ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООЦЕНКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Диплом защищенный на оценку отлично,со всеми экспериментами и с теорией. Подробное правильное описание,с хорошей рецензией.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ……….…6

1.1. Сущность ценностно-смысловой сферы личности …………………6

1.2. Понятие и сущность самооценки личности …………………………16

1.3. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций и самооценку ребенка ……………………………………………………………..21

Выводы по главе I …………………………………………………………28

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООЦЕНКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …………30

2.1. Организация экспериментального исследования и описание методик……………………………………………………………………………30

2.2. Результаты и интерпретация данных исследования ………………33

2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и самооценки старшеклассников …………………………………45

Выводы по главе  ………………………………………………………..57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..62

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………67

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций и самооценки ребенка из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучена взаимосвязь формирование ценностных ориентаций и самооценки ребенка в полных и неполных семьях.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие.

Цель: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и самооценки старшеклассников в полных и неполных семьях.

23 стр., 11342 слов

Глава 1. Анализ влияния самооценки личности на ее поведение в ...

... теоретических и эмпирических исследований показал, что самооценка связана с характерологическими чертами и ценностными ориентациями личности. Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. Особенно ...

Объект исследования: ценностные ориентации и самооценка.

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и самооценки старшеклассников в полных и неполных семьях.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что существует взаимосвязь системы ценностных ориентаций и уровня самооценки старшеклассников в полных и неполных семьях.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования;

2. Подбор методик и организация психодиагностического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и самооценки старшеклассников в полных и неполных семьях;

3. Анализ и интерпретация полученных результатов, формулировка выводов и психолого-педагогических рекомендаций для повышения уровня самооценки и достижения ценностных ориентаций учащихся старших классов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий эксперимент; тестирование, математико-статистический анализ данных и интерпретация полученных результатов.

База экспериментального исследования: школа № 17 г. Стерлитамак. Выборку составляют испытуемые обоего пола: 30 человек из полных семей и 30 — из неполных семей, общее количество 60 человек, в исследовании принимали участие старшеклассники из полных и неполных семей, обучающиеся 9-10 классах.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций и самооценки старшеклассников из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами, в работе со старшеклассниками из обычных и проблемных семей, малоимущими семьями, специалистами по социальной работе.

Апробация результатов исследования проходила в рамках работы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов» (Стерлитамак, 2010); VI Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2011); а также на заседаниях кафедры педагогики и психологии СГПА им. Зайнаб Биишевой.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. — М.: Академия, 2009. – 358 с.

2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Вопросы психологии. — 2004. — № 5. — С. 63-70.

3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.:, Мысль, 2008. – 356 с.

4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. — Горький, 1982. — С. 116-129.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... межгрупповыми отношениями. Положительно отличающиеся сравнения или те, которые достигают позитивно ценностной отличительной черты, приводят к достижению позитивной социальной идентичности (Таджфел ...

5. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук. — М., 2008. — С. 426-433.

6. Аргудяева, Ю. В. Труд и быт молодежи / Ю.В. Аргудяева. — М.: Мысль, 2008.

7. Арсеньев, А. С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек – мир» / А.С. Арсеньев // Вопросы философии, 2003. — вып.5. -с. 130-160.

8. Артюхова, Ю. В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика, 2007. — вып.4 — с. 117-121.

9. Асеев, В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / В.Г. Асеев. — Иркутск, 2008. — С. 3-17.

10. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.:, Мысль, 2006— С. 298.

11. Асмолов, А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 2000. —367 с.

12. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2004 —283 с.

13. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. – М. : Магистр, 20087. – 306 с..

14. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2004. —270 с.

15. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочаров. — М.: Аргус, 1994. – 522 с.

16. Бубнова, С. С. Методика диагностики ценностных ориентации личности / С.С. Бубнова. — М.: Педагогика-Пресс, — 2005.

17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

18. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

19. Дармодехин, С. В. Основные направления государственной семейной политики: национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период / Научный проект / С.В. Дармодехин. — М., 1996. – 336 с.

20. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений./ Н.А. Журавлева // Мир психологии — М.: 2004 – вып. 3 — 226 с.

21. Заиченко, Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми / Н.У. Заиченко // Мир психологии — М.: 2001 – вып. 3 – с. 34

22. Залесский, Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения / Г.Е. Залесский // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 — с. 58-67.

23. Караковский, В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса / В. Караковский // Воспитание школьников 1993 №2 с. 4-7.

24. Киприянова, Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников / Е. Киприянова // Экспресс-опыт 1999 — №1 — с. 34-36.

25. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.

26. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение 1989 с. 386.

27. Кочетов, А. И. Как заниматься самовоспитанием / А.И. Кочетов. — Мн., 1991.

28. Крапивская, Л. В. Личность и ее ценностные ориентации / Л.В. Крапивская. — М.: 1983 — с. 265

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания Личность - субъект социокультурной жизни, ... изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, ...

29. Крылов, А. А. Психология. Учебник / А.А. Крылов. — М.: 2001 — с.316

30. Кузнецов, В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся / В.М. Кузнецов. — М.: 1994 — с. 144.

31. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2006— с. 256.

32. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл 1992— с. 312.

33. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ / В.Г. Леонтьев. — Новосибирск, 1992. —216 с.

34. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентации / Д.А. Леонтьев. — М.: 1992. — 17 с.

35. Мудрик, А. В. Время поисков и решений. Книга для учащихся / А.В. Мудрик. — М.: 1990. — с. 188.

36. Мухина, В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / МГПИ / В.С. Мухина. — М., 1985. — С. 4-7.

37. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35-38.

38. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976 — 236 с.

39. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- 3 — е изд. / Р. С. Немов — М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – С. 478.

40. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. — М., 1987.

41. Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания / С.Д. Поляков. — М., 1996. С. 94-113. Психология воспитания/ Под ред. В.А. Петровского. М., 1995.

42. Рубинштейн, С. Л. Психологическая наука и дело воспитания// Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М., 1973. С. 183-193.

43. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова.— Л.: Наука, 1979.— с. 264.

44. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин. — М., 2006 .

45. Фирсов, M. B. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект.) / М.В. Фирсов. — М.: Изд-во Ин-та практич. психологии. — Воронеж.: НПО «МОДЕК», 1997. – 388 с.

46. Фомичева, Т. В. Образовательные ценности молодежи / Т.В. Фомичева. — М.: МГСУ, 2003. — 201 с.

47. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1987— 218 с.

48. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990.

49. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. — Ростов-на-Дону, 2004— с. 193.

50. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. – 232 с.