Формирование речевых предпосылок готовности к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии

Введение

Г.А. Каше отмечает, что уже в дошкольном возрасте дети не всегда справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению, если с ними не проводилось соответствующая работа в детском саду.

У детей с ФФНР имеются нарушения речи в целом, связной речи и звукослоговой структуре. В целом можно отметить, что у данной группы детей уровень готовности к овладению грамотой невысокий.

Трудности в общении, в установлении межличностных отношений, в освоении чтения и письма, которые испытывают дошкольники со стертой дизартрией, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности.

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема дизартрии интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого — педагогическом направлениях.

Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью легкой степени дизартрии у детей. Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими.

Характерной особенностью легкой степени дизартрии является недоразвитие основных компонентов языковой системы — фонетико — фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Это в свою очередь приводит к трудностям в овладении детьми речевыми навыками. Важное значение в решении проблемы дизартрии имеет сложность коррекции, которая предполагает комплексный характер и продолжительное время воздействия.

Легкая степень дизартрии — одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (Чиркина Г.В.).

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно (Лопатина Л.В.).

Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта (Ипполитова А.Г.).

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... Объектом исследования являлись матери воспитывающие детей с проблемами в развитии. Предмет изучения: психологические особенности матерей воспитывающих детей с проблемами в развитии. Гипотеза исследования: ... имеют врожденную или приобретенную патологию, 4 - 5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития (Блинова Л.Н. 2004). Специалисты (Исаев Д.Н., Лебединская ...

Важное значение в решении проблемы дизартрии имеет сложность коррекции, которая предполагает комплексный характер и продолжительное время воздействия.

Объект исследования — особенности речевых предпосылок готовности к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.

Предмет исследования — определение направления содержания коррекционной работы при формировании речевых предпосылок готовности к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.

Задачи исследования:

1. Изучить научно — методическую литературу по данной проблеме.

2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение механизма симптоматики нарушений речевых предпосылок.

3. Определить направление содержания коррекционной работы при формировании речевых предпосылок у детей с ФФНР с легкой степенью дизартрии.

Базой исследования послужило МДОУ — детский сад компенсирующего вида № 450 г. Екатеринбурга. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте 5 — 6 лет, с диагнозом: ФФНР, легкая степень дизартрии.

Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования

1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте»

Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма.

Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания. Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти. У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда)………

…….Появляются первые существительные и почти одновременно с ними появляются глаголы (дай, на).

К концу этапа (1,5 года) словарный запас от 1 до 2 — х слов увеличивается до 15 — 20 слов. В это время с заметным опережением развивается импрессивная речь. Ребенок понимает на много больше, чем произносит сам.

Третий этап длится от 1,5 — 2 лет. Ребенок хочет быть собеседником, охотно вступает во взаимоотношения. Ребенок начинает понимать распространенные предложения. Ребенок выполняет двухступенчатые инструкции, появляется много описательных жестов.

Этот этап называется «Однословные предложения. Предложения из двух слов — корней» (1,5 — 2 года).

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

... связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внут­ренне-опосредствованного ... Личностные тесты Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является ...

Происходит активное накопление словарного запаса (минимум до 50 слов, может достигать 200 слов и больше).

Как только словарный запас ребенка достигает 50 слов, у него начинается спонтанное составление фразы. К 2 — м годам должна быть элементарная фразовая речь. Первые фразы состоят из двух слов. Допустимо использование слов — звукоподражаний и наличие аграмматизмов. Например, дай ко — ко.

В норме первым правильно усваивается винительный падеж, т.к. находит наибольшее зрительное подкрепление. На этом этапе стабилизируется слоговая структура слов. В звуковом оформлении допустимы множественные ошибки. Например, ки — ки — ти — ки вместо кир — пи — чи — ки.

Появляются новые звуки речи (передне — язычные щелевые, как правило, нижнего подъема; большое количество звонких, парных глухих).

В речи ребенка чаще встречаются мягкие звуки, чем твердые. Заметно увеличивается объем понимаемой речи. Ребенок активно пользуется жестовой речью. Этап часто называют этапом расцвета жестов. Жесты заменяют отсутствующие в словарном запасе слова. В это время начинает развиваться регулятивная и коммуникативная функции речи. Должны быть усвоены слова «можно» и «нельзя».

Четвертый этап, по Гвоздеву А.Н., этап «Усвоение грамматической структуры предложения», длится от 2 — х до 3 — х лет. Происходит мощное накопление словарного запаса ребенка (минимум 250 слов).

Слоговая структура слов полностью стабильна. У ребенка появляются звуки среднего онтогенеза. Среди гласных появляется звук ы — самый трудный из гласных. Имеющиеся согласные получают пары в виде звонких — глухих, твердых — мягких. Появляются первые сложные соноры — л, ль. К концу этого этапа у ребенка появляются практически все звуки, кроме самых артикуляционно сложных. К 3 — м годам может не быть следующих звуков: ж, ш, щ, ц, ч, л, р, рь (Гвоздев А.Н.).

Существенным отличием этого этапа от предыдущего является появление грамматических средств на фоне развитого фонематического слуха. Происходит усвоение грамматического структурирования фразы. К 3 — м годам в норме у ребенка обязательно должна быть фразовая речь. Допустимы отдельные аграмматизмы, которые возникают из — за неусвоения сл……..

едицина, 1981. — 270 с.

11. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 279 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

12. Краузе, Е. Логопедия. — 6-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2010. — 208 с., ил.

13. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Т.А.. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. — 64 с.

14. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

15. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. — 192 с. (Коррекционная педагогика).

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... структурой слов, протекает в русле закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как сложный многообразный и системный процесс.[1]. Учет закономерностей развития речи детей позволяет ...

16. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии).

— СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.

17. Лопухина, И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997. — 256 с., ил.

18. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.: ил.

19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н.,, проф. Г.В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

21. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 445, [1] с.: ил. — (Справочник).

22. Правдина, О.В. Логопедия. — М., 1973.

23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред.Ф.А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с., ил.

24. Трубникова, Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005.

25. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.: ил.

26. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа).

— М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 2).

27. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

28. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с.: ил.

29. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 550 с.

30. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Проблемы младенчества. — М.: ИКП РАО, 1999. — С. 148 — 150.

31. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

32. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6 — 20.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... внутренняя детерминация поведения социальными мотивами). Факторы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.   Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Интеллект как прижизненно формирующаяся система высших психических ... Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, ...