Министерство образования Республики Беларусь
«Гомельский Государственный университет имени Франциска Скорины»
Кафедра теории и методики физической культуры
Курсовая работа
Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста
Гомель 2012
Реферат
Курсовая работа 37 страниц, 2 таблиц, 8 приложений, 18 источников.
Ключевые слова: мониторинг, диагностика, физическое развитие, функциональное состояние, метод, исследование, оценка, антропометрия, стандарты, индексы, коррекционная работа, коррекция, осанка, плоскостопие, масса, рост, окружность грудной клетки. Объект исследования: дети дошкольного возраста. Предмет исследования: диагностика, коррекция физического развития и функционального состояния детей дошкольного возраста. Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Цель курсовой работы: изучить диагностику физического развития и функционального состояния детей дошкольного возраста. Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие и значение диагностики физического развития и функционального состояния детей дошкольного возраста.
Определить и раскрыть методы исследования, методы оценки физического развития детей дошкольного возраста.
Рассмотреть методы исследования и методы оценки функционального состояния детей дошкольного возраста.
Охарактеризовать коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии и раскрыть программы коррекции различных отклонений физического развития.
Выводы: диагностика физического развития и функционального состояния детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении. Практическая значимость: данные материалы могут быть использованы для ознакомления студентами факультета физической культуры, руководителями физического воспитания, педагогами и медицинскими работниками дошкольных учреждений.
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания ...
... еще очень слаб и раним. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно ...
Содержание
Введение
1. Диагностика физического развития и функционального состояния как часть мониторинга по укреплению здоровья дошкольников
1.1 Распределение функциональных обязанностей при проведении диагностики
1.2 Формы контроля за физическим развитием
2. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста
2.1 Методы исследования физического развития
2.2 Оценка физического развития детей дошкольного возраста
2.3 Методы оценки физического развития детей
3. Диагностика функционального состояния детей дошкольного возраста
3.1 Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
3.2 Исследование и оценка состояния дыхательной системы
4. Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии
4.1 Программа коррекции осанки и стопы
4.2 Программа коррекции массы тела
4.3 Программа коррекции низкого роста
4.4 Программа коррекции окружности грудной клетки
Заключение
Список использованных источников
1. Диагностика физического развития и функционального состояния как часть мониторинга по укреплению здоровья дошкольников Здоровье — одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. /1/ Понятие «здоровье» включает в себя не только отсутствие каких-либо заболеваний, но и хорошее функционирование различных физиологических систем, также гармоничность физического развития. /5/
О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие.
Дошкольное образование призвано создать максимально благоприятные условия для здоровья и гармоничного развития ребенка.
Лучшей профилактикой в работе является своевременность проведения психолого-педагогического мониторинга организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей.
Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности участников образовательного процесса, которые выполняют различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие.
Цель психолого-педагогического мониторинга: своевременная коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.
Педагоги, педагоги-психологи, медицинские работники выстраивают индивидуальную картину психофизического развития ребенка. /4/
Данные показатели необходимы воспитателю для прогнозирования «ближайшей зоны» здоровья, физического и двигательного развития каждого из детей, а также для того, чтобы соответствующим образом организовать процесс физического воспитания: составить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Организм дошкольника только формируется, поэтому нуждается в особо бережном обращении. Нельзя пропустить какие-либо отклонения в развитии или недооценить возможности ребенка, так как от этого во многом зависят его не только физическое, но и общее развитие. /2/
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...
Воспитатели и руководители физического воспитания дошкольных учреждений должны учитывать, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур определяют высокую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. Причем влияние даже слабых раздражителей, которые не вызывают видимых реакций, не всегда проходит бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на фоне этого, казалось бы, безвредный фактор среды может в отдельные критические периоды стать разрушающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. не только повлиять на состояние здоровья ребенка в данный момент, но и определить ход его дальнейшего развития в будущем.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, является диагностика, которая позволяет оценить исходное физическое состояние ребенка с целью определения ближайших перспектив его оптимизации. На основе анализа результатов диагностики планируется физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и контролируется ее эффективность. /3/
Диагностика не является самоцелью. Она неразрывно связана с коррекцией, содержание которой определяется выявленными в процессе диагностики отклонениями от нормы, детерминированным физическим развитием участников педагогического процесса. Главное назначение педагогической диагностики — создание оптимальных условий для жизни и деятельности каждого ребенка на основе дифференциации. Объективно составленное диагностическая карта — это своего рода индивидуальная программа, или план индивидуального развития ребенка.
Основные направления диагностики:
— оценка состояния здоровья детей;
— определение уровня двигательного развития;
— оценка физического развития. /2/
1.1 Распределение функциональных обязанностей при проведении диагностики
Врач детского сада и приглашенные из поликлиники специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей. /2/
Наличие или отсутствие заболеваний у ребенка определяют врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляются клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. /3/
Медицинская сестра оценивает гармоничность физического развития, дифференцирует детей по группам для коррекционной работы.
Заведующая детским садом является главным организатором диагностической работы: создает условия для ее успешного проведения, при необходимости принимает непосредственное участие, проводит итоговые рабочие совещания по группам. Вместе с заместителем по основной деятельности, медиками и воспитателями анализирует полученные результаты, на этой основе согласовывает перспективу в работе педагогического коллектива и обслуживающего персонала. /2/
1.2 Формы контроля за физическим развитием
А) Определение уровня физического развития:
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
— по внешним признакам;
— по антропометрическим показателям;
Б) Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей (выполняется врачами).
В) Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий (спортивный зал, групповая комната, спортивная площадка).
Г) Наблюдение за рациональным двигательным режимом:
— содержание, организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию;
— воздействие форм работы на организм ребенка;
— контроль за осуществлением закаливающих мероприятий.
Д) Санитарно-просветительская работа среди родителей. /8/
2. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста
Физическое развитие — это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно — его роста и формирования.
Целью изучения физического развития детей должно быть в основном установление правильности этих биологических процессов, чтобы в случае констатации отклонений отдельных индивидуумов принять меры к их устранению или уменьшению с помощью соответствующих факторов внешней среды. /6/
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. При изучении физического развития исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубов, моторики, речи и процессы роста. Диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, с тем чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений и соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности. /8/
Частота обследования детей определяется темпами их физического развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года дол 3 лет — 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет — не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. /3/
1.2 Методы исследования физического развития
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. /6/
Антропометрия.
Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. /7/
При проведении антропометрических измерений нужно пользоваться только специальным стандартным инструментарием, строго соблюдать официальную унифицированную методику. Измерения следует делать натощак или после легкого завтрака. /6/
Рост (длина тела) — один из основных показателей физического развития ребенка. /9/ Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. /7/
Рост измеряют с помощью стандартного ростомера в положении стоя. К ростомеру прикасаются 3 точками: лопатками, ягодицами, пятками. Измерение проводится в утренние часы, не менее 2 раза в год. Высота тела к вечеру может оказаться меньше из-за сжатия межпозвоночных дисков и расслабление мышц в следствии усталости к концу дня. /9/
Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки./7/ Вес тела определяют на проверенных медицинских весах. /6/ Измерение массы тела детей старше 3 лет производится стоя на напольных весах, натощак, после мочеиспускания и опорожнения кишечника. При взвешивании ребенок должен быть обнажен.
Измерение окружности грудной клетки дает представление о развитии грудной клетки, грудных и спинных мышц. Измерение окружности грудной клетки ребенка производят с помощью сантиметровой ленты в состоянии спокойного дыхания, от 2 до 7 лет с вытянутыми руками при спокойного дыхания. На спине сантиметровую ленту прикладывают под нижними углами лопаток, спереди на уровне сосков. /9/
Измерение мышечной силы проводится с помощью динамометров: кистевого, станового в одно и тоже время — утром. /9/ Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины — становым динамометром. /6/ При измерении силы мышц кисти рука должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием без рывка. Производят 2 измерения каждой рукой, фиксируют лучший результат. /9/
Антропометрические измерения дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития.
Соматоскопия.
Наружный осмотр (соматоскопия) оценивает осанку, состояние опорно-двигательного аппарата. /6/
Осанка — это привычная поза человека (его манера держаться) в положении стоя и сидя. Она обычно оценивается в положении обследуемого стоя. При определении осанки обследуемый должен стоять непринужденно, не напрягая мышц. /6/
Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Осанка формируется в процессе роста ребенка.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденного стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и позвоночном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствуют о неправильной осанке.
Различают несколько видов осанки: правильная физиологическая и патологическая (лордотическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.).
При правильной осанки физиологические изгибы позвоночника хорошо выражена, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно, и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение — она способствует нормальной деятельности внутренних органов./10/
Правильной осанкой для дошкольников считается такая, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди и не выступает за уровень грудной клетки (в профиль).
Лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза не велик и составляет 22-25. /3/
Нарушение осанки могут быть врожденными или приобретенными, но в абсолютном большинстве встречаются приобретенные. /11/
Наиболее характерными внешними признаками, предопределяющие начало нарушения осанки, являются:
а) усиление наклона головы ребенка вперед;
б) выдвижение плечевых суставов вперед;
в) сужение грудной клетки за счет выноса рук вперед;
г) повышенное растяжение мышц задней поверхности спины за счет регулярного наклона головы , верхней части туловища вперед (особенно при сидении);
д) отдаление лопаток от грудной клетки при постоянном наклоне головы, что способствует формированию круглой спины;
е) постоянное, достаточно длительное и неправильное стояние с выставлением одной ноги вперед или в сторону, постановка ноги с широко развернутым носком в сторону, передвижение на полусогнутых в коленных суставах ногах при ходьбе и беге. /5/
Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клетки, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами. При лордотической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько окинута назад. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.
Наиболее серьезным нарушением является сколиоз. /10/ Сколиотическая болезнь — это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все важнейшие функции организма. /11/
Клинические симптомы некоторых типов нарушения осанки приведены в Приложении А. /11/
Наиболее простой и доступной методикой определения наличие или отсутствия нарушений осанки является приведенная ниже тестовая карта.(Таблица 1)
Таблица 1
Признаки нарушений |
Результат |
||
Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично. Выраженная деформация грудной клетки — «грудь сапожника», впалая «куриная» грудь (изменения диаметров грудной клетки, грудина и мочевидный отросток резко выступают вперед). Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника. Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки). Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки). Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные). Неравенства треугольников талии. Вальгусное положение пяток. Явные отклонения в походке (прихрамывающая «утиная») |
Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да |
Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет |
|
Результаты тестирования оцениваются следующим образом:
1. Нормальная осанка — отрицательные ответы;
2. Незначительное нарушение осанки — отрицательные ответы на один или несколько вопросов в пунктах 3, 5, 6, 7 (корригирующие упражнения);
3. Выраженное нарушение осанки — положительные ответы на вопросы пунктов 2, 4, 8, 9, 10 (нужна консультация ортопеда).
/3/
Нарушения осанки могут быть связаны с деформацией костей нижней конечности и сводов стопы. Опущение поперечного или продольного сводов стопы называется плоскостопием. При плоскостопии стопа соприкасается с поверхностью опоры почти всеми точками и след внутреннего изгиба сливается с краями ступни.
Выявить плоскостопие несложно. Если нет специального плантографа, можно просто смазать стопу каким-нибудь красящим веществом, затем встать на лист белой бумаги так, чтобы получился отпечаток. «Портреты» нормальной стопы и стопы с плоскостопием будут значительно отличаться.
Плоскостопие — деформация стопы (уменьшение высоты ее свода в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы).
В зависимости от причин появления плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую.
В результате приобретенного плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей. Мышцы-супинаторы, которые играют наиболее важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются. /3/
2.2 Оценка физического развития детей дошкольного возраста
Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные, но и провести их анализ: определить гармоничность (зрелость морфофункциональных возможностей организма в определенный период его развития и соответствие требованиям окружающей среды /12/) физического развития по росто-весовому показателю (высчитывается по справочным таблицам и индексам), а также установить отклонения в физическом развитии, к которым относится:
— завышенная масса тела или ее дефицит,
— низкий рост,
— заниженный показатель окружности груди,
— низкое общее физическое развитие.
Особое внимание при оценке физического развития следует обратить внимание на осанку и стопу ребенка, поскольку нарушение в этой сфере являются в настоящее время наиболее частыми. /2/
2.3 Методы оценки физического развития
Оценка физического развития может проводится с помощью методов: антропометрических стандартов и индексов.
Оценка физического развития детей по антропометрическим стандартам.
Антропометрические стандарты — это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки большого количества измерений однородного по составу (по полу, возрасту и т. д.) контингента людей.
Оценка по стандартам производится путем сравнения оцениваемого показателя со средней арифметической величиной его по таблицам в той группе, к которой принадлежит исследуемый. /6/
К каждой ростовой группе относятся две строчки: одна обозначена латинской буквой М, что означает «медиа», т. е. средняя арифметическая для каждого показателя, другая строчка — греческой буквой (сигма), означающей среднее квадратичное отклонение, которое характеризует величину колебаний изучаемого признака. Чем меньше сигма, тем однороднее исследуемая группа.
Физическое развитие принято считать средним (типичным) если его показатели совпадают со средней арифметической или отличаются от нее на величину ± 1,0 . при результатах оценки физического развития от М ± 1 до М ± 2 физическое развитие соответственно выше или ниже среднего; от М ± 2 до М ±3 — высокое или низкое (в зависимости от знака + или -).
/6/
Для оценки уровня физического развития результаты обследования сопоставляются с данными представленными в Приложении Б. /14/
Если рост отстает от должного на 20% необходима консультация эндокринолога т. к. у них возможна общая задержка физического развития.
Превышение массы тела на 10% свыше должного называется ожирением и требует коррекции. Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром. /7/
Оценка физического развития по индексам.
Индексы физического развития — это показатели соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. В связи с простотой определение и достаточной наглядностью метод индексов использовался раньше очень широко. Однако, пользоваться только этими индексами при оценке физического развития нельзя. Некоторые из них могут быть полезными в настоящее время, для ориентировочной оценки отдельных показателей физического развития. /6/
О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов (индексов):
— по индексу Эрисмана рассчитывается пропорциональность развития грудной клетки;
— по индексу Пинье определяется пропорциональность длинны, массы тела и окружности грудной клетки. Чем меньше показатель индекса Пинье, тем крепче телосложение; /7/
— индекс тучности определяет соотношение массы и длины тела;
— индекс мышечного развития определяет пропорциональность соотношение массы и длины тела;
— для возможности сравнения силы с учета веса определяется относительная величина силы кисти;
В дальнейшем производится расчет массо- ростовых индексов:
Для оценки уровня физического развития результаты обследования сопоставляют с данными представленными в Приложении В. /14/
3. Диагностика функционального состояния детей дошкольного возраста
Степень физического развития позволяет в какой-то мере судить о функциональном, состоянии органов и, наоборот, нарушение функциональной способности органов влечет за собой изменения в физическом развитии. /7/
3.1 Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание работающих мышц, зависит уровень работоспособности мышечной системы. Во-вторых, сердечно-сосудистая система вместе с другими органами и системами организма обеспечивает постоянство внутренней среды организма — гомеостаз, без чего невозможно существование организма вообще. В-третьих, сердечно-сосудистая система наиболее чутко реагирует на все изменения как внешней, так и внутренней среды.
Исследование сердечно-сосудистой системы, имеет огромное значение для решения вопроса о «дозе» физической нагрузки для мышц занимающихся физической культурой.
Выявление возможных патологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, представляет нелегкую задачу. Оно требует высокой врачебной квалификации и использования различных инструментальных методов исследования.
Занятия физической культурой вызывают определенные положительные изменения как в морфологии, так и в функции сердечно-сосудистой системы, связанные с ее приспособлением к большим физическим напряжениям. Этим обусловлены особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. По характеру этой реакции можно составить представление об уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы. /6/
С возрастными анатомическими изменениями параметров сердечно-сосудистой системы у детей тесно связаны изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений (пульс), артериальное и венозное давление, ударный и минутный объемы, количество циркулирующей крови, скорость кровотока. /5/
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма дошкольников в целом необходимо определить частоту пульса. Если нет серьезных нарушений ритма, наблюдается урежение пульса с возрастом, можно полагать, что двигательный режим не превышает функциональные возможности ребенка. Для оценки функционального состояния организма ребенка наряду с частотой пульса проводят измерения артериального давления с помощью звукового метода Н. С. Короткова. /7/
Артериальное давление (АД) у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости и других показателей. /5/ При этом определяется систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление.
Систолическое давление — это давление, возникающее в артериальной системе в момент систолы левого желудочка, диастолическое — в период диастолы, во время спадения пульсовой волны./7/
Измерение артериального давления является обязательным методом исследования сердечно-сосудистой системы. /14/
По величинам СД и ДД можно рассчитать пульсовое давление (ПД) и среднединамическое давление (СрД) /7/
ПД = СД — ДД
СрД = 0,5 ПД + ДД
По величинам пульса и артериального давления могут быть рассчитаны их производные: внешняя работа сердца и коэффициент выносливости.
Внешняя работа сердца (ВР) — показатель, рекомендованный для оценки сократительной способности миокарда:
ВР = П (пульс) x СД (усл. ед.)
Коэффициент выносливости (КВ) отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, ее готовность к выполнению длительной физической нагрузки.
При оптимальном двигательном режиме выявляется тенденция к снижению числовых значений П, СД, ДД, ВР, КВ при повышении ПД. /14/
Кроме того, у детей дошкольного возраста максимальное АД можно рассчитать по формуле
СД = 100 + Н,
где Н — число лет, при этом допустимы колебания ± 15 мм рт. ст. (И. М. Воронцов).
/7/
Среднее значение показателей функционального состояния детей представлены в Приложении Г.
Однако огромное значение имеет исследование показателей сердечно-сосудистой системы, характеризующих ее функцию, т. е. оценка изменений сердца и артериального давления после той или иной дозированной нагрузки и определение длительности периода восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб. /6/
Для изучения функционального состояния организма ребенка необходимо определить реакцию организма на физические нагрузки. Нормальной принято считать увеличение частоты сердечных сокращений на 25-30% по отклонению к исходной величине, частоты дыхания на 4-6 в минуту, повышение СД в пределах 15 мм рт. ст. при неизменном или сниженном на 5-10 мм рт. ст. ДД. Спустя 2-3 минуты все показатели должны достигать исходных величин. /7/
При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболеваний необходимо проводить функциональную пробу: пробу Мартинэ — Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек.).
Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму, им рекомендуется 10 приседаний.
Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин. (когда исчезает рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний и записывают в графу «до нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).
После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединят от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.
После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10 — сек. интервалом до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером измерения дыхания.
Образец записи результатов функциональной пробы представлен в таблице 2.
физический дошкольник здоровье дыхательный
Таблица 2
Секунды |
Частота сердечных сокращений |
Примечания |
|||||
До нагрузки |
После нагрузки |
||||||
1 мин. |
2 мин |
3 мин |
4 мин |
||||
Артериальное давление |
|||||||
При благоприятной реакции организма на нагрузку пульс учащается на 25-50 %, возвращается к исходным величинам через 3 минуты. Допустимая реакция учащение пульса до 75%,возвращение к исходному через 3-6 минут увеличение максимального артериального давления — на 30-40 мм рт. ст., уменьшение минимального — на 20 мм рт. ст. и более. При неблагоприятной реакции организма пульс учащается на 100% и более, возвращается к исходному через 7 минут. /13/
3.2 Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы
Функциональная полноценность дыхания определяется тем, насколько достаточно и своевременно удовлетворяется потребность клеток и тканей организма в кислороде и выводится из них образующийся при процессах окисления углекислый газ. /6/
От полноценной функции дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. /3/
Для контроля за физическим развитием здоровых детей часто используется метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) — количество воздуха (мл), которое можно выдохнуть, сделав максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох. /15/
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется путем максимального выдоха в спирометр или сухие газовые часы после максимального выдоха. Она позволяет косвенно оценить величину площади дыхательной поверхности легких, на которой происходит газообмен между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких. Иначе говоря, чем больше ЖЕЛ, тем больше дыхательная поверхность легких. Кроме того, чем больше ЖЕЛ, тем больше может быть глубина дыхания и легче достигается увеличение объема вентиляции.
Таким образом, ЖЕЛ определяет возможность приспособления организма к физической нагрузке, к недостатку кислорода во вдыхаемом воздухе.
Снижение показателя ЖЕЛ всегда свидетельствует о какой-либо патологии. /6/
Уровень ЖЕЛ обусловлен также размерами тела и степенью физического развития.
Частота дыхания определяется по количеству движений грудной клетки или мышц живота в минуту и зависит от физиологической потребности организма в кислороде. У детей в следствии повышенного обмена потребность в кислороде несколько больше, чем у взрослых. Поэтому и частота дыхания у них выше. Чем старше ребенок, тем реже частота дыхания. /18/
Средние показатели ЖЕЛ и частоты дыханий представлены в Приложении Д.
4. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в физическом развитии
Коррекционная работа — одно из важнейших направлений работы в дошкольном учреждении. Она включает в себя три основных составляющих: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; рекомендации для родителей. Данные прогноза ближайшей зоны физического развития каждого из детей указывают направления коррекционной работы. Фактически это годовой перспективный план индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, он помогает определить приоритетные направления в работе по физическому воспитанию.
Необходимо обеспечить ежегодную положительную динамику физического развития каждого ребенка.
Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппой детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.
Дифференцированные группы по определенным признакам могут создаваться общесадовые (межгрупповые).
В каждом случае специальные комплексы лечебной гимнастики включаются в распорядок дня, проведение их закрепляется за определенными лицами. После занятий физическими упражнениями полезны водные и другие закаливающие процедуры. Предусматриваются корригирующие упражнения и в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики.
Специальные консультации для воспитателей и родителей проводят специалисты из физдеспансера, врач. /17/
4.1 Программа коррекции осанки и стопы
Осанка играет значительную роль в формировании здоровья ребенка. При неправильной осанки затрудняется работа сердца и легких, дыхание становится поверхностным, снижается жизненная емкость легких, ухудшается общее самочувствие. Неправильная осанка может быть причиной невнимательности, низкой работоспособности, нервного напряжения ребенка. Поэтому исключительно важно следить за правильным положением тела малыша во всех видах деятельности.
Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний, запущенные случаи его влекут за собой глубокие расстройства здоровья. Плоскостопие — деформация стопы, сопровождающееся уплощением ее сводов, при этом нарушаются ходьба и бег, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость, боль в ногах и т. д .
По медицинским данным, нарушение осанки и плоскостопие встречаются у 40-50% дошкольников. Поскольку в дошкольном возрасте системы функции организма активно формируются, важно как можно раньше начать профилактику этих нарушений. Дети с такими нарушениями должны находится в поле зрения воспитателя в течении всего времени пребывания в детском саду. Необходим тесный контакт с руководителем физического воспитания, медицинскими работниками и родителями. Все мероприятия, предусмотренные программой коррекции, должны выполняться в обязательном порядке. В предложенную программу (Приложение Е) могут быть внесены дополнительные мероприятия. /2/
Для детей имеющих отклонения в осанке, предусматривается:
— оптимальный двигательный режим в течении дня;
— жесткая постель для сна;
— возможность многократного (в течении дня) кратковременного отдыха для позвоночника (лежа на спине, животе);
— использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений («кошечка», «катится колобок», «бревнышко», «змея»);
— кратковременные (1-10 секунд) висы на перекладине несколько раз в день;
— специально лечебная гимнастика (2-3 раза в неделю), массаж;
— прогулки и закаливание.
4.2 Программа коррекции массы тела
Отрицательное влияние на здоровье оказывает как завышенная масса тела, так ее и дефицит. У детей с избыточной массой тела нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, чаще развивается сахарный диабет, наблюдается повышенная утомляемость, появляются нарушения опорно-двигательного аппарата. /2/
Ожирение — увеличение массы тела за счет избыточного отложения жировой ткани. По данным ВОЗ, в мире страдают ожирением 12-20% детей.
При лечении и реабилитации больных, страдающих ожирением, применяется комплекс методов, важнейшими из которых являются физические упражнения и диета. При выборе физических упражнений, определении скорости и интенсивности их выполнения следует учитывать, что упражнения на выносливость (длительные умеренные нагрузки) способствуют расходу большого количества углеводов, выходов из депо нейтральных жиров и их расщеплению. Целесообразно использовать физическую нагрузку средней интенсивности, которая способствует усиленному расходу углеводов и активизации энергетического расщепления за счет расщепления жиров. Большое значение на занятиях уделяют циклическим упражнениям, в частности ходьбе и бегу. Длительность занятий составляет 30-35 мин. Движения выполняют с большой амплитудой, при этом в работу вовлекается крупные мышечные группы, используют махи, круговые движения в крупных суставах, упражнения для туловища, упражнения с предметами.
Для эффективного лечения необходим положительный психологический настрой, прежде всего у членов семьи и у самого ребенка. Увеличить двигательный режим помогут подвижные эмоциональные игры. С учетом резервных возможностей сердечно-сосудистой системы необходимо постепенно подготовить организм ребенка к возрастающей физической нагрузки во время игр, повысить эмоциональный тонус, общую работоспособность, улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для выполнения этих задач необходимо использовать на занятиях лечебной гимнастикой игры обще физиологического воздействия, которые оказывают тренирующее влияние на весь организм, укрепляют дыхательную мускулатуру. Рекомендуются игры с бегом, который чередуется с ходьбой. /3/
Для предупреждения избыточной массы тела по согласованию с врачом разрабатывается комплекс лечебно-профилактических мер, включающий:
— рациональное питание с несколько сниженной калорийностью и богатое овощами и фруктами;
— прием пищи 4-6 раз в день, что исключает переедание;
— обязательное использование овощных закусок — они утоляют первый голод и не влияют на полноту;
— тщательное пережевывание пищи (30-40 жевательных движений) — в этом случае еда лучше переваривается и ее требуется меньше, что особенно важно для склонных к полноте;
— использование специальных приемов, снижающих аппетит (съесть перед едой конфету, выпить стакан сока);
— оптимальный двигательный режим, дозированный с учетом индивидуальных особенностей здоровья и физического развития;
— специальное лечебное назначение (при необходимости).
В последние годы наблюдается тенденция к дефициту веса у дошкольников. Этих детей характеризует вялость, быстрая утомляемость и, как правило плохой аппетит. Для них рекомендуется:
— установить и попытаться устранить причину плохого аппетита;
— обеспечит сбалансированное питание; порция пищи — строго по возрасту не завышать объемы, не кормить насильно; при отрицательном рефлексе на еду сменить обстановку кормления; на ужин давать легко усвояемое блюдо из овощей, творога, фруктов; не давать копченостей; разрешать есть не за столом, а где захочет ребенок;
— активизировать двигательную активность, обеспечить длительное пребывание на воздухе, полноценный сон, спокойные игры после физических нагрузок, водные процедуры, индивидуальный режим дня, игр и занятий. Программа коррекции массы тела представлена в Приложении Ж.
4.3 Программа коррекции низкого роста
Для детей низкого роста полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, высокая двигательная активность, дополнительная витаминизация пищи, соки увеличение калорийности пищи. Программа коррекции низкого роста представлена в Приложении К.
4.4 Программа коррекции окружности груди
Окружность груди также должна отвечать возрастным нормам. Окружность груди в определенной степени отражает состояние мышечного корсета и функциональные возможности дыхательной системы организма. /2/
При малой окружности грудной клетки полезны физические упражнения с включением дыхательных упражнений. /17/
Список использованных источников
Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования: Методические рекомендации // Пралеска — 2004. — № 8 с.41-56
Шишкина В. А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников. — Мозырь: Белый ветер, 2005. — 36 с.
Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников / под ред. Нарскина Г. И. — Мн.: Полымя, 2002. — 176 с.
Методические рекомендации к началу 2005 / 2006 учебного года // Пралеска — 2005. — № 8 с. 3-12
Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: методические рекомендации. — Мн.: ИИП Госэкономплана РБ, 1992. — 44 с.
Спортивная медицина / под ред. Дембо А. Г. — М: Ф и С, 1975. — 368 с.
Карманова Л. В., Шебеко В. Н., Логвина Т. Ю. Диагностика физического развития дошкольников: методические рекомендации. — Мн.: ГВЦ Госкомстата РБ, 1992. — 34 с.
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
Попова Н. М., Харламов Е. В. Дыхательная гимнастика для детей. — М.: Март, 2004.-160 с.
Маргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2005. — 109 с.
Баковец Ю. В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. — Мозырь: Белый ветер, 2005. — 102 с.
Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. Основы валеологии и школьной гигиены. — М.: Вышэйшая школа, 2004. — 238 с.
Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / под ред. Голуба В. С. — Мн.: РЦГЭ МЗ РБ, 2000. — 164 с.
Лагвина Т. Ю., Шестакова Т. Н. Карманова Л. В. Паспорт здоровья дошкольников: методические рекомендации. — Мн.: — Минсктиппроект, 1992. — 32 с.
Усов И. Н. Здоровый ребенок. — Мн.: Беларусь, 1984. — 2007 с.
Макаренкова Г.Г. О педагогической диагностике в системе дошкольного образования Республики Беларусь. // Пралеска — 2004. — № — 6 — с. 32-34
Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мозырь: Белый ветер, 2005. — 137 с.
Физиология и гигиена детей и подростков. / под ред. Кравцова М. П. — Мн.: Вышэйшая школа, 1980. — 288 с.
Размещено на