Содержание
Введение
1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
1.1 Понятие эстетического воспитания. Критерии эстетической воспитанности
1.2 Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
2. Исследование педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников
2.1 Описание программ эстетического воспитания в детском саду
2.2 Анализ программ эстетического воспитания в детском саду
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повысился интерес к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания — это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.
Данная работа посвящена анализу нескольких программ эстетического развития и воспитания детей данного возраста. Рассмотрены такие программы как: «Детство» — программа развития и воспитания детей в детском саду (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; «Творчество» — программа художественно — эстетического воспитания и развития детей в детском саду (А.И. Смоляр, П.П. Барынкин, В.П. Юрикова, Т.С. Слесарева и др.).
Взгляды педагогов создавших эти программы схожи в том, что в их программах используется эстетическое воспитание.
Их взгляды определили тему данного исследования «Эстетическое воспитание дошкольника в условиях детского сада».
Целью данной работы является анализ программ эстетического воспитания по основным характеристикам.
Была предпринята попытка решить следующие задачи:
изучить литературу на данную тему;
раскрыть понятие эстетическое воспитание;
охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей;
изучить программы по дошкольному эстетическому воспитанию.
Адаптация ребенка к детскому саду
... плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же ... это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему. Адаптация обычно протекает сложно ...
Объект исследования — процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования — процесс применения эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза — с помощью анализа узнать, какие программы наиболее универсальны и полезны для воспитателя.
Практическое значение — данная работа может быть полезной для воспитателей, заведующих и методистов детских садов, т.к. в многообразии программ по эстетическому образованию трудно сориентироваться и остановить свой выбор. А данная работа подробно раскрывает суть нескольких, наиболее удачных, на мой взгляд, программ по эстетическому воспитанию в условиях детского сада.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая в свою очередь делится на две части, заключения и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет цель, задачи, объект, предмет, гипотезу данной работы.
В первой главе рассматривается понятие эстетическое воспитание и эстетическая воспитанность, а также методы, задачи и формы эстетического воспитания.
Во второй главе происходит обзор взятых программ и подробный анализ их.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по данной теме.
1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
1.1 Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания — влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:
чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
идейно — нравственное и художественное воспитание,
обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.
Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б.Т. Лихачев видит цель как становление нравственно — эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту. Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Т.е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно — эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно — эстетическим ценностям».
Один из законов воспитания — воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно — прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника — это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно — прикладное и изобразительное искусство, музицирование.
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту произведений искусства;
личная инициатива и желание детей.
Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов — родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.
Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка — это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно — эстетической образованности — от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве — это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения — любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств — духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, ... творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она ...
Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные:
психологические — измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства;
педагогические — художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно — образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;
социальные — проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.
В западноевропейской современной художественной педагогике существует ряд концепций эстетического воспитания. Смысл их ради того, чтобы адаптировать, приспособить ребенка к нравственным ценностям социального сознания. Приведем в пример основные идеи:
Абстрактно — формалистическое обучение детей в области искусства. Приверженцы этой концепции считают, что самовыражение должно происходить не через реалистичное образное отображения мира, а с помощью идеи субъективистского, нефигуративного изображения посредством линий, цветов, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Связано с направлениями абстракционизма и сюрреализма в живописи.
Идея спонтанного художественно — эстетического воспитания (У. Лоуэнфельд, Г. Рид) относится к теории свободного воспитания. Полагается, что целенаправленное художественное обучение может только помешать, не дать развиться воображению и детскому творчеству.
Концепция утилитарно — прагматического эстетического развития (О. Гунтер, Ч. Кроу, Дж. Дьюи) высказывает идею максимального развития сенсорной сферы ребенка. Эта концепция опирается на неограниченные возможности человеческой природы.
Теория религиозно — эстетического воспитания строится на применении искусства, с целью пробудить религиозные чувства, создать религиозно — фантастические образов как душевной опоры религиозности человека.
1.2 Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания.
Эстетическое воспитание детей
... труды известных педагогов и гениев культуры ; - провести собственное исследование приемов и методов эстетического воспитания в реальном учебно- воспитательном процессе; - обобщить полученные результаты, сделать выводы теоретико- ... моральный импульс, исходящий от каждой вещи. Единственно серьезное, что может ребенок вынести из общения с искусством,-- думают при всём этом -- более или менее живую ...
Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в нравственно — эстетическом развитии.
Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:
по формам организации;
по видам деятельности;
по возрастам детей;
по количеству детей;
и др.
Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.
По тому, с помощью каких методов и приемов воспитания ребенок получает эстетическую информацию можно разделить на наглядные и словесные. К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей; чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, — в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку.
Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:
по принципу управления деятельностью — под прямым и косвенным руководством воспитателя;
по количеству детей — фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
по видам деятельности — занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.
В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки.
Также, методы зависят и от возраста детей. Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.
Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:
метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;
метод приучения, упражнения — для приобретения навыков культуры поведения;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;
метод проблемных ситуаций — подталкивает к творческим и практическим действием.
Для формирования художественных способностей дошкольников существует единое педагогическое условие — передача всем детям равных фактических данных и условий для развития данных в различных сферах искусства. На создании наивысшей духовной потребности основывается развитие художественных умений и способностей. Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.
Анализ парциальных программ музыкального развития
... свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей. В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от ...
Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы. Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.
Показ используется в начальной стадии обучения. Важно чтобы внимание детей сосредоточилось на показываемом объекте, для этого воспитатель должен ответственно подойти к выбору этого объекта. Воспитатель должен владеть способами передачи чувств, уметь показывать свое отношение при использовании этих методов.
На стремление детей к подражанию опирается метод примера. Пример воспитателя же имеет особое значение для ребенка — смотря на учителя, ребенок осознает смысл социально — нравственного отношения.
Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.
Общее правило выбора методов — поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель должен выбирать творческие задания.
2. Исследование педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников
2.1 Описание программ эстетического воспитания в детском саду
Изучив педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена с позиции гуманистической педагогики. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики.
Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений разных типов, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей, училищ. В основу этой программы легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.
Содержание программы — широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом — реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Т.е. задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Влияние отличительных особенностей программных требований по ...
... развивает потребность строить жизнь и деятельность по законам красоты. · ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) B. Гербова,кандидат педагогических наук; ...
Цель программы «Детство»: обогащение развития детей дошкольного возраста, обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы: «Чувствовать — Понимать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Задачи программы:
пробуждение творческой активности детей; активизация воображения, желания включиться в творческую деятельность;
способствование развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий;
воспитание доброжелательного отношения детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;
развитие интереса детей к сотрудничеству, навыков речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками;
способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
Программа художественно — эстетического воспитания и развития детей в детском саду «Творчество» А.И. Смоляр, П.П. Барынкина — результат экспериментальной работы проводившейся коллективом преподавателей СГПУ. Программа адресована педагогам дошкольных учреждений разного типа, студентам педагогических вузов, колледжей, училищ и родителям.
Программа состоит из пяти разделов:
основные положения, в соответствии с которыми направляется процесс художественно — эстетического развития ребенка в условиях детского сада;
посвященный музыкальной сфере искусства;
посвященный театральной сфере;
изобразительной сфере;
танцевально — пластической сфере.
Цели каждого раздела данной программы:
первый раздел — формирование эстетического отношения к миру, способностей воспринимать чувственный облик вещей и явлений как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной человеку;
второй — пробуждение и развитие у детей эстетического отношения к миру, побуждающего их к созданию музыкальных образов;
третий — формирование устойчивого интереса к театру как синтетическому виду искусства и развитие способности детей к самовыражению через широкий диапазон театральных средств;
четвертый — развить у детей способности к восприятию произведений искусства, народного творчества, к творческому освоению основ народного декоративно — прикладного искусства;
пятый — пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего к созданию танцевальных образов, развитию пластики и выразительности жестов и движений.
Задачами программы «Творчество» являются:
научить детей замечать разнообразие чувственных свойств предметов;
научить детей видеть в конкретных чувственных признаках предметов и явлений не «внешние» признаки, а выражение внутреннего состояния, настроения, характера; создавать установку на такое восприятие мира в художественной деятельности;
способствовать накоплению музыкально — слуховых представлений и интонационного опыта детей, что поможет развитию способности к эмоциональному контакту с содержанием музыкальных произведений;
исправлять дефекты развития внимания, восприятия, речи, слуха, координировать музыкальный слух, голос и движения;
выявить у детей наличие общих творческих способностей и их отдельных элементов (внимание, воображение, фантазия, память, наблюдательность и т.д.) и создать условия для их коррекции и гармонического развития;
способствовать устранению физических и психических «зажимов», воспитывать уверенность в своих силах;
развивать потребность и способность выражать себя в танце и пластике движений;
корректировать дефекты двигательного аппарата и корпуса детей, создавать условия для постановки правильной бытовой походки, формировать навык хорошей осанки, сохранить естественную грацию основных движений;
создать основу для восприятия различных жанров изобразительного и декоративно — прикладного искусства: пейзажа, натюрморта, тематической композиции, объемно — пространственной пластики;
научить детей эмоционально оценивать изображаемых персонажей и предметы, создавать выразительную характеристику образа с помощью формообразующих элементов, изобразительных и пластических средств;
и другие.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой является проработанным и дополненным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» напечатанной в 1985 году. Она рассчитана на воспитателей, методистов, заведующих детских садов.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно — нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобретения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
Цель программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи программы:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Содержание программы — обеспечение воспитания ребенку с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных наций, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
ранний возраст — от рождения до 2х лет (первая и вторая группы раннего возраста);
младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
2.2 Анализ программ эстетического воспитания в детском саду
Все авторы анализируемых программ сходятся в том, что велико воздействие искусства на дошкольника. Педагоги, работавшие над созданием программы «Детство», полагают, что такие виды деятельности как изобразительная, художественно — театральная деятельность, детский труд занимают особое место в воспитании, т. к. именно в этих видах деятельности происходит активное интеллектуальное и эмоционально — личностное развитие. Как считают авторы «Программы воспитания и обучения в детском саду» художественно — эстетическое воспитание направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, эстетических чувств и также, чрезвычайно важно для ребенка. Авторы «Творчества» предполагают искусство как основу жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Не смотря на то, что все три программы уже не самые современные программы, они до сих пор актуальны. «Детство» и «Программа» — одни из самых часто используемых. «Программой» пользуются 96% всех детских садов по всей России. Это новая редакция «Программы». В ней сохранены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, а именно: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всесторонне воспитание, организация разных видов детской творческой деятельности; избавлена от политико — идеологических установок, от представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, от жестокой регламентации знаний детей и предметного центризма в обучении. Однако при всех изменениях сохранен важнейший дидактический принцип — развивающего обучения, основанный на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально — позитивное общение детей друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Идея создания образовательной программы «Детство» принадлежит В.И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой. По мнению авторов этой программы, дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Это программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Для авторов программы идеальный детский сад это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в Повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.
Программа «Творчество» — результат опытно-экспериментальной работы в детском саду №39 г. Новокуйбышевска и преподавателей кафедры педагогики и методики художественного воспитания Самарского педуниверситета. Она направлена на художественно — эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. В основе построения программы — приобщение детей к истокам народного творчества. Базовой основой для осуществления этой программы является раздел, содержащий положения, в соответствии с которыми направляется процесс художественно — эстетического развития ребенка. В этом разделе отмечается, что содержание воспитания обращено к народным традициям, народному творчеству, т.к. составители полагают, что живой родник фольклора поможет «маленькому человеку сердцем понять родной народ, стать духовным наследником его традиций». Второй, третий, четвертый и пятый разделы программы посвящены введению ребенка в различные сферы искусства: музыкальную, театральную, изобразительную и танцевально-пластическую. В основу каждого раздела положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, особенности присвоения и созидания культуры ребенком, его личностное становление.
Составив таблицу по выбранным программам можно придти к выводу, что наиболее комплексные из них — «Детство» и «Программа» ред. М.А. Васильевой. Эти программы рассчитаны на физическое и речевое развитие, трудовое, социальное, экологическое воспитание, что, по сути, также применяется для воспитания эстетического вкуса, сознания и нравственности. В этих программах предлагается примерные цели и задачи для таких занятий как ОБЖ, основы гигиены, развитие речи, окружающий мир, игровая деятельность, основы математики, и, в том числе, занятия художественной литературой, музыкой и изобразительным искусством.
Структура. По возрастным критериям рассмотрены также только эти две программы. Программа «Творчество» разделяется несколько по другим принципам — по видам творческой деятельности. Это, на мой взгляд, не совсем рационально, т.к. в каждой возрастной группе свои характеристики и применять нельзя одни и те же цели и задачи к детям разных возрастных групп. В «Детстве» и «Программе» М.А. Васильевой к каждой возрастной группе дается подробная характеристика. В «Детстве» еще и подводится итог — что должен уметь ребенок к концу каждого периода.
«Программа» содержит такую главу в каждом разделе как «Организация жизни детей», в которую входят такие важные пункты как “примерный режим дня” и “воспитание при проведении режимных процессов”. Эти стороны ценны тем, что с помощью их можно составить себе представление как руководить процессом воспитания в часы вне занятий.
Заключение
Провести детальный анализ педагогической литературы и сделать выводы нам позволила достаточно широко рассмотренная в отечественной литературе тема эстетического воспитания.
Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом — духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,- все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство — тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».
Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программы, я сделала вывод, что основное средство эстетического воспитания это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.
Теперь можно ответить на вопрос, поставленный в начале этой работы — «с помощью анализа узнать, какие программы наиболее универсальны и полезны для воспитателя». Итак, «наиболее универсальные и полезные» программы это, на мой взгляд, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой и др., т.к. они, несмотря на свой уже достаточно большой возраст, не теряют своей актуальности и показаны в комплексе со всем воспитательным процессом.
Рассмотренные программы одни из немногих существующих в копилке педагогического опыта, но, по моему мнению, наиболее ярко раскрывают и выражают цели и гипотезу данного исследования.
Литература
эстетический воспитание дошкольник программа
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
2. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1978.
3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 — 256 с.
4. Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 208 с.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
7. Творчество: Программа художественно — эстетического воспитания и развития детей в детском саду / А.И. Смоляр, П.П. Барынкин, В.П. Юрикова, Т.С. Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 1998. — 92 с.
Приложение
Название программы |
Цели |
Задачи |
Содержание |
Структура |
|
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (Москва). |
Всестороннее развитие психических и физических качеств от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
-забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка; -создание в группах доброжелательной и гуманной атмосферы; -использование разнообразных видов детской деятельности, постепенная интеграция; -креативность; -вариативность использования образовательного материала; -уважительное отношение к результатам детского творчества; -обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; -соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы; -координация подходов к воспитанию в условиях ДОУ и семьи. |
Обеспечить воспитание ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, гербу, флагу РФ). |
По возрастным группам: -ранний возраст (от рождения до 2х лет): первая и вторая группы раннего развития; -младший дошкольный возраст (2 — 4 года): первая и вторая младшие группы; -средний возраст (4 — 5 лет): средняя группа; -старший возраст (5 — 7 лет): старшая и подготовительная группы. |
|
«Творчество» (Самара) |
Художественно — эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Цели каждого раздела: 1.формирование эстетического отношения к миру, способностей воспринимать чувственный облик вещей и явлений; 2.пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего детей к созданию музыкальных образов; 3.формирование устойчивого интереса к театру как синтетическому виду искусства и развитие способности детей к самовыражению; 4.развить у детей способности к восприятию произведений искусства, народного творчества; 5.пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего к созданию танцевальности жестов и движений. |
1.научить детей замечать разнообразие чувственных свойств предметов; 2.способствовать накоплению музыкально — слуховых представлений и интонационного опыта детей; 3.исправлять дефекты развития внимания, восприятия, речи, слуха; 4.выявить у детей наличие общих творческих способностей и их отдельных элементов и создать условия для их коррекции и гармонического развития; 5. воспитывать уверенность в своих силах; 6.развивать потребность и способность выражать себя; 7.создать основу для восприятия различных жанров искусств; 8.научить детей эмоционально оценивать окружающий мир. |
Творческое эмоциональное и нравственное развитие ребенка, развитие его мотивационно — потребностной сферы. |
По разделам: -основные положения программы; -музыка; -театральное искусство; -ритмика и танец; -изобразительное искусство. |
|
«Детство» под ред. Т.И. Бабаевой (Санкт-Петербург). |
-раскрытие возрастного потенциала дошкольника; -обеспечение здорового образа жизни; -начальная социализация; -приобщение к общечеловеческим ценностям; -формирование эстетического отношения к миру средствами искусства; -формирование художественных способностей; -развитие детского творчества. |
-развитие эмоциональной отзывчивости; -способствование развитию познавательной активности, любознательности; -укрепление физического и психического здоровья, формирование основной двигательной и гигиенической культуры. |
Создание эмоционально — комфортного состояния и благоприятных условий для позитивных личностных качеств. |
По ступеням дошкольного возраста: -младшая ступень — 3-4 года; -средняя ступень — 5 лет; -старшая ступень — 6-7 лет. |
|
Размещено на