Формирование лидерских качеств личности

Содержание

Введение 3

Глава 1. Феномен лидерства как социально – психологическая проблема и основные подходы 7

1.1 Лидерство как социально — психологическое явление 7

1.2 Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства 14

1.3 Особенности становления личности лидера 25

Глава 2. Экспериментальное исследование лидерских качеств учащихся подросткового возраста 33

2.1. Объект и методы исследования 33

2.2. Программа развития лидерства у подростков 40

2.3. Диагностика эффективности коррекционной программы 46

Заключение 48

Библиографический список 51

?

Введение

Современное общество характеризуется особой интенсивностью реформ в социальной, экономической, политической и культурной областях. Происходит обновление ценностей, перестройка отношений, как среди молодежи, так и взрослого населения. Новые реалии диктуют необходимость быстрого решения возникающих вопросов и проблем. В связи с этим возникает потребность в специалистах не только высокого профессионального уровня, но и способных сплотить и объединить людей для быстрого решения общих задач. Осуществить это могут только личности, обладающие развитыми лидерскими качествами. Именно лидерские качества помогают привлечь внимание окружающих к своим идеям и убедить в своей правоте. Уже сегодня на рынке труда требуются активные высококлассные специалисты, умеющие работать в команде, способные принимать важные решения и нести груз ответственности за их претворение в жизнь, строить продуктивные взаимоотношения с другими людьми.

Проблема лидерства достаточно обстоятельно исследуется как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. В зависимости от методологических основ и направленности психологических теорий и концепций достаточно широко представлен содержательный состав и психологические детерминанты лидерства как такового, так и относительно различных социальных сред. В этой связи представлен харизматический подход, согласно которому лидер это личность с особым набором качеств исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости для более или менее широкого круга сопереживающих (М. Вебер[2]).

Получает развитие теория черт, по которой эффективный руководитель (лидер) имеет как врожденные, так и приобретенные качества и черты характера, особые способности к лидерству (Е. Богардус, Э. Стогдил, P.P. Шток]) [2]. С позиций психоаналитического подхода лидерство трактуется как индивидуально-психологическое явление, объясняемое только исходя из него самого (3. Фрейд).

3 стр., 1005 слов

Презентация на тему: Лидерство и руководство

... действия, содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников, возможность быстрого принятия решений. •Недостатки управления методом делегирования: руководитель делегирует меньшее число интересных ... воспитания и обучения. Презентация на тему: Коммуникативная Коммуникативная компетентность –качество человека, выражающееся в его умении и способностях понимать контекст ситуации ...

В рамках функционально-ролевого подхода к лидерству выделяются основные функции, присущие лидерству: контроль, поощрение и наказание, планирование и др. (Э.Л. Баллачи, Д. Крейч).

В 90-е годы XX в. в период глобализации получила развития концепция активизации, в рамках которой предлагается осуществлять организационные перемены на фоне фактической работы, связанной с личностным ростом и реализацией творческого потенциала личности (X. Аустин, В. Беннис).[2]

В отечественной психологической науке проблемы лидерства рассматриваются с точки зрения особенностей и нюансов руководства в коллективах и их деятельности, а также факторов взаимодействия и общения в малых учебных группах разного возрастного состава (И. П. Волков, Н.С. Жеребова, Р.Л. Кричевский [28], А.В. Петровский [32,86], Л.И. Уманский и др.).

Особое значение для понимания ключевых вопросов, связанных с лидерством, имеют работы Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской, Б.Д. Парыгина, Л.И. Божович [13, 16]. Большое количество работ разных авторов посвящены разработке различных аспектов лидерства, критике существующих социально-психологических теорий лидерства (Г.К. Ашин , И. П. Волков, Р.Л. Кричевский, изучению стилей лидерства (Н.Н. Обозов, А. В.Петровский [32]).

Значительный интерес для понимания важнейших вопросов психологии лидерства представляют работы Л.И. Айдаровой, Т.Н. Березиной, П.С. Гуревича, М.В. Каминской, Н.Л. Нагибиной, В.В. Селиванова, Н.Ф. Талызиной, O.K. Филатова.

В целом, можно сказать, что для психологических исследований проблемы лидерства характерно то, что, как правило, лидерство увязывается со способностью личности доминировать, управлять и подчинять себе других людей. В то же время в основании выдвижения личности на позиции лидера могут лежать различные факторы: врожденные качества, определенные ситуации, функции, цели и задачи группы и т.д. А также на первое место выходит важность для группы той или иной деятельности, в ходе которой может быть сняты острые вопросы и достигнуты групповые цели.

В этой связи представляет интерес сомоценность подросткового возраста, стремление подростков к самоопределению и самоутверждению.

Все это послужило основанием для постановки проблемы настоящего исследования: построение психологического портрета школьного лидера на основе выделенных качеств личности и разработка психологического обеспечения развития лидерских качеств в процессе обучения.

Объект исследования: лидерские качества подростков как психологический феномен.

Предмет исследования — процесс развития лидерских качеств у школьников подросткового возраста.

Цель работы: изучить проблему лидерства в зарубежной и отечественной литературе, разработать и апробировать программу развития лидерских качеств личности в процессе школьного обучения.

В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие задачи:

6 стр., 2593 слов

Пилотажное исследование самопрезентации личности в дошкольном возрасте

... звеньев самосознания. Анализ данных результатов исследования позволил зафиксировать особенности развития личности дошкольника и особенности самопрезентации как ... показатели сфер «Физические данные», «Особенности мироощущения», «Лидерская позиция», «Эмоциональные проявления». Данные свидетельствуют о ... котором происходит «цементирование» качеств личности и в то же время развитие их. Согласно идеям В.Н. ...

1. На теоретико-практическом уровне выделить лидерские качества, необходимые для профессиональной деятельности будущего специалиста, разработав методические рекомендации педагогам и студентам по формированию этих качеств в образовательной среде вуза;

2. Теоретически смоделировать психологический портрет студенческого лидера;

3. Выстроить комплексную методику диагностики уровня развития лидерских качеств студентов;

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологического обеспечения развития лидерских качеств студентов в процессе вузовского обучения.

В качестве гипотезы исследования понимается представление о том, что:

процесс развития лидерских качеств личности подростка будет более эффективным в том случае, если реализовать программу, разработанную в виде специализированных игр и упражнении личностного развития.

В работе использовался комплекс методов исследования:

1. Методы исследования на теоретическом уровне (анализ литературы, существующих теоретических положений и понятийного аппарата, моделирование процесса развития лидерских качеств личности подростков).

2. Эмпирические методы (комплексная диагностика лидерских качеств, наблюдение, социально-психологическое тестирование);

3. Математические методы анализа полученных данных.

Эмпирической базой исследования для получения диагностических данных послужил 7 «А» класс школы №43, в количестве 16 человек.

Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

?

Глава 1. Феномен лидерства как социально – психологическая проблема и основные подходы

1.1 Лидерство как социально — психологическое явление

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.[8, 24]

Лидер — лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Термин «лидер» имеет два значения [31, с.263]:

— индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы) [9, с.179].

— лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

6 стр., 2694 слов

1. Лидер и лидерство — понятие, классификация 4

... задача отбора лиц для руководства с качествами лидера или обучения лидерскому поведению. Руководитель должен претендовать на деловое, официальное лидерство в группе, на неформальное признание своей ... развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее ...

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера [26; c. 24].

Классификация лидерства

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси-хологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера…………..

?

Заключение

Проблема лидерства является частью широкого круга вопросов, связанных с взаимодействием личности и общества. В современных условиях нестабильности российской действительности ученые чаще всего обращаются к анализу лидерства личности в политической и экономической жизни, в предпринимательской среде и научной деятельности, но реже — к развитию качеств лидера в системах образования, обучения и воспитания.

13 стр., 6438 слов

Психология социальных меньшинств

... Так же мне понравились работы Шихарева Л.Н «Современная социальная психология», Ядов В.А. «Социологические исследования», Московичи С. « ... статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями ... случае же с меньшинством, стремящимся к ассимиляции, личность одна противостоит окружающим предрассудкам и дискриминации. Кроме ...

Между тем, успешная профессиональная деятельность любого специалиста детерминирована определенными лидерскими качествами человека.

В подростковом возрасте особо обостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг другу школьники в системе межличностных отношений. В этих обстоятельствах лидер старшеклассников часто является эталоном, наиболее референтным лицом в классе, с помощью которого все другие оценивают свои и чужие поступки. Иногда педагоги и родители исходят из предвзятого мнения, что положение лидера в классе занимают отличники учебы. Если для этого заключения есть определенные основания, когда речь идет об учениках младших классов, то в старших классах прямая зависимость между статусами отличника и лидера не прослеживается.

Лидер класса выступает для товарищей как носитель личностных качеств, становящихся образцом и ориентиром для подражания и следования. При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе.

В курсовой работе экспериментально установлено, что старшеклассники оценивают своих ровесников в связи с теми качествами, которые не только признаются особо ценными в этом возрасте, но и являются у них самих слабо развитыми или вовсе отсутствующими. Обладающие подобными качествами товарищи оказываются наиболее влиятельными и имеют наибольшие основания обрести авторитет, стать лидерами класса.

В эксперименте участвовали учащиеся 7 класса и учащиеся 11 класса. Эксперимент проходил в 3 этапа. На констатирующем этапе было проведено диагностирование с целью выяснения личностных особенностей подростков семиклассников и уровня развития лидерских качеств. Так же была построена социоматрица выборов учащимися, в которой были выявлены звезды, предпочитаемые и отвергаемые школьники в классе. В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, методика «Диагностика лидерских способностей» (Жариков Е., Крушельницкий Е.), социометрия (Дж. Морено).

Был проведен сравнительный анализ уровня сформированности лидерских качеств у семиклассников и одиннадцатиклассников. Был сделан вывод, что у учащихся 11 класса лидерские качества развиты у бoльшего количества школьников, чем в 7 классе. Поэтому сделали предположение, что с возрастом лидерские качества развиваются и необходимо создать условия для их формирования.

На формирующем этапе эксперимента была предложена учащимся 7 класса программа психолого–педагогического тренинга, целью которой являлась подготовка социально–положительного лидера.

В содержание данной программы вошли коррекционно–развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова “Тренинг социальной активности”, А.Ф.Шадуры “Тренинг жизненных навыков”, а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития лидерских качеств учащихся 7 класса. И было установлено, что увеличилось количество учащихся, обладающих сильно выраженными лидерскими качествами почти в 3 раза. Следовательно, уменьшилось количество учащихся, имеющих слабо и средне развитые лидерские качества. Таким образом, наблюдалась положительная динамика роста уровня развития лидерских качеств у семиклассников.

15 стр., 7071 слов

Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе

... литературе 1.1 Определение межличностных отношений В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, ... экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии- изучение групповой динамики (1, 9). В американской социальной психологии нет единой теоретической основы для ...

Следовательно, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

?

Библиографический список

1. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.

2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

4. Аронсон Э. Социальная психология. М., 2002.

5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности /В.Г.Асеев — М.:Мысль,2006.

6. Базарова К.Т. Лидерские качества руководителя как социально психологический феномен // Современный кадровый менеджмент. М., 2007.

7. Базарова К.Т. Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации // Российский психологический журнал. 2006. № 3.

8. Базарова К.Т. Феномен распределенного лидерства: социально-психологическая рефлексивной ситуации // Новые в психологии: Сборник статей молодых ученых факультета психологии Московского университета / Отв. редактор М.А. Степанова. М., 2006.

9. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. СПб., 2009.

10. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1.

11. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. М., 2005.

12. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2001.

13. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 2008.

14. Большаков В.Ю. Развитие лидерской одаренности у старшеклассников. М., 2000.

15. Большаков В.Ю. Методы и методики выявления лидерской одаренности у старших школьников: Методические рекомендации для педагогов-психологов. М., 1999.

16. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения /Г.М.Бреслав. – М.:Просвещение, 2006.

17. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 2001.

18. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005.

19. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320

20. Дунаев, В.Ю. Общение и личность /В.Ю.Дунаев. – М.:Просвещение, 2006.

21. Евстифеева Н.В.Графический метод диагностики межличностных отношений // «Образование: исследовано в мире». М., 2002.

22. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. 2006. № 5

23. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. 2007. № 2.

24. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. СПб., 2000.

25. Кипнис М. Тренинг лидерства. М., 2004.

26. Крестов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.

27. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004.

28. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2000. № 4.

4 стр., 1509 слов

Содержание социальной среды развития личности в современных социально-культурных ...

... жизни на земле. Чтобы проследить взаимодействие вернемся к теориям развития личности, у многих ученых прослеживается социальная среда так как человек сам в ней вращается, нечто обусловленное, ... для развития личности, а экономика работает как скрытый формирователь ценностей, который задает нам разные режимы поведения, а те проникают во все области нашей психологии. Этика и ...

29. Курочкина М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера // Almamater. 2001. № 8.

30. Маврина И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 94-

31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства // Теоретическая психология. 2001.

32. Петровский, А.В. и др. Проблема личности в современной психологии /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 2009.- №4.

33. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей /Г.Н.Пивоварова. – М.:Просвещение, 2007.

34. Семечкин Н. Социальная психология. М., 2004.

35. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1995. № 5.

36. Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. М., 2004.

37. Соснин В.А. Социальная психология. М., 2005.

38. Социальная психология. / Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. СПб., 2004.

39. Социальная психология. / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М., 2005.

40. Социальная психология. / Под ред. А.П.Журавлева. М., 2002.

41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2002.

42. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), – М.:Просвещение, 2009.

43. Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология /П.Фресс, Ж.Пиаже. – М.:Просвещение, 2005.

44. Чернобай В. Социальная психология. М., 2004.

45. Шатрова А.В. Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов». Пермь, 2001.

46. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина. М., 1997.

47. psyfactor.org/lybr21.htm

48.psylib.org.ua/books/petya01/txt11.htm