Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы диагностики и коррекции самооценки одаренных детей дошкольного возраста 6
1.1. Роль самооценки старшего дошкольника в его развитии и формировании личности 6
1.2. Проблемы одаренных детей, оказывающие влияние на их самооценку 9
1.2.1. Сущность понятия «одаренный ребенок» 9
1.2.2. Проблемы одаренных детей 13
Глава 2. Диагностика самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста 18
2.1. Организация исследования самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста 18
2.2. Анализ самооценки детей старшего дошкольного возраста 21
Глава 3. Основные пути и условия коррекции самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста 26
3.1. Педагогическое воздействие на самооценку одаренного ребенка дошкольного возраста 26
3.2. Работа с родителями одаренного ребенка с низкой самооценкой 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 35
Введение
Тема данной работы «Диагностика и коррекция самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста» была и остаётся одной из актуальных в психологии.
Проблема самооценки сама по себе актуальна в связи с тем, что в результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии, возникло представление, что именно самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.
Наиболее перспективной в данном плане представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом.
Самооценка сложный конструкт и рассматривается в отечественной психологии в связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом возрастной психологии. В зарубежной психологии проблема самооценки является предметом социально-психологического анализа, а также педагогической психологии.
Психология одаренных детей
... способ решения проблем). Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение ...
Становление самооценки в старшем дошкольном возрасте исследовали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.В. Ольшанский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина , Н.Н. Авдеева, М.Г. Елашина, СЮ. Мещерякова.
Исследователи едины во мнении, что в этом возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.
Зародившись в раннем возрасте, самооценка формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.
Актуальность проблемы диагности и коррекции самооценки именно одаренных детей объясняется тем, что данная группа детей живет в социальных условиях, которые нередко несоответствуют потребностям ребенка, влияя на его психоэмоциональное состояние, что провоцирует ряд проблем психологического характера.
Долгое время, особенно в начале XX века, одарённость трактовалась только как интеллектуальная и определялась в основном по тестам интеллекта. Однако, позднее, к середине XX века, начинает разрабатываться интегративный подход к её пониманию. Одарённость рассматривается не как особое сочетание связанных с интеллектом психических функций, а как целостная, интеллектуально-личностная характеристика человека.
К настоящему времени в психологии накоплен обширный теоретический и ЩФ практический опыт изучения одарённости. Исследованием фундаментальных проблем одарённости занимались такие известные ученые, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв. В связи с изучением общих и специальных способностей проблемы одарённости касались в своих исследованиях Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Э.А. Голубева, В.В. Давыдов, В.Н., С.Л. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Л.И. Уманский и др. Как психическое явление, неразрывно связанное с творчеством, одарённость рассматривается в трудах по психологии творчества Б.М. Кедрова, Я.А. Пономарёва, O.K. Тихомирова.
Цель данной курсовой работы — изучить проблему самооценки одаренного ребенка, провести ее диагностику и наметить основные пути коррекции.
Объект исследования: самооценка, как фактор развитияличности
Предмет исследования: особенности формирования самооценки у одаренных детей, методы диагностики и коррекции их самооценки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию самооценки.
2. Выяснить современные представления об одарённости ребенка.
3. Рассмотреть сущность и специфику проблем одарённого ребенка.
4. Исследовать особенности самооценки одаренных детей дошкольного возраста.
5. Определить основные пути и условия коррекции самооценки одаренных детей дошкольного возраста.
6. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
7. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме
Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные в нём данные могут быть использованы при работе с одаренными детьми их родителями и разработке новых программ и организационных форм личностного развития одарённых детей педагогами.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
... проблему изучения особенностей формирования и коррекции самооценки младших школьников с ЗПР как одну из наиболее актуальных. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает ... источников и приложений. задержка психический самооценка школьный Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 1.1 ...
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы диагностики и коррекции самооценки одаренных детей дошкольного возраста
1.1. Роль самооценки старшего дошкольника в его развитии и формировании личности
А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.
Говоря о значении адекватности самооценки для развития личности старшего дошкольника, известный психолог К. Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека выражается именно в самооценке.
Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.
Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к ребенку.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь к тому, чтобы он ее принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.
Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя. Но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и несоответствующей истинным, хотя и неосознаваемым в этот момент желаниям и способностям, ребенок не может быть успешен, как бы он не старался и как бы он не убеждал себя, что эта деятельность и есть настоящее его призвание.
Это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новым видам деятельности и к новым людям.
Практически все психологи, изучающие развитие личности детей, согласились с Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе.
Исследования также показали, что одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди видят ребенка таким же, каким он видит себя сам, что доказывает ее адекватность.
Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самооценки наиболее уязвимой частью психики. Причиной дисгармонии развития самооценки является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания.
Организация экспериментального исследования самооценки детей ...
... воспитателя и мамы. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Данная методика является модификацией техники ... сильный, старательный [4]. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и объясняют задание и предлагают на ней отметить фишками уровень развития у него указанных ...
Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.
Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило, стихийно без специальных усилий со стороны взрослых.
Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны. Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера.
В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.
Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.
Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.
Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности — в различных качественных образованиях.
Особенно часто эта проблема возникает при воспитании такой группы детей, как одаренные.
1.2. Проблемы одаренных детей, оказывающие влияние на их самооценку
1.2.1. Сущность понятия «одаренный ребенок»
Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок — это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники.
Однако, если по отношению ко всем «обычным» детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с «одаренными». Налет фатализма — «Таков дар!» — определяет глобальную стратегию работы с ними лишь через поиски форм организации их обучения: отдельные классы, специальные школы, индивидуальные программы. Однако, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание того, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь — проблема становления его личности .
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
... 2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка 3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка 3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка Глава 2. Исследование детско- ... литературы, приложений. Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка 1. Личность младшего школьника Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это ...
В современной психологии и педагогической практике сосуществует множество научных подходов к изучению одаренности.
При решении вопроса о детерминации умственной одаренности не представляется возможным отдать приоритет какому-либо одному фактору: генотипу или фактору среды. Большинство современных концепций 30 – 35 % общей фенотипической дисперсии считают обусловленными средовыми влияниями, 45…
**************************************************************