ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. … 3

1. Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей…6

1.1. Умственное развитие и умственное воспитание…6

1.2. Освоение сенсорных эталонов в дошкольном возрасте…8

2. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей…12

3. Организация и руководство дидактическими играми…21

3.1. Основные принципы планирования дидактических игр…21

3.2. Приемы и методы руководства дидактическими играми…24

Заключение

Введение

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, различать запах и цвет.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать. Каждое знакомство с предметом и явлением — это восприятие ребенком окружающего мира, приобретение знаний через собственный опыт о предметах, их свойствах и признаках, назначениях. Разнообразная информация поступает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Это знакомство происходит через непосредственные действия, манипуляции с предметами, через наблюдения и игровые приемы, а также в процессе исследовательской деятельности и, организованном взрослыми, целенаправленном обучении.

Именно игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, мышление и внимание» [25, 69−70].

Ведущая роль игры тем неоценима, что в процессе игровой деятельности происходит развитие практически всех психических процессов ребенка: речь, память, внимание, воображение и т. д. В игре формируются его отношения со сверстниками, приобретается первый жизненный опыт, закладывается основа его отношений с окружающим миром, идет подготовка к переходу дошкольника на новый этап, к более сложной ведущей деятельности — учению. Игра — серьезное интеллектуальное занятие, в которой формируются все виды способностей ребенка: в игре развивается его ребенка, обогащается и расширяется его кругозор об окружающем мире; в коллективных играх дети сближаются друг с другом.

5 стр., 2458 слов

использование игровых приемов в изобразительной деятельности младших дошкольников

... -педагогическую методику обучения детей изобразительной деятельностью; 2) Выявить взаимосвязь игры с изобразительной деятельностью. 3) Разработать систему работы по содержанию изобразительной деятельности с помощью игровых методов и ...

Актуальность обозначенной темы в настоящий момент очень велика, так как за последнее десятилетие в дошкольных учреждениях педагогами стали использоваться приемы в процессе образовательной деятельности больше похожие на школьные методы. С одной стороны, это обусловлено высокими требованиями родителей при подготовке детей к школьному обучению (дети должны уметь читать, решать задачи, печатать буквы, считать в пределах 100), с другой, многим педагогам гораздо легче провести организованное занятие, чем ненавязчиво привлечь детей к игре.

Главный документ современности «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, требует от педагогов организовывать сотрудничество детей и взрослых, как равных партнеров, поддерживать и поощрять детскую инициативу. В области «Познание» ФГОС ДО нацеливает педагогов на:

1. Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;

2. Формирование познавательных действий, становление сознания;

3. Развитие воображения и творческой активности;

4. Формирование первичных представлений о себе, окружаю­щих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля.

Одним из средств решения данных задач является использование педагогами в образовательном процессе дидактических игр. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи — тех фундаментальных психических процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности.

11 стр., 5103 слов

Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

... развития общения, формирование самосознания, чувства партнерства. 1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью. Под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности ... развитие познавательной деятельности, препятствует социальной адаптации детей. Мышление учащихся с умеренной умственной отсталостью ...

Таким образом, игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. В играх воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.

1. Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей

1.1. Умственное развитие и умственное воспитание

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка).

Об умственном развитии ребёнка судят по количеству и характеру знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), по способности к самостоятельному творческому познанию мира.

В дошкольном возрасте стремительным темпом идёт накопление знаний, формируется речь, улучшаются познавательные процессы, ребёнок овладевает простыми способами умственной деятельности. Умственное развитие детей дошкольного возраста происходит под влиянием сверстников, информационных источников, социального окружения. В процессе общения с окружающими он осваивает язык, а вместе с ним и сформировавшуюся систему понятий. В итоге, в предшкольном периоде ребёнок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в процессе деятельности: поначалу в общении, игре, предметной деятельности, а затем и в учебной, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), трудовой. Безусловно, эффективнее умственное развитие происходит под воздействием воспитания и обучения.

Умственное воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, с целью приобретения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений ... в ее существенных связях и отношениях; как вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, ... в ее существенных связях и отношениях. Это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, ...

Особенно велика роль умственного воспитания в период подготовки детей к школе. Овладение способностями анализа, синтеза, обобщения, классификации умение накапливать запас знаний, а затем применять их в нужный момент — это важные предпосылки для успешного обучения в школе.

Ключевой задачей умственного воспитания дошкольников является: формирование правильных представлений о явлениях природы и окружающей действительности, об общественной жизни; развитие любознательности и умственных способностей; формирование простейших способов умственной деятельности через развитие познавательных психических процессов — ощущения, восприятия, речи, памяти, воображения, мышления; развитие логического мышления.

Именно в дошкольном детстве наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды, поэтому очень важно не упустить возможности для умственного развития. Особенно следует обратить внимание на умственное воспитание детей раннего возраста. Дети до двух лет живут очень насыщенной жизнью и у них осуществляется огромный объём познавательной деятельности. Мозг ребёнка в это время развивается стремительно быстро — к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Именно поэтому для полноценного развития необходимо «питать» мозг ребёнка разнообразной информацией.

В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания — формирование познавательной деятельности ребёнка, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

11 стр., 5263 слов

Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника

... использования игры как сред­ства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникно­вению представлений об игре как специфической деятельности детей, ... образования Контрольная работа по педагогике Тема: Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника Исполнитель: студентка 3 курса заочного отделения группы 318 ...

Основой интеллектуального развития в дошкольном возрасте является сенсорное воспитание. Считается, что оно:

1) упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

2) развивает наблюдательность;

3) готовит к реальной жизни;

4) позитивно влияет на эстетическое чувство;

5) является основой для развития воображения;

6) развивает внимание;

7) дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

8) обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

9) обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

10) влияет на расширение словарного запаса ребенка;

11) влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Итак, сенсорное развитие является не только фундаментом общего умственного развития ребенка, но и ступенькой на лестнице усвоения полноценного восприятия, являющегося базой для успешного овладения многими видами деятельности.

1.2. Освоение сенсорных эталонов

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование представлений у дошкольников о сенсорных стандартах — эталонах. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников [8, 258]. В качестве сенсорных эталонов цвета выдаются семь цветов спектра и их нюансы по яркости и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в музыке — различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.

4 стр., 1967 слов

Методика применения сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманного отношения у дошкольников

... , а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, ... возрасте......................................................23 ГЛАВА 3. Применение сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманного отношения у дошкольников 3.1. План-конспект практического занятия с ...

Ребенок, ежедневно сталкиваясь с предметами и явлениями, усваивает, сенсорные эталоны вне зависимости от влияния взрослого. Однако, следует отметить, что при целенаправленном и систематическом воздействии взрослого, у дошкольника восприятие картины мира более глубокое, более богато и разнообразно. В том и заключается задача педагогов, чтобы к концу дошкольного периода расширить и углубить приобретенные спонтанно знания, научить устанавливать причинно-следственные связи, искать ответы на возникшие вопросы, свести к минимуму примитивные формы рассуждений и умозаключений к более образному, логическому. И сделать это можно, умело руководя обычными для детей этого возраста видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.

Овладение сенсорными эталонами — достаточно сложный и долговременный и процесс. Он не ограничивается периодом дошкольного детства. Сенсорные эталоны можно постигать всю жизнь. Овладеть сенсорными эталонами — не значит просто научиться верно называть то или иное качество объекта. Нужно еще и иметь отчетливые представления о видах каждого свойства. Одним словом, освоение сенсорных талонов — это адекватное использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Формирование эталонов невозможно без умения способов правильного обследования: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

С этой целью большое место отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д. Вкл…

28 стр., 13897 слов

Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта

... детей-дошкольников 1.1 Проблема игры в психологии Дошкольный период считается классическим возрастом игры. ... игре в своих работах по физическому воспитанию П.Ф. Лесгафт [20], который не ограничивал значение игры только физическим развитием. Он указывал, что в игре ребенок ... . Сенсорная сфера обеспечивает возможность чувствительного восприятия окружающей действительности. У умственно отсталых детей оно ...

Литература

1. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание — 2002 № 3 — С.398

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. — С.424

3. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. — С.371

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс, 1999. — С.536

5. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. — М., 2007. — С.391

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. — С. 315

7. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. — Ж-л «Управление ДОУ», № 6, 2008. — с.106.

8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. — М., 1996. — С. 459

9. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. — М., 1975 — 112с.

10. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой. — М., 1980

11. Игры — занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад. школа, 2007. — С.368

12. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. — М., 1997. — С. 412

13. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада", Справочник старшего

воспитателя, 2008, № 5 — С. 31−37

14. Колесникова Е.В. Математика для детей 6−7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати».3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).

15. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С.302

16. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1964 — 478 с.

17. Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. — Ж-л «Управление ДОУ», 2010 г.,№ 5 — с. 108.

18. Люблинская, А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971 — 410с.

19. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2011 — 144с

20. М. Монтессори. «Дети — другие», ИД Карапуз 2004 — 235с

21. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993 № 5 — С. 87

22. Никитин, Б.П. Развивающие игры. — М., 1994. — 189 с.

23. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. — М.: Мозаика — синтез, 2009. — 120 с.

24. Психология дошкольника: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. Г. А.Урунтаева. М.: Академия, 2014. 408 с.

25. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. — С. 456

26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М., 1997. — С.418

27. Сенсорная комната: новые возможности использования. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. — Ж-л «Воспитатель ДОУ», 2010 г.,№ 9 — с. 7.

28. Сольцева О.Г. «Наши помощники — органы чувств», «Ребёнок в детском саду», 2007 № 3

29. Тимофеева Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период.//Методист. 2014. № 13. С. 6 — 43

30. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 2007. — С. 368

31. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. -М, 1997. — С. 381

32. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. — С. 95

33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден Приказом МОиН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155

34. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с.

35. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. «Сфера», 2010 — 72с.

Электронный ресурс:

conf/ped/archive/145/6664/ - молодой ученый Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector