ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие об общении и возможностях его формирования в старшем 7
дошкольном возрасте 7
1.2. Возможности игровой деятельности в формировании общения у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности влияния педагога на характер взаимоотношений в группе детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Этапы и методы исследования 21
2.2 Основные направления работы по воспитанию общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста 33
2.3 Проверка эффективности работы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ВВЕДЕНИЕ
Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.
Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать. Как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Актуальность темы исследования: являясь частью окружающего мира, а не изолированным существом, человек нуждается в отношениях с другими людьми. Именно так происходит его полноценное личностное развитие. Поэтому, необходимо глубоко изучать не только личность, характер и способности индивидуума, но и его межличностные взаимоотношения. Личное, социальное благополучие и здоровье человека, его удовлетворенность или неудовлетворенность собственной жизнью определяются характером и качеством межличностных взаимоотношений.
Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ...
... Цель работы: Рассмотреть особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности Задачи: 1. Обзор специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой ...
Эффективные межличностные отношения устанавливаются только в том случае, когда человек владеет навыками культуры взаимоотношений с другими людьми.
Никто не появляется на свет с уже сложившимися навыками общения. На формирование взаимоотношений у детей влияет множество факторов. Причем влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Ребенок, при воспитании которого этим аспектам не уделялось достаточного внимания, в последующем может испытывать дефицит общения и даже одиночество.
Потребность в общении и характер отношений во многом зависят от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две относительно самостоятельные сферы общения — со взрослым и со сверстником. Общение необходимо для нормального развития личности ребенка. Но роли взрослого и сверстника в жизни ребенка, конечно, различны. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Начнем с главного, с того, что делает ребенка Человеком, — с его общения с взрослым. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» — понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек — мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества — задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение к ним воспитателя и характер его общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не может ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.
Проблема общения дошкольника со взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необходимо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.
Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.
При общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных. К 5-6 годам ребенок способен к внеситуативно-деловому общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей, договариваются заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, ??????е приобретает внеситуативный характер. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...
Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. При этом наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику? им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что сверстники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. При недостатке общения со взрослыми общение со сверстниками выполняет компенсаторную функцию.
Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в необходимости совершенствования технологии развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, как средства гармонизации социализации подрастающего поколения в условиях детского сада.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов формирования взаимоотношений в период детства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: изучение общения и взаимоотношения в группе старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические основы воспитания общения и взаимоотношения;
2. определить уровень развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в старшем дошкольном возрасте;
3. проверить эффективность использования методов воспитания общения у детей посредством игровой деятельности.
Особенности пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста
... действительности, в двух- и трехмерном пространстве. Усвоение пространственных ориентировок детьми дошкольного возраста формируется медленно и постепенно, и происходит на протяжении всего возрастного ... средства обучения. Одним из средств формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста является использование дидактических игр в различных видах деятельности. Эффективность ...
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
— эмпирические методы: включающие наблюдение, анкетирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Организация и база исследования.
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения ГУДО «Столинский ясли-сад №3» и включало три этапа:
1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень общения и взаимоотношения детей в старшего дошкольного возраста.
2. На втором этапе была организована работа по воспитанию общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования.
В результате исследований:
1) Выявлены уровни общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.
2) Апробирована серия игр по воспитанию общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ
1.1. Понятие об общении и возможностях его формирования в старшем
дошкольном возрасте
Взаимоотношение — это отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение — стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего. По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.
В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.
Особенности речевого общения детей с нарушением слуха Введение
... недостатками слуха и анализ тестов, проведенных с детьми с отклонениями слуха и детьми с нормальным слухом. Предметом – процесс речевого общения детей с недостатками слуха. Цель работы – обобщить ... такими элементами речи, как слоги и фонемы. Подобный подход отвечает диалектическому пониманию взаимоотношения целого и части, анализа и синтеза. Практический эффект такого обучения выражается в ...
Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, М. Лисина предложила следующие четыре критерия:
1) внимание и интерес к другому — наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;
2) эмоциональное отношение к другому человеку;
3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе, — человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и каким-то образом относится к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характерным моментом общения;
4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, — изменение активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности[13].
Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.
Общение: актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов.
Речевое общение: это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности [9].
Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:
— интерактивную,
— коммуникативную,
— перцептивную стороны речевого взаимодействия.
«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», — отмечал В.В.Давыдов [22].
Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово общение говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном — ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Взаимный характер отношения и действия (взаимоотношения и взаимодействия) становится возможным благодаря тому, что другой человек подобен мне, т. е. у него, как и у меня, есть свое мнение. Причастность к этому другому мнению порождает ощущение единства с другим и феномены сопереживания (сочувствие, сострадание, сострадание и пр.).
Открытость другому, способность проникать в него, учитывать его и считаться с ним — важнейшая способность и необходимое свойство человека, побуждающая людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении. В детском саду формирование поведения ребенка проходит в коллективе и через коллектив. Например, ребенок задает взрослому вопрос: Кто быстрее бегает: волк или заяц? Что побуждает ребенка обратиться к взрослому с этим вопросом? За этим простым обращением могут стоять самые разные потребности. Может, ребенком движет познавательная потребность и его действительно интересует, кто быстрее бегает; может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого и главное для него — потребность во внимании; может, ему важно продемонстрировать свои познания перед друзьями и удовлетворить потребность в признании сверстников. Или: один ребенок жалуется на другого. Если воспитатель не будет знать, понимать или чувствовать эту внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет понять самого ребенка, а значит — и правильно ответить ему. Но чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
... стрессовые ситуации (разлука детей раннего возраста с родителями, начало посещения детского сада или школы, конфликтная ситуация в семье или учебном ... период бодрствования. Необходимо отметить, что тригерными (пусковыми) факторами в развитии СРК у детей чаще всего являются: перенесённые кишечные и вирусные инфекции (энтеровирусные и ротавирусные); ...
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-6 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным.
Общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [12].
Общение предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». — М., 2003.
2. Бархатова, М.С. «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 — 1989.
3. Болотина, Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1987.
4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Педобщество, 2003. — 240с..
5. Воспитание детей в старшей группе детского сада Пособие для воспитателя дет. сада /В. В. Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. — М.: Просвещение, 1984
Социальная психология общения : структура, функции, виды общения
... деятельности. способностями, умениями и навыками. М.Р. Битянова выделила следующие функции общения: Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно ... не определяют характера коммуникаций. Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение. Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные: - кинесика (движение рук, ...
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
7. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006 — 420 с.
8. Газизова, Ф.С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: Дис…. канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2000 — 229 c.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Мн.:Універсітэцкае, 1997. — 239 с.
10. Ермолаева, М.В., Захарова, А.Е., Калинина, Л.И., Наумова, С.И. Психологическая практика в системе образования. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
11. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик — М.: Просвещение, 1997. — 168 с.
12. Коломинский, Я. Л., Плескачева, Н. М., Заяц И. И., Митрахович, О. А. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
13. Коломинский, Я.Л. « Взаимоотношение в малых группах»
14. Купина, Н.А., Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. — М., 1992. — 176 с.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 1 книга. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 519 с.
17. Общие основы психологии. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 516 с.
18. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей . — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.- 160 с. (В помощь психологу.)
19. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986. — 96с.
20. Печора, К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2006. — 144 с. л.
21. Репиной, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников в детском саду.
22. Смирнова, Е. О., Холмагорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников. диагностика, проблемы и коррекция. М.: Владос, 2005. -159с.
23. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов . 3-е издание, переработанное Питер; 2009-304 с
24. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 160с.
25. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду // М. Просвещение, 1982.
26. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 96.
27. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 96.
Общение дошкольников
... формы (как говорит); .возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам). ... повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, потому, что дошкольники говорят ...
28. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. Пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений. — Москва.: Издательский центр «Академия», 1998. -304 с.
29. Финькевич, Л.В. Савченко Н. В. Социальная психология детства
30. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Просвещение, 2000. — 267 с.