Деятельность социального педагога в ДОУ

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ

1.1 Функции и роли социального педагога

1.2 Профессиональные обязанности социального педагога

1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ

1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ

Глава II. Деятельность социального педагога в ДОУ

2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ

2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе. [7]

Сфера деятельности социального педагога — человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.

12 стр., 5786 слов

Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...

... детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа [18, с. 280]. Большая роль в данной работе принадлежит социальным педагогам. Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, ...

Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным учащимся, привлекая для этих целей специалистов. [6]

По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Деятельность социального педагога в ДОУ».

Объект нашего исследования — деятельность социального педагога.

Предмет исследования — особенности деятельности социального педагога в ДОУ.

Цель исследования — охарактеризовать особенности деятельности социального педагога в ДОУ.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Дать характеристику основным понятиям работы

Охарактеризовать особенности деятельности социального педагога в ДОУ.

Глава I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ

1.1 Функции и роли социального педагога

В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (например, Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии социального педагога относят образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса. [18]

Не менее значима в профессиональной деятельности социального педагога диагностическая функция. Она предполагает постановку социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода проблемы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют выявлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии, девиациями.

Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности социального педагога, к его диагностической функции относят также медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального педагога; социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику, включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; социально-педагогическую диагностику, в процессе которой происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. [33]

4 стр., 1609 слов

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального ...

... и поддержку, а затем уже выступать организаторами социальной деятельности и творчества детей. В этой связи необходимо планировать практику развития профессиональной компетентности социального педагога - работника детского общественного объединения, отвечающую потребностям ...

Организаторская функция социального педагога связана с организацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи разным категориям населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых.

Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей.

Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других. [23]

Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между Детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами, советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.

1.2 Профессиональные обязанности социального педагога

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления — это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Из банка данных микрорайона он выделяет лиц, семьи, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, социально-психологической и медицинской помощи. Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие различных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии семье, организует помощь юриста, устраивает подростка на работу, организует общественную защиту несовершеннолетнему правонарушителю, выступает защитником в суде, помогает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в организации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различных секций, семейных клубов [5]. Социальный педагог выступает посредником в отношениях семьи и школы, изучает отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, во дворе, находит пути и организует работу по ликвидации конфликта с родителями, учителями и сверстниками. Он выступает посредником, «третьим лицом» между воспитанниками, воспитанниками и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания.

11 стр., 5392 слов

Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье

... также агрессивные формы замещения и экстрапунитивные реакции.Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, ... проблемами повышает вероятность декомпенсации поведения у подростков и обусловливает социально-педагогическую запущенность, развитие инфантильных черт личности, невротические расстройства. Но вместе с ...

Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе. Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В этом состоит его образовательная деятельность. Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подростка), семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать [28]. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье. Качественное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей зависит от его педагогического опыта.

1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ

Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие:

1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем:

* повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

* вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития;

* повышения уровня компетентности родителей.

2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

* трудовых навыков;

* знаний;

* норм, ценностей, традиций, правил;

* социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. [28]

3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.

4. Повышать коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.

5. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.

6. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.

7. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.

12 стр., 5945 слов

Социальное развитие в учебных заведениях, управляющий аспект

... освоение всех сфер окружающего пространства, расширение мировых коммуникаций, рост населения, развитие социальных процессов - все эти достижения человечества с необходимостью сопровождались повышением ... для образовательной деятельности профессионального образования. Основное направление работы при переходе школы в режим развития - работа над содержание профессионального образования. В наше время ...

8. Координировать работу всех служб ДОУ, направленную на реализацию задач социального развития ребенка.

Для решения поставленных задач социально-психологической службой Центра развития ребенка были разработаны основные направления работы социального педагога, на основании которых ежегодно составляется план работы социального педагога ДОУ:

1. Работа с семьями воспитанников:

* педагогическое просвещение родителей;

* «воспитание» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;

* удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

* изучение состояния факторов Среды социального развития ребенка, связанных с его семьей. [11]

2. Работа с педагогами детского сада:

* повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

* удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

* изучение факторов Среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.

3. Работа с воспитанниками детского сада:

* организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

* коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

* организация досуга детей.

4. Работа с другими службами ДОУ:

* координация взаимодействия служб по работе с семьей;

* удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам взаимоотношений с родителями;

* участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.

5. Работа с документацией:

* формирование информационного банка данных по работе с семьей;

* разработка перспективного и текущего плана работы;

* подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога.

1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ

Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача социального педагога дошкольного учреждения. Направления деятельности по её реализации определяются задачами ДОУ.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада.

Для социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально — педагогической деятельности в детском саду. [19]

Можно выделить три основных направления:

работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

работа по защите прав ребенка;

работа по вопросам социального развития ребенка.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

... Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208 с. 22. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты ... пособий и фрагменты из специальной литературы. 2. Выбрать информацию, подтверждающую необходимость специальной работы по формированию у дошкольников с ЗПР нравственного поведения, на основании отобранной информации ...

Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно — функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно — аналитического, практического и контрольно — оценочного.

Каково содержание социально — педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

I. Информационно — аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

При изучении семьи использую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп. Тесно сотрудничаю с педагогом — психологом и учителем — логопедом, так как для выявления реальных условий развития ребенка необходимы данные специальных диагностических методик, изучение медицинских карт, наблюдений, которые они проводят. [21]

Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:

1-ый этап. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.

Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.

Для выявления таких детей использую методы диагностики — экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. В этом учебном году в результате опроса воспитателей были выявлены дети с различными проблемами развития. После исследования их эмоционального состояния педагогом — психологом определилась группа детей, имеющих проблемы в эмоционально — волевой сфере в количестве 15 человек, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения, в количестве 9 человек.

2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).

Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагаю заполнить опросник и анкету Басса — Дарки. Данные методики помогают: определить насколько агрессивны родители — насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностику «Рисунок семьи» (РС).

Результаты данной диагностики показали, что в семьях детей, проявляющих признаки агрессии, существуют проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями. [27]

3-ий этап. Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка. Методика «Родительско — детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

3 стр., 1073 слов

Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями

... об особенностях суицидального поведения детей, методах психологического консультирования родителей детей, что отражается на коррекции синдрома эмоционального выгорания у родителей. Работа состоит из введения, теоретической ... М., 1994. 15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.- Самара, 1999. 16. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. - М., ...

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада проводится анкетирование среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступивших детей — анкетирование на тему «Ваши пожелания и ожидания».

Для выявления профессионального мастерства педагогов используется опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

Полученная при обработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы воспитателей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ.

Работа с родителями в рамках информационно — аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление — просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использую следующие формы работы с родителями: лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно — правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно — ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок — взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду — основа формирования нравственно — волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей — основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»; информационно — просветительская газета «Солнечный вестник»; листы — памятки для родителей и педагогов; библиотека в кабине социально — психологической службы. Для работы с педагогами используются консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно — ориентированной модели общения»), лекции — визуализации («Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»).

[24]

Второе направление — продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно—делового, личностно — ориентированного общения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используются такие формы, как совместное творческое дело: рисование детей и родителей на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделки из природного материала и работы декоративно — прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в детском саду на тему «Творим всей семьей». Проводятся семинары — практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника»), встречи с интересными людьми (например, встреча с ветераном ВОВ Г.В. Мироновой) приглашаются семьи неорганизованных детей на общесадовские мероприятия («Весенняя ярмарка»).

20 стр., 9522 слов

Содержание и формы социальной работы с детьми, оказавшимися в ...

... видов социальной работы с детьми на базе отделения социального приюта для детей и подростков Гафурийского района. Глава I. Теоретические и правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей ... помощь оставшимся без родительской опеки детям, распределяя детей в собственные родственные семьи. Если никто не мог принять в семью ребенка, тогда его отдавали в монастырь, ...

Проведение таких социально — значимых мероприятий для ребенка становится событием. В этом случае происходит «со — бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей. [32]

С педагогами детского сада проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов работы: конкурс «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека); деловая игра — викторина «Знаем ли мы права детей»; конкурс «Шире круг» (знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»); деловая игра «Социальное развитие дошкольников»; деловая игра «Вариант» (развитие культуры общения педагогов); совместное творческое дело «Современная семья, — какая она?».

II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Для решения конкретно определенных задач организуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:

-Родительские собрания, которые проводятся по параллелям. Компонентами процедуры проведения собрания являются выступления детей; представления результатов детской деятельности; выставки детских творческих работ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх, организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемок и слайд — шоу. Чаще стали практиковать проведение собраний в форме деловой игры.

-Семейный клуб «Собеседник», организованный для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении и поведении. В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого — педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми.

-Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Занятия школы также проводятся как совместно с детьми, так и без детей. Цель занятий: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам нервно — психического развития детей раннего возраста.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проявления агрессивности, проводятся занятия в кружке «Дружба» по программе В.И. Семенако «Уроки добра», адаптированные к подобранной группе детей. [9]

Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т.к. на сегодняшний день наблюдается рост числа многодетных семей, стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разрабатывается план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и в ОВД ОДН, разрабатываются комплексные коррекционные планы работы, которые предполагают сотрудничество с различными социальными институтами города (УСЗН, Горбольница, Центр «Семья», ОВД ОДН…).

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим ... самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от ...

В рамках практического блока проводится коррекционная работа с семьями по защите прав ребенка, которая включает два этапа:

1 этап. Ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями).

Формы и методы: общее родительское собрание; групповые собрания (родители сравнивают собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, не травмирующие психику ребенка); занятия «Семейного клуба», где рассматривается проблема наказаний и отношения к агрессивному поведению ребенка. [16]

2 этап. Работа с родителями группы риска.

Формы и методы:

Занятие «Семейного клуба» (дискуссии по вопросам поощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий и детского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведением ребенка).

Индивидуальные беседы с родителями и детьми. Параллельно с данной работой проводится коррекционная работа с детьми педагогом-психологом (психогимнастика).

Т.о. складывается система работы по защите прав ребенка в ДОУ.

Контрольно — оценочный блок — это анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия — это: опрос, оценочные листы, экспресс — диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.

Глава II. Деятельность социального педагога в ДОУ

2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ

Работа социального педагога с семьями воспитанников.

* педагогическое просвещение родителей:

* родительские собрания;

* родительские гостиные — встречи родителей с гостями учреждения;

* «воспитание» родителей (школа для родителей — групповые семинары, практикумы);

* удовлетворение индивидуальных запросов родителей — творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

* повышение уровня родительской компетентности;

* гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

* повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

* улучшится эмоциональный климат в семье;

* упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

* изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка; [12]

* повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Социально-педагогическая поддержка семьи может быть рассмотрена, во-первых, с позиции основных направлений помощи; и, во-вторых, с позиции определения основных уровней помощи.

В решении задач помощи семье можно определить следующие направления: образовательное, психологическое и посредническое. В содержании каждого из этих направлений определяется следующее:

В качестве основных уровней социально-педагогической помощи семье, находящейся в сложной социальной ситуации выделяются профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактический — предполагает комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

Содержание:

— разработка программ педагогического образования и просвещения родителей;

— организация групп поддержки и взаимодействия родителей;

— обогащение опыта детско-родительских взаимоотношений;

— пропаганда ненасильственного воспитания.

Диагностический — а) при обращении клиентов; б) по инициативе специалиста.

Этапы диагностического уровня:

— сбор информации;

— анализ информации;

— постановка социального диагноза. Методы (М. А. Галагузова):

— наблюдение;

— беседа;

— анкета;

— тесты;

— шкальные методики; [18]

— карточные методики — набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, тоска и т.п.): карточки надо расположить по времени — настоящее, прошлое, будущее (они позволяют получить информацию об общем эмоциональном состоянии, жизненной ситуации);

— проективные методики — разновидность тестов на определение неосознаваемых состояний;

— экспрессивные методики — позволяют сравнивать результаты работы (рисуночные);

— анализ документации;

— метод социальных биографий — сбор информации об истории семьи и отдельных людей.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней: индивидуального, группового, общинного.

Цель: анимация, оживление жизненного пространства людей. Помогает активизировать усилия людей по решению своих общих проблем, улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров, устранить деструктивных.

Задачи: выявление проблем, помощь в их решении, развитие коммуникативных навыков клиента.

Решение поставленных задач обеспечивается определенным содержанием социально-педагогической работы, в которое можно включить следующие технологии и методы: консультирование, телефонное консультирование, социальный патронаж, метод «письмо-обращение» и т.д. (См. Приложение Б.):

Учитывая разнообразие и безусловную индивидуальность проблемного поля каждой семьи можно рекомендовать ряд направлений социально-педагогической помощи с различными категориями семей на примере тех, которые наиболее часто попадают в поле профессиональной деятельности специалистов социальной сферы: малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.

Задачами работы социального педагога с педагогами ДОУ являются:

* повышение профессионального мастерства педагогов (семинар-практикум);

* удовлетворение индивидуальных запросов педагогов по вовлечению родителей в единое образовательное пространство детского сада и расширению активных форм взаимоотношений с родителями;

* нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; родительские клубы. [25]

Ожидаемые результаты:

* повышение уровня профессиональной самооценки и развитие ощущения профессиональной состоятельности у педагогов;

* постепенная трансформация монологического стиля общения воспитателей с родителями в диалогический.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

* она обогатится новыми формами отношений со взрослыми;

* сократится уровень отчужденности между ребенком и его семьей.

Задачами работы социального педагога с воспитанниками ДОУ являются:

* коррекция параметров социального развития детей по запросам педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты и изменения в социальном развитии ребенка:

* повышение уровня социальной компетентности;

* повышение уровня сплоченности детей в группе;

* улучшение эмоционального климата в группе;

* улучшение здоровья ребенка.

Задачами работы социального педагога с другими службами ДОУ являются:

* координация деятельности служб по работе с семьей;

* участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.

Ожидаемые результаты:

* повышение эффективности взаимодействия всех подразделений ДОУ;

* улучшение эмоционального климата в коллективе;

* систематизация работы с семьей и исключение малоэффективных форм работы и нецелесообразных перегрузок в отношениях с родителями.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

* снимаются неконструктивные формы взаимоотношений родителей с работниками детского сада;

* качественно изменяется эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с педагогами. [33]

2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ

Смысл программы деятельности социального педагога сводится к следующему:

1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь нравственно-психологического климата семьи в них и педагогической просвещенности. Необходима дифференциация семей по типам:

— конфликтные;

— педагогически несостоятельные;

— аморальные.

2. Единственно правильный путь повышения эффективности «домашнего воспитания» — это создание в семье благоприятной нравственно-трудовой атмосферы, при которой родители относятся друг к другу с любовью, доверием и уважением.

Достижение этой цели возможно путем работы над ростом педагогической культуры родителей и их авторитета в семье.

Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье — это устранение причин и условий, которые могут вести к созданию конфликтности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной психолого-педагогической помощи.

Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное взаимодействие ее с дошкольным учреждением.

Необходимое звено в таком взаимодействии — воспитательная работа в семье по месту жительства, организация и содержание которой подчинены единым целям и общепедагогическим принципам формирования подрастающего поколения. [9]

«Инструментом» воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам и группам (в первую очередь семье) в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

ПРОГРАММА

1. Знакомство с микрорайоном и культурными учреждениями в данном микрорайоне. Составление паспорта микрорайона.

2. На основе анализа социального паспорта района разработать план действий с общественными институтами.

3. Знакомство с семьей и ее ближайшим окружением.

а) составление паспорта семьи:

— имена и дни рождения семьи;

— национальность, и язык, на котором говорят в семье;

— вероисповедание;

б) структура семьи:

— члены малой и большой семей;

— взаимоотношения между родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;

— связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).

в) окружение семьи:

— район проживания;

— социально-экономический статус;

— взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;

— дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;

— референтные группы; системы связей, влияние на членов семьи.

г) функционирование семьи:

— образцы коммуникации;

— образцы принятия решений.

д) ролевая деятельность семьи:

— кто ведет хозяйство;

— кто заботится о детях;

— кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.

е) история развития семьи: [16]

— стадия развития семейной жизни;

— важные события в жизни семьи.

в) потребности и проблемы семьи:

— индивидуальные потребности семьи;

— потребности подсистем семьи;

— потребности и проблемы семьи;

г) позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи:

— чего хочет семья и ждет от социального педагога;

— каковы планы семьи;

— каковы возможности семьи в плане изменений;

— реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.

3. Определение социального статуса семьи (образовательный ценз, жилищные условия, состав семьи).

[5]

4. Диагностика внутрисемейных отношений:

— методика ТОРО, АСВ.

5. Определение психологического климата семьи и воспитательного потенциала:

— анкета «Искусство жить с детьми» и методика Билонес и Голубева.

6. Коррекционная работа с педагогически несостоятельными семьями, создание педагогической гостиной:

— создание клубов, но интересам;

— совместные праздники семей и сотрудников д/с;

— индивидуальная работа.

7. Работа с детьми:

а) методом включенного наблюдения определить положение каждого ребенка в коллективе (гониометрии Коломенского «Два домика»);

б) выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;

в) изучить положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками (методика КРС);

г) коррекционная работа с дезадаптированными детьми:

— индивидуальная работа;

— игры с нравственным аспектом;

— посещение на дому;

— совместные мероприятия.

социальный педагог дошкольный

Заключение

Проблема развития и социализации дошкольников, реализация их возможности, их участия в преобразовательной деятельности на современном этапе приобретают особое значение общественной потребности формирования творческой социально-ответственной личности.

По данным современной науки, успешное решение этой задачи становится возможным при создании определенных психолого-педагогических условий для эффективного воздействия на личность ребенка различных социальных факторов посредством организации учебно-воспитательного процесса с включением в него окружающей среды. К психолого-педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ибо только в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения закладываются в их контуре. Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.

Наличие социальной службы различного рода, наряду с педагогическим коллективом ДОУ — школы развития, позволяют формировать личность, готовую выполнять широкий круг социальных функций, так как создается широта и разнообразие связей, а главное, выход в семью с целью оказания ей всесторонней помощи в плане воспитания ребенка, его социальной защиты.

Современная семья переживает этап эволюции перехода с традиционной мысли к новой, изменяются виды семейных отношений.

Иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни и т.д.

Если в семье создана атмосфера взаимного уважения и доверия, то каждый член семьи может максимально реализовать свой потенциал. Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья, огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления, решения таких задач, как воспитание семьянина, формирование в человеке качеств члена определенной общности, живущего по нравственным принципам человеческого общения.

В то же время семья — объект воспитательного воздействия со стороны государства, общества, различных социальных институтов. Она нуждается в разносторонней помощи общества.

Список использованной литературы

Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании — М„ 2001.

Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2006. — 256 с.

Василькова Ю. В. Опыт и методика работы социального педагога. — М., 2001.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: «Академия», 2001. — 440 с.

Галагузова М.А. Социальная педагогика. 1999.

Галагузова М.А., Г.В.Сорвачёва, Г.Н.Штинова. Социальная педагогика. — Москва, Владос, 2001.

Гаршенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006.

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М., 1991.

Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество Россиян. Москва, 2006.

Данилина Т.А., Н.М.Стёпина. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. Айрис Пресс Айрис дидактика. Москва, 2004г.

Детское движение: Словарь-справочник / Сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. — М., 1998.

Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. — М., 2001.

Куницына В. П., Казаринова И. В., Погольша В.М. Межличностное общение. — СПб., 2002.

Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2007. — 208 с.

Мардахаев JI.B. Социальная педагогика. — М., 2002.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — 4.1. — Орел, 1994.

Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.

Мигелёва П. В. Содержание и методы работы социального педагога.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 3. 2001.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2004.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. 2001.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М, 2001.

Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. — Норильск, 1996.

Рожков М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. — М., 1996.

Селевко Г. К., Тихомирова Н. К., Закатова И. Я. Положение о социально-педагогической службе образовательного учреждения. — Ярославль,

Сластенин В.А., Грачев В. В. Социальный педагог: учебно-методические материалы. — М., 1991.

Социальная педагогика, социальная работа. Социально-юридический словарь / Под ред. Г. В. Мухамедзяновой. — М., 1995.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

Социально-педагогическая служба в школе / Под ред. Л. Е Никити-ной. — М., 1997.

Социальный педагог и социальный работник в России: Профессио-нальные и этические стандарты // Социальная защита человека: регио-нальные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. — М., 1995.

Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. — М., 1996.

Технологии социальной работы / Под ред. Е. И.Холостовой. — М., 2001. Шептенко П. А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога. — Барнаул, 2004.

Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.

Харчева В. Г. Основы социологии. — М., 1999.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. 2002.

Шептенко П.А. Введение в специальность социального педагога. — М.; Барнаул, 2004.

Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. — М., 2004.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Должностная инструкция социального педагога в ДОУ

1. Общие положения:

1.1. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от должности руководителем ДОУ. На период временной нетрудоспособности или отпуска его функциональные обязанности могут быть возложены на руководителя психологической службы, на сотрудника психолого-педагогической службы или педагога, имеющего необходимую квалификацию. Временное исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа руководителя ДОУ.

1.2. Социальный педагог должен иметь высшее профессиональное образование.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы — ее руководителю.

1.4. Социальный педагог является сотрудником психолого-педагогической службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется:

* Конституцией РФ;

* Декларацией прав и свобод человека;

* Законом РФ «Об образовании»;

* Концепцией модернизации российского образован период до 2010 года;

* Решениями Правительства Российской Федерации;

* Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;

* Документами органов управления всех трех уровней по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста;

* Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

* Уставом ГОУ ЦРР — д/с № 183;

* Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;

* Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

* Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

* Настоящей инструкцией и трудовым договором.

1.6. Социальный педагог обязан соблюдать Конвенцию ООН по правам ребенка.

2. Функции:

2.1. Образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации.

2.2. Диагностическая — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка.

2.3. Организаторская — организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

2.4. Прогностическая и экспертная — участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных социальных институтов.

2.5. Организационно-коммуникативная — включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, организацию совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными социальными статутами в работе с детьми и их семьями.

2.6. Охранно-защитная — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

2.7. Посредническая — осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

2.8. Самообразовательная — повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.

3. Должностные обязанности:

3.1. Социальный педагог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ, с правом на отпуск продолжительностью 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).

3.2. Проводит:

* индивидуальную и групповую социально-психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;

* наблюдение за характером взаимоотношений детей в пах и определение особенностей их развития;

* анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

* индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к условиям жизни в детском учреждении;

* индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на их личностное и социальное развитие;

* специальные обучающие и развивающие занятия, игры, тренинги, круглые столы, гостиные для педагогов и родителей по оказанию помощи в воспитании детей.

3.3. Выявляет психологические причины различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении;

3.4. Направляет проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные центры и другие специализированные учреждения системы просвещения, здравоохранения и социальной защиты.

3.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам диагностических исследований и доводит их до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью сориентировать взрослых в проблемах воспитания.

3.6. Использует апробированные и разрабатывает авторские:

* коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;

* рекомендации для педагогов, родителей и специалистов различных служб:

— по работе с детьми, имеющими проблемы в индивидуальном и социальном развитии;

— по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников;

3.7. Осуществляет:

* социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

* социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в peaлизации правовых гарантий различным категориям детей;

* социально-психологическую помощь, направленную здание благоприятного микроклимата в семье и м социуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий окружения и затруднений во взаимоотношениях с окружающими;

* социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение развития и воспитания детей в условиях семьи и детского сада;

* психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;

* психологическую поддержку творчески одаренным детям;

3.8. Формирует социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.

3.9. Консультирует всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в т.ч.:

* по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

* в случаях неадекватного поведения в домашних условиях и дезадаптации ребенка в дошкольном учреждении

* по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.

3.10. Участвует:

* в заседании педагогического совета;

* в заседании совета психолого-педагогической службы;

* в проведении родительских собраний и круглых столов

3.11. Ведет документацию по установленной форме

3.12. Проводит методическую работу в рамках годового плана учреждения.

* нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждений, оказывающих помощь ребенку);

* теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; основы дошкольной педагогики и психологии;

* методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности;

* базисную программу воспитания детей.

3.14. Квалификационные требования:

* высшее педагогическое или психологическое образование; среднее профессиональное образование с присвоением квалификации «социальный педагог»;

* стаж работы по специальности не менее 1 года;

* курсы по социальной педагогике.

5. Ответственность:

5.1. Несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством:

* за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего и трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной должностной инструкции, в том числе за неисполнение предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

* за применение, в том числе, однократно, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью, — в данном случае социальный педагог может быть освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании», и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.2. Привлекается к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. Несет материальную ответственность за причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей в порядке и предела: установленных трудовым и гражданским законодательством.

1. Размещено на www.