изучение возможностей музейной педагогики в социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно двигательного аппарата.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Реабилитация и абилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.1.Характеристика развития детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.2 Сущность направления реабилитации и абилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2 Теоретические аспекты применения музейной педагогики в социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.1 Предмет ,основные понятия и задачи музейной педагогики

2.2 Характеристика направлений и форм музейно-педагогической деятельности

2.3 Возможности социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами музейной педагогики

3 Рекомендации сотрудникам музея по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития. В настоящее время непрерывно увеличивается и количество детей с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Семья в одиночку, не готова к тому, чтобы воспитывать и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. «Особый» ребенок ограничен в свободе и социальной значимости. У него есть высокая степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Основная задача помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья — использовать все имеющие возможности семьи, специалистов, других социальных институтов, такое реабилитационное пространство, где каждый ребенок должен пройти свой путь освоить основные виды деятельности: игровую, познавательную, коммуникативную, трудовую, то есть то, без чего не может состояться личность. В силу особенностей здоровья состояния нужд и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, но и должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.

16 стр., 7808 слов

Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста ...

... 3. Психолого-педагогические методики, используемые для обучения детей, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата .1 Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата .2 Занятия художественного конструирования для всестороннего развития ...

Тема моей курсовой работы подразумевает под собой помощь в социокультурной реабилитации. Дети- инвалиды должны иметь возможность изучать мировое искусство, историю своей страны. Они должны вести полноценный образ жизни. Вместе с тем, и в теории и на практике уделяется недостаточное внимание возможностям музейной педагогики в социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, восстановлении их социального статуса, улучшении эмоционального самочувствия и повышении степени удовлетворенности жизни.

Таким образом , целью данного исследования является изучение возможностей музейной педагогики в социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В качестве объекта выступает социокультурная реабилитация и абилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предметом исследования является музейная педагогика в социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1)изучить следующие понятия: дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата , реабилитация и абилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

2)рассмотреть теоретические аспекты музейной педагогики;

3)определить возможности социокультурной реабилитации детей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что нами были составлены возможные рекомендации сотрудникам музея по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

1. Реабилитация и абилитация детей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.1. Характеристика развития детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Группа обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются:

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

В других классификациях дополнительно к перечисленным выделяется группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена, -Гофмана и др.).

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... центре для детей-инвалидов Заключение Литература Приложение Введение Формирование речи у детей с нарушениями психофизического ... является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Чаще всего ... Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность ...

Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия обучения и воспитания. Существующие классификации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют в своей основе клинические характеристики данного вида нарушения развития в зависимости от причины и времени действия вредных факторов.

Дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью.

В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. Познавательная сфера таких детей характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).

Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Отмечается также узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.

Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть не критичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок. У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти может проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

8 стр., 3788 слов

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни

... молодых инвалидов с целью их реабилитации - оказания содействия молодым инвалидам в ... инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Около трети инвалидов характеризуют свою жизнь ... инвалидов - психологические тренинги Организация самостоятельно определяет направления своей деятельности, стратегию культурного, эстетического, экономического, технического и социального развития. ...

Наряду с указанными особенностями психических процессов могут отмечаться недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. У умственно отсталых детей имеющих сочетание ДЦП страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.

Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику, проявляющиеся то в повышенной эмоциональной возбудимости, то в выраженном эмоциональном спаде (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Исходя из всего выше сказанного, становится очевидным, что обучающиеся нуждаются в специальной коррекционно-педагогической помощи, учитывающая все индивидуальные психофизические особенности развития каждого ребёнка. В работу с такими детьми включены как родители, так и все возможные специалисты: дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, музыкальных работники, которые принимают активное участие в разработке индивидуальных программ воспитания и обучения для каждого ребенка.

1.2. Сущность направления реабилитиции и абилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Много стран успешно преодолели путь признания прав инвалидов наравне со здоровыми людьми. Россия также уверенно двигается в этом направлении. Декларируя европейский выбор, наша страна обязана начать создание стандартов достойной жизни и для этих людей. В стране есть ряд общественных организаций инвалидов, которые стоят на ведущих в России позициях по делу выработки и внедрения европейских и мировых подходов к решению проблем неполноценности. Но целью государственного управления у этой общей сфере есть, прежде всего, создание предпосылок для динамического развития системы услуг, мероприятий и условий, которые бы гарантировали людям с инвалидностью постепенное продвижение к европейским стандартам жизни.

Это может обеспечиваться путем реабилитации и интеграции детей, молодежи и взрослых с особенными потребностями, внедрение форм проживания и опеки, базированных в обществе, организации прогрессивных форм учебы, трудоустройства, досуга и спорта инвалидов, приспособления заведений, инфраструктуры городов, транспорта и информации к потребностям людей с инвалидностью. При этом значительная доля ответственности и финансирования может биты делегированная путем социального заказа негосударственным субъектам.

10 стр., 4966 слов

Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью

... или ослабление недостатков психофизического развития детей. Коррекция в специальной педагогике - исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы ... проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации. Олигофрения , означает «малоумие», и не является названием какой-либо ...

При современных условиях прослеживается тенденция к росту внимания именно к социализации, социальной реабилитации и адаптации инвалидов, которые включают у себя как материальную, так и духовную психолого-педагогическую помощь.

За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длинную историю развития — как практики, так и теории, принято различать понятие абилитации и реабилитации.

Абилитация — это комплекс действий, направленных на формирование новых и мобилизацию имеющихся ресурсов и возможностей социального, психического и физического развития инвалида.

Реабилитация в международной практике — это возобновление потерянных в результате болезни или травмы способностей. Адаптация, таким образом, выступает как понятие, которое объединяет в себе абилитацию и реабилитацию.

Личность человека с функциональными ограничениями развивается в полном соответствии с общечеловеческими закономерностями развития личности. Дефектные состояния или болезни являются причинами производных симптомов, которые возникают опосредствовано под воздействием аномального социального развития через невосприятие человека с функциональными ограничениями со стороны общества.

Под понятием «равные возможности» следует понимать положение, в результате которого разные социальные институты и материальное окружение являются доступными для каждого при удовлетворении всех своих потребностей.

Термин «нормализация» развивает содержание предыдущего понятия и касается жизнедеятельности инвалида во всех областях нормированной жизни общества. Содержание этого понятия включает у себя обычный дневной распорядок, соответствующую конфиденциальность, нормализованное привлечение инвалида к социальным, эмоциональным и сексуальным отношениям с другими, возможности для развития личности, работы, участия в принятии решений относительно собственной жизни.

«Интеграция» является завершающим понятием в процессе развертывания содержания социализации инвалидов. Она проявляется через тенденцию учить детей с функциональными ограничениями в обычных школах, создания интегрированных групп в высших учебных заведениях и т.п. Интеграция является перспективной относительно поднятия самооценки и само ожидание детей и молодежи с особенными потребностями, они получают возможность строить отношения с «обычными» людьми, однолетками, которые, в свою очередь, учатся с пониманием относиться к людям с функциональными ограничениями, отличая их самих от их изъянов.

В русле реализации этой тенденции в России, например, принята Концепция ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, которая определяет сущность и основные направления процесса социальной реабилитации ребенка-инвалида.

9 стр., 4085 слов

Музейная педагогика

... преломление в культурно-образовательных программах, проектах. 5. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она ... дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в ...

Главной целью ранней социализации детей-инвалидов является предоставление возможности:

— детям-инвалидам преодолеть трудности развития, усвоить быту и социальные навыки, развить свои способности, полностью или частично интегрироваться в социальную жизнь общества;

— родителям осознать суть проблем своих детей, завладеть методикой выполнения индивидуальных реабилитационных программ, превратиться в активного участника реабилитационного процесса и на этой основе достичь прогресса в преодолении изъянов ребенком, в ее интеграции в детский коллектив и общество.

Исследование проблем людей с особенными потребностями достаточно объемны. Выделим одно из последних исследований, опубликованное в сборнике «Социальная реабилитация молодежи с ограниченной дееспособностью». В нем прослеживается тенденция развития социальной реабилитации и адаптации молодых инвалидов в направлении увеличения внимания к социально-психологической реабилитации и адаптации.

Организация социальной помощи детям и молодежи, которые лишенные возможности придерживаться полноценного образа жизни в результате изъянов физического развития, нуждается, прежде всего, в изменении отношения общества к инвалиду и проблеме инвалидности в России вообще. Через ограничение в общении, самообслуживании, передвижении развитие этих детей в значительной степени зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, а это представляет многогранный процесс социально-педагогической реабилитации.

Проблема инвалидности традиционно рассматривается как, в первую очередь, медицинская, а потом уже — экономическая, то есть проблема удовлетворения материальных потребностей инвалида. Но проблема инвалидности не ограничивается этими важными аспектами. Социально-психологический фактор, самоощущение инвалида в обществе — вот еще одна болезненная точка. Человек с ограниченными возможностями имеет проблемы не просто в результате болезни, увечья или прирожденных ограничений, но и через неприспособленность социального окружения к ее специфическим потребностям, суеверия общества, штампы массовой психологии.

Интегрированным юридическим документом, который определяет общественные требования к нормализации положения инвалидов и отображает тенденцию к приспособлению общества к инвалидам, а не наоборот, как было раньше, есть «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 20.12.93 г. Например, правило № 5 рекомендует всем государствам разрабатывать и реализовывать программы действий по тому, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов, и принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям.

В современных условиях экономической нестабильности инвалиды оказались одним из наиболее незащищенных слоев населения. Главной проблемой, которая нуждается в немедленном решении, является преодоление социальной изоляции инвалидов. Эта проблема формулируется приблизительно так: структурные нарушения, или ярко выраженные, или такие, которые диагностируются с помощью медицинской аппаратуры, могут привести к потере или несовершенству навыков, необходимых для определенных видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности» для жизнедеятельности; это, в свою очередь, при соответствующих условиях будет влечь социальную дезадаптацию, замедленную социализацию.

9 стр., 4341 слов

1.Педагогика как наука. Общее понятие

... финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания. Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности ... как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий ...

В наше время помощь людям с нарушенной дееспособностью становится все более важным общественным заданием.

Социальная защита молодежи с ограниченной дееспособностью приобретает все более глубокий характер, то есть общество стремится удовлетворять все более широкий круг их потребностей, приближать условия их жизни к условиям жизни здоровой молодежи.

Постепенно расширяются возможности получения инвалидами образования, приобретения профессии, осуществления личностного самоутверждения. Устраиваются национальные и международные выставки творчества инвалидов, спортивные соревнования, которые включают и Олимпийские игры для этой категории людей, — паралимпийские.

2. Теоретические аспекты применения музейной педагогики в социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.1. Предмет, основные понятия и задачи музейной педагогики

Являясь самостоятельной научной дисциплиной, сформировавшейся на стыке музееведения, педагогики и психологии, музейная педагогика, рассматривает музей как культурно-образовательную систему и выполняет свои функции: познавательную, воспитательную, творческую и социальную. Музейная педагогика обладает собственной внутренне согласованной системой категорий и понятий, отражающей ключевое содержание образовательной деятельности музея и способствующей продуктивному движению теоретической мысли.

Говоря о родстве музееведения и педагогики и их соотношении с момента введения К. Фризенем термина «музейная педагогика» в научный оборот, обозначились педагогический, посреднический и междисциплинарный аспекты в молодой научной дисциплине. В связи с этим возникают различные трактовки определения музейной педагогики:

— музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика — посредническая миссия музея [18, с. 28];

— музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему [18, с. 32];

— музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды [18, с. 7].

Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культурологии, когда М. Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации. Б.А. Столяров определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды [22].

Объект музейной педагогики — это культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, способствующие развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями в условиях музейной среды. Посетитель музея рассматривается не как объект образовательного воздействия, а как участник диалога. Предмет музейной педагогики — исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями [20, с. 48].

6 стр., 2784 слов

Приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики

В последние годы в программе научных исследований Института выделены следующие приоритеты, каждому из которых соответствует исследовательский Проект : "Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России"; Исследовательский Проект : "Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России". Научный руководитель : Малофеев Н. Н. На каком ...

Центральным для этой отрасли педагогического знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию музейной информации. В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение выявить в реальной жизни предметы музейного значения [4, с. 7].

На развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина, В.С. Библера. Педагогика музея основана на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства и памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель музея приобщается к истории и культуре.

Столяров Ю.А. в своей работе «Музейная педагогика. История, теория, практика» выделяет следующие задачи музейной педагогики:

1) приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему;

2) активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм общения с культурным наследием;

3) создание многоступенчатой системы музейного образования (школа — музей — учреждения дополнительного образования — вуз) [22].

маркетинг территорий выражает собой идею всестороннего подхода к идентификации и решению проблем территории. В этом случае ведущую роль играет маркетинговое стратегическое планирование, которое реализуется всеми заинтересованными субъектами управления, включающая представителей публичной власти, бизнес-сообщества и жителей данной территории.­ По его мнению, целевой функцией маркетинга в этом случае выступает поиск факторов, обеспечивающих адаптацию территориального сообщества к протекающим рыночным трансформациям. При этом стратегический маркетинг территорий содействует достижению такого состояния общества, в котором потребности всех ключевых общественных институтов были бы удовлетворены. Поэтому, согласно Ф. Котлеру, ключевыми задачами маркетинга территорий выступают: 1) идентификация потребностей резидентов территории; 2) поиск существующих проблем и причин их образования; 3) разработка альтернативных сценариев преодоления проблемных ситуаций без ущерба интересам жителей территорий с учетом накопленного потенциала и имеющихся ресурсов; 4) долгосрочное поэтапное инвестирование в регионе. [3] При этом главные цели маркетинга регионов, по мнению А.П. Панкрухина, могут быть представлены в следующем: 1) повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона (промышленные предприятия и предприятия сферы); 2) повышение доли граждан, самоопределяющих и самоидентифицирующих себя с данной территорией; 3) поиск и притягивание новых хозяйствующих субъектов в регион; 4) повышение узнаваемости и имиджа региона [9]. Для­ достижения поставленных целей маркетинга территории могут применяться следующие стратегии: маркетинг привлекательности, имиджевый маркетинг, инфраструктурный маркетинг и маркетинг населения. При этом ключевую роль играет стратегия инфраструктурного маркетинга. Так по результатам исследования Всемирного Банка, представленных в материалах доклада Шариповой Е., посвященных исследованию роли институциональных инвесторов в инфраструктуру, выявлено, что прирост инвестиций в развитие инфраструктуры на 10% обеспечивает порядка 1% последующего экономического роста. Инвестиции в инфраструктуру имеют значительное влияние на экономическое развитие, рост производительности и уровень занятости. Кроме того, инвестирование программ инфраструктурного развития способствуют повышению конкурентоспособности и дальнейшей диверсификации экономики [10]. Профессор А.П. Панкрухин определяет данную стратегию как «маркетинг инфраструктуры». При этом под «маркетингом инфраструктуры» понимает деятельность по повышению притягательности для бизнеса соответствующей территории. Основные особенности применения маркетинга инфраструктуры, автор определяет в ориентации на бизнес-процессы и предпринимателей,­ наличие достаточной степени цивилизованности рыночных отношений на территории. При этом понятие «инфраструктурный маркетинг» может трактоваться как обеспечение инфраструктурной привлекательности конкретной территории. Так как регион, как территория определен соответствующим комплексом инфраструктурных составляющих определяющих нормальной функционирование его социально-экономической системы, то в нашем исследование понятия «маркетинг инфраструктуры» и «инфраструктурный маркетинг» будут тождественны между собой. Немаловажным является вопрос оценки инвестиций, привлекаемых в инфраструктурные составляющие региона. В качестве методического подхода к оценке инвестиций в инфраструктуру региона был выбран подход, представленный в труде Коротченко А.С., основанный на идентификации взаимосвязи инвестиционной активности и роста валового регионального продукта путем корреляционно-регрессионный анализа [8]. Данный подход определяет причинно-следственные связи между изменением валового регионального продукта и показателями, отражающими инвестиционную активность региона: инвестиции в основной капитал и иностранные инвестиции. В результате выявлялась­ взаимосвязь между инвестициями и изменением экономического состояния региона. Однако в нашем случае, мы изучаем взаимосвязь инвестиций в инфраструктурные составляющие и валового регионального продукта, так как с позиции инфраструктурного маркетинга, мы придерживаемся взгляда о том, что развитие каждой инфраструктурной составляющей может повлечь экономическое и социальное развитие региона. Так же данный подход позволит определить эффективность инвестиций соответствующих инфраструктурных составляющих региона с позиции мгновенного и отложенного характера влияния за счет использования в корреляционно-регрессионном анализе временных лагов. Методология. Для оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру региона с позиции инфраструктурного маркетинга используются методы корреляционно-регрессионного анализа. При проведении исследования предполагается выявить тесноту и направления взаимосвязи между инвестиционными вливаниями в инфраструктурные составляющие и валовым региональным продуктом, которые могут создавать как мгновенное воздействие на изменение ВРП, так и нести отложенный временной эффект. Так же в исследовании будут определены причинно-следственные зависимости и построены­ регрессионные модели, которые позволят оценить чувствительность величины валового регионального продукта к изменениям объема инвестиций в структурные элементы регионального инфраструктурного комплекса. При проведении исследования предполагается развитие существующего прогнозно-аналитического инструментария, который базируется на этих методах и в известной степени апробирован нами. В частности, предлагается отобрать основные инфраструктурные составляющие социально-экономической системы региона (на примере Республики Бурятия), которые позволят сформировать соответствующий инструментарий инфраструктурного маркетинга. Далее, предложенный инструментарий инфраструктурного маркетинга за счет применения корреляционного анализа будет использован в соответствующих моделях влияния инвестиций инфраструктуры на ВРП, обеспечивающих комплексный учет основных факторов, воздействующих на него, а также позволит дать количественную оценку силы влияния этих факторов. С помощью ретроспективного анализа динамики отобранных параметров моделей будут уточнены временные рамки эффекта, получаемого от вливания инвестиций в инфраструктуру на ВРП (мгновенный и отложенный эффекты).

9 стр., 4176 слов

Муниципальный маркетинг

... и социальных процессов в регионах страны, а прямое распределение ресурсов - разработке экономических и правовых рычагов воздействия на процессы размещения инвестиций и муниципального развития. В ... временных, финансовых и информационных ресурсов, а также высокого уровня специалистов по маркетингу. Эти исследования охватывают следующие важнейшие направления: изучение маркетинговой среды; анализ ...

Кроме того, в результате­ такого исследования расширяются знания об особенностях развития инфраструктурных составляющих за счет инвестиций на ВРП. Для оценки перспективной динамики влияния инвестиций на инфраструктуру региона будут использованы методы регрессионного анализа. В качестве объясняющих факторов при моделировании будут использованы следующие показатели в динамике лет, в частности, инвестиции в агропромышленный комплекс, инвестиции в добывающую промышленность, инвестиции в здравоохранение, инвестиции в образование и валовой региональный продукт. Это позволит выявить динамику изменения параметров валового регионального продукта от изменения параметров инфраструктуры и может быть в свою очередь объяснена динамикой инвестиционных вложений в инфраструктурные составляющие региона. Рассмотрим предложенную методику оценки характера влияния инфраструктурных сдвигов на социально-экономическую систему региона на материалах Республики Бурятия. Контекст исследования: Республика Бурятия (описание объекта исследования) В связи с тем, что инвестиции могут иметь отложенный и мгновенный характер, нами для исследования был взят период с 2003-2011 годы. Анализ данных, отслеживаемых органами государственной­ статистики, и оценка нормативно-правовой документации, регламентирующей социально-экономическое развитие Республики Бурятия, позволяет выявить основные тенденции изменений инфраструктурных элементов региона. Анализ динамики показателей производственной инфраструктуры добывающей промышленности за указанный временной период демонстрирует наличие положительной тенденции роста на 10-20% ежегодно. Это объясняется тем, что добыча полезных ископаемых является одной из ключевых точек роста экономики Республики Бурятия. Агропромышленный комплекс республики, начиная с 2004 года, демонстрирует рост производства продукции сельского хозяйства со среднегодовым темпом 102,2 %. Около 5% территорий сельскохозяйственных угодий сосредоточено в руках физических лиц; население владеет поголовьем крупного рогатого скота — более 80%, свиней — более 55%, овец и коз — более 50%. Вместе с тем хозяйства населения обеспечивают более 80% валовой сельскохозяйственной продукции. В 2010 году объем сельскохозяйственного производства составил 13,2 млрд. руб., что на 25,5 % превышает уровень 2007 года. А предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности произвели в 2 раза больше продукции,­ чем в 2007 году (7,4 млрд. руб. и 3,7 млрд. руб. соответственно).

Ключевая роль отводится животноводству с обеспечивающим его растениеводством. Строительная инфраструктура также имеет большое значение для экономики республики. За 2003-2006 годы введено в эксплуатацию жилой площади на 800 тыс.кв.м., что составило более 9,5 тыс. квартир. Степень обеспеченности населения жильем выросло на 3,3% в 2009 году к уровню 2007 года. Среднедушевая жилая площадь составила, таким образом, 19 кв.м. Транспортная инфраструктура, особенно автомобильный и железнодорожный транспорт, является основной в составе производственной инфраструктуры ввиду обширной т??рритории республики. Поэтапное реформирование и развитие этого элемента инфраструктуры является ключевым фактором успешного, поступательного роста экономики Республи……..