ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДУ «ИВУШКА»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДУ……..6

1.1. Содержание и функции организации методической работу в ДОУ……..6

1.2. Формы организации методической работы в ДОУ…………………………7

1.3. Роль социально-психологических тренингов в процессе подготовки педагогов к разработке новых технологий обучения и воспитания…………….22

2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДУ «ИВУШКА»………………………….…………………………………………….25

2.1 Организация методической работы с педагогами дошкольного учреждения № 7 …………..……………………………………………………………………..25

2.2. Организация методической работы с педагогами в районном

ресурсном центре ДУ № 7……………………………………………………….31

2.3. Организация методической работы с родителями………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад).

В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

... поис-ковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эф-фективной организации группо-вой работы правильное, проду-манное комплектование групп. За частую преподаватели неверно делят на ... задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал под-ходит для групповой работы. К нему предъявляются, по ...

Одним из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист:

— личность, обладающая высоким творческим потенциалом,

— личность, владеющая гибкостью педагогического мышления;

— постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности- это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.

В связи с этим перед нами как впрочем, и перед всеми руководителями ДОУ встала проблема организации более эффективной методической работы направленной на формирование педагогической компетентности у специалистов и воспитателей нашего детского сада.

Проблема повышения профессиональной компетентности через методическую работу рассматривалась многими учеными.

Изучив статьи Ю.Н. Куницкой, А.К. Марковой, В.А. Мижерикова, В.А. Сластенина сформулировавшего задачи методической работы в школе, и определившего факторы в зависимости, от которых выбираются формы организации методической работы. Придя к выводу вслед за К.Ю. Белой, Л. М.. Денякиной, о том, что нетрадиционные формы (активные формы и методы) работы, с педагогическим коллективом позволяющие формировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность, способствуют эффективному повышению профессиональной компетентности педагогов, выстроили систему методической работы в трех направлениях:

— по отношению к конкретному педагогу главной ее задачей является формирование индивидуальной системы педагогической деятельности воспитателя, обогащение знаний педагога, развитие педагогической техники, развития мотивов творческой деятельности.

— по отношению к педагогическому коллективу решает задачи формирования коллектива единомышленников, выявления, обобщения и распространения педагогического опыта.

— по отношению к общей системе непрерывного образования предполагает творческое осмысление и внедрение достижений науки и передовой практики.

Исходя из направления методической работы, определяем тему и выбираем форму организации (индивидуальная, групповая) методического мероприятия и интерактивные методы, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Цель курсовой работы — рассмотреть организационные основы методической работы в дошкольном учреждении.

В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и функции организации методической работу в ДОУ.

2. Раскрыть формы организации методической работы в ДОУ

3. Показать роль социально-психологических тренингов в процессе подготовки педагогов к разработке новых технологий обучения и воспитания.

4. Изучить опыт организации методической работы в дошкольном учреждении № 7 «Ивушка» в г. Светлогорске.

Объект исследования: методическая работа в ДУ.

4 стр., 1535 слов

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

... Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой ... Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список литературы в конце). Продолжение ... период дошкольного детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во ...

Методы исследования: теоретический анализ научной педагогической литературы; изучение документации ДУ, наблюдение педагогической деятельности, изучение опыта работы ДУ.

Гипотеза исследования: правильная организация методической работы в ДУ способствует повышению качества работы всего педагогического коллектива, успешности педагогического процесса.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

При написании курсовой работы были использованы труды известных педагогов, таких как: Андреева Г. М., Белая К.Ю., Васильева А.И., Виноградова Н.А. и др.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 . Содержание и функции организации методической работы в ДОУ

Организация методической работы включает в себя целый ряд важнейших функций:

— изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;

— выбор цели и конкретных задач деятельности;

— планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

— стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании результатов диагностики;

— комплектование проблемных групп педагогов;

— подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых ближних и дальних перспектив;

— сбор и обработку полученной информации;

— корректировку образовательно-воспитательного процесса в ходе различных методических занятий с воспитателями;

— поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. В последнем большую помощь могут оказать социально-психологические тренинги.

1.2. Формы организации методической работы в ДОУ

Все формы организации методической работы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: «групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)» [6, c. 28].

В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

7 стр., 3242 слов

Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности ...

... высшая форма его учебной деятельности, форма самообразо­вания, связанная с работой школьника ... работой школь­ников становится таким образом отдельной методической проблемой организации этой работы ... консультациями и имеющейся литературой.) Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы ... внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения ...

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Компетентность, «так необходимая старшему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости» [6, c. 28]. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консульт……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учеб. для Вузов. — М. : Науки, 1994. — 324 с.

3 стр., 1028 слов

Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса ...

... - 257 диссертаций по оптимизации физического воспитания дошкольников. Например, методы оптимизации процесса дошкольного физического воспитанияв рамкахпреемственностирассмотрены в работе Курнаева Сергея Юрьевича (Железняк Юрий ... подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики; · начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении ...

2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.

3. Васильева, А.И., Бахтурина, Л.А., Кобитина, И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990. — 215 с.

4. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы Изд. 2-е: Методическое пособие. — М., 2006.

5. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

6. Голицына, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М., 2008.

7. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Уч. пос. — М. : ИНФРА — М., 1997. — 256 с.

8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2002. — 384 с.

9. Копытова, Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. — СПб., 2009.

10. Котко, А.Н., Гуз, А.А. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности., Учебно-методическое пособие в двух частях. Часть 2. — Мн, 2005.

11. Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования //Дошкольное воспитание.- 2003. — № 5.

12. Новикова, Г. О «Программе воспитания и обучения в детском саду» //Дошкольное воспитание.- 2005. — № 11.

13. О новых актуальных программах по дошкольному образованию //Дошкольное воспитание.- 2003. — №1.

14. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду //Дошкольное воспитание.- 2003. — № 1 , № 2, № 3, № 4, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, №1.

15. Психология образования. — 3-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 608 с.

16. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.

17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 2001. — 720 с.

18. Скоролупова, О. А. Планирование как один из этапов работы в ДОУ. — М.: «Скрипторий 2003», 2009. — 101 с.

19. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пос. для студ. пед. учеб. зав. /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М. : Академия, 2002. — 576 с.

20.Соломенникова,О. О некоторых парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников //Дошкольное воспитание.- 2004. — № 2 .

21. Тавберидзе, В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. — М.: Школьная пресса, 2008. — 154 с.

22.Пискарёва-Арапова, Н.А. О российских программах дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 2005. — № 8.