте, не прекращается в течение всей жизни человека. Однако именно подростковый период жизни часто становится смыслообразующим для всей его последующей социальной деятельности. В этот период у человека возникает особое целостное новообразование, которое в психологической литературе и обозначается термином «самоопределение» [3, с. 69]. Благодаря тому, что на каждом возрастном этапе личность приобретает качественно новые характеристики (характерологические черты, волевые качества, мировоззренческие позиции, жизненные цели и установки и др.), она постепенно становится самодостаточной, способной целеустремленно, с учётом изменяющихся социальных условий направлять свою активность на реализацию своей жизненной перспективы.
  • Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждый подросток ставит перед собой очень сложные вопросы, от которых зависит его будущая жизнь. Он должен определиться в личностном, профессиональном, социальном отношении, разработать для себя сценарий, по которому будет двигаться вперёд, осознать пути и средства его реализации. При этом, личностное самоопределение у каждого подростка складывается в зависимости от индивидуальных особенностей, развития самосознания, самооценки, влияния окружающей среды, прошлого опыта школьной жизни и проявляется в разных сферах деятельности и на разном уровне: когнитивном — включает знания о себе и других; о нормах, требованиях, правилах поведения и общения; знание об особенностях и способах общения, взаимодействия; эмоциональном — включает умения воспринимать и понимать себя и других, эмоциональную устойчивость в отношениях; поведенческом — включает установку на успех, толерантность, эмпатийность, бесконфликтное общение [14, с. 234].
  • По мнению Т.М. Буякас, о личности подростка, который встал на путь самоопределения, необходимо говорить как о человеке, у которого преодолевается потребность искать опору во внешней поддержке, появляется способность полностью опираться на себя — делать самостоятельно выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к любым новым поворотам своего жизненного пути. Такой человек перестает зависеть от внешних оценок, он доверяет себе и находит внутреннею опору в самом себе. Самоопределение личности представляется Т.М. Буякас переживаниями, которые рассматривает как уверенность в том, что человек не сказал своего последнего слова, чувство контактной границы между собой и остальным миром; переживание осмысленности своей жизни и удовлетворения ею, состояние равновесия и внутренней устойчивости; снятие внутреннего напряжения и излишней тревожности, обострение чувства красоты окружающего мира, внимательность и любовь к людям; более полное и точное понимание себя и «своего» неповторимого пути [8, с. 28].
  • Таким образом, личностное самоопределение подростков — это формирование на основе объективной самооценки позитивного отношения к себе, другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий, осознания цели и смысла жизни. К внутренним причинам относится внутренний потенциал личности, стремление к превосходству, умение ставить и реализовывать цели, потребность в идентичности, потребность в системе устойчивых взглядов и др.; к внешним — жизненное поле, условия жизни, социальное окружение и т.д.
  • То есть, личностное самоопределение отражает:
  • 1) систему социокультурных представлений подростком о своей текущей повседневной жизни;
  • 2) способ сознательного планирования и конструирования подростком собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.
  • 1.2 Критерии уровня личностного самоопределения
  • Итак, личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев — признака, по которому классифицируются, оцениваются педагогические факты, действия и явления. Сегодня имеются разные подходы к выделению критериев сформированности самоопределения [6, с. 53].
  • Продуктивным подходом к определению критериев самоопределения является подход, опирающийся на основные закономерности психического развития ребёнка (табл. 1).
  • Таблица 1 — Критерии и показатели способности к самоопределению
  • Критерии

    Показатели

    Проявление способности к самоопределению

    Когнитивный

    • понимание своих возможностей, знание индивидуальных особенностей;

    умение анализировать проблемную ситуацию; осознание своей преемственности во времени (знание прошлого, понимание настоящего, прогнозирование будущего); знание мира профессий, осознание своего места в нём; наличие жизненных и профессиональных планов.

    • Ребёнок понимает свои возможности и ограничения как интеллектуальные, так и телесные

    и эмоциональные. Например, знает сильные и слабые стороны своего темперамента, характера (типичные способы реагирования в стрессовых ситуациях, степень выносливости и т.п.)

    Эмоционально-волевой

    наличие позитивного отношения к себе; вера в свои возможности в сочетании с адекватной самооценкой; способность к длительным волевым усилиям; управление своими эмоциями; способность довести начатое дело до конца.

    Ребёнок при неудаче не впадает в агрессивное либо плаксивое состояние, а предпринимает действия, направленные на преодоление препятствия и усиление своих возможностей.

    Потребностно -мотивационный

    направленность на социально значимые ценности и нормы; способность ранжировать свои потребности и соотносить их с реальной ситуацией; способность ставить и обосновывать цели деятельности; способность к самостоятельному принятию решения.

    Ребёнок способен понимать, что для него важно в первую очередь, что во вторую, а что может подождать. Живёт не сиюминутными желаниями, а способен ждать, ставить цели на будущее.

    Действенно — практический

    • умение самостоятельно регулировать ритм контактов со средой (социумом);

    умение находить решение в кризисных и проблемных ситуациях; умение управлять своим поведением и реакцией; способность сохранять свою позицию, быть автономным.

    Ребёнок способен сделать выбор, настаивать на нём, независимо от давления группы сверстников, (например, решил бросить курить, хотя все друзья продолжают это делать).

    • Т.А. Шульгиной [30, с. 27] в качестве показателей и критериев уровней самоопределения были взяты три уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. К критериям когнитивного показателя ею отнесены наличие целей и смысла жизни, иерархия ценностей и мотивов, особенности мышления; критериями эмоционального показателя — (система отношений с самим собой, с миром, с другими людьми) — самооценка, локус контроля, преобладающие эмоциональные переживания; критериями поведенческого показателя (активность в деятельности и общении) определены особенности социального взаимодействия и активность школьников в различных видах деятельности.
    • Кузнецова Л.Н., выделяя показатели личностного самоопределения, указывает на следующие критерии сформированности личностного самоопределения подростков [14, с. 235]:
    • 1) информированность: знания о личности, о процессе общения, о конфликтных ситуациях, о правах и обязанностях ученика и учителя;
    • 2) отношение к деятельности, роли ученика: принятие норм, правил поведения в школе, позитивное отношение к себе, учителю, школе, установка на успех, принятие роли и статуса ученика;
    • 3) коммуникативные умения: умения воспринимать себя и других, понимать себя, свои состояния и других, слушать, пользоваться средствами общения, управлять собой, распознавать и выходить из конфликтных ситуаций, соблюдать дисциплину;
    • 4) адекватная самооценка: адекватное представление о себе, своих возможностях, способностях, качествах.
    • Данные критерии позволили ей выделить уровни сформированности позитивного личностного самоопределения подростков:
    • 1) Низкий уровень сформированности личностного самоопределения характеризуется недостаточностью знаний подростка о своих способностях и возможностях в учебной деятельности, общении. Негативное представление о роли ученика, негативное отношение к деятельности и педагогу. Отсутствие знаний об общении, некоммуникабельность или болезненная общительность. Неадекватная самооценка.
    • 2) Средний уровень — сформированы знания о себе, других в общении и деятельности. Обладает ситуативным позитивным отношением к деятельности (в ситуации успеха), сверстникам и педагогам. Весьма или умеренно общителен, владеет знаниями об общении и применяет их. Нестабильная самооценка.
    • 3) Высокий уровень сформированности позитивного личностного самоопределения характеризуется владением знаний о себе, других в общении и деятельности. Устойчивое позитивное отношение к деятельности, сверстникам, учителям. Владеет знаниями и умениями общения, обладает нормальной коммуникабельностью. Адекватная самооценка.
    • М.Н. Руткевич [22, с. 69] основными критериями границ самоопределения считает:
    • 1) уровень понимания личностью смысла жизни;
    • 2) смену воспроизводящего вида деятельности;
    • 3) полноту уровня соотношения «хочу» — «могу» — «есть» — «требуют» у конкретной личности.
    • Выделенные ею этапы фактически представляют собой общепринятые в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности. Что же касается «факторов и условий» самоопределения и его частных форм, то они аналогичны факторам социализации, это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются в качестве критериев в социологических исследованиях.
    • Исходя из этого, критериями сформированной способности к самоопределению подростка является то, насколько он может ответить в любой значимой ситуации на ключевые вопросы: 1) Кто я такой? — (осознание своих телесных, социальных, психологических характеристик).

      2) Что я делаю? — (осознание сути и содержания деятельности).

      3) Зачем я это делаю? — (понимание цели и смысла действий).

    • 1.3 Психофизиологические особенности подростков
    • Психологический словарь подростковый возраст трактует как «стадию онтогенеза между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [26, с. 143]. В контексте нашего исследования рассмотрим психофизиологическую характеристику подростков в возрасте от 11 до 15 лет.
    • Подростковый возраст- самый трудный кризисный период в жизни человека, сопровождающийся бурным психофизиологическим развитием и социальной активности ребенка. Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости, сопровождающийся потерей детского мироощущения. Прежде всего, это сказывается на эмоциональной и поведенческой сфере, и проявляется в частой смене настроения, в общей неуравновешенности поведения, раздражительности, двигательной расторможенности и периодической вялости, апатии, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
    • Перестройка подросткового возраста сопровождается важными биологическими изменениями и начинается с изменений в системе желез внутренней секреции и наступлением полового созревания. Физические изменения захватывают рост тела, развитие мышечной массы у мальчиков и жировых отложений у девочек, развитие фигуры по мужскому и по женскому типу соответственно полу, изменяются черты лица. Особо важным содержанием самосознания подростка в этот период является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике. Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими, поэтому они чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Так, заметное влияние на психику и самосознание оказывает разница в темпах развития. Сравнивая развитие рано и поздно созревающих мальчиков-подростков, видно, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний [28, с. 26].
    • По мнению исследователей (Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин и др.) центральным, специфическим новообразованием данного возраста становится новая возрастная форма самосознания — «чувство взрослости» — стремление быть и казаться взрослым. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники относились к подростку как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. В то же время зачастую подростки копируют внешние проявления взрослости (независимость, самостоятельность, манеру одеваться и т.д.), не принимая в расчет внутреннюю ответственность и обязанности. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Ведущий тип деятельности в подростковом возрасте — общение со своими сверстниками. Общение вообще является для подростков очень важным информационным каналом, формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Общаясь со сверстниками, подростки познают себя, свои качества, на основе отношения окружающих формируют самооценку. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Подросток во всех отношениях хочет, чтобы него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний [13, с. 63].
    • Чрезвычайно отчётливо все трудности и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной перспективы, т.е. попытки соотнести желаемое и субъективно оцениваемое возможное. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков с родителями и создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и со сверстниками. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
    • Важное новообразование подросткового возраста — развитие социальной взрослости. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Недаром, данный возраст психологи называют вторым рождением личности. У подростков появляется склонность к самоанализу, стремление проявить, понять и принять свои качества. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Причем, важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Для данного возраста характерно проявление самостоятельности, что выражается в стремлении делать первые попытки самоанализа. В конечном итоге подросток стремится к самоопределению в окружающем его мире. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания, основной формой которого является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками [20, c. 211].
    • Характерной чертой подросткового возраста является потребность в саморазвитии. Подросток обращает внимание на свои недостатки, испытывает потребность их устранить. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового периода. Самой значимой целью для подростка является владение собой. Саморазвитие подростка можно охарактеризовать как самоутверждение качеств через отдельные поступки. Низкий уровень осознанности саморазвития подростков, их большая невнимательность, быстрая смена идеалов приводят к тому, что им трудно направлять саморазвитие, волевые реакции часто ситуативные. Подростки развивают в себе лишь те качества, которые актуальны для них в данное время.
    • Исследователи также называют ведущей в подростковом возрасте общественно значимую деятельность (трудовая, учебная, общественная, спортивная и художественная), которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для них личностный смысл. Ценными для подростков являются те виды учебной деятельности, в которых они могут проявить себя, показать свою взрослость и самостоятельность. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой [25, c. 87].
    • Новый характер самопознания, который формируется в этом возрасте, обеспечивает возможность самоопределения и построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность. При этом, важнейшими психологическими условиями самоопределения подростков являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими. Новый характер самоопределения подростков обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и осуществляется поэтапно, через: [15, c. 54].
    • — осознания действительности и себя в социуме;
    • — сравнения действительности со своей системой норм, ценностей;
    • — сравнения себя и требований объективной действительности;
    • — самооценку;
    • — выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.
    • Психологи рассматривают личностное самоопределение подростка как генетическую исходную категорию, которая определяет все другие виды самоопределения: профессиональное, семейно-бытовое, гражданское, нравственное, ролевое, ценностное и т.п. [9, c. 679].
    • Таким образом, подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное здесь то, что подростковый период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его самоопределение, которое обусловлено:
    • — имманентными индивидуально-психологическими его качествами, направленными на формирование концепции личностного «Я», уровнем жизненных притязаний и стремлением конструировать свое будущее;
    • — социально-культурным контекстом, определяющим взаимодействие подростка и социального окружения с целью его самоидентификации, социальной и культурной адаптации;
    • — педагогической направленностью, обеспечивающей психолого-педагогические условия личностного самоопределения и стимулирующей подростков к выработке жизненного целеполагания.
    • Всесторонний теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что самоопределение личности рассматривается как чрезвычайно сложная проблема, реализация которой происходит в онтогенетическом развитии каждого человека. Она представляется как процесс и результат развития самосознания и определения человеком себя в личностном, профессиональном, умственном, социальном, социально-психологическом, нравственном отношениях, как способность личности принимать решения и входить в сложный мир межличностных и социально-экономических отношений, осознавать и руководствоваться в этой связи своими жизненными целями, убеждениями, мотивами, ценностями.
    • Подростковый возраст оценивается как переходный, период взросления и психофизиологической перестройки организма. Это период фундаментальных изменений, когда предметом осознания и освоения для него становятся новые стороны действительности. Организм подростка претерпевает глубокие изменения, а интеллект преобразуется под влиянием изменения отношения к реальности. В социальном плане, с одной стороны, происходит освобождение от родительской опеки, с другой — освоение новых отношений со сверстниками. Основное новообразование подросткового возраста — сформированная способность к осознанию себя, потребности в самопознании.
    • Личностное самоопределения подростков является с одной стороны, мощным социально-психологическим инструментов их социализации, а с другой — механизмом индивидуального становления и саморазвития.
    • Основные положения, дающие возможность построить целостную картину самоопределения в подростковом возрасте:
    • — личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу;
    • — личностное самоопределение определяет развитие всех других типов самоопределения;
    • — особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;
    • — на основе личностного самоопределения вырабатываются ожидания к определенной профессии, осуществляется профессиональное самоопределение;
    • — личностное самоопределение тесно связано с представлением о своем будущем;
    • — личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы.
    • К числу наиболее важных качеств подростка в рамках личностного самоопределения относят: стремление к самореализации; уверенность в своих силах; самостоятельность взглядов и суждений; чувство собственного достоинства; поглощённость учебой; способность критически относиться к себе и окружающим; восприимчивость и открытость по отношению к новому и др.
    • 2. Исследование особенностей личностного самоопределения подростков
    • 2.1 Организация и методики исследования
    • Исследование особенностей личностного самоопределения подростков проводилось на базе СОШ Красноярского края.
    • Директор:
    • Формы получения образования: классно-урочная. Продолжительность уроков — 45 минут. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ 3 ступеней образования.
    • В исследовании приняли участие 12 подростков 8-9 классов. Список учащихся, принявших участие в исследовании, представлен в Приложении 1.
    • Для практического изучения особенностей личностного самоопределения подростков выбрано проективное анкетирование «Незаконченное предложение». Достоинства данной методики в том, что она проста по технике реализации, является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования.
    • Для целей нашего исследования были разработаны 15 незаконченных предложений, направленных на выявление отношения подростков к различным аспектам самоопределения. (Приложение 2)
    • Критерии оценки сформированности личностного самоопределения подростков, имеющие смысловое значение для подростков, собраны в блоки:
    • Блок 1 — представления о себе.
    • Блок 2- представления о будущем.
    • Блок 3 — ценностные ориентации.
    • Блок 4 — представление о будущей профессии.
    • Блок 5 — мотивация к достижениям.
    • Обработка полученных данных — качественный анализ ответов.
    • Степень сформированности личностного самоопределения определяется по схеме:
    • — низкое (не сформировано: предложение не закончено или было написано «не знаю», неадекватная самооценка, а также негативное отношение к тому, о чем идет речь.);
    • — среднее (недостаточно сформировано: уход от темы, предложения недостаточно информативны; нестабильная самооценка; нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь);
    • — высокое (сформировано: предложение развернуто и содержит четкое смысловое содержание; адекватная самооценка; содержит положительную оценку и положительное отношение к тому, о чем идет речь).
    • 2.2 Анализ результатов исследования
    • самоопределение подросток ценностный психофизиологический
    • Анализируя результаты диагностики подростков видим, что будущее воспринимается ими по-разному. Если некоторые дети видят свое будущее достаточно оптимистичное, но у большинства подростков еще недостаточно развито осознанное отношение к жизни, своему будущему, выбору профессии.
    • По 1 блоку «Представления о себе» получены ответы, которые в определенной степени отражают их самооценку. Так, дописывая предложение «Когда я думаю о себе…», 70,0% (14) испытуемых чаще всего дают прямые самооценки своему «Я», типа: «…я думаю, что я симпатичная», «… я в восторге от себя», «… я крутой парень» — так ответили 8 подростков, а ответы типа «…я себе не нравлюсь» — 6 подростков. Ответы 2 школьников 10%: «… я вспоминаю свои достоинства и недостатки», «…у меня прыщи» — это непрямые самооценки, отражающие процесс самопознания. Также есть 1 ответ (5,0%) о намерениях действовать, например, «…у меня возникает много идей, и я решаю, что мне делать в ближайшее время». Кроме того, выделились 3 (15%) ответа, отражающие затрудненность в самовосприятии и необходимость самоосознания: «…смотрю в зеркало» и «…вспоминаю друзей», «…я не думаю о себе». Продолжая предложение «Я думаю, что я способен(на)…» подростки чаще всего (70,0%) выделяют общую способность решать учебно-профессиональные задачи, которые их ожидают в ближайшем будущем и настоящем. Так, у 14 подростков встречаются ответы типа «…закончить институт», «… хорошо учиться», «…преуспеть в профессиональной жизни», «…работать». Некоторые ответы — 20,0% (4) составили суждения, отражающие желание и направленность на достижение определенных целей в будущей жизни, например, «…сделать то, что задумал», «…добиться своих целей», «…успешно справиться с любой проблемой». Кроме того, встречаются ответы — 10,0% (2), связанные с ростом самосознания, решением проблем личностного плана, типа «… определиться с тем, чего хочу в жизни», «…осознать, что я делаю». Продолжая предложение «Мои друзья считают, что я…», в основном это ответы — констатации. Так 60,0% (12) подростков написали: девочки «…хорошая», «…красивая», а мальчики — «…нормальный», «…крутой»; встретились ответы 20,0% (4) «…высокомерная», «…лучше всех», «…противоречивая», «…грустный»; 10,0% (2) — написали «…не знаю».
    • Таким образом, в целом у подростков преобладают позитивные самооценки, хотя в ответах и просматривается определенная тревога в отношении своего «я» и чувство некоторой неуверенности и себе.
    • По 2 блоку «Представления о будущем», на вопрос «Моя жизнь…» ответы подростков были типа: «…интересная», «разнообразная» 60,0% (12 человек), «…учеба и общение» 15,0% (3), «…меня устраивает» — 10,0% (2), «…постоянная борьба» 5,0% (1), «…вечные переживания» 5,0% (1).

      «…состоит из белых и черных полос» 5,0% (1), На вопрос «Будущее кажется мне…» — 15 подростков (75%) продолжили такими словами как «хорошим», «…счастливым», «радостным», «…интересным», «…обеспеченным», «…богатым», «…удачным» Причем видение своего будущего у юношей и девушек отличаются: юноши больше мечтают о материальных благах, а девушки же хотят быть просто счастливыми. А 5 подростков (25%) при завершении предложения написали — «…не знаю», т.е. считают своё будущее неопределённым. Предложение «Через 10 лет…» 60,0 % (12) подростков продолжили высказыванием типа «…будут богатыми» и «…будут иметь много денег», т.е. обращения к факторам материального благополучия как главному смыслу существования. Но, как и в предыдущем случае, подростки не указывают, какими же средствами они смогут достичь желаемого материального достатка. 15,0% (3) составляют ответы, в которых подростки как неотъемлемый критерий будущего выделяют успешность «…будут успешными, самостоятельными», «…с высшим образованием и высокооплачиваемой работой»; 10,0% (2) подростков указывают, что в будущем у них «…будет семья, дети», 15,0% (3) опрошенных учеников дают неопределенные ответы «…не знаю», «…не думал», «…поживем-увидим».

    • В целом здесь можно сделать вывод о том, что большинству подростков будущее видится весьма оптимистичным, позитивным, но эти представления о будущем стереотипные и не четкие, не конкретизированные, то есть это скорее мечта, чем реальное будущее. Основным ориентиром, отражающим их устремления, являются материальное благополучие и карьера. Напрашивается вывод о наличии у опрашиваемых подростков трудностей в выделении отдаленного и близкого будущего.
    • В 3 блоке «Ценностные ориентации», продолжая предложение «Мои ценности, это…», самую высокую позицию занимает ответ «…материально обеспеченная жизнь» 55,0% (11), второе и третье место поделили: «…наличие хороших и верных друзей» 15,0% (3) и «…счастливая семейная жизнь» 15,0% (3).

      Далее ценности распределены так: «…свобода» 5,0% (1), «…любовь» и «…интересная работа» 10,0% (2).

      Продолжая предложение «В моей жизни важно…», подростки формулируют свои жизненные цели так: 40,0% (8) опрошенных «…жить хорошо», но, при этом, что они понимают под этим значением, не объясняют. Далее следует «…получение высшего образования» — 10,0% (2), «…достижение успеха» 5,0% (1), «…заниматься интересным делом», «…хорошие заработки» 25,0% (5) и «…семья» 5,0% (1).

      И, что интересно, предложение 15,0% (3) «…быть независимой ни от кого», «…ощущать себя уверенно», «…сделать карьеру» — указали девушки. Предложение «Если мне повезёт, то…» 18 подростков 90,0% продолжают фразой типа «…будут иметь много денег», «…открою своё дело», «…стану начальником», «…стану богатым», «…я добьюсь, чего хочу», «…у меня все получится так, как я хочу», «…я буду богатой», то есть связывают везение с успехом и богатством; 2 девочки (10,0%) отмечают «…счастливая семейная жизнь», «…удачно выйду замуж».

    • Как видим в целом, в списке приоритетных ценностей оказалась материально обеспеченная жизнь, успех и независимость. В то же время, совсем не были названы значимыми в системе ценностей такие как — воспитанность, ответственность, терпимость, мудрость и т.п., т.е. подростки не готовы следовать по официальным, предлагаемым в обществе социальным траекториям и иллюстрируют неопределенность своих жизненных стратегий.
    • По 4 блоку «Представления о будущей профессии» мы выявили, что большинство подростков имеют весьма приблизительное представление о будущей профессии. Так, выбирая ответ к предложению «Моя будущая профессия…» подростки на первое место — 30 % (6) ставят профессии «…юриста» и «…экономиста». Другие подростки написали те профессии, которые на слуху: «…банкир», «…менеджер», «…программист» — их тоже 30,0% (6); далее идут «…врач» 0,5% (1), «…артист» 0,5% (1), «…инженер» 0,5% (1), «…учитель» 0,5% (1).

      Как мы видим, выбор профессии у большинства подростков формируется под влиянием стереотипов и не соотносится с запросами общества. То есть, у большинства подростков выбор профессии нельзя назвать осознанным, только у 2 подростков выбор профессии можно считать в какой-то мере осознанным, так как они указали некоторые мотивы выбора профессии. В некоторых случаев преобладает неопределенность, так 20,0% (4) подростков, не придают большого значения будущей профессии. Для них это «…получение материальной независимости», «…не самое главное в жизни», «…способ зарабатывать деньги», «…не ясно еще». Отсутствие чётких представлений о будущей профессии во многом объясняется тем, что 80,0% (16) подростков, предложение «В мои профессиональные обязанности будет входить…» оставили без ответа или написали «…понятия не имею» — 20,0% (4) и 80,0% (16) подростков продолжили словами типа «…работать с клиентами», «…подписывать бумаги», «…сидеть за компьютером», то есть смогли только в общих чертах назвать свои будущие профессиональные функции, описать содержание своей профессии. Такой результат является подтверждением необходимости построения новой системы профподготовки в школе, поскольку случайный выбор профессии, а так же осознание невозможности удовлетворения своих реальных профессиональных потребностей, приводит к пессимистическим прогнозам в отношении возможностей реализации своих ценностных устремлений. Продолжая предложение «Планировать карьеру…», по мнению подростков, «…нужно сейчас» 10,0% (2), «…важно для человека» 20,0% (4) «…не стоит заранее» 30,0% (6), «…глупо» 5,0% (1), «…невозможно, так как есть судьба» 5,0% (1), «…не раньше, чем на последних курсах вуза» 30,0% (6).

    • Таким образом, профессия подросткам воспринимается туманно, они не выделяют предметное содержание будущей профессиональной деятельности. Профессия рассматривается ими, прежде всего, как аспект личностной самореализации. Ни у одного из подростков не обнаружено наличие профессионального плана, а большая часть подростков предпочитают не планировать карьеру, что, конечно же негативный фактор, связанный с узостью жизненных интересов подростков, неуверенностью в правильности выбора профессии.
    • Блок 5 «Мотивация к достижениям» показал, что у большинства подростков неопределённое представление о жизненных достижениях, ответы у них стереотипные. Так, предложение «В жизни я хочу добиться…», ответили «…всего» — 8 подростков (40,0%), «…богатства» — 5 (25,0%), «…успеха» — 5 (25,0%) и «…независимости, самостоятельности» — 2 (10,0%).

      На вопрос «Самым главным для человека является…» — для 10 подростков (50,0%) является — «здоровье», для 6 (30,0%) — «семья и дети», для 1 (5,0%) — «образование», еще для 1 (5,0%) — «найти своё место в жизни». Без ответа этот вопрос оставили — 2 (10,0%) подростка. Ответ на этот вопрос мы считаем также стереотипным. На предложение «Мне хорошо, когда…», подростки дают также довольно общие и стереотипные ответы. Так, 35,0 % подростков обнаруживают зависимость от социального окружения, т.е. пишут, что «…мне хорошо, когда рядом близкие» — так ответили 7 человек, «всем хорошо» — 20,0% (4), «меня понимают» — 10,0% (2), «…хорошее настроение» — 10,0% (2), «…всё хорошо» — 10,0% (2), «…я сплю» — 5,0% (1), «…никто не тревожит» — 5,0% (1), «…нет проблем» — 5,0% (1).

    • Итак, результаты методики показали, что подростки имеют слабую сформированность личностной и ценностно-мотивационной сферы, в том числе осознанное отношение к жизни, своему будущему, выбору профессии. Современная социальная среда побуждает молодых людей, прежде всего, к удовлетворению биологических потребностей, что личности подростка, не обладающей достаточной устойчивостью, выступает притягательной силой. Самое главное в жизни для многих подростков — «жить хорошо», «счастливо», «иметь много денег», без объяснения достижения желаемого. Неслучайно главнейшими ценностями в их жизни выступает материально обеспеченная жизнь.
    • Большая часть подростков характеризуется размытым профессиональным планом, низкой степенью его сформированности, а выбор будущей профессии построен без учета интересов и склонностей, не осознаны мотивы этого выбора. Однако даже у тех, у кого профессиональный план можно условно назвать сформированным, нет достаточной уверенности в правильности и обоснованности мотивов этого выбора.
    • Результаты тестирования были обработаны и сведены в таблицу 1.
    • Во время анализа анкет, внимание сосредоточивалось на таких моментах, как отношении испытуемых к выполнению задачи (развернутость формулировок, уход от темы, отсутствие ответов на отдельные вопросы); смысле высказываний, количества «тематических высказываний», время ответа и т.д.
    • Таблица 1 — Степень сформированности личностного самоопределения у подростков по методике «Незаконченные предложения»
    • Уровни

      Показатели

      Блок 1. «Представления о себе»

      Блок 2. «Представления о будущем»

      Блок 3. «Ценностные ориентации»

      Блок 4. «Представления о будущей профессии»

      Блок 5. «Мотивация к достижениям»

      Низкий

      15,0

      20,0

      65,0

      40,0

      30,0

      Средний

      75,0

      70,0

      30,0

      55,0

      65,0

      Высокий

      10,0

      10,0

      5,0

      5,0

      5,0

      • Наглядно общие итоги тестирования показаны на диаграмме (рис. 1).
      • Рисунок 1 — Результаты исследования сформированности личностного самоопределения у подростков по методике «Незаконченные предложения»
      • Таким образом, результаты исследования учащихся 8-9 классов указывают на незавершенность процесса их самоопределения. Для большинства подростков характерны:
      • 1. Позитивное, но расплывчатое представление о своём будущем.
      • 2. Преимущественная ориентация на материальные ценности.
      • 3. Слабая сформированность ценностно-мотивационной сферы.
      • 4. Отсутствие чёткого представления о будущей профессии и профессиональных достижениях.
      • Выявленные в процессе экспериментального исследования проблемы требуют разработки рекомендаций, направленных на формирование личностного самоопределения подростков. При благоприятных условиях возможна перестройка личности подростка, смена негативного личностного самоопределения на позитивное, которое как сказано ранее, формируется на основе адекватной самооценки, позитивного отношения к себе, Другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий
      • 2.3 Рекомендации по формированию самоопределения подростков
      • Проблема самоопределения личности подростков требует к себе повышенного внимания и её можно рассматривать как системообразующий, целеполагающий фактор в деятельности педагогических коллективов школ, ориентирующий образовательную и воспитательную работу со школьниками на их личностное развитие.
      • Чтобы названные выше качества сформировались, нужны соответствующие условия, позволяющие подросткам успешно самоопределяться. Такими условиями, как показывают многочисленные исследования (Л.И. Акатов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, А.С. Чернышёв и др.,) является развивающая образовательная среда, способная целенаправленно стимулировать их активность с целью формирования жизненных целей, и обладающая дополнительными возможностями для включения учащихся в различные виды индивидуальной и совместной деятельности с учётом их способностей и интересов, как в учебное, так и во внеучебное время. При этом, важную роль в формировании навыков самоопределения призвано сыграть участие подростков в управлении классным и общешкольным коллективом.
      • Для организации процесса формирования личностного самоопределения подростков может быть использована модель «Формирования позитивного личностного самоопределения подростков» (Приложение 3), включающая такие взаимосвязанные компоненты такие, как: целевой, содержательный, технологический, результативный.
      • С целью создания условий для эффективного личностного самоопределения подростков можно предложить сформировать органы ученического самоуправления «Демократическая республика «Омега», в основе которого должны быть положены принципы:
      • — гуманизации, обеспечивающей всестороннее развитие и саморазвитие личности учащегося;
      • — социализации, обеспечивающей адаптационное взаимодействие личности учащегося и среды для приобретения им социального, профессионального и общекультурного опыта;
      • — социальной значимости деятельности;
      • — сочетания в деятельности каждого учащегося организаторских и исполнительских функций, сознательности и свободы выбора.
      • Направления деятельности: гражданско-патриотическое; трудовое; профориентационное; познавательное; научно-исследовательское; культурно-массовое; спортивное; досуговое; деятельность по изучению интересов и потребностей школьников.
      • Формы работы: заседание Административного Совета, Правительства, Парламента; создание фирм; организация научного общества школьников (издание школьного альманаха, организация и проведение научных конференций); реализация программы творческих контактов «Арена общения»; организация свободного общения «Разговор о жизни»; выпуски общешкольной газеты «Перемена»; организация деловой игры «Лидер»; организация развлекательно-деловой игры «Лидер и егo команда»; проведение психологических тренингов; реализация социальных проектов.
      • Основными критериями могут быть: уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности; полноту уровня соотнесённости «хочу» — «могу» — «есть» — «требую» у конкретной личности; типы поведения при самоопределении; лидерские качества; способ отношения к другим людям; активная гражданская позиция; личностный рост; повышение правовой, экономической, политической грамотности; развитие эмоционально-волевой сферы; показатели социальной адаптации (активность); психологический комфорт участников проекта; осознание ответственности за результаты деятельности своего коллектива.
      • Пути решения задачи активизации ученического самоуправления наиболее эффективны через игру, т.к. играя, обучающийся берет на себя определенные функции, стремится выполнять их, тем самым проверяя себя, например, а смогу ли я быть лидером? Мне это интересно? Где мне это может пригодиться в дальнейшем? и т.п.
      • Реализация мероприятий позволит решить серьезные педагогические задачи повышения экономической и правовой грамотности обучающихся, развивает эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность, воспитывает уважение к мнению партнера, терпимость к инакомыслию, потребность во взаимопонимании, способствует формированию личностного самоопределения, становлению положительной «Я — концепции» и в определении для себя нравственных ценностей. Все это позволяет научить детей более продуктивному и корректному общению друг с другом, цивилизованным нормам решения конфликтных ситуаций, расширить круг общения за счет новых связей внутри класса и школы.
      • При этом основным направлением деятельности должна стать проф-ориентационная предпрофильная работа, способствующая формированию навыков у учащихся 9-х классов выбрать сферу профессиональной деятельности исходя из своих интересов и возможностей. Такая работа помогает девятикласснику более обоснованно выбрать нужный профиль.
      • Работа осуществляется классным руководителем в сотрудничестве со школьным психологом по следующим основным направлениям:
      • — обучающие курсы, направленные на развитие субъектности личности, жизненного личностного самоопределения, выбора профессии («Построение жизненного пути», «Профессиональная карьера» и «Технология успеха»);
      • — информирование (беседы, экскурсии, встречи со специалистами),
      • — активизация личностно-профессионального самоопределения (игры, тренинги, студийные занятия),
      • — самоанализ (портфолио, банк достижений ученика, сочинения «Я в будущем», «Моя профессиональная карьера» и др.).
      • Способствуют решению этой задачи другие различные формы работы:
      • — проведение «Дня открытых дверей» для 9-х классов и их родителей;
      • — работа педагогов с учащимися и родителями через опрос, тестирование, анкетирование и консультации.
      • В предлагаемой модели развития личностного и профессионального самоопределения учащихся предусмотрено также тесное сотрудничество школы с учреждениями, предприятиями и администрацией села.
      • Таким образом, организация в школе новых органов управления (советы, творческие группы, министерства, и т.д.), «социальной ситуации развития», среды общения, поля деятельности позволят решить задачи, направленные на формирование личностного самоопределения обучающихся.
      • Использование в ученическом самоуправлении: авансированного доверия, ответственного поручительства, личного примера, метода убеждения, общественного мнения, поощрения, соревнование, ритуалы, традиции, сознательности и свободного выбора, дает удивительный эффект для самореализации и самоопределения подростков.
      • Предполагается, что в результате мероприятий у подростков произойдут изменения в личностных характеристиках:
      • — станет более адекватная самооценка уровня личностного развития (склонностей, способностей, наличия жизненно- и профессионально важных качеств, навыки коммуникативной культурой и др.),
      • — станет более осознанной станет экономическая целесообразность выбора профессии (востребованность на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.).
      • Таким образом, проблема самоопределения личности учащихся требует к себе повышенного внимания и её можно рассматривать как системообразующий, целеполагающий фактор в деятельности педагогических коллективов школ, ориентирующий всю многогранную образовательную и воспитательную работу со подростками на их личностное развитие. В числе важнейших условий, позволяющих учащимся успешно самоопределяться в различных отношениях, выступает специально ориентированная развивающая образовательная среда. Например, можно предложить создать условия для эффективного личностного самоопределения подростков посредством формирования ученического самоуправления.
      • При таких условиях перестройка личности подростка, смена негативного личностного самоопределения на позитивное личностное самоопределение — возможно. Оно подразумевает развитие позитивного отношения подростка к себе, Другому, к деятельности, становление его адекватной самооценки в результате целенаправленного процесса взаимодействия педагогов и подростков в специально организованных педагогических условиях, при гармонизации внешней и внутренней образовательной среды.
      • Заключение
      • 1) Самоопределение — это сложное, динамичное, системное образование, многократно опосредованное внутренними и внешними факторами. Результатом этого процесса является личностный рост индивида, самоактуализация, идентификация, самореализация и др.
      • Личностное самоопределение складывается в ходе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром и зависит от сформированности у него основных структурных элементов личности: собственные возможности, личностные качеств, социальный опыт, потребности, установки, убеждения, ценности и др.
      • 2) Личностное самоопределение является основным новообразованием подростков. Влияние всех факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей подростка (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях построения его отношения к себе, к собственной деятельности, к взаимодействию с другими людьми. Кроме того, новый характер самоопределения, который формируется у подростка, определяет все другие виды самоопределения, обеспечивая возможность построения жизненных и профессиональных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность. Таким образом, сущность самоопределения подростков заключается в формировании у них осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения себя относительно выработанных в обществе (и принятых подростком) критериев становления их личности, а также дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.
      • 3) Сегодня имеются разные подходы к выделению критериев сформированности самоопределения. Так, многие исследователи к определению критериев самоопределения выделяю подход, опирающийся на основные закономерности психического развития ребёнка. В качестве критериев уровней самоопределения личности могут быть взяты уровни: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (Т.А. Шульгина).

        Кузнецова Л.Н. выделяет: информированность, отношение к деятельности, коммуникативные умения, адекватную самооценку. М.Н. Руткевич основными критериями считает: уровень понимания личностью смысла жизни; смену воспроизводящего вида деятельности; полноту уровня соотношения «хочу» — «могу» — «есть» — «требуют» у конкретной личности. В целом же, критериями сформированной способности к самоопределению подростка является то, насколько он может ответить в любой значимой ситуации на ключевые вопросы: 1) Кто я такой? — (осознание своих телесных, социальных, психологических характеристик).

        2) Что я делаю? — (осознание сути и содержания деятельности).

        3) Зачем я это делаю? — (понимание цели и смысла действий).

      • 4) Раскрывая психофизиологические особенности подростков, отметим, что подростковый возраст, это стадия онтогенеза между детством и взрослостью (от 11 до 15 лет), которая характеризуется у них качественными изменениями. Остро протекающий переход от детства к взрослости противоречив. С одной стороны, показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности подростка, свертывание установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой — отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное здесь то, что подростковый период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его самоопределение.
      • 5) Исследование особенностей личностного самоопределения подростков проводилось на базе СОШ Красноярского края, среди учащихся 8-9 классов в количестве 20 человек. Для изучения выбрана методика «Незаконченное предложение», включающая 15 незаконченных предложений, собранных в 5 блоков, отражающих: представления о себе, представления о будущем, ценностные ориентации, представление о будущей профессии, мотивация к достижениям.
      • 6) Анализируя результаты диагностики подростков мы увидели, что у подростков преобладают достаточно позитивные самооценки, хотя у отдельных подростков просматривается определенная тревога в отношении своего «я» и чувство некоторой неуверенности в себе. Что касается будущего, то в целом подростки видят его также достаточно оптимистично, но эти представления о будущем стереотипные и не конкретизированы. В списке приоритетных ценностей с большим отрывом оказалась материально обеспеченная жизнь.
      • При это, профессия подросткам воспринимается туманно, они не выделяют предметное содержание будущей профессиональной деятельности. Ни у одного из подростков не обнаружено наличие профессионального плана, что говорит о неуверенности в правильном выборе профессии. Таким образом, результаты показывают на незавершенность процесса их самоопределения, что подростки имеют слабую сформированность личностной и ценностно-мотивационной сферы, у них нет осознанного отношения к жизни, своему будущему, выбору профессии. Самое главное в жизни для многих подростков — «жить хорошо», «счастливо», «иметь много денег», без объяснения достижения желаемого.
      • 7) Позитивное личностное самоопределение подростков наиболее успешно происходит в условиях, когда обеспечивается высокий уровень организации и интенсификации их учебной и вне учебной деятельности. Такими условиями может стать целенаправленно создаваемая развивающая образовательная среда, способная побуждать и увлекать учащихся к проявлению активности и организованности в одобряемых видах деятельности. Нами предложена модель «Формирования позитивного личностного самоопределения подростков». При этом основным направлением деятельности должна стать профориентационная работа. Предполагается, что в результате мероприятий у подростков произойдут качественные изменения в личностных характеристиках.
      • Следовательно, цель исследования достигнута, задачи его решены, а гипотеза — подтверждена.
      • Список используемой литературы

      1. Абульханова-Славская К.А. Психология и педагогика / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. — 584 с.

      2. Акатов Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. — 2014. — № 2 (30) — С. 182-190.

      3. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход / Л.И. Акатов. — Курск: КГУ, 2009. — 264 с.

      4. Антонова Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. — 2011. — № 2. — С. 79-92.

      5. Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте: Монография / И.С. Арон. — Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2010. — 356 с.

      6. Богдан Н.Н. Управление саморазвитием: учеб. пособие / Н.Н. Богдан, Е.В. Балганова, И.П. Бушуева. — Новосибирск: СибАГС, 2013. — 100 с.

      7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 411 с.

      8. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности Т.М. Буякас // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. — С. 28-40.

      9. Вдовина С.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников / С.А. Вдовина, Е.А. Вдовина // Концепт. — 2014. — № 6. — С. 679-681.

      10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1987. — 184 с.

      11. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 44 с.

      12. Игнатович В.К. Проектная компетентность старших подростков как условие их личностного самоопределения / В.К. Игнатович, В.В. Якимова // Концепт. — 2015. — № 1. — С. 3-5.

      13. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. — Спб.: Питер, 2008. — 282 с.

      14. Кузнецова Л.Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы / Л.Н. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2 (27).

      — С. 233-235.

      15. Лернер П.С. Самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста / П.С. Лернер // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодёжи на современном этапе. — 2010. — № 11. — С. 54-61.

      16. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Знание, 2006. — 118.

      17. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.

      18. Позняк А.В. Диагностика уровня сформированности самоопределения личности / А.В. Позняк // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов. — 2013. — № 3. — С. 250-257.

      19. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — М.: Институт практической психологии, 2009. — 258 с.

      20. Психология развития: учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2007. — 528 с.

      21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; Сост. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб: Питер, 2012. — 694 с.

      22. Руткевич М.Н. Жизненные планы молодежи / М.Н. Руткевич; Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. — М.: Академия, 2009. — С. 123.

      23. Сафин В.Ф. Психологический аспект самоопределения / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. — 1984. — №4. — С. 65.

      24. Сергеева О.М. Общий психологический практикум. Эмоции и мотивация / О.М. Сергеева. — Н.-Новгород, 2014. — 37 с.

      25. Сергиенко Е.А. Субъектные факторы самоопределения современной молодежи / Е.А. Сергиенко // Человек. Сообщество. Управление. — 2014. — №2. — С. 87-103.

      26. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. — М.: АСТ, 2012. — 671 с.

      27. Трубникова Н.И. Уровни жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического вуза / Н.И. Трубникова, В.Е. Трубников // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6 (43).

      — С. 221-225.

      28. Фурманов И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Методическое пособие / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. — Мн.: Технология, 2000. — 81 с.

      29. Ходенко Н.М. Влияние развивающих сред на личностное самоопределение старшеклассников / Н.М. Ходенко // Ученые записки Курского государственного университета. — 2013. — № 2 (26).

      — С. 30-42.

      30. Шульгина Т.А. Социально-психологические условия личностного самоопределения старшеклассников: дис. … канд. психол. Наук / Т.А. Шульгина. — Курск: КГУ, 2007. — 194 с.

      Приложения

      Приложение 1

      Список учащихся, принявших участие в исследовании

      Класс

      ФИО

      Дата рождения

      Код

      8

      Алексеев Дмитрий Артемьевич

      02.06.02

      1

      Боряков Дмитрий Валерьевич

      02.03.02

      2

      Васильев Сергей Николаевич

      14.08.02

      3

      Волкова Марина Владиславовна

      03.07.02

      4

      Гаврилова Лариса Петровна

      25.07.02

      5

      Запольская Вероника Леонидовна

      06.03.02

      6

      Зверева Елена Геннадьевна

      25.03.02

      7

      Зиновьев Эдуард Лаврентьевич

      01.11.02

      8

      Иванов Дмитрий Федорович

      07.09.01

      9

      Ильина Алёна Геннадьевна

      02.01.02

      10

      9

      Ильин Дмитрий Геннадьевич

      19.07.01

      11

      Лаврентьева Алеся Сергеевна

      09.05.01

      12

      Лачков Виталий Викторович

      19.11.00

      13

      Максимова Александра Константиновна

      15,07.01

      14

      Моисеева Наталья Николаевна

      31.01.99

      15

      Николаев Николай Николаевич

      24.07.01

      16

      Овчинников Андрей Вадимович

      29.03.01

      17

      Огиков Александр Николаевич

      13.07.01

      18

      Павлова Татьяна Владимировна

      14.01.01

      19

      Пиготова Екатерина Леонидовна

      22.05.01

      20

      Приложение 2

      Методика «Незаконченные предложения»

      ЦЕЛЬ: выявление отношения испытуемого к различным аспектам самоопределения.

      ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Старайся избегать коротких окончаний в одно — два слова. Желательно, чтобы предложения содержали законченную мысль или суждение. Пиши то, что больше всего соответствует твоему собственному мнению». Будьте правдивы. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного предложения. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

      БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

      Фамилия, имя, отчество (или код) _________

      Дата рождения_________________________

      Дата обследования ______________________

      Фамилия, имя, отчество психолога _________

      Закончите, пожалуйста, предложения первым пришедшим в голову окончанием.

      Блок 1. «Представления о будущем».

      1. Моя жизнь…

      2. Будущее кажется мне…

      3. Через 10 лет…

      Блок 2. «Ценностные ориентации».

      4. Мои ценности, это…

      5. В моей жизни важно…

      6. Если мне повезёт, то…

      Блок 3. «Представления о будущей профессии».

      7. Моя будущая профессия…

      8. В мои профессиональные обязанности будет входить…

      9. Планировать карьеру…

      Блок 4. «Мотивация к достижениям».

      10. В жизни я хочу добиться…

      11. Самым главным для человека является…

      12. Мне хорошо, когда…

      Спасибо!

      Приложение 3

      Формирование позитивного личностного самоопределения подростков

      Размещено на