Диагностика и коррекция личностной тревожности

Введение

Глава 1. Обзор литературы по проблеме тревожности

1.1. Основные подходы к явлению тревожности в современной психологии

1.2. Методы диагностики тревожности

1.3. Возможности коррекции тревожности

Глава 2. Диагностика тревожности в младшем школьном возрасте

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

2.2. Методика исследования

2.3. Результаты исследования

2.4. Обсуждение результатов

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность исследования. Проблема тревожности в настоящее время приобретает всю большую значимость. По результатам многочисленных исследований, увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Необходимость изучения и коррекции этого явления, тем не менее, мало учитывается в педагогическом процессе.

Проблема исследования, таким образом, заключается в том, что тревожность школьников остается недостаточно изученой в психологии и педагогике. Это приводит тому, что не учитывается негативное влияние тревожности на возникновение и развитие невротических состояний у школьников, возникающих в результате недостаточно методически грамотно составленного и реализуемого педагогического процесса. Существует необходимость описания факторов тревожности и организации коррекционных мероприятий, а также предупреждения развития тревожности у школьников.

Цель: исследовать тревожность у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: тревожность в младшем школьном возрасте связана с недостаточной устойчивостью познавательных процессов.

Предмет исследования: тревожность как свойство личности у младших школьников.

Объект исследования: 22 школьника II и III классов.

Задачи исследования:

1) провести изучение подходов к проблеме тревожности в психолого-педагогической науке,

2) подобрать методики исследования тревожности,

3) провести диагностику с помощью выбранных методик,

4) провести проверку гипотезы исследования.

Методы исследования: тестирование, изучение литературы.

Глава 1. Обзор литературы по проблеме тревожности

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... блока 1.Актуальность научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования 2.Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, ... статьи, тезисов, учебного пособия, монографии 14 Рекомендуемая литература •Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст] : учеб. пособие / А. ...

1.1. Основные подходы к явлению тревожности в современной психологии

В современной психологии эмоции подразделяются на фундаментальные и производные, возникающие на основе соединения фундаментальных. Одним из таких комплексных эмоциональных состояний является тревожность.

Существуют различные подходы к феномену тревожности, и все их разнообразие можно разделить на два варианта, один из которых объясняет тревожность как ситуативное явление, другой – как постоянную характеристику личности.

Таким образом, тревожность можно определить как постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. При тревожности характерно устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

Тревогу представляет собой чувство беспокойства, опасения, или страха, имеющее неопределенный или неизвестный источник.

В целом, можно сказать, что понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности, и у каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – так …..

Заключение.

В нашей работе исследована проблема тревожности. Для диагностики мы использовали теоретические (анализ литературы) и эмпирические (тестирование) методы исследования.

Полученные данные демонстрируют, что чем выше тревожность, тем ниже устойчивость внимания (положительная корреляция с неустойчивостью), ниже устойчивость запоминания (отрицательная величина с устойчивостью; однако заметим здесь, что связь не вполне достоверна, так как малое значение данной корреляции по абсолютной величине), ниже концентрация внимания (высокая отрицательная корреляция с концентрацией внимания).

Эти данные подтверждают наше предположение, высказанное в гипотезе исследования о том, что тревожность в младшем школьном возрасте связана с недостаточной устойчивостью познавательных процессов.

Полученные данные могут быть применены для построения программы коррекционной работы по снижению уровня тревожности. Мы считаем, что в контексте педагогического процесса тревожность может быть снижена путем улучшения психологического климата в классе, при дифференциации и индивидуализации работы с тревожными учащимися, а также при создании ситуаций успеха в учебной деятельности тревожных школьников.

Библиография

1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — Том 13. — 1992. — №5.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2002.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. — М., 2002.

10 стр., 4741 слов

Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей ...

... основу тревоги; 4. разработать и реализовать исследование взаимозависимости ситуативной тревожности современных молодых людей и готовности вступления в брак; Исследование проводилось посредством следующих методов: 1. Метод ... что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии. Отечественными и зарубежными исследователями был проведен ряд попыток обобщения и ...

5. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. — Л., 1990.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М., 2001.

7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 1997.

8. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980.

9. Кочубей Б., Новиков Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. — 1988. — № 11

10. Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. — 1988. — № 9

11. Кравцова М. Время кризиса // Школьный психолог. — 2004. — №8.

12. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

13. Куташ И.Л. Тревожность // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб., 2003.

14. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. — М. , 1995.

15. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. — М., 1998.

16. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1986.

17. Практическая психология в тестах. — М., 1997.

18. Прихожан А. Явление, причина, диагностика // Школьный психолог. — 2004. — №8.

19. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. — М., 2001.

20. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.

21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М., 1996.

22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — М., 2004.

23. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4.

24. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас — М., 1992.

25. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. — М., 1995.

26. Степанова М. Как перестать беспокоиться и начать учиться // Школьный психолог. — 2004. — №8.

27. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.