Решение и его место в деятельности руководителя

Решение – это комплексный, мыслительный, эмоциональный, психологический, организационно-правовой акт, выполняемый руководителями в пределах своих полномочий.

Решение – это комплексный, мыслительный, эмоциональный, психологический, организационно-правовой акт, выполняемый руководителями в пределах своих полномочий.

Система – совокупность некоторых элементов, представляющая некоторое целое.

Особенности акта принятия решения:

1. Решение должно иметь организационный характер.

2. Оно должно приниматься своевременно (обработка информации своевременно).

Информации может быть очень много, следовательно, руководитель должен быстро перерабатывать и оценивать ее.

3. Принимая решение, руководитель всегда принимает на себя ответственность.

Решение – это комплексный, мыслительный, эмоциональный, психологический, организационно-правовой акт, выполняемый руководителями в пределах своих… Система – совокупность некоторых элементов, представляющая некоторое целое. … Особенности акта принятия решения:

Классификация решений

1. По продолжительности:

— долгосрочный;

— текущие;

— краткосрочные.

2. По объекту воздействия:

— внешними (направленные вне управляемой системы);

— внутренними (направленные на объект внутри системы).

Внешние более рискованные и сложные.

3. По масштабу действия:

— общие (направленные на всю систему);

— частные (направленные на части системы).

4. По форме выражения:

— устные;

— письменные;

— электронные.

5. По степени информированности руководителя:

— в условиях полной определенности;

— в условиях неполной определенности;

— в условиях неопределенности.

3 Процедуры, входящие в процесс принятия решения:

1. Выбор цели (не выбираем, а воспринимаем).

2. Сбор и анализ информации.

3. Выбор варианта решения.

4. Принятие решения (издание приказа).

5. Организация исполнения.

6. Контроль за выполнением решения.

Руководитель участвует во всех стадиях принятия решения.

Психологические аспекты принятия решения

1. Важный психологический фактор – способность человека усваивать и перерабатывать информацию. Информации может поступать очень много и правильное решение может быть выработано только при условии полной переработки информации. Ограничивает утомляемость человека.

11 стр., 5069 слов

Качественные методы в решении практических социально-психологических заданий

... — процедурный. Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы. Но Нас ...

2. Способность принимать ответственные решения.

3. Проблема психологической совместимости в коллективе.

Способ формализации в математических моделях принятия решения

Обычный способ формализации в математических моделях принятия решений состоит из введения целевой функции. Целевая функция, для каждого варианта решения, численно оценивает его полезность, при этом цель отождествляется с получением max или min результата. Наши знания о большинстве управляющих систем являются частично формализованными. А когда знания являются частично формализованными — применяются имитационные модели (СПГ).

Имитационное моделирование:

«-» метод весьма трудоемкий;

«+» наглядный.

Модель – объект, дающий знание о другом объекте.

Имитационное моделирование: «-» метод весьма трудоемкий; «+» наглядный.

Общая структура задачи принятия решения

ТПР образовалась на стыке древних наук и включает в себя:

— методы исследования операций;

— системы техники, кибернетики и вычислительной техники;

— психологии и социологии.

Необходимо профессионально разбираться в той области к которой относится решаемая задача. Необходимо задавать цель в рамках четко обозначенной ситуации. Мы должны иметь не только четкое, но и формализованное представление цели.

Альтернативы и исходы при принятии решения

Назовем альтернативой возможные варианты выбора средств, а исходными то, что получаем в результате выбора альтернатив.

Рассмотрим основные виды зависимости исходов от альтернатив:

1. Простейший тип связи, когда каждая альтернатива приводит к единственному исходу (функциональная зависимость исходов от альтернатив).

2. Более сложный тип связи, который состоит в том, что каждая альтернатива может привести к одному из нескольких исходов, каждый из которых имеет определенную вероятность появления. В этом случае имеется стохастическая (вероятностная) зависимость исходов от альтернатив.

Детерминированная – используется постоянная величина, без учета вероятностей.

3. Если каждая из альтернатив может привести к одному из нескольких исходов, но при этом отсутствует стохастическая зависимость исходов от альтернатив.

В 1-ом случае решение происходит в условиях определенности.

Во 2-ом в условиях риска.

В 3-ем в условиях неопределенности, но увеличивается процент риска, чем у 2-го.

Рассмотрим основные виды зависимости исходов от альтернатив: 1. Простейший тип связи, когда каждая альтернатива приводит к единственному… 2. Более сложный тип связи, который состоит в том, что каждая альтернатива может привести к одному из нескольких…

Две компоненты для анализа и классификации задач принятия решения

Для анализа и классификации задач принятия решений удобно выделить 2 компонента:

1. Включает в себя описание средств и результатов, а также способ их связи.

2. Включает описание цели.

Характеристики транспортной системы, как объекта управления

Транспортная система – представляет собой сложную систему, которая в свою очередь характеризуется некоторым набором параметров.

1. Набор параметров взаимодействия с внешней средой (выходные потоки):

20 стр., 9843 слов

Зарубежные и отечественные психологические теории принятия решения

... принятия решения, предметом - психологические факторы выбора альтернативы в психологических теориях принятия решений. Гипотеза исследования: полноценная психологическая теория принятия решений должна учитывать личностные факторы. Цель работы: проанализировать психологические теории принятия решений. ... возможной фактической информации" (Нейман, Моргенштерн, ... на соответствующие исходы. Выбирается тот ...

,– множество выходных потоков;

– выходные потоки системы.

2. Набор параметров, характеризующих состояние системы:

 

Основная задача управления

Основная задача управления – поддержание параметров системы в заданных пределах.

выходные потоки

состояние системы.

Внешняя среда – совокупность случайных факторов, которые действуют дезорганизирующи на параметры состояния системы и вектор потоков.

К ним относят:

1. Случайные всплески потоков.

2. Случайные колебания структуры составов, прибывающих в расформирование (ПФ).

3. Природные или технические недостатки:

— снегопады;

— отказы устройств СЦБ и связи.

3. Набор параметров, характеризующих воздействие внешней среды

 

Для устойчивой работы – система должна быть пронизана векторами управления, которые противодействуют факторам внешней среды.

4. Набор параметров, характеризующих управление

 

Существует влияние негативной внешней среды.

 

На выходные параметры влияют все внешние воздействия, а также управление.

 

– выходные потоки – состояние системы. Внешняя среда – совокупность случайных факторов, которые действуют дезорганизирующи на параметры состояния системы и…

Устойчивое и неустойчивое состояние системы

Устойчивым состоянием системы называется такое состояние, когда сравнительно малые внешние воздействия приводят к малым последствиям.

 

Для СС стабильным состоянием является такое состояние, когда ее парки полностью заполнены (ПП на 20-80%, СП на 20-80%, ПО на 10-90%) и следовательно станция находится в стабильном состоянии. Графически это можно представить в виде гиперкуба.

 

Неустойчивое состояние системы – когда малые воздействия приводят к достаточно большим воздействиям.

 

  Для СС стабильным состоянием является такое состояние, когда ее парки…  

Характеристики устойчивого состояния

1. Нормативная пропускная способность всех каналов системы.

Канал – это технические устройства и операции, которые производят обработку потоков в системе (например, каналами на сортировочной станции являются обработка составов по прибытию, процесс расформирования, процесс накопления).

 

– пропускная способность канала в момент времени ;

– нормативная пропускная способность.

2. Каналы должны иметь нормативы заполнения.

 

– текущее заполнение каналов;

– нормативное заполнение каналов.

3. На входных участках системы должно быть достаточное число свободных путей для поглощения всплеска потоков (нужен некий бункер).

 

– предельная вместимость бункера;

– текущее заполнение бункера;

– нормативная свободная часть бункера.

Транспортная система находится в устойчивом состоянии, если бункер на входе имеет резервные пути.

4. На выходных участках системы должно быть достаточное количество вагонов для порождения всплесков потоков.

 

– текущее число вагонов в момент времени ;

– достаточное число вагонов для порождения всплеска потоков.

14 стр., 6923 слов

2. Личность руководителя и подчиненного в системе управления 17

... руководителя как субъекта управления; личность подчиненного как объект управления; условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления 1. Сущность личности в системе управления 1.1. Различные научные ... на необходимых личностных качествах. Таким образом, главная сфера приложения сил психологии управления — исследование всей слож­ности проявлений участия личности в управленчес­ких ...

Устойчивое состояние транспортной системы можно записать так:

 

Канал – это технические устройства и операции, которые производят обработку потоков в системе (например, каналами на сортировочной станции являются…   – пропускная способность канала в момент времени ;

Виды управления транспортной системы (управление по алгоритму)

Если состояние системы выходит за пределы устойчивого состояния, то требуется управление для возвращения системы в устойчивое состояние. Устойчивая работа системы обеспечивается факторами управления, противодействующими факторам внешней среды.

Виды управления:

Управление по алгоритму:

 

– возмущающее воздействие внешней среды;

состояние системы (набор внутренних параметров);

выходные параметры;

— управление.

Управление по этому методу возможно, если известны возмущающие воздействия, их влияние на состояние системы и выходные параметры системы (например, знаем, что потемнеет – включаем свет).

Виды управления: Управление по алгоритму:  

Виды управления транспортной системы (управление по возмущению)

Управление по возмущению:

 

Такого рода управление реализуется тогда, когда мы не знаем заранее, каким будет влияние воздействия, но знаем при этом что надо делать, когда это произойдет и как оно влияет и как оно влияет на состояние системы и, следовательно, каким образом влияет на выходные параметры. В этом случае мы строим управление не по заранее заданному алгоритму, а по алгоритму, зависящему от возмущающего воздействия.

Виды управления транспортной системы (управление с обратной связью)

Управление с обратной связью:

 

Возмущающее воздействие окружающей среды заранее неизвестно, при этом не достаточно известно влияние возмущенных воздействий на внутренние параметры системы и недостаточно известно влияние на выходные параметры. Диспетчер должен контролировать не только внешние возмущения, но и выходные параметры системы.

Реакция системы на отклонение параметра

На абсолютное значение отклонения (управление по отклонению).

Например, человек в лодке:

 

 

Стратегия управления по интегралу

Для некоторых объектов свойственно такое качество, что при малом отклонении каждое воздействие имеет малую величину – (управление по интегралу).

Учет суммарного отклонения всех воздействий.

 

Все возмущающие воздействия приводят к отклонению всех параметров в системе. Здесь управление нужно строить не по учету отдельных возмущений, а учитывать интеграл.

Управление по дифференциалу

Управление по дифференциалу (упреждающее управление).

Отклонение системы от нормального состояния еще мало и до выхода системы из устойчивого состояния еще велико, но при этом скорость изменения воздействия высокое. В этом случае следует реагировать на скорость изменения параметра, иначе через некоторое время абсолютное значение параметра изменится на недопустимую величину.

 

Принятие решений при многих критериях (множество Парето)

На транспорте возможно принятие решений, которые основаны на многих критериях. При этом для различных решений одни критерии лучше, а другие хуже. Если неизвестно, как соотносятся между собой критерии, то грамотное решение принять не возможно. Поэтому необходимо знать, приблизительно, относительную важность критерия.

8 стр., 3601 слов

Система методов управления

... за собой медленный уход от иерархического управления, жесткой административной системы воздействия, фактически неограниченной исполнительской власти к ... основаны на объяснении подчиненным правил исполнения трудовых операций. Настаивание - метод, который однократно применяется ... и устремлять его на решение определенных управленческих задач. Высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины ...

Например, будет рассмотрена сортировочная станция. На станции имеется 5 локомотивов. При этом выходными параметрами нашей системы будут являться следующие:

1) Количество расформированных вагонов (составов);

2) Количество сформированных вагонов (составов) и переставленных составов в парк отправления.

Влияющие на решение средства – расстановка маневровых локомотивов по маневровым районам.

Имеется 6 вариантов решения, изобразим их графически.

– расформирование, – формирование, – горочный локомотив, – локомотив формирования.

 

Для выбора решений по многим критериям, зачастую бывает полезно найти область компромиссов или так называемое множество Парето.

Множество Парето – множество решений, для которых улучшение одного из параметров приводит к ухудшению других (множество потенциально оптимальных решений).

 

Например, будет рассмотрена сортировочная станция. На станции имеется 5 локомотивов. При этом выходными параметрами нашей системы будут являться… 1) Количество расформированных вагонов (составов); 2) Количество сформированных вагонов (составов) и переставленных составов в парк отправления.

Принцип жесткого приоритета

Устанавливает относительную важность события.

 

Решение, вначале оцениваем по критериям , то есть самому важному. При этом наибольшему значению критерия может соответствовать несколько решений.

 

Из решения, которое соответствует max значению выбираем, то значение, которое соответствует max значению .

Принцип справедливого компромисса

Предполагается, что все критерии являются одинаково важными. Для того чтобы найти решение, соответствующее справедливому компромиссу, вводятся относительный критерий.

Например, имеем 2 параметра и , которые у нас характеризуют решения, причем в области допустимых решений они имеют max значения.

 

 

Это относительный критерий.

Вводятся новые глобальные переменные: критерий F, который является произведением относительных параметров.

 

Например, имеем 2 параметра и , которые у нас характеризуют решения, причем в области допустимых решений они имеют max значения.    

Принцип скалярной свертки

Для того чтобы ей воспользоваться необходимо знать количественное соотношение важности критериев. То есть вводятся еще некоторые глобальные критерии F и коэффициенты важности критериев l.

 

, – соответственно относительная важность событий , .

Скалярная свертка частных показателей

Принцип означает, что эти критерии входят в глобальные, как слагаемые с учетом весовых коэффициентов. Они отображают относительную важность частных критериев.

Пример, в качестве весовых коэффициентов может использоваться стоимость. Существующие на ж.д. измерители работы как правило не соответствуют этому принципу.

Отдельные операции технологического процесса не отражаются в этих измерителях в соответствии с их важностью (погрузка – т, сдача вагонов – вагоны, тонно-км, прием вагонов – вагоны).

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... взаимодействии человека и информационно-логических машин в процессах приня­тия решения. 2. Психологические аспекты принятия решений Понятие “принятие решения” стало популярным в последние годы под сильным влиянием ... оно часть большой системы. Первый и важный момент — нельзя осуществлять решение во­обще, решение, не включенное в какую-то деятельность, не на­правленное на какой-то положительный ...

В процесс погрузки входят несколько операций:

1) подборка вагонов по фронтам;

2) подача на грузовой фронт;

3) погрузка;

4) перестановка по фронтам;

5) уборка на станцию.

 

Вывод: в глобальном критерии «погрузка» не отображаются показатели, учитывающие:

— число подформированных по фронтам вагонов;

— число поданных вагонов к фронту;

— число переставленных по фронту вагонов.

Рассмотрим техпроцесс, состоящий из следующих операций:

1) прием поезда;

2) обработка по прибытию;

3) расформирование;

4) накопление;

5) формирование;

6) обработка по отправлению;

7) отправление.

 

Показатели т-км – показывают движение потока по ж.д. структуре.

 

Вводится новый показатель – вагоно-операции.

Покажем, чем он отличается от показателя т-км.

 

Дугами , … представлены операции техпроцесса. Новый показатель вагоно-операции предполагает продвижение потока на одну техническую вагоно-операцию.

Вагоно-операции не могут быть непосредственно глобальным измерителем, так как различные операции имеют различную трудоемкость.

Например, затраты связанные с осмотром одного вагона значительно меньше, чем затраты, связанные с его роспуском. Отсюда следует, что непосредственно суммировать различные вагоно-операции нельзя.

Вагоно-операции нужно привести к одной стандартной типовой операции с помощью коэффициента приведения. В качестве типовой операции необходимо брать операции с наименьшими затратами.

 

В качестве типовой операции нужно брать операции с наименьшими затратами. Пусть стоимость такой операции будет обозначена как С, тогда коэффициент приведения для i-ой операции будет .

 

– стоимость конкретной операции.

Обозначим через Р показатель приведения вагонной операции, для всех операций в техпроцессе.

 

– количество выполненных вагоно-операций i-го типа.

Эти показатели являются простыми и вычисляются заранее.

Пример, в качестве весовых коэффициентов может использоваться стоимость. Существующие на ж.д. измерители работы как правило не соответствуют этому… Отдельные операции технологического процесса не отражаются в этих измерителях… В процесс погрузки входят несколько операций:

Иерархичность управления в транспортной системы

Важно отметить, что управление в транспортных системах по своей природе является иерархичным.

 

Для каждого уровня управления существует свой набор ситуаций, направленных на определенный уровень.

Решения на верхних уровнях порождают решения на нижних.

 

Изменение ситуаций на нижнем уровне не обязательно влечет изменение ситуаций на верхнем уровне.

Информационная структура управления

Информационная структура управления

 

Изоморфизм – это отображение информации один в один.

Эпиморфизм – это отображение информации с одновременным ее обобщением и управлением.

где Х – множество элементов;

Р – множество операций.

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... выяснить: Нуждается ли кто-нибудь в помощи, в чем нуждается (проблема) Какой характер должна приять эта помощь (накормить или ... Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или ... (связаны с аффективными привязанностями к людям, предметам или идеям), человек теряет: утрата любви, уверенности, чувства благополучия Функции горя. ...

Операции бывают:

– технологические (прием, расформирование, осмотр);

– информационные (передача разного рода сообщений, о погрузке, выгрузке, прибытии поезда);

– управляющие (несут в себе передачи и запоминание всех решений).

  Изоморфизм – это отображение информации один в один. Эпиморфизм – это отображение информации с одновременным ее обобщением и управлением.

Определение ситуации, их описание

Рассмотрим два случая:

1) Вагоны для выгрузки на фронте есть.

2) Вагонов для выгрузки нет.

В первой ситуации продолжаем выгружать.

Во второй ситуации необходимо ехать за гружеными вагонами.

 

 

Схема выбора ПР:

 

Для определения ситуаций нет необходимости знать состояние всех элементов системы. Нужно контролировать состояния только тех элементов воздействия, на которые приводит к данной ситуации.

Для точного определения ситуации необходимо знать не только состояние некоторых элементов, но и предысторию. Под предысторией понимаем некоторую последовательность выполняемых операций, которая привела к появлению данной ситуации.

В частности в системе ИСТРА предысторией является номер последней выполненной операции.

В некоторых случаях для определения ситуации достаточно лишь информация об окончании выполнения некоторого количества технологических операций.

Например, прием поезда в ПП на конкретный путь вызывает необходимость выполнения ряда технологических операций на этом пути (закрепление, технический осмотр, уборка поездного локомотива, заезд горочного локомотива).

Ситуационное управление строится на основе опыта управляющего работника.

Укрупнено схему принятия решения можно представить в виде последовательности:

1) оценка состояния системы;

2) вызов из памяти перечня ситуаций;

3) вызов из памяти перечня решений;

4) вызов из памяти соответствия решения и ситуации;

5) сведения состояния системы к одной из ситуации;

6) выбор решения.

 

1) Вагоны для выгрузки на фронте есть. 2) Вагонов для выгрузки нет. В первой ситуации продолжаем выгружать.

Таблица состояний исследуемой системы, условия, программа

????

Сгущение погрузки на участке или узле на основании календарного планирования по назначению плана формирования

Например, имеется сортировочная станция, с которой формируется назначения на технические станции (А, В, К).

Имеется некоторый объем перевозок для этих станций в месяц.

 

 

Погрузка по назначениям плана формирования оказывает влияние на разложение состава, ускоряет его по отдельным назначениям и тем самым увеличивает перерабатывающую способность станции.

Мера по регулированию, увеличению емкости парка

Пути, которые могут быть использованы для приема неспециализированных поездов.

 

Ускорение пропуска поездов по участкам

а) организация пропуска поездов дифференцированных по массе поездов времени хода (пример, отправление легковесного поезда в пакете с пассажирским поездом).

 

 

 

Следует отметить, что такое принятие решений дополнительно загружает диспетчера, так как ему приходится оперативно пересматривать определенную часть ГДП.

б) применение кратной тяги, в том числе подталкивания;

в) изменение схемы пункта скрещения и обгона;

г) продвижение поездов, имеющих одинаковые требования по ограничению скорости в одной группе

 

 

 

 

 

д) организация безостановочных обгонов поездов на двухпутных участках с использованием неправильного пути

е) организация безопасных обгонов и скрещений на однопутных линиях с использованием двухпутных вставок и на станциях с использованием продольно расположенных путей приема

1) 

 

2) 

 

 

 

3) 

     

Решение по ускорению продвижения вагонов и доставки грузов

Оно заключается:

1) в организации движения длинносоставных и тяжеловесных поездов;

2) пропуски транзитных поездов по внутри узловым линиям (транзитные поезда следуют в обход крупных сортировочных станций, смена поездного локомотива происходит на выходной станции узла);

3) использование для перевозки грузов в попутном направлении, специализированного ПС и вагонов являющихся собственностью предприятий (пример, загрузка кольцевых маршрутов либо порожних групп вагонов в порожнем направлении);

4) продвижение вагонов структурируется следующим образом: транзитные, участковые, местный, порожние.

Порожние могут продвигаться резервными локомотивами, маневровыми (диспетчерскими, вывозными, подталкивающими) и порожние вагоны могут следовать в прицепных группах за счет разницы между унифицированной и участковой нормами массы и длины.

5) формирование сквозного поезда в процессе работы сборного.

1) в организации движения длинносоставных и тяжеловесных поездов; 2) пропуски транзитных поездов по внутри узловым линиям (транзитные поезда… 3) использование для перевозки грузов в попутном направлении, специализированного ПС и вагонов являющихся…

Решения по изменению использования локомотивов и локомотивных бригад

1) регулирование локомотивного парка при непарности размеров движения. Решаются следующие вопросы:

— сколько локомотивов отправить резервом;

— по каким ниткам графика;

— в какой организационной форме.

2) регулирование подвода локомотивов в депо для соблюдения норм пробега и интервалов между осмотрами и ремонтами. При этом необходимо обеспечить:

— равномерность подвода локомотивов в депо;

— min пробеги в порожнем состоянии;

— соблюдать ограничения по max пробегу и max времени между осмотрами и ремонтами.

3) скоростной пропуск одиночных локомотивов в пакете с пассажирскими поездами или за легкими порожними составами;

4) прицепка одиночного локомотива в поезд.

— сколько локомотивов отправить резервом; — по каким ниткам графика; — в какой организационной форме.

Регулировочные решения осуществляются в особых условиях

1) совмещение «окон» по капитальному и среднему ремонту пути сооружений, строительных работ и текущего содержания;

2) организация двухстороннего движения поездов перед «окнами»;

3) формирование групповых поездов вместо одногруппных перед «окнами» с последующей переработкой этих поездов на ближайших технических станциях за «окно»;

4) организация погрузки на станциях участка по направлению движения поездов с учетом расположения «окна».

Решения, принимаемые дорожными диспетчерами

Роль дорожных диспетчеров (ДНЦ) особенно высока при переходе на более прогрессивные виды тяги – это соответственно приводит к удлинению участков обращения локомотивов. ДНЦ должен быть организатором эксплуатационной работы на направлениях до 1000 км и более. Он должен организовывать в единое целое работу поездных участков, входящих в его диспетчерский круг. ДНЦ для принятия решений пользуется упреждающей информацией (пользование различными видами АРМами).

Поступление этой информации должно быть автоматизировано.

Решения по введению в график опаздывающих пассажирских поездов:

— выдача под состав, опаздывающего поезда, более мощного локомотива в обмен на существующий, либо добавление локомотива;

— ведение поезда по участкам в сопровождении опытных машинистов или машинистов-инструкторов.

Широкое распространение получил метод сквозной диспетчерской эстафеты – это когда планирование пропуска пассажирского поезда осуществляется дорожными вместе с поездным диспетчерами участка и дежурным по локомотивному депо.

1) скоростной пропуск порожних маршрутов по всему направлению со скоростью пассажирского поезда следующего с ним в пакете;

2) увеличение безопасного пробега вагонов за счет отмены технического осмотра по некоторым станциям;

3) повышение транзитности вагонопотока за счет пропуска маршрутов через ближайшие сортировочные станции без переработки (в случае формирования порожних маршрутов, которые ближайшую СС проходят без переработки);

4) ускоренное продвижение местного вагонопотока

Оно может быть:

— за счет обращения кольцевых маршрутов с местным грузом;

— за счет прицепки местных вагонов к транзитным поездам за время их стоянки;

5) ускорение перевозки грузов за счет повышения массы и длины поездов. Здесь ДНЦ планирует моменты организации управления этих поездов в условиях колебания потока;

6) оперативная корректировка плана формирования. На дороге сейчас разрабатывается схема оперативного перераспределения поездопотоков по линиям и направлениям дороги. При возникновении резкого изменения величины характера распространения вагонопотоков, ДНЦ перераспределяет их по линиям и направлениям, таким образом происходит корректировка внутридорожного ПФ соответственно вместе с ним меняется ГДП, чтобы предусмотреть такого рода изменения составляется 3-4 варианта ГДП, которые отличаются размерами поездопотока.

7) перераспределение сортировочной работы между станциями. ДНЦ может перераспределять работу между сортировочной и другими техническими станциями в зависимости от их переполнения;

8) регулирование очередности пропуска грузовых поездов по назначению их следования (применяется, когда нужно выполнить план при сдаче поездов).

Решения по введению в график опаздывающих пассажирских поездов: — выдача под состав, опаздывающего поезда, более мощного локомотива в обмен на… — ведение поезда по участкам в сопровождении опытных машинистов или машинистов-инструкторов.

Проблема принятия решения (вопросы, которые необходимо проверить для определения существования самой проблемы)

Любой человек, которому предстоит принять решение, прежде всего, должен убедиться действительно ли перед ним стоит проблема, которую он собирается решить. Многие проблемы принятия решений при ближайшем рассмотрении оказываются лишь кажущимися.

Пример, на подобный вопрос с какой стороны у нас расположены окна, можно ответить в том случае, когда задача у нас конкретизирована.

Однако, кажущиеся проблемы, для которых не хватает определенных предпосылок (неких ограничений условий) могут встречаться и в скрытой форме. При этом еще вначале надо показать, что это действительно проблема, нуждающаяся в решении и допускающая его.

К кажущимся (иллюзорным) проблемам относятся также и такие решения, которые в значительной степени зависят от личных взглядов, вкусов и др. Мы их нередко обобщаем, превращая тем самым в неразрешимые задачи. Пример, чья музыка составляет большую ценность, каких авторов?

Существует еще одна разновидность кажущихся проблем. Альтернативы, оказывающиеся неправомерными, поскольку в действительности никакого выбора нет, а есть жесткая обусловленность с теми или иными обстоятельствами. Пример, ехали на велосипеде – что-то произошло.

Следующую разновидность кажущихся проблем представляет собой логические ловушки (задачи против логики).

Пример, задачи о суровом парикмахере.

Пример, на подобный вопрос с какой стороны у нас расположены окна, можно ответить в том случае, когда задача у нас конкретизирована. Однако, кажущиеся проблемы, для которых не хватает определенных предпосылок… К кажущимся (иллюзорным) проблемам относятся также и такие решения, которые в значительной степени зависят от личных…

Блок-схема принятия решений

 

Проблема формирования множества решений (дерево решений)

Укрупненная схема выделения уровней решения проблемы

Одним из хороших способов формирования поля решений и проверки этого поля на формулах является данный метод.

Дерево решений представляет собой общую картину возможных решений с учетом каких-либо промежуточных станций.

Пример, проблема выгрузки смерзшегося груза.

 

Укрупненная схема выделения уровней решения проблемы.

– цель решения (наша проблема);

– строение решения;

– планы методов;

– сами методы;

– варианты решения;

– борьба со смерзанием груза;

– борьба со смерзанием груза до выгрузки;

– борьба со смерзанием груза после выгрузки;

, – химические методы;

, – термические методы;

, – механические методы;

– обрызгивание вагона;

– обрызгивание груза;

– встряхивание при транспортировки;

– покрытие пленкой;

– использование электроэнергии;

– использование пара;

– использование накопленного тепла;

– покрытие груза пленкой в один слой;

– покрытие груза пленкой в два слоя;

– обрызгивание вагона щелочью;

– обрызгивание вагона маслом;

– применение водных растворов;

– использование поверхностно активного вещества.

При таком подходе единичные варианты на каждом иерархичном уровне в зависимости от решаемой проблемы можно изучать, исследовать и обобщать с помощью математических, естественнонаучных и других принципов, методов и структур.

Конференция идей

Эффективным способом расширить поле возможных решений и охватить как можно больше вариантов служит конференция идей. Во время конференции идей вокруг одной проблемы в короткий промежуток времени группируется множество людей. Это происходит от того, что большое количество людей обсуждают одновременно одну и ту же проблему, вовлекая друг друга в обсуждение проблемы.

Конференция идей отличается от обычного заседания, рабочего обсуждения и деловой дискуссии. Отличие состоит в творческой атмосфере, которая создается и обеспечивается следующими правилами:

1. Вопрос об участниках.

Конференция идей – это опрос экспертов, но в присутствии непрофессионалов очень даже желательно. Необходимо привлекать людей, которые к решению данной проблемы не имеют отношения, но в тоже время должны быть люди, способные вдуматься в новую для них проблематику. При проведении конференции важно устранить отношение подчиненных между участниками – это гарантирует независимость предложений от мнения руководителей. Круг участников должен быть не менее 4 и не более 12 человек.

2. Вопрос о помещении.

Не рекомендуется проводить конференции идей в служебно-административном помещении, на рабочем месте. Комната должна быть проветриваемая и изолирована от шума. Наличие круглого стола в комнате усиливает ощущение равноправия у участников.

3. Вопрос о длительности.

Мнения по этому вопросу расходятся. Идеальной можно считать мозговую атаку в течение 15 минут. Следует помнить, что через 40 минут может наступить переутомление, то есть равнодушие к применяемым решениям, но бывают такие ситуации, когда участники меняют окружение (место) для решения этой проблемы (можно уехать на базу отдыха для решения).

4. Проблема правил проведения.

Отрицательная критика для каждого участника строго запрещена. Поощрения поддерживается, фантазия тоже.

5. Фиксация идей.

Высказывание идей фиксируется без внимания их реализуемости. Оценка и отбор проводятся позднее, после конференции (собираются все мнения, предложения, идеи).

Как только кто-то позволит дать низкую оценку идеи другого участника, творческая атмосфера нарушается, генерация идей прекращается, метод перестает работать.

6. Постановка проблемы.

Задачи лучше всего выразить в виде краткого точного вопроса (например, Какие возможности есть для чего-то? Что нужно сделать для того, чтобы?) Интересной разновидностью конференции идей является моноконференция, то есть сознательное обсуждение проблемы с самим собой. Важно помнить, что задача состоит в генерации max числа решений проблемы, а не в их оценке и анализе. После конференции необходимо провести дискуссию, посвященную оценке и последовательности предложенных решений.

 

 

Конференция идей отличается от обычного заседания, рабочего обсуждения и деловой дискуссии. Отличие состоит в творческой атмосфере, которая… 1. Вопрос об участниках. Конференция идей – это опрос экспертов, но в присутствии непрофессионалов очень даже желательно. Необходимо привлекать…

Метод Дельфи

Метод Дельфи в современном понимании – это процесс, в результате которого участники группы (или независимые эксперты) приходят к консенсусу относительно каких-то событий, не прибегая к дискуссии лицом к лицу. Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы, препятствует непосредственной конфронтации участников процесса и лишает их возможности отстаивать свои идеи. Кроме того, поиск решений проблемы данным методом позволяет учитывать мнение меньшинства, и в отдельных случаях оно может стать решающим. Наиболее существенное преимущество данного метода состоит в том, что участники группы, имеющие широкий разброс мнений, могут совместно пользоваться информацией о позициях других экспертов, что способствует переосмыслению поставленной проблемы и достижению согласия по предложенным вариантам решения проблемы.

Шаг 1

Предполагается, что до начала этого этапа выдвинута формулировка проблемы, собраны и интерпретированы все данные. Теперь необходимо определить возможные варианты решения. На данном шаге можно либо выявить и зафиксировать эти варианты методом мозгового штурма, либо самостоятельным определением путей решения проблемы каждым из участников группы. Руководитель или координатор группы предлагает ее участникам составить перечень возможных решений проблемы, записать их каждому на своем отдельном листе бумаги. В данном случае каждый работает самостоятельно. Данный шаг может быть организован либо во время проведения собрания группы, либо членам группы предлагается выполнить это задание между собраниями. Руководитель собирает все листки и составляет общий список идей. Повторяющиеся предложения считаются как одно, и ничто не должно указывать, что какая-либо идея была высказана несколькими людьми. Как только общий список идей будет составлен, руководитель группы должен оформить весь список предложенных решений отдельно для каждого участника.

Шаг 2

После того как сформулирован полный список вариантов решения данной проблемы, каждого участника группы просят оценить важность предложенных идей и записать свои оценки в таблице. Можно воспользоваться двумя способами оценки при проведении данного метода.

1 способ. Оценивать идеи рекомендуется по 10 балльной шкале. При этом оценка 1 должна соответствовать самому приоритетному и наиболее важному варианту решения рассматриваемой проблемы. Для более точного определения можно воспользоваться следующими критериями оценки важности предложенных вариантов решения:

1 балл – наиболее важное решение;

3 балла – скорее важное, чем нет;

5 баллов – несущественное влияние;

7 баллов – скорее не важное, чем важное;

10 баллов – совершенно неважное решение.

Промежуточные баллы (2, 4, 6, 9) также могут использоваться при проставлении оценок.

2 способ. Если вариантов решения меньше 10, то можно проранжировать их в порядке важности для того, чтобы оценить их следующим образом. Например, предложено для рассмотрения 7 вариантов решений. В этом случае 1 балл приписывается наиболее значимому решению, 2 балла – второму по степени важности и т. д. до 7. Одна оценка (1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7) может соответствовать только одному варианту решения.

Кроме того, в соответствующей графе таблицы по каждому варианту необходимо выдвинуть свои доводы или мнения в пользу выставленной оценки (таблица 16).

Таблица 16

Идея (вариант) решения Оценка Мнения (доводы) в пользу данной оценки
     
     

 

Шаг 3

После заполнения таблиц руководитель собирает листки с оценками у всех участников группы и обрабатывает их. Задача руководителя – выявить и обобщить наиболее часто повторяющиеся оценки по каждому варианту решения. Полученные данные от всех участников группы сводятся в одну таблицу. Одновременно необходимо проанализировать наличие крайних оценок (сильно отличающихся по своему значению от остальных) по каждому варианту решения и также зафиксировать эти данные в таблице 17.

Таблица 17

Оценки участников Крайние оценки (оценка/кол-во) № Идеи (вариант) Наиболее часто повторяющаяся (оценка/кол-во*)
       

 

* В данной графе указывается два числа через дробь: первая показывает весомость оценки (ее значение), вторая – количество человек, указавших данную оценку.

ПРИМЕЧАНИЕ: Оценки, близкие к значению, выставленному большинством, следует считать такими же. (Например: если большинство поставило оценку 2, то значения 1 или 3 можно условно считать также как 2).

А значение 7-9 в этом случае считаются крайними.

Шаг 4

Возможно, на предыдущем шаге все придут к одинаковому мнению, а возможно и нет. Если мнение участников будут очень близкими, то это признается за окончательный результат. Если имеются существенные различия, то процесс оценки продолжается. На данном шаге при очередной встрече группы руководитель раздает участникам листы, в которых зафиксированы идеи (варианты) сформулированных ими ранее решений и доводы (мнения) в пользу выставленных оценок по каждому из них. (Можно разместить всю информацию в таблице, подобной таблице 16, из которой необходимо исключить только графу «Оценка__________».) Здесь могут быть различные варианты подготовки экспертных листков:

• В случае, когда разброс мнений слишком большой по всем вариантам предложенных решений, руководитель готовит листы (табл. 16), в которых по каждому варианту решения размещает мнения всех участников группы.

• В случае, когда по некоторым вариантам мнение участников будет очень близким, то эта оценка признается за окончательный результат, и эти варианты решений больше не обсуждаются. В этом случае руководитель в новой форме (табл. 16) оставляет для обсуждения только спорные вопросы.

• В случае, когда большинство придерживается какой-то близкой оценки, но есть противоположные мнения некоторых участников, то в табл. 16 руководитель размещает мнения и доводы меньшинства и передает их для ознакомления и оценки большинству, а мнения большинства следует дать для ознакомления и оценки меньшинству.

Все участники группы должны внимательно ознакомиться с мнениями друг друга по всем вариантам предложенных решений и после этого еще раз проставить оценки по варианту каждого решения в новом листе, составленном в точности по форме таблицы 16. Варианту каждого решения в новом листе, составленном в точности по форме таблицы 16.

Шаг 5

Руководитель вновь собирает оценки участников и обрабатывает их как описано в шаге 3. Затем сравнивает новые данные с полученными ранее по таблице 17. Если данные стали более однородными, т.е. большинство участников оценили различные варианты решения проблемы почти одинаково, и нет крайних значений оценок, то обсуждение на этом можно закончить и выделить наиболее приоритетные варианты для дальнейшего рассмотрения. Но если по-прежнему остались полярные мнения, то стоит далее отдельно обсудить мнения меньшинства (повторить шаги 5 и 6, только представить для обсуждения варианты решения и мнения о них только тех участников, которые не согласны с большинством).

В случае, когда согласие участников группы по каким-либо вариантам решений не достигнуто, можно перейти к методу «Обмен мнениями».

Таким образом, предлагаемая модификация метода Дельфи состоит из следующих шагов:

1.Сделать обзор по анализу проблемы и содранным данным. Предоставить каждому члену группы выдвинуть свои идеи (варианты) решений проблемы.

2.Составить общий список предложенных вариантов решения проблемы.

3.Предоставить возможность каждому участнику группы оценить предложенные варианты и обосновать свою оценку по каждому варианту решения.

4. Проанализировать полученные результаты и определите общие и крайние оценки.

5.Внимательно ознакомиться с мнениями всех участников по каждому варианту решения проблемы и еще раз оценить их.

6.В случае почти единогласного совпадения мнений и оценок можно закончить обсуждение. В случае наличия крайних мнений – продолжить независимое обсуждение, пока эксперты (участники группы) не придут к консенсусу (согласию).

Сетевой план-график. Задача планирования работ

Виды связи в сетевом плане для принятия решений

Правила построения эквивалентных схем

Понятийно-терминологический словарь курса (глоссарий)

Решение – комплексный, мыслительный, эмоциональный, психологический и организационно-правовой акт, выполняемый руководителями в пределах своих полномочий.

Организация – системно-образующая функция, которая влияет на структуру, изменяет ее, создает новую.

Математическая модель задачи принятия решения – формальное описание составляющих ее элементов, т.е. цели, средства, результаты, а также связи между средствами и результатами.

Транспортная система – сложная система, характеризующаяся набором параметров взаимодействия с внешней средой.

Задачи управления – поддержание параметров системы в заданных пределах.

Внешняя среда – совокупность случайных факторов, которые действуют дезорганизирующи на параметры состояния системы и вектор выходных потоков.

Устойчивое состояние – такое состояние системы, когда сравнительно малые внешние воздействия приводят к малым последствиям.

Неустойчивое состояние – такое состояние системы, когда малые внешние воздействия приводят к большим последствиям.

Канал системы – действия и операции, которые производят обработку потока в системе.

Управление транспортной системой – действия, необходимые для возвращения системы в пространственно-устойчивое состояние.

Вагоно-операция – измеритель, предполагающий продвижение потока на одну технологическую операцию.

Ситуационное управление – заранее отображенное множество решений и ситуаций.

Эпиморфизм – отображение информации с одновременным ее укрупнением и обобщением.

Дерево решений – способ формирования поля решений и проверки этого поля на формальное соответствие полному.

Конференция идей – эффективный способ расширить поле возможных решений и охватить как можно больше вариантов.

Критический путь – цепочка мероприятий наиболее длительно определяющих время продолжительности проекта.

Конъюнктивная связь (логическая «и») – все предшествующие события, указанные приходящей стрелкой должны произойти прежде, чем сможет начаться данная работа.

Альтернативная связь (логическая функция, включающая «или») – работа начинается сразу же по завершении одной из предыдущих работ, или обеих вместе, если они завершаются одновременно.

Дизъюнктивная связь(логическая функция, исключающая «или») — работа в этом случае взаимно исключает одна другую, поэтому параллельное выполнение работ невозможно.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «решение»?

2. В чем особенности акта принятия решения?

3. Назовите системообразующую функцию?

4. При каких условиях может быть выработано правильное решение?

5. В чем состоит способ формализации в математических моделях?

6. Что оценивает целевая функция для каждого возможного результата решений?

7. Что представляет собой математическая модель задачи принятия решения?

8. Что представляет собой транспортная система?

9. В чем состоит основная задача управления?

10. Чем будет внешняя среда для системы?

11. Что должно обеспечиваться для устойчивой работы?

12. Дайте определение устойчивому состоянию системы?

13. Дайте определение неустойчивому состоянию системы?

14. В каком состоянии находится система, если бункер на входе имеет резервные пути?

15. Что делают, если состояние системы выходит за пределы пространственно-устойчивого?

16. Для чего необходимо знать относительную важность критерия?

17. В чем сущность множества Парето?

18. В чем сущность принципа жесткого приоритета?

19. В чем сущность принципа справедливого компромисса?

20. В чем сущность принципа скалярной свертки?

21. Для чего вводят общий измеритель работы?

22. Для чего вводят измеритель вагоно-операции?

23. В чем суть проблемы принятия решения?

24. Какие вопросы необходимо проверить для определения существования проблемы?

25. Какова блок-схема принятия решения?

26. Что такое дерево решения?

27. В чем сущность метода Дельфи?

28. Что такое конференция идей?

29. Что такое сетевой план-график?

30. Что такое критический путь?

31. Что предполагает ситуационное управление?

32. В чем особенности данного типа управления?

33. Каким по природе является управление в транспортной системе?

34. Что влечет за собой решение на верхнем уровне?

35. Что влечет изменение ситуации на нижнем уровне?

36. Что такое эпиморфизм?

37. Что такое изоморфизм?

38. Почему необходимо знать важность критерия?

39. Что такое множество Парето?

40. Что осуществляют для ускорения пропуска поездов?

41. Каковы решения по ускорению вагонов?

42. В чем суть регулирования локомотивного парка при непарности движения?

43. В чем суть проблемы принятия решения?

44. Какие вопросы необходимо проверить для определения существования проблем?

45. Какова блок-схема принятия решения?

46. Что такое дерево решения?

47. Что такое конъюнктивная связь?

48. Что такое альтернативная связь?

49. Что такое дизъюнктивная связь?

Две последние цифры учебного шифра Номера вопросов Две последние цифры учебного шифра Номера вопросов
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Организация – системно-образующая функция, которая влияет на структуру, изменяет ее, создает новую. Математическая модель задачи принятия решения – формальное описание… Транспортная система – сложная система, характеризующаяся набором параметров взаимодействия с внешней средой.