Концепции А.Маслоу и сфера СКСиТ

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава1. Концепция А. Маслоу…………………………………………5

1.1. Иерархии потребностей А. Маслоу….…………………………13

1.2. Основные методы удовлетворения потребностей………………18

Глава 2. Понятия «сфера сервиса»……………………..……………..21

2.1. Понятие и принципы современного сервиса…………………….24

2.2. Формы сервиса как потребности для человека………………….26

2.3. Соблюдение культуры обслуживания…………………………….27

Заключение………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………..32

Введение

В 20-е гг. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснилось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с этой концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковые воздействия на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке с 30-х гг. ХХ века. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии — Г. Мюррея, А. Маслоу и др.

Достаточно широкую известность получила концепция мотивации поведения человека А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические), потребности безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности самоактуализации. По мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... - развлекательные   Теория потребностей Маслоу Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти по ...

Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

С начала перестройки до 1991 года выезд за границу носил в основном частный характер. Туристы самостоятельно готовили путешествие, не обращаясь к турфирмам. Зарубежные туры на отдых и для развлечений, носили организованный характер, были немногочисленны и предлагались профсоюзными структурами и Интуристом. Начиная с 1992 года в выездном потоке отчетливо обозначилось направление в дальнее зарубежье, такие поездки определяются не столь дальностью и географией, сколько мотивами. Поездки на отдых и для развлечения становятся все более популярными. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, чья неповторимая красота и величие овеяны легендами и многократно усилены рекламой.

Глава 1. Концепция А. Маслоу

А. Маслоу (1908-1970) — выдающийся американский мыслитель, один из основателей гуманистической психологии, крупнейший исследователь человека в XX в. К сожалению в России он известен лишь узкому кругу специалистов, хотя его вклад в развитие науки о человеке не менее существен, чем З. Фрейда, труды которого стали доступны в последние годы широкому кругу читателей в нашей стране.

Предметом изучения А. Маслоу являются относительно малоисследованные в науке особенности человека: творчество, любовь, игра, чувство юмора, искренность, обаятельность, внутренний мир человека, высшие ценности бытия, экстатические состояния — и многие другие. Основная сфера исследования — явления сознания, сознательный опыт, переживания сознания, поиски человеком смысла существования и ценностей бытия.

Фундаментальная роль в концепции А. Маслоу отводится анализу отчуждения человека от человека и различным способам его преодоления, разнообразным аспектам коммуникации в современном индустриальном обществе.

Философские источники гуманистического подхода к человеку разнообразны. Это феноменология Э. Гуссерля и экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса. Значительное влияние на А. Маслоу оказали общетеоретические установки неофрейдизма (в первую очередь Э. Фромма, К. Хорни), а также гештальтпсихологии М. Вертгеймера. Существенное воздействие на американского ученого оказала Р. Бенедикт, один из теоретиков психологической антропологии, последователь Ф. Ницше в вопросе типологии культур.

Так что же представляет собой гуманистическая концепция А. Маслоу в целом? Это поиски синтеза в науках о человеке, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой — живой развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Сам А. Маслоу полагает, что его концепция — «философия природы человека», новый взгляд на человека, «новая общая понимающая философия жизни», приложимая к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье, образованию, религии и т. д.2 Ядро теории американского мыслителя: иерархия основных потребностей человека — впервые была опубликована в журнале «Психологическое обозрение» в 1943 г. Кратко остановимся на ее содержании.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Американский философ выделяет пять иерархизированных уровней потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности и самосохранении, в общении и любви, самоутверждении и признании, самоактуализации. Потребности являются одновременно и целями человека, т. е. носят динамический характер. Физиологические потребности — это необходимые условия, обеспечивающие функционирование организма (голод, жажда и т. д.).

Потребность в самосохранении, безопасности, мире — также важнейшее условия человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом. Третий уровень типологии А. Маслоу — потребности в любви и общении. Стремление к общению с людьми и к любви он считает неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей — признаком патологии. «Кто сказал, — восклицает Маслоу, — что недостаток любви мене важен, чем недостаток витаминов?» При этом психолог-гуманист подчеркивает, что любовь — это не синоним секса. Секс он относит к физиологическим потребностям, а сексуальное поведение подчинено любви и привязанности как наиболее развитым формам взаимодействия людей.

Проявлением этого же типа потребностей является необходимость общения с другими людьми, без которого человек не может существовать ни органически (физиологически), ни духовно. Кроме указанных трех типов мотиваций, все люди имеют стремление к самоутверждению, признанию. А. Маслоу подразделяет этот тип потребностей на два вида. Первый — желание самоутверждения, достижения в выбранной области деятельности свободы и независимости. Второй — стремление к репутации и престижу, ценности и признанию в глазах окружающих. И наконец, высшим родом потребности А. Маслоу считает самоактуализацию — желание самовыражения, тенденцию к реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. «Это не только конечное состояние, но и процесс актуализации своих возможностей». Это потребность в труде, для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд-радости». Самоактуализация — это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать… Человек всегда хочет быть… настолько хорошим, насколько он может быть». Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания — способность увидеть мир с детской непосредственностью, радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя. «Это мгновения экстаза, которые нельзя купить…»

В свете своей теории мотиваций А. Маслоу анализирует науку, религию, управление (менеджмент) и организацию производства, обучение, психотерапию, медицину в целом. В поле его зрения относительно новая область для науки: экстатические состояния человека как в религиозных ритуалах, так и в повседневной жизни.

А. Маслоу по-новому формулирует проблему с……..

Список литературы

1. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. — Т. 1. М.: Мир, 2002. — 320 с.

2. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1974. — 310 с.

9 стр., 4251 слов

Мотивация и потребности человека

... авторам помещать их на разные ступени иерархии. Сущность иерархии потребностей Маслоу сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе ... достижение этой цели. 1.4 Потребность в принадлежности и любви После того как удовлетворены потребности двух предыдущих уровней, актуализируется потребность в принадлежности, любви, привязанности. Она включает в ...

3. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006. — 240 с.

4. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса — Форум, 2001. — 160 с.

5. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. — М.: Высшая школа, 2005. — 220 с.

6. Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 2007. — 410 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975. — 176 с.

8. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. — М.: Экзамен, 2005. — 203 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2004. — 280 с.

10. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.