Введение
Г.А. Каше отмечает, что уже в дошкольном возрасте дети не всегда справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению, если с ними не проводилось соответствующая работа в детском саду.
У детей с ФФНР имеются нарушения речи в целом, связной речи и звукослоговой структуре. В целом можно отметить, что у данной группы детей уровень готовности к овладению грамотой невысокий.
Трудности в общении, в установлении межличностных отношений, в освоении чтения и письма, которые испытывают дошкольники со стертой дизартрией, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности.
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема дизартрии интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого — педагогическом направлениях.
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью легкой степени дизартрии у детей. Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
Характерной особенностью легкой степени дизартрии является недоразвитие основных компонентов языковой системы — фонетико — фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Это в свою очередь приводит к трудностям в овладении детьми речевыми навыками. Важное значение в решении проблемы дизартрии имеет сложность коррекции, которая предполагает комплексный характер и продолжительное время воздействия.
Легкая степень дизартрии — одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (Чиркина Г.В.).
Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно (Лопатина Л.В.).
Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта (Ипполитова А.Г.).
Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии
... Объектом исследования являлись матери воспитывающие детей с проблемами в развитии. Предмет изучения: психологические особенности матерей воспитывающих детей с проблемами в развитии. Гипотеза исследования: ... имеют врожденную или приобретенную патологию, 4 - 5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития (Блинова Л.Н. 2004). Специалисты (Исаев Д.Н., Лебединская ...
Важное значение в решении проблемы дизартрии имеет сложность коррекции, которая предполагает комплексный характер и продолжительное время воздействия.
Объект исследования — особенности речевых предпосылок готовности к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования — определение направления содержания коррекционной работы при формировании речевых предпосылок готовности к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Изучить научно — методическую литературу по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение механизма симптоматики нарушений речевых предпосылок.
3. Определить направление содержания коррекционной работы при формировании речевых предпосылок у детей с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Базой исследования послужило МДОУ — детский сад компенсирующего вида № 450 г. Екатеринбурга. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте 5 — 6 лет, с диагнозом: ФФНР, легкая степень дизартрии.
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте»
Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма.
Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания. Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти. У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда)………
…….Появляются первые существительные и почти одновременно с ними появляются глаголы (дай, на).
К концу этапа (1,5 года) словарный запас от 1 до 2 — х слов увеличивается до 15 — 20 слов. В это время с заметным опережением развивается импрессивная речь. Ребенок понимает на много больше, чем произносит сам.
Третий этап длится от 1,5 — 2 лет. Ребенок хочет быть собеседником, охотно вступает во взаимоотношения. Ребенок начинает понимать распространенные предложения. Ребенок выполняет двухступенчатые инструкции, появляется много описательных жестов.
Этот этап называется «Однословные предложения. Предложения из двух слов — корней» (1,5 — 2 года).
Этапы исследования методом наблюдения
... связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внутренне-опосредствованного ... Личностные тесты Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является ...
Происходит активное накопление словарного запаса (минимум до 50 слов, может достигать 200 слов и больше).
Как только словарный запас ребенка достигает 50 слов, у него начинается спонтанное составление фразы. К 2 — м годам должна быть элементарная фразовая речь. Первые фразы состоят из двух слов. Допустимо использование слов — звукоподражаний и наличие аграмматизмов. Например, дай ко — ко.
В норме первым правильно усваивается винительный падеж, т.к. находит наибольшее зрительное подкрепление. На этом этапе стабилизируется слоговая структура слов. В звуковом оформлении допустимы множественные ошибки. Например, ки — ки — ти — ки вместо кир — пи — чи — ки.
Появляются новые звуки речи (передне — язычные щелевые, как правило, нижнего подъема; большое количество звонких, парных глухих).
В речи ребенка чаще встречаются мягкие звуки, чем твердые. Заметно увеличивается объем понимаемой речи. Ребенок активно пользуется жестовой речью. Этап часто называют этапом расцвета жестов. Жесты заменяют отсутствующие в словарном запасе слова. В это время начинает развиваться регулятивная и коммуникативная функции речи. Должны быть усвоены слова «можно» и «нельзя».
Четвертый этап, по Гвоздеву А.Н., этап «Усвоение грамматической структуры предложения», длится от 2 — х до 3 — х лет. Происходит мощное накопление словарного запаса ребенка (минимум 250 слов).
Слоговая структура слов полностью стабильна. У ребенка появляются звуки среднего онтогенеза. Среди гласных появляется звук ы — самый трудный из гласных. Имеющиеся согласные получают пары в виде звонких — глухих, твердых — мягких. Появляются первые сложные соноры — л, ль. К концу этого этапа у ребенка появляются практически все звуки, кроме самых артикуляционно сложных. К 3 — м годам может не быть следующих звуков: ж, ш, щ, ц, ч, л, р, рь (Гвоздев А.Н.).
Существенным отличием этого этапа от предыдущего является появление грамматических средств на фоне развитого фонематического слуха. Происходит усвоение грамматического структурирования фразы. К 3 — м годам в норме у ребенка обязательно должна быть фразовая речь. Допустимы отдельные аграмматизмы, которые возникают из — за неусвоения сл……..
едицина, 1981. — 270 с.
11. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 279 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
12. Краузе, Е. Логопедия. — 6-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2010. — 208 с., ил.
13. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Т.А.. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. — 64 с.
14. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
15. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. — 192 с. (Коррекционная педагогика).
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... структурой слов, протекает в русле закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как сложный многообразный и системный процесс.[1]. Учет закономерностей развития речи детей позволяет ...
16. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии).
— СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
17. Лопухина, И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997. — 256 с., ил.
18. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.: ил.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н.,, проф. Г.В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
21. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 445, [1] с.: ил. — (Справочник).
22. Правдина, О.В. Логопедия. — М., 1973.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред.Ф.А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с., ил.
24. Трубникова, Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005.
25. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.: ил.
26. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа).
— М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 2).
27. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.
28. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с.: ил.
29. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 550 с.
30. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Проблемы младенчества. — М.: ИКП РАО, 1999. — С. 148 — 150.
31. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
32. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6 — 20.
Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста
... внутренняя детерминация поведения социальными мотивами). Факторы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Интеллект как прижизненно формирующаяся система высших психических ... Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, ...