КУРСОВАЯ РАБОТА
по Психологии и педагогике
Тема: Экзистенция как смысл бытия человека
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
1.1 Постановка проблемы или зачем она нужна, проблема
1.2 Значение слов-проблем, или появление главных тем
2. ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК СМЫСЛ БЫТИЯ
2.1 Планы на жизнь, или что такое человек
2.1.1 Смерть
2.1.2 Свобода
2.1.3 Изоляция
2.1.4 Бессмысленность
2.2 Почему именно экзистенция, или зачем нужно выбирать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о смысле жизни мучает каждого человека на протяжении всей его жизни или только некоторое время. Так или иначе, но каждый должен ответить на вопрос «Зачем я живу?» самостоятельно, потому что никто, кроме нас, не сможет прожить эту жизнь.
Новизна работы состоит в том, что здесь будут представлено решение на один из «вечных», «проклятых» вопросов философов и каждого человека в отдельности, рассмотренного через экзистенциальную философию.
Актуальность темы исследования заключается, прежде всего, в том, что само значение слова «экзистенция» у многих людей вызывает замешательство. Но через призму именно этого понятия философы-экзистенциалисты рассматривали проблему определения значимости и наполненности человеком своего бытия.
Теоретическая значимость данной работы на самом деле является очень большой. Про философию экзистенциализма можно рассказывать очень долго, непонятно и сложно. Одной из задач данной работы является задача упростить к восприятию саму философию экзистенциализма, а так же понять, какое практическое значение несёт в себе экзистенциализм.
Практической же значимости в этой работе можно не найти вследствие её направленности на теоретизацию и конкретизацию изученного материала. Немного подкреплённые примерами из жизни, сухие и не до конца ясные положения теории экзистенциализма помогут разобраться в дальнейшем в тонкостях этой теории и заодно лучше понять смысл и механизмы действия практик.
Решение этого вопроса не может никого обойти: все мы включены в интеллектуально-смысловую битву с самими собой и осмыслением своей жизни, приданием ей некоей цены и особого уникального смысла. Чтобы понять, куда в жизни нужно идти дальше, нужно разобраться в понятиях «бытие», «существование», «экзистенция», «жизнь», что послужат предметом рассмотрения в этой работе.
Семинар 6 Философия экзистенциализма
... философии. Основные понятие экзистенциализма. Религиозный и светский экзистенциализм. 2. «Свобода» и «ответственность» в философии Ж.-П.Сартра. Ситуация свободы. 3. Постановка вопроса о бытии в работе Сартра ... Понимание «культуры» О. Шпенглером в работе «Закат Европы». Проблема культуры в философии жизни Г. Зиммеля. Литература: 1. Гуревич П.С. «Философия жизни: XX век». //Фил. науки. - 1998. ...
Цели данной работы:
Обозначить понятия «бытие», «экзистенция», «жизнь», «экзистенция» с различных углов зрения;
Упростить к восприятию положения теории экзистенциализма;
Дать более полную развёртку понятия философской категории «экзистенция»;
Рассмотреть модель жизни человека с экзистенциальной точки зрения;
Найти отражения этой модели в жизни.
Главная задача этой работы — понять, что такое «экзистенция» и как она может проявляться в жизни человека.
Предмет исследования — философские понятия-проблемы «бытие», «экзистенция», «существование».
Объектом исследования в данной работе является само философское учение экзистенциализма, нашедшее своё выражение в монографиях философов Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.
Методика исследования, использованная для выполнения поставленных задач, сравнительный анализ воззрений философов экзистенциализма, отражённые в монографиях, энциклопедических словарях, учебниках, в статье по практической психологии.
1. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Проблема смысла жизни всегда стояла перед человеком наиболее остро и всегда мучила его на протяжении всей его истории. Заключается эта проблема, прежде всего в том, что истинно верного, правильного, единого смысла жизни вывести невозможно.
Такая ситуация обуславливается прежде всего тем, что каждый человек, живущий на планете — уникален, индивидуален и имеет не так уж много общего с большей частью человечества, которую он просто не знает и, что не мало важно, практически не в состоянии узнать.
1.1 Постановка проблемы или зачем она нужна, проблема
Постановка проблемы смысла жизни здесь не случайна. Если философская сторона вопроса будет существовать и постоянно меняться всегда, то личностная, ныне существующая, сиюминутная постановка вопроса куда более важна и находится ближе к каждому из нас, нежели философские размышления об онтологии всего сущего.
Итак, каждому из нас необходим какой-то смысл для продолжения или наполнения чем-нибудь важным своей жизни. Возникает вполне логичный вопрос: зачем? Неужели нельзя просто жить и ни о чём не задумываться, не размышлять такими категориями как «бытие», «сущее», «смысл жизни», «смысл бытия», «экзистенция»? На самом деле, можно, но так возможно прожить очень не долгое время. Объясним, почему.
В каждом из нас с самого нашего детства существуют определённые задатки, которые в последствие нами реализуются или так и остаются в резервации. К этим задаткам относятся задатки способности к общению и когнитивным процессам (процессам познания).
Представим, что когнитивные процессы у нас выражены более ярко, нежели способности к общению, желание общаться с другими людьми. Тогда бы мы по классификации Юнга были бы интровертами, то есть людьми, которые нацелены на внутренний мир, черпающими информацию и силы, дающие им импульс к действию изнутри, из себя. Итак, мы мало общаемся, но постоянно размышляем, ведём внутренний диалог. Он может быть о чём угодно, вплоть до спора с самим собой по вопросу, верно ли я поступаю, ни с кем почти не общаясь. Пока человек так постоянно спорит с самим собой, в ходе внутреннего диалога возникают новые вопросы, о которых человек даже не задумывался раньше.
Социальные и биологические факторы продолжительности жизни. Современные ...
... из непреходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с человеческим обществом. Ценность и смысл жизни каждого человека глубоко связаны с развитием общества, его социальной структурой, его культурными традициями ... индустрии, экономики, социальной и индивидуальной гигиены. Социальная геронтология тесно связана с вопросами общей культуры, являясь в определенной степени ее мерилом, если иметь в ...
Однако будет неправильным не упомянуть противоположность интроверту — экстраверта. Этот человек черпает силы не изнутри себя, а получает их извне. Он постоянно чем-то занят, с кем-то сотрудничает, спорит, самовыражается, общается и именно через эту деятельность он находит в себе огромные запасы сил и энергии. Пока интроверт размышлял о смысле всего им создаваемого или напротив, не создаваемого, экстраверт уже устал от своей постоянной занятости и, наконец, остановился взглянуть правде в глаза. Он начинает искать смысл во всей его предшествующей деятельности, ища ответ на вопрос, «а есть ли в этом смысл, или он беспричинно потратил столько лет?».
Итак, перебрав все темы и вопросы, которые волновали человека, он неизбежно натыкается на один из самых опасных онтологических вопросов о смысле жизни. От того, как человек отвечает на этот вопрос, зависит его мироощущение, осознание себя в обществе, этот вопрос напрямую связан с самосознанием человека. Но как же на этот вопрос можно ответить, если универсума не существует? Каждый на него отвечает сам: кто-то видит свой смысл жизни в помощи близким и друзьям в сложных и простых жизненных ситуациях, так называемое сопровождение близких по жизненному пути; кто-то — в самореализации и достижении определённых успехов; кто-то в служении высшим Силам или даже церкви; кто-то — в служении родине и так далее.
Вне зависимости от того, какой смысл выбирает для себя человек, он в любом случае будет являться одним из самых важных аспектов его существования. Выбрать свой смысл — всё равно, что правильно выбрать почву для прихотливого растения, коими мы и являемся.
.2 Значение слов-проблем, или появление главных тем
Каждый день мы задаём себе новый смысл нашей жизни, потому как определяем важность, наполненность и необходимость тех или иных событий, которые будут с нами происходить за этот день. Нам всегда нужен ответ на вопрос «зачем?», чтобы укрепить своё чувство самоуважения, чтобы обрести наполненность и выразить смысл того или иного действия, нам нужно знать, во имя или ради чего мы так делаем, почему мы выбрали именно этот маршрут, а не другой. В жизни современного человека существуют множество соблазнов, ценностей, товаров, личностную ценность которых определяет только сам человек. Находясь в ситуации постоянного выбора, он решает, что ему важнее, что ему интересней, с выбором каждой новой ценности или соблазна, создавая особую мотивацию, базу для нового толчка, которая приведёт его на другую ступень собственного развития. Так каждый служащий, дворник или продавец наполняет каждый свой день чем-то особенным, каждый раз внутренне, быть может, иногда бессознательно отвечая на этот самый вопрос по-новому.
Однако наравне с каждодневным ответом на вопрос «зачем?», на этот вопрос существует несколько точек зрения известных философов Западной Европы. Прежде всего, стоит обговорить значения основных категорий онтологического познания такие как «бытие», «экзистенция», «жизнь».
И. Кант. Учение о человеке и его бытие
... с другой – её нелицеприятной критикой. Homo sapiens, Homo faber, Homo ludens… Вопрос о сущности человека являлся предметом специальной отрасли знания – философской антропологии. В ней исследуется родовая ... общественной жизни. Не будет преувеличением сказать, что человек представляет собой наиболее сложный объект исследования. Человек есть чудо в том смысле, что в нём совмещаются такие противоположные ...
«Бытие — 1) абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще (как материальных, так и идеальных явлений); 2) понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания», [8, 34]. Итак, у нас появилась категория, которая теперь уже не просто абстрактна и существует где-то вовне нашего сознания, а имеет чёткое определение, пусть даже не дающее нам никаких гарантий в правильности этого самого определения.
Если рассматривать бытие человека, то можно его обозначить как существование как таковое человека, людей и предметов вокруг него, его идеалов, понятий, представлений и желаний. Но чтобы более глубоко понять смысл этого понятия, нам необходимо ещё одно, не менее важное — «существование».
«Существование — аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от понятия «бытия» понятие «существование» всегда остаётся только аспектом сущего, тогда как понятие «бытие» употребляют также в смысле «всего существующего», «мира как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека», [4] . Таким образом, мы видим, что существование — это один из аспектов бытия, который никак не противоречит ему, а находится в тесной взаимосвязи с ним, является частью его самого и потому определяется им же.
Что ж, если нам стали понятны значения этих двух философских категорий, стоит перейти к следующей из них, занимающей центральное место в нашем исследовании, а именно, к «экзистенции».
Экзистенция — (от лат. exsisto — происходить от, рождаться от; в переносном смысле — обнаруживать себя) одна из фундаментальных философских категорий, открываеющее конкретное бытие вещи, не охватываемое в полной мере дискурсивным мышлением. [12, 784] По Хайдеггеру — Существовать — «быть-впереди-самого-себя». [14, 785]
Экзистенция — такой уровень человеческого бытия, который не может быть предметом научного исследования. Она необъективируема, т.е. никогда не может быть представлена как объект рассмотрения. Вот как объясняет это сам Ясперс: «В любой момент, когда я делаю себя объектом, я сам одновременно есть нечто большее, чем этот объект, а именно существо, которое себя, таким образом, может объективировать». Рассматривая себя в той мере, в какой я могу быть представлен как объект, я «теряю себя, смешиваю то, чем я выступаю для себя, с тем, чем я сам могу быть» [14].
Итак, мы приступаем к рассмотрению самой интересной и заодно самой непонятной категории философии экзистенциализма. По К. Ясперсу «экзистенция не может быть объектом изучения кого-либо, так как тогда она прекращает быть экзистенцией как таковой, ведь она необъективируема, так как существует только здесь и сейчас». По М. Хайдеггеру экзистенция понимается как «бытийное устройство сущего, которое экзистирует», то есть непрерывно существует. По его мнению, «в идее такого бытийного устройства уже лежит опять же идея бытия. И таким образом возможность проведения аналитики присутствия зависит от предшествующей проработки вопроса о смысле бытия вообще», [20, 13]. По Ж.П. Сартру «существование предшествует сущности», что означает, что «человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется» [16, 323].
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его ... время с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Получается, что человек, как чистый лист бумаги, ещё не тронутый ничьими мнением, предубеждением или стереотипами. Попадая в этот мир, если выражаться излюбленным эпитетом Хайдеггера, человек оказывается «заброшен» в то время, в котором он оказался. Ему приходится каким-то образом взаимодействовать с его окружением, приспосабливаться к уже существующим условиям, создавать, находясь в ситуации постоянного выбора и риска, для себя новые, более благоприятные условия и риски. Даже если обращать свой взгляд на жизнь, на практику, то можно увидеть, что это действительно так: человек часто бывает в ситуациях выбора, где есть хоть малая доля, но всё-таки риска. Выбирая более приемлемый путь, человек неизбежно открывает для себя новые возможности и риски, которые были включены в его выбор заранее или образовываются спонтанно. Так человек сначала проходит свой путь, совершая ошибки, «набивая шишки», а потом уже понимает свою сущность, которая таится за каждой ситуацией свершённого выбора.
Однако не стоит думать, что человек живёт неосознанно, на автомате, пользуясь тем, что его экзистенция меняется под воздействием времени и разного рода факторов. «Само бытие, к которому присутствие может так или так относиться и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией. И поскольку сущностно определить это сущее через задание предметного что нельзя, скорее существо его лежит в том, что оно всегда имеет быть своим бытием как своим, для обозначения этого сущего избран как выражение чистого бытия титул «присутствие».[20, 14]. Но человек ведь не просто совершает какой-то выбор — он чувствует ответственность и риск, он включён в эту ситуацию, переживает её, присутствует в ней, то есть осознаёт ответственность за каждое своё действие, своё местоположение в ситуации и некоторый спектр возможностей и последствий совершаемого выбора.
2. ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК СМЫСЛ БЫТИЯ
Фейербах как-то сказал: «Человек ничто без предмета. Великие, выдающиеся люди, раскрывая перед нами сущность человека, подтверждали это своей жизнью. Они знали только одну преобладающую страсть: желание достигнуть цели, которая была главным предметом их деятельности» [17,26]. Действительно, нам всем необходим какой-либо предмет, на который мы будем ориентироваться, или по отношению к которому будем совершать свою деятельность. В науке давно существуют понятия потребностей и ценностей, которые в последствие создают наши мотивы к действию, деятельности, выстраивают наши планы на жизнь. Каков же должен быть план на жизнь в понимании экзистенциалиста?
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
2.1 Планы на жизнь, или что такое человек
Экзистенциальная модель личности основана на иной концепции природы внутреннего конфликта. Основной конфликт заключается не в подавлении инстинктивных драйвов, и не в конфликте со значимыми взрослыми в детстве человека: вместо этого постулируется конфликт между личностью и «данностями» существования.
Что представляют собой эти «данности» существования? Думающий человек может увидеть их без большого труда. Если мы «заключим в скобки» внешний мир, если мы сможем отложить деловые ежедневные заботы, которыми мы обычно наполняем нашу жизнь, и более глубоко поразмышлять о своей ситуации в мире, тогда мы столкнемся с некими «предельными заботами» (ultimate concerns) (по определению Тиллиха), которые представляют собой неизбежную часть человеческого существования в мире.
И. Ялом выделяет четыре предельные заботы, которые имеют непосредственное отношение к психотерапии: смерть, свобода, изоляция, и отсутствие смысла (1981).
Противостояние каждой из них определяет, в рамках экзистенциального подхода, содержание внутренних конфликтов человека.[7]
2.1.1 Смерть
Смерть всегда пугала человечество своей таинственностью, непонятностью и конечностью, невозможностью повторить всё сначала. Начиная осознавать себя в этом мире, человек неизбежно сталкивается со смертью — своих близких, друзей, родственников, или даже соседей, которых он плохо знал ещё при их жизни. «Все», как утверждал Спиноза (1954) «хочет настаивать на продолжении своего существования». И человек бежит от осознания своей конечности, придумывая себе разного рода мифы.
Миф о своей исключительности, например, спасает его от этого тяжёлого знания, и человек закрывается фразой типа «Со мной это не случится, ведь это случилось с ним, а я — не он». Человек на рациональном уровне отлично понимает, что эта отговорка, созданная им самим, всего лишь фикция, но на уровне бессознательном свято верит в свою уникальность, заодно позволяя своей самости почувствовать себя ещё более значительной и неповторимой.
Миф о существовании личного всемогущего охранителя с одной стороны ещё больше подчёркивает человеку его собственную уязвимость, а с другой стороны позволяет ему забыть о тревоге. Ведь тревожиться не нужно — у тебя уже «есть всесильный покровитель, который уведёт беду и смерть».
Избегая мысли о смерти, человек сам себе создаёт проблемы: так, например, будучи уверенным в том, что человек завтра не умрёт, он тут же составляет план на завтра, на следующую неделю, подробнейшие планы на всю последующую жизнь. Однако, как говорил классик «иногда он внезапно смертен, вот в чём фокус!»[3,24].
Поэтому не стоит много планировать, потому что не все наши ожидания могут быть оправданы и реальны, но и опускать руки тоже не стоит. Если наша жизнь зависит от нас, а наша смерть от нас не зависит, так лучше не ждать её за каждым углом, а создавать то, что от нас зависит напрямую — нашу жизнь.
2.1.2 Свобода
Свобода современному человеку, как и смерть, представляется чем-то ещё более аморфным и непонятным. Принцип «если Бога нет, то всё дозволено»[6, 68] с точки зрения морали не может действовать в силу ограниченности нашей свободы свободами других. Тогда человеку остаётся только переживать, тревожиться из-за неопределённости значения свободы и вслед за ней своего собственного положения.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...
Важный внутренний динамический конфликт основан на противостоянии свободе: конфликт лежит между осознанием свободы и беспочвенности и нашей глубокой потребностью в фундаменте и структуре [7].
Поэтому важно понимать, насколько и каким образом различаются люди по некоторым важнейшим аспектам свободы, а именно ответственности и готовности к ней. Так уровни ответственности, принимаемые в одной ситуации разными людьми, различаются ничуть не меньше, чем уровни ответственности, принимаемые одним человеком в разных ситуациях.
Сознавать ответственность за ситуацию значит быть в преддверии действия или, в терапевтической ситуации, и в преддверии изменения. Готовность, как указывает Мэй, (1969) состоит из желания и решимости. Многие люди испытывают большие трудности в переживании или выражении желания. Желание тесно связано с чувством. Люди с заблокированными аффектами не могут действовать спонтанно, поскольку они не могут чувствовать и, как следствие, не могут желать [7].
Однако наряду со всеми аспектами свободы существует ещё две формы самой свободы. Условно их можно назвать «свобода-от» и «свобода-для». Если обратиться к истории всего человечества, можно увидеть, что всю свою жизнь человек стремился освободиться от чего-то: от природы, влияния одной страны на другую, дискриминации, зависимости одного рынка от другого и так далее. Экзистенциалисты чётко подметили, что для лучшего развития и ощущения себя в мире человеку нужна именно вторая форма свободы — «свобода-для». Пришло время не освобождаться от чего-то, а находить свободу для осуществления задуманного. Теперь нужно искать себе свободу для личностного роста, любимого дела, создания семьи и многих важных для каждого и многих вещей.
2.1.3 Изоляция
Экзистенциальная изоляция — это полная изоляция, как от других людей, так и от мира. Она относится к более глубоким слоям, нежели другие формы изоляции. Неважно, насколько близки мы с другим человеком, всегда остается последний, непроходимый разрыв. Каждый из нас входит в мир один и должен оставить его в одиночестве [7].
Чтобы не чувствовать свою изолированность от других, любой человек будет искать себе компанию, в которой он бы мог раствориться, забыть про то, что он один в мире, он будет искать себе возлюбленного, в котором так же, как и в компании, но более интимно может спрятаться от страха экзистенциальной изоляции. Человек, сливаясь с чем-то большим, чем он сам подсознательно ощущает поддержку, некую опору и под воздействием этого успокаивающего фактора начинает осознавать себя не как отдельного от всех человека, индивидуальность, а как часть целого, которого при надобности защитят от всего и даже от смерти.
Хотя никакие отношения не могут уничтожить изоляцию, ее можно разделить с другими людьми таким образом, что боль будет меньше. Если человек признает изоляцию в собственной экзистенции и решительно противостоит ей, то он будет способен с любовью повернуться к другим. Если же, напротив, при столкновении с изоляцией человека одолевает страх, то он не сможет повернуться к другим, а будет вместо этого использовать их как защиту от изоляции. В таком случае любые отношения будут не подлинными отношениями, а будут лишь искажениями того, что могло бы быть подлинными отношениями.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их. Говоря о воздействии социальной ... среды на человека, необходимо учитывать ее многослойность. При крупномасштабном подходе ...
Некоторые люди (и это особенно свойственно людям с пограничными расстройствами личности) испытывают панику, когда остаются одни, источник этой паники — растворение границ Эго. Эти люди начинают сомневаться в собственном существовании и полагают, что они существуют только в присутствии других, существуют только до тех пор, пока им отвечают или о них думают другие люди [7].
.1.4 Бессмысленность
Четвертой предельной заботой является бессмысленность. Если каждый человек должен умереть, и каждый создает свой собственный мир, и каждый одинок в безразличной вселенной, тогда какой смысл может иметь жизнь? Почему мы живем? Как мы будем жить? Если в жизни не существует предопределенного смысла, тогда каждый человек должен создать свой собственный смысл в жизни. Тогда возникает основной вопрос: «Возможно ли, что смысл, созданный мной, достаточно устойчив, чтобы быть основанием моей жизни?» [7].
Как уже говорилось в первой главе, каждый человек нуждается в какой-то опоре, которая может являться так же смыслом. Смысл для человека играет огромную роль — это его уверенность в том, что он действует верно, это его фундамент, на котором он начинает строить свою жизнь. Будучи самому себе архитектором и прорабом, человек сам подбирает материалы, из которых будет построен его проект. Поэтому поиски смысла для человека означают чуть ли не самую важную часть строительства. Осмотр «земли-потенций», закладывание сначала «арматуры-возможностей» и «укреплений-притязаний», а затем и «фундамента-смысла» означает для человека построение практически всей его жизни.
Ощущение смысла жизни необходимо еще по одной причине: из смысловой схемы мы выводим иерархию ценностей. Ценности снабжают нас планом поведения в жизни; ценности говорят нам не только, почему мы живем, но также и как жить.
Четвертый внутренний конфликт вырастает из этой дилеммы: Как существо, которое требует смысла, находит смысл в мире, который не имеет смысла? [7].
Таким образом, мы видим, что человек для экзистенциальной философии и психологии не является предметом изучения, а является живым человеком, существующим в непосредственной данности, а не как сочетание влечений, архетипов и обусловливания. Инстинктивные побуждения и история, конечно, принимаются во внимание, но только как части жизни, борьбы, чувств и мыслей человеческого существа, с его уникальными конфликтами и надеждами, страхами, отношениями. Однако наряду с «живостью» и непосредственностью человека экзистенциальная психология видит его и как существо постоянно боящееся и страдающее. Человек боится, прежде всего, неизвестности, неопределённости, а страдает от несбыточности своей мечты, невозможности выразить все свои способности и потенции.
Однако человека отличает ещё и его способность выбирать. Способность выбирать есть только у человека. Это объясняется, прежде всего, наличием у него особенных структур в мозге и, вследствие этого присутствием психики. В философии же насчёт этой уникальной возможности человека рассуждал Ф.Г. Якоби: «Животное не может выбирать между жизнью и смертью; оно имеет только чувственное стремления, которые все ведут к сохранению и которые принуждают его продолжать своё существование на земле. Только человек может выбирать» [18, 324].
Проблема смысла жизни 2
... целостность, автономность, индивидуальность и обеспечивается возможность развития. В условиях совместной жизни и деятельности людей активность часто принимает форму инициативы. Инициатива представляет собой свободную ... нечто внешнее по отношению к человеку. С философской точки зрения смысл жизни человека должен, неизбежно, находиться за ПРЕДЕЛАМИ этой жизни. Основная часть 1. Личность. Активность. ...
.2 Почему именно экзистенция, или зачем нужно выбирать
Человек, как было уже сказано выше, каждый день встречается с ситуацией выбора. Это может быть абсолютно различные ситуации выбора от принятия решения с утра, что нужно надеть, до решения финансовых или политических проблем.
Каждодневно сталкиваясь с различного рода трудностями, человек испытывает чувство тревоги за свою дальнейшую жизнь, судьбу и ситуации выбора, в которых он будет находиться в последующем. Неизвестность собственного бытия и «заброшенность» во время, в котором человеку приходится жить, пугает его, расшатывает его внутреннее спокойствие и от того он постоянно находится в состоянии стресса, который при увеличении нагрузки психологической или даже физической может перерасти в депрессивное состояние. Таким образом, неуверенность в завтрашнем дне действует на человека ничуть не меньше, чем конкретная экстремальная ситуация.
Человеку необходима уверенность в себе, конкретные цели, идеалы, которые он может воплотить в жизнь. Его жизнь зависит от его уровня притязаний, характера, мотивации и много чего ещё. Если, по Фрейду, человек мечется от удовлетворения своих влечений к идеалам поведения, составленными им самим под воздействием общества, то, по мнению экзистенциальной психологии, человек находится между своими потенциями, способностями, своей системой мироустройства и настоящим положением вещей, реальностью, которая только нагнетает ситуацию и усиливает давление.
Итак, человек, не находя возможности исполнить задуманное, страдает от того, что «сделал что-то не так», или от того, что «родился не в то время». Если первое обвинение себя является осознанным и вполне обосновываемым выбором, то время, в котором человек рождается, является категорией более объективной. Так, если человек допустил ошибку и вследствие самоанализа и анализа вновь сложившихся обстоятельств понимает, что за существующий порядок вещей ответственен только он, то от осознания того, что в другое время его выбор был бы более уместным и приносил бы больше пользы, ещё больше угнетает его. Человек, являясь существом, по сути своей слабым, хочет выглядеть в своих глазах и глазах окружающих сильным, независимым. Вот и ещё один страх, который так же отнимает у него силы. «Нужно сделать всё, чтобы стать независимым, ведь образ независимого и успешного человека в наше время ценен», — думает современный человек и тратит свою жизнь и силы не на то, на что можно было бы их потратить с большей пользой и успешностью.
Человек, попадая в своё время, не знает, как ему нужно жить, потому что никто не показывал ему сценарий, план или не дал прочесть написанную про него книгу. Так он, осознавая, что его жизнь зависит только от него, начинает учиться на своих ошибках, совершая определённый выбор, осознавая риски каждого из вариантов решения проблемы, старается просчитать, предугадать все возможные события, исходящие из каждого из решений, чтобы придать себе уверенность или понизить степень обрушившейся на него тревоги. Человек так может потратить свою жизнь на то, чтобы избавиться от тревоги и осознавания рисков своей действительности, вместо того, чтобы всё разумно взвесить и понять, что рисков и тревоги не нужно бояться, нужно только лишь найти оптимальный вариант. Никто не знает точного и правильного плана своей жизни, поэтому кроме осознания своей беззащитности перед обстоятельствами, своей ответственности за каждый совершённый выбор перед человеком встаёт ещё одна глобальная проблема, а именно ощущения потери опоры, «беспочвенность», как это называл Хайдеггер.
Как уже было сказано, человеку необходима уверенность в собственной правоте, ему также важно чувствовать обоснованность своего решения. Однако никто не может сказать, насколько правильно мы выбираем. Так у нас не оказывается опоры. Давно известно, что человек приходит и уходит из этого мира в полном одиночестве. Он всю свою жизнь окружён такими же одиночествами, как и он сам. Им так же, как и ему предоставлена возможность выбирать свою жизнь, расстояния между собой и другими людьми, степень их приближённости. Однако никто из этих одиночеств не знает, как жить правильно. Исходя из своей субъективности, каждый из них самостоятельно определяет, как им жить по-своему. Но это не повод паниковать и отчаиваться. Человек, таким образом, волен создавать свой идеал человека, воплощая этот образ в собственный идеал. Выбирая, мы заявляем всему миру о том, что нам важно, говорим, тем самым, что именно этот выбор вы считаете наиболее полно описывающим человека, более присущим ему. Совершая свой выбор осознанно, каждый человек создаёт свою собственную модель жизни, которую кроме него могут повторить другие люди, или, в силу уникальности этой модели, не повторит больше никто.
«Существует взгляд что экзистенция — это единение с миром и опять-таки есть та самая эссенция, ее опять-таки упрощают до эссенции. И вот мы все едины в экзистенции, и все мы ощущаем одно и тоже в экзистенциональных ситуациях, в пограничных ситуациях все мы ощущаем одно и тоже и в этом мы едины. Ее как бы не существует, уникальности этого состояния.
Но необходимо сказать, что экзистенция ощущается ведь не только в пограничной ситуации, но и в процессе творчества. Именно в процессе творчества, уникального самовыражения мы можем познавать и ощущать нечто, что другие никогда не ощутят. Моцарт чувствовал свои симфонии, и эти ощущения никто никогда не почувствует. Мы собой вносим нечто, что никто никогда вместо нас не почувствует». [4, 145]
Исходя из субъективности восприятия человеком окружающих его людей и воздействующих на него обстоятельств, вполне можно утверждать о том, что каждый человек создаёт вокруг себя такую действительность, обстоятельства, собирает вокруг себя таких людей, по его мнению, являющихся важными и нужными, необходимыми для его саморазвития и самоактуализации.
«Человек — сам кузнец своего счастья», говорят в народе. Для экзистенциалистов это всегда звучит актуально, потому что именно в этом они видят гуманность и позитивизм своей теории. На самом деле, если переложить теорию Хайдеггера о «заброшенности человека во время», которую он подробно изложил в своей книге «Бытие и время», суть которой была раскрыта чуть выше, можно понять, что подобные идеи были получены не без оснований. А потому экзистенциальная мысль действенна и может помочь облегчить существование каждому человеку, который захочет понять, в чём состоит её суть.
Единственным препятствием на пути к осуществлению и применению экзистенциальной модели жизни является нежелание или даже боязнь человека встретиться с существующим порядком вещей, принять свою ответственность за свою жизнь и слабость перед чередой независящих от него обстоятельств.
«И потому
неустанно освобождаясь от стремлений,
узришь сокровеннейшее его,
неустанно обретая стремления,
узришь облик его.
И то, и другое имеют один исток
и различаются лишь названием.
Для неведомого все имена, что одно.
Видеть в чудесном чудесное —
вот ключ ко всем тайнам мира»[5, 3].
Для того чтобы жить своей жизнью, нужно не только выбирать и притом выбирать осознанно, помимо совершения выбора, человек должен чувствовать, что это для него важно и необходимо. Проживать ситуацию, буквально быть вовлечённым в происходящее, как иногда нас захватывает прочтение книги или просмотр фильма, так мы должны быть вовлечены в творчество своей жизни. Ведь только мы ответственны за то, что у нас в ней случается, происходит, меняется.
Видя на нашу собственную жизнь, на происходящие вокруг нас вещи и обстоятельства, мы можем увидеть, что сами создаём тот рок, который привыкли винить в своих невзгодах. Экзистенция подразумевает постоянное становление, в смысле возникающей эволюции, преодоления прошлого и настоящего для достижения будущего. Поэтому человек может построить свою жизнь так, как нужно, только осознавая важность своей свободы и ответственность за своё собственное бытие, прилагая к этому все необходимые усилия и не боясь жить, чувствовать и хотеть чего-то по-настоящему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, важно отметить, что актуальность данной темы была подтверждена несколькими примерами из жизни. Так как каждый человек в своё время встречается на своём жизненном пути с вопросами о смысле жизни, актуальность работы, изучающей аспекты бытия человека, всегда останется важным и нужным для человека.
Поставленная цель по обозначению и раскрытию понятий «бытие», «жизнь», «экзистенция» с различных углов зрения была выполнена сразу же в первой главе. Для лучшего понимания проблемы необходимо знать терминологию и смысл ключевых слов, потому что именно этими понятиями мы и будем мыслить в дальнейшем.
Если слово «бытие» — понятие полное, охватывающее существование всего окружающего нас пространства, то понятие «жизнь» и «экзистенция» более узки и рассматривают некоторые аспекты бытия. Жизнь в биологии описывается как способ существования белковых тел, однако жизнь человека в этом ключе рассматривать неприемлемо. На помощь нам приходит такое необычное на слух и на понимание понятие как экзистенция. Рассматривая её с разных позиций разных философов, мы поняли, что экзистенция подразумевает только то, что человек, не зная всех своих потенций и зачастую полностью себя не раскрывает, но «будучи заброшенным» в своё время вынужден выживать в нём и считаться с условиями и реалиями, в которых он находится в данный момент. Иными словами, человек сначала существует, и только потом осознаёт свою суть, понимая последствия свершённых им ошибок и осознавая свои истинные желания.
Одна из сложностей, возникших при изучении философии экзистенциализма, — это размытость и разбросанность по монографиям её основоположников как самого понятия, так и других центральных категорий данной философии. В этой работе были представлены краткие и структурированные положения экзистенциализма. Благодаря наработкам создателей практической экзистенциальной психологии И. Ялома и Р. Мейя, мы теперь можем глубже понять, что же означают «предельные экзистенциальные заботы» и какую роль они играют в нашей жизни. Поэтому цель упрощения к восприятию положений экзистенциализма можно считать выполненной.
Через те же самые «предельные заботы» можно понять, что экзистенция включает в себя не простое существование, а сложное, насыщенное шествие по жизненному пути с принятием или непринятием своих проблем, особенностей, потенций, желаний и разного рода забот. Рассматривая способы побега от смерти, свободы, бессмысленности и изоляции, мы пришли к осознанию того, что некоторые аспекты нашего поведения могут быть обусловлены не только желаниями и влечениями, как это описано у З. Фрейда, но ещё и страхами и тревогами. Через примеры из нашей собственной жизни, пропуская свой опыт через призму четырёх «предельных забот», теория экзистенциализма приобретает новые краски, начинает говорить самостоятельно, через нашу жизнь. Так с помощью жизненных примеров мы достигли ещё одной цели, поставленной нами с самого начала — мы дали полную развёртку понятия «экзистенция».
Рассмотрев модель жизни человека с экзистенциальной точки зрения, мы осознали истинную важность нашей жизни, необходимость её осознанности и невозможности нашей не включённости в неё. Так, согласно экзистенциальной модели жизни, человеку необходимо осознавать множество вещей и факторов, на него постоянно влияющих, походить к ситуации выбора как можно серьёзней (ведь выбирая что-то важное для себя лично, человек выбирает важное для всего человечества).
Важно понимать, что вся его жизнь зависит только от него самого и потому не бежать от ответственности за его жизнь, возложенной на него с самого начала его жизненного пути, и смело смотреть ей в глаза, и сделать всё, чтобы стать в этой жизни счастливым. Даже если мы бежим от своей экзистенциальной изоляции, это не значит, что это плохо. Напротив, если человек, скрываясь от своей изоляции, постоянно находится в коллективе, где успешно функционирует, это пойдёт ему и обществу только на пользу. Но если человек вовсе отрицает то, что в жизни он один, за него эту жизнь никто прожить не сможет и что это невозможно изменить, то это уже можно рассматривать как, по крайней мере, отказ от части своей экзистенции.
По мнению экзистенциалистов, человек находится в постоянной тревоге — за себя, за родных, свои дела, будущее и так далее. Человек, имея в своём распоряжении некоторое количество возможностей, потенций и каких-либо внутренних желаний, чаяний, которые он стремится воплотить в жизнь, встречается с лицом к лицу с реальностью, зачастую не соответствующей его представлениям о ней. Отсюда и возникают эти чувства: когда у человека нет оснований для продолжения своей деятельности, когда реальность такова, что его чаяния не могут найти своего воплощения в жизни — естественное чувство бессмысленности и тревоги. Тревога должна помогать человеку, мобилизовать свои силы для преодоления препятствия, решения проблемы, так же как и страх приводит в готовность организм к защитному действию. В экзистенциальной психологии тревожность — это некий показатель жизненной позиции человека. Чем больше он тревожится, тем в большую часть аспектов своего существования он включён.
Если человек переживает из-за чего-то, тревожится, то предмет этих чувств для него, несомненно, важен. Иначе бы он не испытывал таких эмоциональных подъёмов и спадов по отношению к чему-либо. Исходя из уровня тревожности, таким образом, можно получить ещё один качественный показатель жизни человека — включённость, вовлечённость в жизнь.
И так, примерив на свою жизнь некоторые положения экзистенциальной философии, мы понимаем, что жить не в пустую, нам помогает осмысленность нашей жизни. Наполняя каждый свой выбор, наделяя каждую тревогу неким смыслом, который мы можем смело приравнять к понятию самой нашей жизни, мы не теряем время, не ждём своего конца и не скрываемся от свободы и изоляции. Так мы можем лавировать между многими возможностями, выбирая только важное и нужное для нас самих.
Нужно осознавать тот груз ответственности, который напрямую связан с грузом свободы, данной нам от рождения. Только наполняя нашу жизнь смыслом, важным, значимым для нас самих, отстаивая свои взгляды и громко заявляя о себе, мы можем надеяться на исполнение нашей мечты, оправдание надежд и принятие миром нашего смысла бытия. Кроме нас самих эту жизнь никто не сможет прожить так искусно, как мы, поэтому стоит наполнить её лучшим по нашему собственному мнению смыслом и сказать об этом миру.
Можно сказать, что пятая и главная цели данной работы достигнуты. Мы нашли отражение модели экзистенциализма в жизни и через это же отражение, а так же через теоретизацию и конкретизацию положений экзистенциализма разобрались в понятии «экзистенция» более полно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев П.В., Панин А.В., Философия [Текст] / : учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Простпект, 2010. — 592 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-482-01527.
Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. — Электрон. Текстовые. Граф., Зв. дан. и прикладная прогр. (700 Мб).
— М.: Большая Рос. энцикл. 2003. — 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM) : зв. цв. — Систем. Требования: ПК 266 или выше; 64 Мб ОЗУ; Windows 98/Me/2000/XP; 800х6000; 4х CD-ROM дисковод; мышь. — Загл. с экрана. — Диск и сопров. Материал помещены в контейнер 20х14 см.
Булгаков М.А., Мастер и Маргарита [Текст] / Роман. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 2008. — 448 с. — 100 000 экз.
Гарифуллин Р.Р., Постмодернизм в психологии [Текст]. — М.: АСТ, 2005. — 356 с. — 3000 экз. ISBN 5-98132-028-1
Дао дэ Цзин [Текст] / Лао Цзы, Дао дэ Цзин. — М.: Медков С.Б., 2010. — 192 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-902582-57-1
Достоевский Ф.М., Братья Карамазовы [Текст] / Роман в 4-х ч. С эпилогом. Ч. I, II. — М.: Современник, 1981 (IV кв.).
— 368 с. 1 л. портр. — (Классическая б-ка «Современника»).
— 300 000 экз.
Журнал практической психологии и психоанализа, Экзистенциальная психотерапия [Текст]: Научно-практ. портал. электрон. публикаций / учредитель Институт практической психологии и психоанализа. — 2008, декабрь. — М.: 2012, № 4. — 450 экз.
Краткий словарь по философии [Текст] /Под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. — 3е изд., доработ. и доп. — М.: Политиздат, 1979. — 413 с. — 300 000 экз.
Лукьянов О.В., Психотерапия — это не то, что вы ждёте [Текст]. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. — 56 с.; ил. 500 экз. ISBN 5-7511-1771-9
Маклаков А.Г., Общая психология [Текст] / Маклаков А.Г., Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов») — Доп. тираж 10 000экз. — ISBN 978-5-272-00062-0.
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 994 с. — 10 000 экз. ISBN 5-89285-003-Х
Психологический словарь [Текст] / Под общ. науч. ред. А.С. Гуревича. — М.: ОЛМА Медиа Групп., ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — 800 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-373-00614-9.
Серия «Эрудит». Философия. [Текст]. — М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. — 192с.: ил. — 30 000 экз. ISBN 978-5-486-01247-1
Современная буржуазная философия [Текст] /: учеб. пособие: Под ред. А С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского — М. : Высшая школа, 2008. — 582 с. — 100 000 экз.
Словарь русского языка [Текст] : В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд. стереотип. — М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 4. С-Я, 1985. — 696 с. — 200 000 экз. экзистенция бытие жизнь смысл
Фейербах Людвиг, Сочинения [Текст] / : В 2т. Пер с нем./Ин-т философии. — М.: Наука, 1995. Т. 1. — 425с. — 100 000 экз. ISBN 5-02-008248-1., т. . 1
Фейербах Людвиг, Сочинения [Текст] / : В 2т. Пер с нем./Ин-т философии. — М.: Наука, 2010. Т. 2. — 425с. — 100 000 экз. ISBN 5-02-008247-3.
Хайдеггер Мартин, Время и бытие [Текст] / : Ст. и выступления / [Сост., пер., выступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина]. — М.: Республика, 2011. — 455, [2] с.; 22 см. — (Мыслители ХХ века).
— 51 000 экз. ISBN 5250-01496-8.