Курсовая работа
Гендерные особенности самооценки и ответственности личности
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки
- 1.1 Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии и различные подходы к понимаю самооценки
- 1.2 Социальные, психологические и педагогические аспекты ответственности
- 1.3 Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и гендерные стереотипы
- Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей самооценки и ответственности личности
- 2.1 Цели, задачи, методики исследования
- 2.2 Обработка результатов и их интерпретация
- Заключение
- Список использованной литературы:
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Введение
- Данная работа посвящена исследованию таких качеств личности, как самооценка и ответственность. В предыдущие годы нам уже приходилось работать с самооценкой личности, однако, всю интересующую информацию мы не сумели получить в столь короткие сроки, поэтому обратились к данной теме в новом учебном году.
- Какие различия наблюдается между личностной самооценкой и ответственностью у девушек и юношей? У кого самооценка выше и кто является более ответственным? Ответы на эти вопросы мы как раз и попытаемся выяснить в нашем исследовании.
- Актуальность: В современном мире остро стоит проблема, кто должен занимать правящие и лидирующие позиции: мужчина или женщина.
Существует множество споров на эту тему: в политике, СМИ, семье. Однако, несмотря на это, стоит просто разобраться, кто же в этом более компетентен. Компетенции бывают профессиональными и личностными. Личностные компетенции определяет, как правило, набор следующих качеств личности: ответственность, организованность, уверенность в себе, умение принимать решения, настойчивость, общительность и т.д. Также важно адекватно реагировать на сложившиеся ситуации, оценивать и уметь презентовать себя. Всё это возможно при наличии высокой адекватной самооценки личности. И всё-таки кому в большей степени следует отдавать преимущество в обладании этих качеств? Кто должен занимать важные должности и вести за собой общество? Попробуем прогнозировать на молодых людях, для начала мы будем исследовать такое свойство личности, как ответственность, и самооценку, а затем определим, существуют ли между выборками (юноши и девушки) значимые различия.
- Объект: самооценка и ответственность личности.
- Предмет: гендерные особенности самооценки и ответственности личности.
- Цель: анализ особенностей самооценки и ответственности личности.
- Задачи:
- 1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
- 2.
26 стр., 12669 слов
Разработка программы оказания психологической помощи молодой ...
... двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложения ("ТРЕНИНГ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ"). Общее количество страниц - 52, источников литературы ... В зависимости от сферы или вида социализации личности выделяют гендерную, этническую, профессиональную, религиозную идентичности личности. С учетом возрастных закономерностей становления и ...
Изучить развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии;
- 3. Рассмотреть современные подходы к пониманию самооценки и ответственности личности;
- 4. Определить уровень самооценки и ответственности личности на двух выборках: девушки и юноши (каждая выборка — 30 испытуемых);
- 5. Соотнести полученные результаты на двух выборках (девушки и юноши) между собой и сформировать психологический портрет самооценки и ответственности девушек и юношей на основании полученных данных.
- Общая гипотеза: существуют статистически значимые различия между девушками и юношами по особенностям самооценки и ответственности личности.
- Для проверки гипотезы применялись следующие методики:
- 1. Вербальная диагностика самооценки личности.
- 2. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире».
- 3. Бланковый тест А.И.Крупнова «Ответственность».
- В качестве испытуемых выступили:
- § Девушки в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 30 человек, проживающие в Москве и имеющие среднее или высшее образование.
- § Юноши в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 30 человек, проживающие в Москве и имеющие среднее или высшее образование.
- Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с применением метода T — критерия Стьюдента для выявления различий на достоверном уровне, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборок при помощи статистического пакета STATISTICA 6.0.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки
1.1 Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии и различные подходы к понимаю самооценки Как правило, самооценка функционирует в двух основных формах — как общая и частная (парциальная, или конкретная).
Исследователи единогласны в том, что частные самооценки представляют собой оценки отдельных сторон своей личности, конкретных способностей или действий, а может даже и физических данных. Суждение «я замечательно пою» относится к оценке частного аспекта. Частные самооценки могут носить как ситуационный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимает так называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью изменяющихся обстоятельств. Это конкретно-ситуативные самооценки, изменяющиеся от ситуации к ситуации, зависящие от условий протекания деятельности и обстоятельств оценивания. Например: «У меня хорошие математические способности» (частная самооценка) и «Я не могу решить эту математическую задачу» (оперативная, конкретно-ситуативная самооценка).
Самооценка, уровень притязаний и социальные статусы в структуре ...
... взаимоотношения со сверстниками. Цель нашей работы: изучить характер взаимосвязей между свойствами личности младшего школьника, самооценкой, уровнем притязаний и его социальным статусом. Гипотеза: существует связь между социометрическим статусом, ... складываться тогда, когда под влиянием учителя дети начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам одноклассников, когда свои личны
Менее же исследованной является природа общей самооценки. Ее рассматривают как одномерную переменную, отражающую приятие или неприятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «я». Суждение «я замечательный человек» относится к глобальной (общей) самооценке. Такое понимание общей самооценки сводит ее сущность к эмоционально-ценностному отношению личности к себе. Показатели в равной мере относящиеся как к общей, так и к частным самооценкам, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная (реалистичная, объективная) или неадекватная, высокая — низкая, устойчивая — неустойчивая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая и т.п. [14] Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности [15].
Основные направления исследования самооценки опираются, так или иначе, на четыре ключевых источника: теоретическое положение У.Джемса, психоанализ, теории символического интеракционизма и гуманистическую психологию. самооценка гендерный стереотип ответственность Подход У.Джемса. Самооценка есть чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью и т.п., её можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе — притязания личности. Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний [3]. Другими словами, согласно формуле, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо понижая притязания (знаменатель).
Сам Джеймс отдавал предпочтение второму способу, полагая: «что всякое расширение нашего Я составляет лишнее бремя и лишнее притязание» [1]. Однако, не следует понимать представленную формулу упрощенно, думая, что любой успех в любом деле или всякое снижение притязаний приведет к увеличению самоуважения; нет, эта формула действует только для важнейшей стороны личности человека, выбранной им самим. То есть если он выбрал действительно одну из важнейших сторон своей личности, то ему чаще будет сопутствовать успех, а следовательно, и самоуважение, а если нет, если притязания превышают способности и возможности человека, то наоборот [2]. Психоаналитическое направление. Главным представителем психоанализа, как всем хорошо известно, является Зигмунд Фрейд. Он выделил три инстанции личности: Оно, Я и Сверх-Я. Главенствующая сфера личности — Оно — представляется как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. Внутренние и внешние проявления Оно регулируются и контролируются принципом удовольствия (наслаждения) [4,5]. Я является той силой, которая, учитывая требования общества, социальные норм, запрет и идеалы, принятые личностью, противостоит давлению бессознательных влечений, а также стремится увязать влечения Оно с требованиями реальности.
Психологические и социальные особенности личности безработного человека
... штрихи в характеристике своей личности. Самооценка соответствия поведения социальным нормам Представление о подобном соответствии, зафиксированное в оценках уровня агрессивности и общительности, отражает ... неопределенность). Подобные психологически переживание негативного состояния часто вызваны неопределенностью человека о его социальном и экономическом положении, которое может сопровождаться ...
Сверх-Я — это инстанция личности, представляющая собой совесть, эго-идеал, критика и цензора, контролирующая соблюдение норм, принятых в данном обществе. Сверх-Я формируется ещё в дошкольные годы в результате интроекции регулирующих и регламентирующих влияний родителей, когда дети начинают усваивать моральные нормы, социальные стандарты человеческого поведения, ценности и установки. Сверх-Я, с одной стороны, содействует Я в овладении бессознательными влечениями Оно, а с другой — оказывает на Я давление, карая в случае конфликта с его идеалами. Сверх-Я проявляется в виде чувства вины, неполноценности или чувства гордости, порывов честолюбия, стремления сравняться с могущественным отцом, который так привлекал и пугал ребенка в детстве [2]. Интеракционистский подход. Главными теоретиками здесь являются Чарльз Кули и Джордж Мид. Они рассматривали индивид в рамках социального взаимодействия. Согласно Миду, личность фактически определяется социальными условиями. Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нём другие.
В 1912 году Кули предложил теорию «зеркального Я«, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают окружающие люди, их мнения и реакции, существенно влияют на его Я-концепцию. Также индивид относится к себе в зависимости от того, как его воспринимают и оценивают другие. «Идея Я», согласно Ч. Кули, формируется ещё в раннем детстве, и решающее значение здесь имеет мнения значимых других о нём самом, в первую очередь, мнения семьи и сверстников [2, 6]. Идея социального взаимодействия как важного источника формирования образа Я в дальнейшем была развита Джорджем Мидом. Он различал I и Me. Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I — это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).
I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному (Оно).
Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов, а следовательно, берётся под контроль [2, 6]. Гуманистическое направление. Центральные позиции в гуманистической психологии занимают Г.Олпорт, А.Маслоу и К.Роджерс. Ключевые элементы данного подхода: индивид представляет собой единое, уникальное, организованное целое; творческий потенциал человека — неотъемлемое свойство его природы; человек свободен в выборе и определении хода развития собственной жизни, своей судьбы [2]. Абраахам Маслоу считает, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она основана на реальных способностях, знаниях и умениях человека, когда она «вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих». С точки зрения Келли Роджерса центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми [7, 8]. Понятия «Я-концепция» и «Я-структура» он использовал как синонимы. Хотя «Я» меняется в течение жизни человека, тем не менее оно сохраняет свою основную структуру, что позволяет ощущать собственную тождественность. Я-структура формируется через взаимодействие с окружением, в первую очередь со значимыми другими, постепенно дифференцируясь и усложняясь [2]. «Я» включает в себя не только «Я реальное» (то, чем человек является сейчас), но и «Я идеальное» (то, каким он хотел бы быть).
Самооценка личности в юношеском возрасте
... себе, отношение к успехам и неудачам Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания (57). Он ...
Большой разрыв между «Я реальным» и «Я идеальным» трактуется как препятствие на пути здорового функционирования и развития личности. Следовательно, позитивное самоотношение существует только тогда, когда большого разрыва не наблюдается, Я-структура хорошо организованна, т.е. достаточно устойчива, и в то же время обладает высокой гибкостью [2]. В отечественной психологии исходными пунктами исследования самооценки являются представления о самосознании, отраженные в работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, а также изложение и интерпретация Б.В. Зейгарник воззрений К. Левина на природу уровня притязаний [16]. Л.С. Выготский анализирует самосознание как непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития. Это путь психологических и социальных изменений, перестройки всей психической жизни, которые приводят к возникновению самосознания. Формирование самосознания, по Л.С. Выготскому, «не что иное, как определенная историческая стадия в развитии личности, с неизбежностью возникающая из предыдущих стадий». Особо подчеркивается связь развития самосознания со средой, с социальным развитием. Развитие самосознания является результатом социально-культурного развития личности, поэтому различия в «культурном содержании среды» обусловливают разную структуру и динамику самосознания.
С.Л. Рубинштейн далеко не ушёл от Выготского, он также отмечает, что самосознание — это сложное интегративное образование личности, которое не дано человеку с рождения, его развитие включено в процесс развития личности, возникает в ходе развития сознания личности. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, но является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Именно в переживании выражается то или иное отношение личности к самой себе, которое, однако, С.Л. Рубинштейн отличает от самооценки. Самооценка обусловлена мировоззрением, определяющим критерии, эталоны, нормы оценки, т. е. самооценка человека определяется вкладом личности в общественное дело, тем, «что он как общественный индивид делает для общества». В отечественной психологии самооценка также тесно связана с понятием уровня притязаний. Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. Такая линия анализа самооценки берёт своё начало в школе Курта Левина, которую представляла Б.В.Зейгарник [2].
самооценки личности в подростковом возрасте
... себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то ... условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех ...
Теперь попробуем раскрыть некоторые подходы к понимаю самооценки. Все определения и теоретические представления о самооценке с некоторой долей условности можно разделить на три группы в зависимости от того, какой её аспект или функция (собственно оценочный, эмоциональный или регуляторный) выступает на первый план. К первой группе относятся исследования, в которых самооценка рассматривается как аффективный компонент Я-концепции, как чувство одобрения или неодобрения, самопринятия или самонепринятия. Отечественными психологами было установлено, что низкая самооценка вызывает чувства собственной слабости, беспомощности, презрения к себе, недовольство собой, а высокая — порождает чувство собственного достоинства, гордость, самоуважение, любовь к себе, самопринятие. Завышенная самооценка связана с амбивалентными чувствами по отношению к себе — с себялюбием и высокой тревожностью, страхом потери собственного представления о себе, что может привести к тяжелым эмоциональным срывам, к конфликтам с другими людьми, неадекватному поведению. В конечном итоге и сама самооценка стала сводиться к эмоциональным переживаниям, испытываемым человеком по отношению к своему «Я», т. е. самооценка стала отождествляться с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе.
В соответствии с этим многие исследователи начали употреблять термины «самооценка» и «самоотношение» как синонимы. Вторая группа определений самооценки рассматривает ее как взаимосвязь между уровнями «Я», как образование, которое обобщает прошлый опыт и структурирует новую информацию о самом себе, как регулятор деятельности и поведения человека. Корни такого взгляда на самооценку также лежат в исследованиях У. Джеймса, З. Фрейда, К. Роджерса, работы которых породили многочисленные попытки представить «Я» как некоторое структурное образование, обладающее определенными функциями. Самооценка в контексте данного подхода чаще всего определяется через соответствие между реальным и идеальным «Я». Расхождение между этими аспектами «Я» служит не только показателем «высоты» самооценки, но и регулятором поведения человека, поскольку здесь в явном виде содержится эталон, критерий оценки себя. Значительная дистанция между реальным и идеальным «Я» обычно интерпретируется как показатель низкой самооценки, оценивается как тревожный симптом, признак дезадаптации. Чем теснее связь между реальным и идеальным «Я», тем выше самоодобрение, тем эффективнее деятельность человека. Если индивид находится в «согласие с самим собой», т.
е. с неким идеалом, то это считается характерной чертой здоровой личности. Однако, в настоящее время интерпретация связи реального и идеального «Я» описывается несколько иначе, а именно: оптимальное расхождение между реальным и идеальным «Я», обусловливая высокий уровень требований, предъявляемых человеком себе, а следовательно, определенную неудовлетворенность собой, отражает не сниженную самооценку, а повышенную потребность в самоосуществлении, стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей [2]. Эта интерпретация хорошо видна на примере юноши, который полон энергии и сил достигать всё новые вершины, и старика, который уже отжил свой век и перед ним не стоят никакие цели и задачи. Выделяются три вида самооценки по её временной отнесенности, каждая из которых выполняет свои функции: прогностическая, актуальная (симультанная, коррегирующая) и ретроспективная. · Прогностическая самооценка осуществляет регуляцию активности личности на самом начальном этапе деятельности. Она, как правило, актуализируется до начала деятельности и свершения поступка. Можно говорить о широте, степени вероятности и обоснованности прогностической самооценки. В ней синтезируется информация, полученная субъектом в ходе анализа заложенных в ситуации оценивания субъективных и объективных данных.
Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров
... Определить особенности связи самооценки личности и эмоционального состояния актеров. Теоретические основы исследования: личностно ориентированный подход к профессиональной деятельности (В. Франкл, Э. ... личностные особенности актеров. Предмет: связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров. Гипотеза исследования: существует связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров. ...
Нацелена прогностическая самооценка на предвосхищение результатов действий и их последствий, на построение программ и планов действий. Как прогноз, она реализуется в условиях дефицита информации, поэтому ее функционированию более адекватна проблематичная модальность. Одной из характеристик прогностической самооценки является уровень притязаний, основу которого составляет оценка субъектом своих возможностей. Эмоциональный компонент прогностической самооценки проявляет меру сформированности у субъекта чувства ответственности за возможные результаты собственных действий. · Актуальная самооценки или иначе коррегирующая самооценка служит в качестве контроля в ходе выполнения деятельности. Она служит как коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности (поступка).
· Ретроспективная самооценка используется субъектом на заключительном этапе для оценки итогов деятельности, достигнутых уровней развития, последствий поступков и т.п. Однако ее назначение не ограничивается лишь подведением итогов, она участвует в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности. Важной характеристикой прогностической самооценки является мера её критичности, отражающая степень требовательности к себе субъекта. Ретроспективная самооценка детерминирует процессы «каузальной атрибуции» — объяснение субъектом причин успехов или неудач собственного поведения и деятельности [10, 11]. Все три вида самооценки тесно связаны между собой, в реальной деятельности самооценивания постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации из одной в другую [2]. Также существует другая важная функция самооценки — сигнализирующая. Данная функция, анализируя самооценку как субъективную обратную связь, сигнализирует об адекватности действий человека, о том, что в жизни всё обстоит благополучно или, наоборот, неблагополучно. Важно также отметить влияние особенностей самооценки и её строения (высота, устойчивость, адекватность, конфликтность, гибкость и проч.) как на сам процесс саморегуляции, так и на его результат.
Установлено, например, что гибкость самооценки обеспечивает безболезненную адаптацию к окружающей социальной среде, позволяя под давлением социального опыта изменить ранее возникшую систему ценностей и представлений о себе. Адекватность самооценки обеспечивает более легкую и успешную адаптацию в процессе учебной деятельности, неадекватная же самооценка тормозит этот процесс, делая иногда его вообще невозможным. Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния высоты самооценки на поведение и деятельность человека. В частности, утверждается, что люди с низкой самооценкой в сфере деятельности могут быть непоследовательными, нерешительными, они действуют, как бы всё время оглядываясь на окружающих, ищут у них одобрения, поддержки и своего утверждения; они работают менее эффективно в стрессовых условиях и при неудачах, не реализуют свои силы в полной мере; чаще испытывают чувство неудовлетворенности работой, затруднения в межличностных отношениях, проявляют стремление ограничить социальные контакты и быть в психологической изоляции; более склонны к девиантному поведению. Высокая же самооценка приравнивается к высокой внутренней регуляции личности и ведет к эффективному социальному функционированию, к твердой и последовательной линии поведения [2, 9].
Третье направление работ, посвященных самооценке, объединяет тех авторов, которые подчеркивают собственно оценочный аспект и рассматривают самооценку как определенный вид или уровень развития самоотношения и самопознания. По словам Чесноковой: «самооценка на каждом конкретном этапе развития личности… отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе. Таким образом, подчеркивается, что самооценка представляет собой особое образование самосознания, являющееся результатом развития самоотношения и работы самопознания, но в то же время ни к одному из этих компонентов не сводящееся [2, 9]. Если традиционно самооценка рассматривается как следствие развития самоотношения и самопознания или как единство этих компонентов, то, по мнению Л.В. Бороздиной, самооценка — это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из его элементов, ни к когнитивному измерению, ни к эмоциональному. Образ «Я» фиксирует знание субъекта о себе, это комплекс сведений данного человека о нем самом, отвечающий на вопрос: что Я имею, чем Я обладаю? «Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?» [12]. Природа самооценки кроется в осознании человеком, чем является для него то или иное знание о себе, в осознании его значимости для себя, за которым всегда стоит определенная система ценностей. Представления о себе служат определенным материалом для самооценивания, формируемая при этом самооценка, в свою очередь, задает модус самоотношения [12]. Согласно Л.В. Бороздиной не самооценка базируется на самоотношении, а, наоборот, она сама способна вызвать то или иное отношение к себе, позитивное или негативное.
1.2 Социальные, психологические и педагогические аспекты ответственности В современном мире достаточно сложно дать четкое определение понятию ответственности. Как правило, характеристики, относящиеся к данному понятию, зависят от общности интересов того или иного круга людей. Например, для студентов ответственность понимается как своевременное выполнение домашних заданий, сдача курсовых и дипломных работ, приход на занятия без опозданий и т.д., для отца семейства это своевременное пополнение семейного бюджета, уход за детьми, забор детей из детского сада, из кружка изобразительных искусств, спортивных секций и т.д., для юриста это контроль своих действий и поступков, а также ответ за уже совершенные деяния и т.д. Такую цепочку можно продолжать бесконечно, но ясным остается одно — перечень данных характеристик ответственности значительно сузился за последнее время. И виной тому не являемся мы сами. Приведем один пример и сразу станем ясно, о чем идет речь. Служба в рядах в армии превратилась фактически в повинность, от которой пытаются всячески увильнуть, чтобы не быть подвергнутым дедовщине или не погибнуть в сомнительно рода военных действиях. А ведь это относится к исполнению священного долга перед Родиной, но, увы, уже не в наше время [17].
Ответственность, как качество личности, имеет сложный интегративный характер. Она вбирает в себя операциональные (динамические, эмоциональные, регуляторные) и содержательные (мотивационные, когнитивные, результативные) характеристики. Степень их представленности в большей степени зависит от нравственной позиции субъекта [18]. Внутреннюю ответственность принято считать высшим уровнем развития качества ответственности. Субъект не может оставаться нейтральным после оценки ситуации, его морально-этические устои требуют вмешательства, реализации качества ответственности вовне, он задает себе вопрос: «Кто, если не я?». Это так называемый переход потенциальной ответственности в ответственность актуальную, т.е. социальную. Вместе с тем, речь о социальной ответственности можно вести лишь тогда, когда субъект сам, без всякого давления со стороны, свободно принимает на себя обязательства, содействующие благополучию общества. Противоположной стороной проявления социальной ответственности является эгоцентризм, т.е. действия ради только самого себя, невзирая на окружающих. Возможен и третий вариант, когда субъективное качество ответственности разумно согласуется с достижением как личных, так и общественных целей [18]. Что касается ситуации ответственной зависимости, то она возникает при взаимоотношениях типа «руководитель — подчиненный»: ситуация, когда исполнитель определенно знает, что за невыполнение своих обязанностей или порученного дела, он понесет наказание. Иначе говоря, речь идет об ответственности как форме наказания, об исполнительной дисциплине. Исполнительская дисциплина зависит от большого количества факторов: личности руководителя, зарплаты, условий труда и т.п. Она может быть лучше у исполнительных, но безответственных субъектов. Многое здесь определяют стимулы (финансирование, угроза увольнения, поощрение и т.п.).
Безусловно, наиболее оптимальным вариантом является такой, когда внешне заданные цели становятся личными, при достижении которых субъект реализует свою ответственность [18]. Можно говорить, что ответственность является одним из базовых качеств личности руководителя. Главному лицу предприятия или компании просто необходимо обладать социально положительными качествами. В первую очередь, это организованность, ответственность, общительность, умение самостоятельно принимать решения, желание работать в коллективе и т.д. Без перечисленных качеств личность руководителя не будет оценена по достоинству, а коллектив, как мы знаем, так или иначе должен управляться со стороны значимого, авторитетного лица, следовательно, лишаясь подобного руководства, коллектив «затухает», что приводит к торможению процесса работы. Согласно постулату бихевиоризма: нет стимула — нет реакции. В нашем исследовании психологическая структура ответственности была определена при помощи системно-функциональной модели изучения свойств личности А.И. Крупнова. Что касается других характеристик личности управляющего, то здесь не на последнем месте в наличии должна быть высокая самооценка. Благодаря ей мы можем говорить о достаточно самоуверенной личности, которая способна принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными препятствиями.
Эта личность достаточно гибкая, она признает необходимость развития; знает свои цели и ценности; обладает оптимистическим взглядом на жизнь; обнаруживает тенденцию жить «здесь и сейчас», в ощущении текущего момента; берет на себя ответственность за результаты собственной деятельности и собственные чувства; рассматривает других как равных себе и себя, как равного другим; может принять как поощрения, так и упреки; может быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации; не боится собственных чувств и способна выражать их; вызывает эмпатию у других; довольна собой, миром и другими людьми.
1.3 Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и гендерные стереотипы Говоря о социальных представлениях в отношении мужчин и женщин, как правило, затрагиваются нормы их социального поведения, а также то, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам [24]. Обобщив многие бытующие ранее традиционные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, Р. Р. Верма (1993) отмечает, что чаще всего сущность женщины характеризовалась следующими особенностями: 1) женщина неполноценное и, в сущности, зависимое существо; 2) женщина низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя ограниченность и слабость; 3) по своей внутренней сущности она не представляет собой ценности; 4) ее основное предназначение — служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение; 5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими добродетелями [25]. Другого согласно данному выводу женщине «не надо». Мужчина — «кормилец», в семье он осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за происходящее в доме, а женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже согласно этому перечню понятно, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине [26]. В настоящее время многие из перечисленных представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками. Предрассудок — это неоправданно негативная оценка какой-либо группы или отдельных ее членов. Однако вопрос о предназначении мужчин и женщин сам по себе всё же не потерял свою остроту. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и руководителя на производстве. Мешают объективному решению этого вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы. Понятие «гендер» является понятием психологическим, которое вмещает в себя социальный, культурный и исторический контекст; оно характеризует социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях. В нашей повседневной жизни мы вряд ли услышим выражением «гендерные особенности», речь скорее пойдём о гендерных стереотипах. Имеется в виду то, что нам, как правило, свойственно приписывать тому или иному полу, то есть мужчинам и женщинам или юношам и девушкам. Гендерные стереотипы зачастую определяют статусные характеристики мужчин и женщин, при этом закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин, а также часто действуют как непрекословные социальные нормы, которым люди стараются соответствовать, а также соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение со стороны и избежать социального порицания. Как итог, давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей. Перечислим некоторые известные нам стереотипы, для начала поделив их на группы: ь Качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается решительность, настойчивость, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение строить бизнес; в противовес, женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, беспокойство о соблюдении норм, конформизм. ь Характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость. ь Качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам. ь Характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию. ь Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.).
В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость. ь Социальные роли мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт).
Мужчина воспринимается, в первую очередь, как добытчик, а женщина — как мать и хранительница семейного очага [19]. Гендерные стереотипы обладают рядом свойств. Во-первых, они достаточно устойчивы. Однако, необходимо отметить значительную эволюцию социальных представлений и норм. Никто уже не скажет, что единственным добытчиком и главой семьи является исключительно мужчина, так как современная женщина успевает и воспитывать детей и работать и при этом ухаживать за собой и не забывать о муже. Во-вторых, гендерные стереотипы оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской силе, женской чувствительности или мужском самообладании. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более позитивные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только негативную, но и позитивную оценку. А именно, отличия женских когнитивных способностей от мужских расцениваются и как недостаток, например, женская нелогичность, и как достоинство (женская интуиция).
Третье свойство — схематичность (фиксируются только основные черты представителей гендера).
И наконец, гендерные стереотипы разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление можно считать стереотипом лишь тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы. [22] И наконец, они полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия гендерных различий. [22] Познакомимся с интересным исследованием, которое было проведено в 1983 году Н. Портером с соавторами [27]. Испытуемым были даны фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Удивительно то, что это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток [27]. Наконец на основании всех представленных данных нам бы хотелось узнать, у кого из сформированных нами двух выборок (юноши и девушки) обе характеристики личности (самооценка и ответственность) находятся на «достойном» уровне, а также возможно ли сочетать в себе и высокий уровень самооценки и высокий уровень ответственности. Благодаря полученным данным мы сможем понять, могут ли девушки в современном мире занимать лидирующие позиции в доме и на работе или они как и прежде могут играть только пассивную роль в жизни общества.
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей самооценки и ответственности личности
2.1 Цели, задачи, методики исследования Цель — анализ особенностей самооценки и ответственности личности. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1. Определить уровень самооценки на двух выборках: девушки и юноши (каждая выборка — 30 испытуемых) с помощью следующих методик: a. Вербальная диагностика самооценки личности. b. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире». 2. Определить уровень ответственности на двух выборках: девушки и юноши (каждая выборка — 30 испытуемых) с помощью «Бланкового теста» А.И.Крупнова «Ответственность». 3. Провести статистический анализ тестов для установления различий средних значений с помощью Т-критерия Стьюдента и сделать выводы. 4. Провести иерархический анализ результатов на основании первичных данных «Бланкового теста» А.И.Крупнова «Ответственность». В ходе данного исследования была проверена гипотеза о существовании различий в структуре самооценки и ответственности личности у девушек и юношей. Для проверки гипотез применялись следующие методики: 1. Вербальная диагностика самооценки личности (см. Приложение 1).
Стимульный материал: бланк с вопросами, ручка или карандаш. Инструкция: По каждому из суждений опросника надо дать ответ «очень часто», «часто», «иногда», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны испытуемому мысли, описанные в том или ином суждении. Интерпретация результатов теста: * 0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий. * 26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей. * 46-128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе [20]. 2. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире?» (см. Приложение 2).
Стимульный материал: бланк с вопросами, ручка или карандаш. Инструкция: Перед испытуемым 10 семибалльных линий, обозначающих довольно важные качества человека. В левой части расположены качества людей с самыми низкими оценками (больные, лживые, трусливые и т. д.), а в правой — самые высокие оценки (самые добрые, умные, здоровые и т. д.).
Теперь оцените свое собственное здоровье и другие девять качеств на прямых линиях любым знаком (точкой, крестиком, галочкой).
Испытуемый должен действовать не торопясь, но и не раздумывая слишком долго: не следует искать правильные варианты, так как в этом тесте нет плохих или хороших ответов, здесь важна индивидуальность. Интерпретация результатов: Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть следующим: § Адекватная самооценка — около 40 баллов (±5) § Тенденция к завышению — 46- 59 баллов § Тенденция к занижению — 34- 21 балл § Явно завышенная самооценка — 60-70 баллов § Явно заниженная самооценка — 20- 10 баллов
При адекватной самооценке субъект социального взаимодействия правильно (реально) соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого субъекта в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведет себя конструктивно. Внутриличностным конфликтам подвержен слабо. Человек, обладающий адекватной самооценкой ощущает себя хорошим и как следствие — верит в свою успешность. Он ставит много целей и выбирает адекватные средства для их достижения. Ответственность его не пугает, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки.
Неадекватная самооценка (завышенная, либо заниженная) мешает в общении, препятствует самореализации. Человек, обладающий неадекватно низкой самооценкой (заниженной) также отличается тревожностью, однако для него характерны высокая потребность в достижении и высокое идеальное «Я» [2].
Завышенная самооценка («мания величия») — это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Человек с завышенной самооценкой всегда считает, что он прав и что окружающие должны ему подчиняться. При заниженной самооценке («комплекс неполноценности») человек не верит в собственный успех, не предпринимает шаги, чтобы достичь цели. При заниженной самооценке появляется манипуляция: «Я не могу справиться — помогите мне!»
Завышенная самооценка так же вредна, как и заниженная. При завышенной самооценке формируются высокие требования к себе, ставятся нереалистичные цели, при недостижении которых человек заболевает. У человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован всегда на успех, игнорирует неудачи. Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки.
Человек с заниженной самооценкой чувствует себя плохим и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя мешает достижению целей, делая их скромными, но более достижимыми. Ответственность вызывает сильную тревогу. Неуверенность приводит к меньшей продуктивности, а положительные события приносят меньше радости. Заниженная самооценка не позволяет человеку полностью использовать свою энергию, которая выливается в повышенную тревожность и различные зависимости. При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок, пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и еще большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки. Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям.
Обладая высокой самооценкой, человек уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
3. «Бланковый тест» А.И.Крупнова «Ответственность» (см. Приложение 3).
Стимульный материал: бланк с вопросами, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Инструкция: Тест состоит из нескольких отдельных бланков. Каждый из них содержит 14 утверждений. В каждом бланке испытуемому необходимо расставить индексы против конкретных утверждений. Для удобства каждому испытуемому предоставляется отдельный лист с бланками для ответов (см. Приложение 4).
В методике использованы следующие варианты ответов:
1 — вовсе нет
2 — нет
3 — пожалуй, нет
4 — нечто среднее
5 — пожалуй, да
6 — да
7 — несомненно, да
Интерпретация результатов теста:
Данная методика позволяет дать количественную и качественную оценку шестнадцати компонентов ответственности: энергичность, аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, операциональные трудности, личностные трудности, операциональные и личностные трудности, социоцентричность, эгоцентричность, осмысленность и осведомленность, предметность и субъектность. Бланковый тест для оценки ответственности состоит из 8 бланков.
2.2 Обработка результатов и их интерпретация Полученные в ходе исследования средние показатели самооценки и ответственности личности у девушек и юношей в возрасте 18-25 лет, были сопоставлены между собой с помощью Т-критерия Стьюдента. (см. Таблица 1).
самооценка гендерный стереотип ответственность Таблица 1. Сопоставление средних показателей ответственности и самооценки личности у девушек и юношей
Переменные |
Средн. знач. Девушки |
Средн. знач. Юноши |
t — критерий |
Уровень значимости (p) |
|
Общественные цели |
28,4333 |
30,7000 |
-,915 |
0,364 |
|
Личностные цели |
31,9333 |
35,3667 |
-1,369 |
0,176 |
|
Социоцентричность |
34,7667 |
32,3000 |
1,119 |
0,268 |
|
Эгоцентричность |
13,1333 |
17,9000 |
-1,444 |
0,154 |
|
Осмысленность |
29,3000 |
32,5667 |
-1,392 |
0,169 |
|
Осведомленность |
12,8000 |
13,4667 |
-,234 |
0,816 |
|
Предметность |
35,3667 |
34,0333 |
,637 |
0,526 |
|
Субъектность |
21,2667 |
27,4667 |
-2,070 |
0,043 |
|
Энергичность |
32,9000 |
31,6000 |
,556 |
0,580 |
|
Аэргичность |
25,0333 |
23,4667 |
,524 |
0,602 |
|
Стеничность |
32,2667 |
34,8000 |
-1,218 |
0,228 |
|
Астеничность |
32,2667 |
32,0667 |
,068 |
0,946 |
|
Интернальность |
33,7000 |
32,0000 |
,775 |
0,441 |
|
Экстернальность |
24,7667 |
24,0000 |
,313 |
0,756 |
|
Операцион. трудн. |
20,5000 |
17,3667 |
1,233 |
0,223 |
|
Личностные трудн. |
15,2333 |
14,8667 |
,135 |
0,893 |
|
Вербал. самооцен. |
54,9000 |
41,1333 |
2,862 |
0,006 |
|
Интеграл. самооцен. |
52,8333 |
54,1667 |
-,856 |
0,396 |
|
Примечание. Достоверные различия выделены жирным шрифтом. Статистически значимые различия выявлены по переменной субъективности (t-крит.= -2,070, p=0,043) и по вербальной самооценке (t-крит.= 2,862, p=0,006).
Высокая результативность в субъектной сфере у юношей говорит о том, что для них важнее закончить свои дела, чем успешно выполнить коллективные. Ответственность, по их мнению, больше способствует развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности в своих поступках и действиях, чем налаживанию межличностных отношений и достижению признания среди окружающих. Ответственность также повышает самооценку и развивает волевые качества. Можно говорить, что юноши принимают ответственность за некий стимулятор к улучшению личного благополучия. Что касается девушек, то у них ответственность больше направлена вовне, для них это скорее способ раскрытия качеств, необходимых в коллективной деятельности, выбор решения в пользу успеха общего дела. Различия средних показателей вербальной самооценки личности свидетельствуют о тенденции к снижению уровня самооценки у девушек по сравнению с юношами (p<0,05).
Среднее значение в выборке девушек составило 54,9, в выборке юношей 41,13 (в методике «Вербальная диагностика самооценки личности» подсчёт результата ведётся при помощи обратной градации баллов).
Более широкий спектр межполовых различий мы выявили при помощи качественного анализа ответственности девушек и юношей. Он осуществлялся на основе иерархического строения признаков внутри каждой из переменных и их субъектных предпочтений испытуемыми. Начнём с различий в степени выраженности общественно-значимых ценностей ответственности у девушек и юношей (см. Таблица 2).
Таблица 2. Различия в степени выраженности общественно-значимых ценностей ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Достижение общественного признания. |
40% |
47% |
|
2. |
Достижение успехов в деятельности. |
90% |
80% |
|
3. |
Стремление быть уважаемым человеком. |
63% |
63% |
|
4. |
Занятия предпринимательством и коммерцией. |
23% |
30% |
|
5. |
Обретение надежных и верных друзей. |
60% |
70% |
|
6. |
Получение знаний и другого опыта. |
90% |
87% |
|
7. |
Реализацию теоретических, инициативных дел. |
63% |
67% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
В степени выраженности общественно-значимых ценностей ответственности значимых различий между девушками и юношами выявлено не было.
Переходим к различиям в сфере личностно-значимых ценностей (см. Таблица 3).
Согласно данной таблице юношам ответственность служит в качестве помощника при стремлении к достижению материального благополучия (разница с девушками — 17%).
Таблица 3. Различия в степени выраженности личностно-значимых ценностей ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Обретение самостоятельности и независимости. |
77% |
80% |
|
2. |
Выполнение личных планов. |
83% |
83% |
|
3. |
Достижение материального благополучия. |
63% |
80% |
|
4. |
Совершенствование себя и своих способностей. |
80% |
90% |
|
5. |
Устройство семейной жизни. |
60% |
67% |
|
6. |
Желание быть нужным человеком. |
60% |
67% |
|
7. |
Поддержание своего здоровья. |
50% |
60% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Касательно социоцентрических признаков, мы видим разницу в понимании понятия ответственности (см. Таблица 4).
Девушки понимают ответственность скорее всего как обязательность и добросовестность человека (разница с юношами — 23%), а также как внутреннюю обязательность перед самим собой ответственность понимают представительницы прекрасного пола (разница с юношами — 27%).
Таблица 4. Различия в степени выраженности социоцентрических признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Обязательность и добросовестность человека. |
90% |
67% |
|
2. |
Подотчетность человека перед другими людьми. |
13% |
27% |
|
3. |
Обязательность выполнения порученного дела. |
80% |
70% |
|
4. |
Строгое выполнение своих обязательств и обещаний. |
93% |
80% |
|
5. |
Внутреннюю обязательность перед самим собой. |
77% |
50% |
|
6. |
Самоотчетность за свои дела, поступки и действия. |
83% |
77% |
|
7. |
Качество, которое приобретается в процессе жизни. |
70% |
77% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Эгоцентрические признаки наиболее выражены у юношей. Это отчётливо можно видеть в Таблице 5. Юноши понимают ответственность как черту, передающуюся по наследству (разница с девушками — 23%).
Также они считают, что ответственность есть свойство личности, зависящее от темперамента (разница с девушками — 17%).
И снова разница — 16% получается в обоих случаях, когда вопросы звучат следующим образом: является ли ответственность — генетически обусловленной чертой личности или чертой, полученной от родителей. Юноши в большинстве своем дали положительные ответы.
Таблица 5. Различия в степени выраженности эгоцентрических признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Черту, передающуюся по наследству. |
7% |
30% |
|
2. |
Врожденное свойство личности. |
23% |
33% |
|
3. |
Свойство, зависящее от темперамента человека. |
33% |
50% |
|
4. |
Качество, которое не поддается воспитанию. |
13% |
17% |
|
5. |
Прородно-заданная особенность человека. |
17% |
27% |
|
6. |
Генетически обусловленная черта личности. |
17% |
33% |
|
7. |
Черту, полученную от родителей. |
17% |
33% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Теперь обратимся к факторам, которые побуждают чувство ответственности (см. Таблица 6).
Юноши в большей степени расценивают ответственность как желание оказать помощь другим людям (разница с девушками — 27%).
Ответственность девушек побуждается намерением взять вину на себя ради спасения чести группы (разница с юношами — 17%).
У юношей же ответственность побуждается стремлением не подвести других людей (разница с девушками — 23%).
А также их ответственность побуждается чувством долга (разница с девушками — 17%).
Таблица 6. Различия в степени выраженности осмысленности ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
Юноши |
|||
1. |
Желанием оказать помощь другим людям. |
43% |
70% |
|
2. |
Намерением взять вину на себя ради спасения чести группы. |
67% |
50% |
|
3. |
Стремлением не подвести других людей. |
47% |
70% |
|
4. |
Стремлением не огорчать близких Вам людей. |
70% |
80% |
|
5. |
Тем, что Вы руководствуетесь чувством долга. |
53% |
70% |
|
6. |
Осознанием того, что ранее дал обещание. |
43% |
57% |
|
7. |
Желанием оградить близкого человека от неприятностей. |
70% |
63% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Что касается осведомленности о признаках ответственности, то здесь отмечается наибольшее сходство во взглядах у девушек и юношей (см. Таблица 7).
Нет никаких аспектов, по которым можно было бы увидеть значимые различия. Максимальная разница равна 13%: молодые люди в большей степени понимают ответственность как желание избежать наказание и осуждение за невыполненное обещание.
Таблица 7. Различия в степени выраженности осведомленности о признаках ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
Девушки |
Юноши |
|||
1. |
Стремлением самоутвердиться и почувствовать себя на высоте положения. |
17% |
20% |
|
2. |
Желанием утвердиться в группе, коллективе. |
10% |
20% |
|
3. |
Желанием испытать свои возможности. |
27% |
27% |
|
4. |
Желанием избежать наказания и осуждения за невыполненное обещание. |
20% |
33% |
|
5. |
Намерением выглядеть в глазах окружающих серьезным и обязательным человеком. |
17% |
27% |
|
6. |
Стремлением избежать излишних осложнений. |
17% |
17% |
|
7. |
Намерением получить поощрение. |
13% |
17% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Далее мы говорим о предметно-деятельностных признаках ответственности (см. Таблица 8).
По мнению опрошенных девушек, ответственность ярко выражено способствует налаживанию межличностных отношений в коллективе (разница с юношами — 30%).
А юноши уверены, что ответственность способствует развитию убежденности в том, что любые дела могут быть завершены в срок (разница с девушками — 17%).
Таблица 8. Различия в степени выраженности предметно-деятельностных признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
Юноши |
|||
1. |
Успешному выполнению коллективных дел. |
87% |
90% |
|
2. |
Налаживанию межличностных отношений в коллективе. |
90% |
60% |
|
3. |
Достижению признания среди окружающих. |
67% |
57% |
|
4. |
Раскрытию качеств, необходимых в коллективной деятельности. |
57% |
57% |
|
5. |
Повышению эффективности Вашей профессиональной деятельности. |
77% |
87% |
|
6. |
Выбору решения в пользу успеха общего дела. |
50% |
57% |
|
7. |
Развитию убежденности в том, что любые дела могут быть завершены в срок. |
70% |
87% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Говоря о субъектных признаках (как раз в этой области были выявлены значимые различия между выборками с помощью T-критерия Стьюдента), мы видим следующие закономерности (см. Таблица 9).
Ответственность способствует завершению многих начинаний, развитию уверенности в себе и своих силах, приобретению новых приемов самоконтроля и саморегуляции, а также развитию волевых качеств в наибольшей мере юношам, чем девушкам (разница — 20%).
Аналогичное мнение среди юношей распространено и по поводу того, что ответственность способствует развитию самостоятельности в своих поступках и действиях (разница с девушками — 17%).
Обобщив результаты, необходимо отметить, что в целом ответственность понимается юношами как способ реализовать себя, развить положительные личностные качества и улучшить собственную деятельность.
Таблица 9. Различия в степени выраженности субъектных признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
Девушки |
Юноши |
|||
1. |
Завершению многих моих начинаний. |
50% |
70% |
|
2. |
Развитию уверенности в себе и своих силах. |
23% |
43% |
|
3. |
Развитию самостоятельности в своих поступках и действиях. |
40% |
57% |
|
4. |
Повышению Вашей самооценки. |
60% |
73% |
|
5. |
Приобретению новых приемов самоконтроля и саморегуляции. |
17% |
37% |
|
6. |
Развитию волевых качеств. |
20% |
40% |
|
7. |
Улучшению личного благополучия. |
63% |
70% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Как в повседневной жизни ведут себя девушки и юноши мы можем узнать, проанализировав таблицу 10. По сравнению с девушками, юноши более ответственно выполняют какое-либо задание, даже если оно не контролируется (разница — 24%).
Девушки же всегда твердо дают обещание, поскольку убеждены, что выполнят его обязательно (разница с юношами — 27%).
Таблица 10. Различия в степени выраженности энергических признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
Юноши |
|||
1. |
Думаете о предстоящих делах и готовитесь к ним, даже во время отпуска или каникул. |
63% |
50% |
|
2. |
Ответственно выполняете задание, даже если оно не контролируется. |
23% |
47% |
|
3. |
Всегда твердо даете обещание, поскольку убеждены, что выполните его обязательно. |
87% |
60% |
|
4. |
Поручив кому-нибудь дело, часто стараетесь подстраховать ход его выполнения. |
83% |
73% |
|
5. |
Не отходите от совместных дел, даже если ответственность лежит на другом. |
63% |
70% |
|
6. |
Часто предпочитаете выбирать ответственные и серьезные задания. |
80% |
77% |
|
7. |
Идете на встречу, о которой договорились заранее, даже при плохом самочувствии. |
87% |
73% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
В то же время, несмотря на своё твердое обещание, девушки признаются, что иногда подводили других людей из-за невыполнения обещанного (разница с юношами — 17%) (см. Таблица 11).
Таблица 11. Различия в степени выраженности энергических признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
Юноши |
|||
1. |
Обычно избегаете ситуаций, в которых нужно брать ответственность на себя. |
43% |
40% |
|
2. |
Бываете обязательным только тогда, когда этого требуют окружающие. |
43% |
30% |
|
3. |
Порой забываете, что обещал заранее сделать. |
67% |
63% |
|
4. |
Иногда подводили других людей из-за невыполнения обещанного. |
50% |
33% |
|
5. |
Предпочитаете быть ни за что не отвечающим человеком. |
53% |
40% |
|
6. |
Можете отложить порученное дело, если нет достаточного контроля со стороны. |
47% |
37% |
|
7. |
В мыслях часто совершаете важные и ответственные поступки, а практически не решаетесь это сделать. |
27% |
37% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Рассуждая о переживаемых эмоциях девушек и юношей, можно говорить о чувстве удовольствия от успешной реализации ответственного дела со стороны юношей (разница с девушками — 16%) (см. Таблица 12).
Юноши также переживают радость и удовлетворение от выполнения ответственных поручений (разница с девушками — 17%), а также чувство гордости за то, что люди считают их обязательными (разница с девушками — 30%).
То есть, представителям сильного пола характерно переживание глорических эмоций, которые связаны с потребностью в славе и самоутверждении, им необходимо знать, что их уважают, тем самым повышая ценность своей личности [23].
Таблица 12. Различия в степени выраженности стенических признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Радостные эмоции от предстоящего выполнения серьезных и ответственных дел. |
83% |
77% |
|
2. |
Чувство удовольствия от успешной реализации ответственного дела. |
57% |
73% |
|
3. |
Радость и удовлетворение от выполнения ответственных поручений. |
63% |
80% |
|
4. |
Чувство собственного достоинства, когда люди доверяют Вам ответственные дела. |
60% |
63% |
|
5. |
Радостное волнение при возможности испытать себя в ответственной ситуации. |
80% |
67% |
|
6. |
Чувство гордости за то, что люди считают Вас обязательным человеком. |
40% |
70% |
|
7. |
Чувство беспокойства, когда порученное дело сильно затягивается. |
67% |
73% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
На фоне переживания глорических эмоций, юноши раздражаются от невыполненной или плохо сделанной работы (разница с девушками — 17%) и испытывают злость и раздражение, если их постигает неудача в ответственных делах (разница с девушками — 17%) (см. Таблица 13).
Таблица 13. Различия в степени выраженности астенических признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
Юноши |
|||
1. |
Чувство неуверенности при выполнении ответственных заданий. |
80% |
67% |
|
2. |
Раздражение от невыполненной или плохо сделанной работы. |
70% |
87% |
|
3. |
Чувство страха перед тем, как взяться за ответственное дело. |
67% |
67% |
|
4. |
Чувство тревоги по мере приближения срока отчетности за ответственное задание. |
57% |
67% |
|
5. |
Злость и раздражение, если постигает неудача в ответственных делах. |
50% |
67% |
|
6. |
Чувство раздражения при отсутствии эмоциональной поддержки при выполнении ответственных дел. |
67% |
67% |
|
7. |
Чувство грусти и разочарования, когда нужное и ответственное дело продвигается плохо. |
57% |
63% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Несмотря на недостаточно проявленную активность девушек по сравнению с юношами в проявлении признаков ответственности до сего момента, утверждение: «Нужно каждому быть ответственным и не надеяться на других людей» в большей степени выделили для себя девушки (разница с юношами — 30%) (см. Таблица 14).
Таблица 14. Различия в степени выраженности интернальных признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Даже при негативном отношении со стороны окружающих работа должна быть завершена в срок. |
43% |
47% |
|
2. |
Нужно каждому быть ответственным и не надеяться на других людей. |
100% |
70% |
|
3. |
Причина всех неудач в ответственных делах — прежде всего сам человек. |
83% |
77% |
|
4. |
Нужно поступать по принципу «Семь раз отмерь — один раз отрежь». |
80% |
67% |
|
5. |
Лучше быть обязательным в малом, чем много обещать и не выполнять. |
47% |
60% |
|
6. |
Следует выполнять любое задание самостоятельно, а не под контролем. |
70% |
67% |
|
7. |
Не зависимо от ситуации и внешних обстоятельств, нужно исполнить обещанное. |
70% |
73% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Однако девушки считают характерным для себя то, что ко многим делам они относились бы более ответственно, если бы не отвлекались по мелочам (разница с юношами — 23%), что свидетельствует о преимуществе экстернального локуса контроля (см. Таблица 15).
Таблица 15. Различия в степени выраженности экстернальных признаков ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
Девушки |
юноши |
|||
1. |
Ко многим делам Вы относились бы более ответственно, если бы за это построже спрашивали. |
30% |
30% |
|
2. |
Ваша ответственность реализуется только при благоприятном стечении обстоятельств. |
63% |
50% |
|
3. |
Проявление Вашей ответственности часто сдерживается тем, что она оценивается не всегда по достоинству. |
30% |
43% |
|
4. |
Ко многим делам Вы относились бы более ответственно, если бы не отвлекались по мелочам. |
63% |
40% |
|
5. |
В Ваших неудачах при решении ответственных задач чаще были повинны другие люди. |
50% |
37% |
|
6. |
Принимать ответственность на себя можно только в крайних случаях. |
17% |
23% |
|
7. |
Можете быть ответственным человеком, но иногда обстоятельства оказываются выше возможного. |
77% |
73% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Анализируя следующую таблицу (см. Таблица 16), мы снова видим преобладание экстернального локуса контроля у девушек. Они испытывают трудности в проявлении ответственности при возникновении непредвиденных обстоятельств (разница с юношами — 20%), а также из-за нехватки времени (разница с юношами — 20%).
Таблица 16. Различия в степени выраженности операциональных трудностей в проявлении ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
девушки |
юноши |
|||
1. |
Недостаточное осознание подотчетности за свои действия и поступки. |
20% |
17% |
|
2. |
Непредвиденные обстоятельства и трудности. |
67% |
47% |
|
3. |
Нехватка времени для завершения ответственного поручения. |
63% |
43% |
|
4. |
Недостаток сил быть до конца ответственным. |
30% |
20% |
|
5. |
Утрата личной свободы. |
30% |
33% |
|
6. |
Излишняя опека при выполнении ответственных дел. |
37% |
33% |
|
7. |
Отсутствие необходимых навыков в реализации ответственности. |
30% |
27% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Что касается личностных трудностей в проявлении ответственности, значимых различий здесь выявлено не было (см. Таблица 17).
Таблица 17. Различия в степени выраженности личностных трудностей в проявлении ответственности у девушек и юношей
№ |
Содержание признаков |
Частотность проявления |
||
Девушки |
юноши |
|||
1. |
Отсутствие воли взять ответственность на себя. |
20% |
13% |
|
2. |
Боязнь наказаний за невыполненное поручение. |
13% |
23% |
|
3. |
Обида знакомых и близких за то, что Вы не уделяете им достаточного внимания. |
43% |
40% |
|
4. |
Неуверенность в ходе реализации ответственности. |
20% |
20% |
|
5. |
Необходимость поступать вопреки собственным интересам и желаниям. |
53% |
50% |
|
6. |
Заниженная самооценка при выполнении ответственных заданий. |
17% |
17% |
|
7. |
Излишняя тревожность, которая дезорганизует ответственное поведение. |
27% |
23% |
|
Примечание. Значимыми различиями принято считать разницу более 15%.
Итак, согласно результатам, полученным при проведении иерархического анализа можно говорить о сходствах и различиях между двумя представленными нами выборками (девушки и юноши).
Наибольшее количество сходств между выборками выявлено в области личностных трудностей. И девушкам и юношам, как правило, в проявлении ответственности мешает обида знакомых и близких за то, что им не уделяют достаточного внимания; неуверенность в ходе реализации ответственности; необходимость поступать вопреки собственным интересам и желаниям; заниженная самооценка при выполнении ответственных заданий. Операциональные трудности также дезорганиуют выполнение ответственных дел из-за недостаточного осознания подотчётности за свои действия и поступки, утраты личной свободы и отсутствия необходимых навыков в реализации ответственности. Юноши и девушки признают, что их чувство ответственности побуждается стремлением самоутвердиться и почувствовать себя на высоте положения, желанием испытать свои возможности и стремлением избежать излишних осложнений. Такие характеристики мы видим, анализируя степень выраженности осведомленности о признаках ответственности у девушек и юношей.
Незначительные сходства у девушек и юношей можно пронаблюдать в степени выраженности энергических, аэнергических, стенических, интернальных, экстернальных признаков. Представители обоих полов предпочитают выбирать ответственные и серьезные задания, при этом избегают ситуаций, в которых нужно брать ответственность на себя; переживают чувство собственного достоинства, когда люди доверяют им ответственные дела; склонны считать, что независимо от ситуации и внешних обстоятельств нужно исполнить обещанное, и что ко многим делам они бы относились более ответственно, если бы за это построже спрашивали.
Теперь коснёмся значимых различий между выборками. Выявлено, что юноши отличаются более высокими показателями в субъектной сфере. Они считают, что ответственность способствует успешному завершению многих начинаний, развитию уверенности в себе, развитию самостоятельности в своих действиях и поступках, приобретению новых приёмов самоконтроля и саморегуляции, а также развитию волевых качеств. Девушкам, в свою очередь, ответственность помогает больше, чем юношам, лишь наладить межличностные отношения в коллективе (предметно-деятельностная сфера).
Для них ответственность понимается как обязательность и добросовестность человека перед другими людьми и перед самим собой (социоцентричность).
У девушек ответственность побуждается намерением взять вину на себя ради спасения чести группы и желанием оградить близкого человека от неприятностей, в то время как у юношей — желанием оказать помощь другим людям, стремлением не подвести других людей и тем, что они руководствуются чувством долга (осмысленность).
И наконец, говоря об уровне самооценки, мы находим значимые различия по уровню вербальной самооценки. Она значительно выше у юношей. Согласно среднему значению, большинство юношей обладают адекватной средней самооценкой. При наличии адекватной самооценке человек реально соотносит свои возможности и способности, ставит перед собой реальные цели. Такой субъект достаточно уверен в себе, умеет с достоинством принимать критику в свой адрес. Внутриличностным конфликтам подвержен слабо. Он ощущает себя хорошим и верит в свою успехи и возможные достижения. Он не боится ставить перед собой новые цели. При поставленной цели выбирает адекватные средства для её достижения. Ответственность его не пугает, а вера в успех позволяет не обращать особого внимания на временные неудачи и ошибки.
Заключение Проведенная исследовательская работа на тему гендерных особенностей самооценки и ответственности личности завершена. Поставленная цель достигнута. Задачи, включающие в себя теоретический анализ литературы по теме исследования, изучение развития взглядов на природу самооценки в истории психологии, рассмотрение современных подходов к пониманию самооценки и ответственности личности, определение уровня самооценки и ответственности личности на двух выборках (девушки и юноши), соотнесение полученных результатов на двух выборках (девушки и юноши) между собой и формирование психологического портрета самооценки и ответственности девушек и юношей, решены.
В результате мы имеем следующее: статистически значимые различия между девушками и юношами по особенностям самооценки и ответственности личности существуют. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена. Юноши действительно значительно отличаются от девушек уровнем самооценки и в проявлении ответственности. Юноши имеют среднюю самооценку, в то время как девушки — низкую. Следовательно, они уверенны в себе, коммуникабельны, в большей степени склонны к адекватному оцениванию себя, окружающих людей и их поступков. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать [28].
Им легче руководить и занимать лидирующие позиции в семье. В степени проявления ответственности юноши выделяются на фоне девушек в субъектной сфере. Эти данные свидетельствуют о том, что для юношей такое качество как ответственность необходимо для завершения многих начинаний, для развития уверенности в себе и своих силах, для развития самостоятельности в своих поступках и действиях, для приобретения новых приёмов самоконтроля и саморегуляции, для развития волевых качеств. Высокие показатели по перечисленным переменным непременно должны благотворно влиять на личность лидера и руководителя.
Следовательно, прогнозируя согласно анализу полученных данных, мы остаёмся приверженцами старого жизненного уклада, то есть на ведущих позициях в государстве, в компании или дома остаётся мужчина.
Список использованной литературы 1. Векилова С.А., История психологии: конспект лекций. М., «АСТ»; СПб, «Сова», 2005 г., с. 106. 2. Молчанова О.Н., Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие. М., «Флинта», «Наука», 2010. — с. 390. 3. http://psyera.ru/samoocenka-lichnosti-64.htm 4. Фрейд З., Я и Оно. СПб, «Азбука-Классика», 2009. — с. 189-204. 5. Фрейд 3., Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. — с.356-378. 6. Бернс Р., Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003. — с.39-56 7. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. М.; Инфра, 1998.- с. 178-191. 8. Роджерс К., К науке о личности // В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.- с. 254. 9. Чеснокова И.И., Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — с. 120-127. 10. Захарова А.В., Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. — М., 1989. — с.67-70. 11. Захарова А.В., Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. — 1989. — №1 12. Бороздина Л.В., Что такое самооценка // Психологический журнал. — 1992. — Т.13, №4. 13. Бороздина Л.В., Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. — с.35-44. 14. Галкина Т.В., Самооценка как процесс решения задач: системный подход. — М.: ИП РАН. 2011. — с. 399. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — с.256-267. 16. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. — с. 101-108. 17. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург, 2001. — с.167-171. 18. Прядеин В.П. Социальные, психологические и педагогические аспекты исполнительности и ответственности // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И.Крупнова // Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И.Крупнова. — М.: Российский ун-т дружбы народов, 2009. — с.40-52. 19. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V. Вып. 1-2 (15-16).- с. 120—139. 20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Вербальная диагностика самооценки личности / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. — с.48-49. 21. Ashmore, R. D.; Del Boca, F. K.; Wohlers A. J. Gender Stereotypes / R. D.Ashmore, F. K.Del Boca, A. J.Wohlers // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / ed. by R. D. Ashmore, F. K. Del Boca. — Orlando: Academic Press, 1986. — р. 69-119. 22. Deaux, K.; Lewis, L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label / K. Deaux, L.L. Lewis // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984. — № 46. — р. 991-1004. 23. http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=vidy-emocii 24. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — с. 188-202. 25. Верма Р. Р. Отсутствующая личность // Феминизм. Восток. Запад. Россия. — М., 1993. — с.135-138. 26. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. — СПБ.: Питер, 2006. — с.244-245 27. Porter N., Geis F. L., Jennings (Walsted) J. Are women invisible as leaders? // Sex Roles, 1983, v. 9, p. 1035-1049. 28. http://psiholog-rmo.narod.ru/metod_kopilka/diagnostika
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3