ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. ……………………………………………………………………..… 3
1. Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей……….6
1.1. Умственное развитие и умственное воспитание…………………6
1.2. Освоение сенсорных эталонов в дошкольном возрасте…………8
2. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей………………12
3. Организация и руководство дидактическими играми.………………..21
3.1. Основные принципы планирования дидактических игр……..21
3.2. Приемы и методы руководства дидактическими играми…….24
Заключение
Введение
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, различать запах и цвет.
Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать. Каждое знакомство с предметом и явлением — это восприятие ребенком окружающего мира, приобретение знаний через собственный опыт о предметах, их свойствах и признаках, назначениях. Разнообразная информация поступает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Это знакомство происходит через непосредственные действия, манипуляции с предметами, через наблюдения и игровые приемы, а также в процессе исследовательской деятельности и, организованном взрослыми, целенаправленном обучении.
Именно игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, мышление и внимание» [25, 69-70].
Ведущая роль игры тем неоценима, что в процессе игровой деятельности происходит развитие практически всех психических процессов ребенка: речь, память, внимание, воображение и т.д. В игре формируются его отношения со сверстниками, приобретается первый жизненный опыт, закладывается основа его отношений с окружающим миром, идет подготовка к переходу дошкольника на новый этап, к более сложной ведущей деятельности — учению. Игра — серьезное интеллектуальное занятие, в которой формируются все виды способностей ребенка: в игре развивается его ребенка, обогащается и расширяется его кругозор об окружающем мире; в коллективных играх дети сближаются друг с другом.
использование игровых приемов в изобразительной деятельности ...
... Изучить психолого-педагогическую методику обучения детей изобразительной деятельностью; 2) Выявить взаимосвязь игры с изобразительной деятельностью. 3) Разработать систему работы по содержанию изобразительной деятельности с помощью игровых методов и приемов. Глава ...
Актуальность обозначенной темы в настоящий момент очень велика, так как за последнее десятилетие в дошкольных учреждениях педагогами стали использоваться приемы в процессе образовательной деятельности больше похожие на школьные методы. С одной стороны, это обусловлено высокими требованиями родителей при подготовке детей к школьному обучению (дети должны уметь читать, решать задачи, печатать буквы, считать в пределах 100), с другой, многим педагогам гораздо легче провести организованное занятие, чем ненавязчиво привлечь детей к игре.
Главный документ современности «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155, требует от педагогов организовывать сотрудничество детей и взрослых, как равных партнеров, поддерживать и поощрять детскую инициативу. В области «Познание» ФГОС ДО нацеливает педагогов на:
1. Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;
2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
3. Развитие воображения и творческой активности;
4. Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля.
Одним из средств решения данных задач является использование педагогами в образовательном процессе дидактических игр. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи — тех фундаментальных психических процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности.
Таким образом, игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. В играх воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.
1. Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей
1.1. Умственное развитие и умственное воспитание
Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка).
Об умственном развитии ребёнка судят по количеству и характеру знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), по способности к самостоятельному творческому познанию мира.
В дошкольном возрасте стремительным темпом идёт накопление знаний, формируется речь, улучшаются познавательные процессы, ребёнок овладевает простыми способами умственной деятельности. Умственное развитие детей дошкольного возраста происходит под влиянием сверстников, информационных источников, социального окружения. В процессе общения с окружающими он осваивает язык, а вместе с ним и сформировавшуюся систему понятий. В итоге, в предшкольном периоде ребёнок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙИДЕНТИЧНОСТИ ...
... недостаточно. Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы: "Проектная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников" является актуальной и практически значимой. ... и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской идентичности учащихся. Одна из главных задач начальной школы - развитие потенциала младшего школьника. В связи ...
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в процессе деятельности: поначалу в общении, игре, предметной деятельности, а затем и в учебной, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), трудовой. Безусловно, эффективнее умственное развитие происходит под воздействием воспитания и обучения.
Умственное воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, с целью приобретения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Особенно велика роль умственного воспитания в период подготовки детей к школе. Овладение способностями анализа, синтеза, обобщения, классификации умение накапливать запас знаний, а затем применять их в нужный момент — это важные предпосылки для успешного обучения в школе.
Ключевой задачей умственного воспитания дошкольников является: формирование правильных представлений о явлениях природы и окружающей действительности, об общественной жизни; развитие любознательности и умственных способностей; формирование простейших способов умственной деятельности через развитие познавательных психических процессов — ощущения, восприятия, речи, памяти, воображения, мышления; развитие логического мышления.
Именно в дошкольном детстве наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды, поэтому очень важно не упустить возможности для умственного развития. Особенно следует обратить внимание на умственное воспитание детей раннего возраста. Дети до двух лет живут очень насыщенной жизнью и у них осуществляется огромный объём познавательной деятельности. Мозг ребёнка в это время развивается стремительно быстро — к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Именно поэтому для полноценного развития необходимо «питать» мозг ребёнка разнообразной информацией.
В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания — формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.
Основой интеллектуального развития в дошкольном возрасте является сенсорное воспитание. Считается, что оно:
1) упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
2) развивает наблюдательность;
3) готовит к реальной жизни;
Базовые теории воспитания и развития личности
... разных парадигм педагогического воспитания с периодами развития личности. Например, детский сад, школа, ПТУ – с педагогической, высшие учебные заведения – с андрологической, профессиональная деятельность – с ... сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять ...
4) позитивно влияет на эстетическое чувство;
5) является основой для развития воображения;
6) развивает внимание;
7) дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
8) обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
9) обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
10) влияет на расширение словарного запаса ребенка;
11) влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Итак, сенсорное развитие является не только фундаментом общего умственного развития ребенка, но и ступенькой на лестнице усвоения полноценного восприятия, являющегося базой для успешного овладения многими видами деятельности.
1.2. Освоение сенсорных эталонов
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование представлений у дошкольников о сенсорных стандартах — эталонах. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников [8, 258]. В качестве сенсорных эталонов цвета выдаются семь цветов спектра и их нюансы по яркости и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в музыке — различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.
Ребенок, ежедневно сталкиваясь с предметами и явлениями, усваивает, сенсорные эталоны вне зависимости от влияния взрослого. Однако, следует отметить, что при целенаправленном и систематическом воздействии взрослого, у дошкольника восприятие картины мира более глубокое, более богато и разнообразно. В том и заключается задача педагогов, чтобы к концу дошкольного периода расширить и углубить приобретенные спонтанно знания, научить устанавливать причинно-следственные связи, искать ответы на возникшие вопросы, свести к минимуму примитивные формы рассуждений и умозаключений к более образному, логическому. И сделать это можно, умело руководя обычными для детей этого возраста видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.
Овладение сенсорными эталонами — достаточно сложный и долговременный и процесс. Он не ограничивается периодом дошкольного детства. Сенсорные эталоны можно постигать всю жизнь. Овладеть сенсорными эталонами — не значит просто научиться верно называть то или иное качество объекта. Нужно еще и иметь отчетливые представления о видах каждого свойства. Одним словом, освоение сенсорных талонов — это адекватное использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Формирование эталонов невозможно без умения способов правильного обследования: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
С этой целью большое место отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д. Вкл……..
Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта
... Теоретические аспекты изучения игровой деятельности детей-дошкольников 1.1 Проблема игры в психологии Дошкольный период считается классическим возрастом игры. В дошкольном возрасте возникает сюжетная ролевая игра, в этот период она ... многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и ...
Литература
1. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание — 2002 № 3 — С.398
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. — С.424
3. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. — С.371
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. — С.536
5. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. — М., 2007. — С.391
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. — С. 315
7. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. — Ж-л «Управление ДОУ», №6, 2008. — с.106.
8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. — М. ,1996. — С. 459
9. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. — М., 1975 — 112с.
10. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. — М., 1980
11. Игры — занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. — С.368
12. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. — М. , 1997. — С. 412
13. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, 2008, №5 — С. 31-37
14. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати».3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).
15. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С.302
16. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1964 — 478 с.
17. Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. — Ж-л «Управление ДОУ», 2010г.,№5 — с.108.
18. Люблинская, А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971 — 410с.
19. Метиева Л. А. , Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2011 — 144с
20. М. Монтессори. «Дети — другие», ИД Карапуз 2004 — 235с
21. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993 №5 — С. 87
22. Никитин, Б.П. Развивающие игры. — М., 1994. — 189 с.
23. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. — М.: Мозаика — синтез, 2009. — 120 с.
24. Психология дошкольника: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 2014. 408 с.
Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей ...
... сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. 3) привести варианты игр-занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. 4) выбрать методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста. 1. Значение сенсорной культуры для развития ребенка Сенсорное развитие ребенка ...
25. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. — С. 456
26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.,1997. — С.418
27. Сенсорная комната: новые возможности использования. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. — Ж-л «Воспитатель ДОУ», 2010г.,№9 — с.7.
28. Сольцева О.Г. «Наши помощники — органы чувств», «Ребёнок в детском саду», 2007 №3
29. Тимофеева Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период.//Методист. 2014. №13. С. 6 — 43
30. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. — С. 368
31. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. -М,1997. — С. 381
32. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. — С. 95
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден Приказом МОиН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
34. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с.
35. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. «Сфера», 2010 — 72с.
Электронный ресурс:
conf/ped/archive/145/6664/ — молодой ученый Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).