Эмоциональный стресс и социальные контакты

Содержание

Введение 3

1. Понятие «стресс» в современной психологии 5

2. Эмоциональный стресс – как вид стресса 11

3. Причины и развитие эмоционального стресса в контексте его

связи с социальными контактами человека 17

4. Синдром эмоционального выгорания как пример проявления

эмоционального стресса человека 26

Заключение 36

Литература 38

Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс: микробы и вирусы, яды, температура, травма, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям — все эти факторы могут стать стрессорами. Повышенное внимание к ним поможет предотвратить многие стрессовые ситуации с минимальными психологическими и физиологическими потерями. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, как физических: язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма, сердечные боли, так и психологических: раздражительность, потеря аппетита, депрессия, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям. Все это и определяет социальную значимость данной работы.

Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Ю.А. Александровский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Г. Селье, Ю.Г. Чирков и др.).

В концепциях данных авторов тема стресса рассматривается разносторонне. Научная значимость данного исследования определяется попыткой проанализировать и обобщить основные положения теории изучения эмоционального стресса и его связи с социальными контактами человека.

Рассмотрение влияние эмоциональных стрессов на человека необходимо для построения любых видов диагностической, профилактической и коррекционной работы с людьми разных возрастов. Данный аспект объясняет практическая значимость нашей работы.

Цель исследования: изучение эмоционального стресса и его связи с социальными контактами.

4 стр., 1763 слов

проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации ...

... профилактике предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов Теоретико-методологическая база исследования является положение о необходимости формирования у человека устойчивой, саморазвивающейся ... обычными понятиями: рабочие стрессы (слишком много работы, конфликты на работе, сжатые сроки и т. д.), межличностные и социальные перегрузки (конфликты, трения, ...

Объект исследования: эмоциональный стресс как явление в современной психологии.

Предмет исследования: современные концепции эмоционального стресса в контексте связи с социальными контактами человека.

Задачи исследования:

1. Дать основную характеристику понятию «стресс».

2. Рассмотреть основные характеристики эмоционального стресса.

3. Охарактеризовать причины и развитие эмоционального стресса с позиции его связи с социальными контактами человека.

4. Рассмотреть проблему эмоционального выгорания, как вида стресса, связанного с социальными контактами.

1. Понятие «стресс» в современной психологии

Впервые слово «стресс» в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке [9].

В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение» [26]. Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» [26]….

Заключение

Итак, в ходе теоретического исследования проблемы изучения эмоционального стресса и социальных контактов человек, мы выявили ряд основных положений:

1. Стресс – это неспецифический физиологический и психологический ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой. Степень интенсивности влияния стрессогенных факторов на человека зависит от его индивидуальных характеристик. В научной литературе принято рассмотрение физиологических и психологических (эмоциональных) аспектов стресса.

2. Эмоциональный стресс — это широкий круг психических феноменов, сопровождающихся неспецифическими изменениями биохимических, гуморальных, физиологических и других коррелятов стресса. Это реакция организма на факторы среды, преодоление которых возможно в первую очередь с участием психики.

3. Причины возникновения эмоционального стресса различны: конфликтные ситуации, неблагоприятное развитие социальных контактов и межличностных отношений, особенности воспитания в детстве и взаимоотношений с родителями, а также снижение двигательной активности, негативные факторы, связанные с пресыщением информацией в условиях обучения и т.д.

4. Одной из ярких разновидностей эмоционального стресса является эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д.

10 стр., 4782 слов

Пальцевые пробы и методы снятия эмоционального стресса (сэс) ...

... Ребенка в Себе 7. Установленные Стандарты «ЕДИНЫЙ МОЗГ» Основной курс 8. Состояние Эмоционального Стресса 9. Чувство/Желание/Намерение «ПОД КОДОМ» 10. Разрушение Цикла Внутреннего Диалога «ЕДИНЫЙ МОЗГ» Углубленный ... пришла первая негативная реакция: неПРИЯТИЕ, быстро превратившееся в АНТОГОНИЗМ по отношению к людям, которые отказывались понимать наш язык. Еще несколько «неудачных ударов общения» и ...

Реакция эмоционального выгорания во многом связана с профессиями типа «человек-человек» и зависит от неблагоприятных социальных контактов (напряженность и конфликты в неблагоприятной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег, «трудные» клиенты и т.д.).

Также на возникновение эмоционального выгорания влияют и условия работы и самовыражения личности, регламентация рабочего времени и другие факторы.

В заключение проведенного исследования необходимо отметить, что изучение эмоционального стресса требует не только теоретического, но и практического изучения. Особенно это касается вопросов, снижения эмоционального напряжения в условиях неблагоприятны социальных контактов человека с окружающими.

Литература

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М., 2001.

2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — СПб., 2000.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 2004.

6. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 2002. – 319с.

8. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — СПб., 2000.

9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006.

10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 2003.

11. Кокс Т. Стресс. — М., 2001.

12. Колодзин Б. Как выжить после психической травмы. – М., 2004.

13. Кон И. С. Социология личности. — М., 2001.

14. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2008. — 346 с.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2003.

16. Мольц М. Я – это Я. — М., 2001г.

17. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1999.

18. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

19. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? — М.: Физкультура и спорт, 1990.-128с.

20. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 2004.

21. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2002.

22. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания. – М., 2007.

23. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

18 стр., 8901 слов

Психология профессионального выгорания педагогов

... повышенной эмоциональной нагрузкой, конфликтностью, высоким уровнем стресса. Все это ставит педагогов под угрозу развития у них синдрома эмоционального выгорания. Психологическое здоровье учителей рассматривается как одна из важных проблем психологии 21 ...

24. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // MateriaMedica. 1996. N 1(9).

С. 5—25

25. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

26. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М., 1999.

27. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М.: Наука, 2001.

28. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8–13.

29. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.54-67.

30. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.

31. Харс К., Майер К. Стресс – цена успеха? — Р н/Д., 1996.

32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — СПб., 2001.

33. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. — М.: Физкультура и спорт, 1998.

34. Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. — М., 1999.