Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнила: студентка очного отделения
II курса 24 группы
Окунева Полина Артемовна
Научный руководитель:
Кашицына О.В.
Допущена к защите:
«__»___________2011__г.
______________________
Тверь 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…3-5
Глава 1.Теоретический анализ девиантного поведения……………………6-15
1.1.Понятия и нормы девиантное поведения………………………………..6-9
1.2. Классификация и основные подходы к объяснению причин девиантного поведения……….……………………………………………………………10-15
Глава 2.Особенности отдельных форм девиантное поведения………….16-29
2.1.Преступность……………………………………………………………16-18
2.2.Наркомания……………………………………..……………………….19-20
2.3.Алкоголизм………………………………………………………………21-24
2.4.Молодежный суицид.………………..………………………………..…25-27
Заключение……………………………………………………………………28-29
Список использованной литературы……………………………………..…30-31
Введение
В настоящее время в молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи. В начале 21 века заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах — 70%. Основная масса наркоманов — молодые люди в возрасте 13 — 24 лет. За последние годы в несколько раз увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических веществ. В пограничном состоянии находятся еще 15—20 млн. человек, в большинстве — это дети и молодежь, нуждающиеся в квалифицированной помощи [1; 232].
Система развития социальных инициатив молодежи в профилактике ...
... Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы, приложений. Глава I. Теоретические основы развития социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков 1.1. Социализация современной молодежи ...
Можно сделать вывод, что наша страна столкнулась со столь масштабным и грозным явлением, что в сложившейся ситуации требуются чрезвычайные и долговременные усилия для его преодоления и возврата миллионов неблагополучных подростков к нормальной социальной жизни. Перед российским обществом встала реальная опасность утраты системы социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, когда многие традиционные институты социализации, такие, например, как детские и молодежные организации, потеряли свое значение в деле воспитания подрастающего поколения, а на смену им ничего не пришло.
Учитывая данные обстоятельства, государство ведет целенаправленную борьбу с социальными отклонениями в молодежной среде. Это одно из главнейших направлений общесоциальной политики Российской Федерации. Российский законодатель принял специально посвященный этой проблеме Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2;ст. 3177], заложивший основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целях защиты неблагополучных детей принята федеральная целевая подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Она направлена на создание и укрепление материально-технической базы учреждений профилактики детей с девиантным поведением и их социальной реабилитации.
Социальным работникам по самому содержанию своей деятельности приходится иметь дело с такими молодыми людьми, чье поведение не соответствует или вступает в прямое противоречие с существующими социальными нормами. Значительная часть социальных служб ориентирована на непосредственную работу с ними – несовершеннолетними правонарушителями; подростками, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью; проститутками; бродягами и нищими. Большое значение в этой работе отводится специальным технологиям.
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Очевидным является факт, что девиантное поведение возникает в подростковом возрасте, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации, но тем не менее знать их необходимо.
Актуальность темы и степень ее изученности позволяют определить объект и предмет исследования, а так же наметить цель и задачи курсовой работы.
Объектом нашей работы является девиантное поведение.
Предметом является девиантное поведение подростков как педагогическая проблема.
Целью нашей курсовой работы является: изучение девиантного поведения подростков.
Поведение как психофизиологический феномен
... и не разрушает общественных отношений. Под отклоняющимся поведением, наоборот, понимаем поведение, которое влечет за собой нарушение любых общепринятых норм. Совокупность действий, не соответствующих установленным в обществе нормам и принципам, образуют девиантное поведение. В реальной жизни нередко ...
Основные задачи:
- Дать определение отклоняющегося поведения.
- Определить принятые нормы и отклонения от них.
- Выявить различные классификации и формы девиантного поведения.
- Разобрать основные виды девиантного поведения.
Глава 1. Теоретический анализ девиантного поведения
1.1.Понятия и нормы девиантного поведения.
Последнее время в научной литературе появилось понятие девиантного, то есть отклоняющегося от установленных обществом норм и правил, поведения молодых людей. Что же лежит в основе антисоциального поведения части современной молодежи?
Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения).
В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными ориентирами общественного развития. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп (свобода, равенство, справедливость и т.д.).
Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных общностей, социальных организаций. Усвоение социальных норм — основа социализации личности [3;246].
Социальные нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи, традиции и т. д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы права).
В зависимости от сферы регуляции общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиозные, эстетические, политические и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими нормативными системами и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль — это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения [3;246].
Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным.
Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях ...
... сущность девиантного поведения человека; - рассмотреть проблемы отклонения социального поведения личности ... отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма ...
Под девиантным (лат. deviatio — отклонение, уклонение) поведением принято понимать поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям. Когда девиантное поведение приобретает заметные масштабы и превращается в социальное явление, в данном случае применяется термин «социальные отклонения», «социальная дезадаптация» или «социальная патология»[3;247]
Если социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду[3;247]
Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.
Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде, которая появилась в результате закрепления повторяющихся совместных действий [4; 72]. Эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее сегодня актуализируют другие культурно-исторические факторы.
1.2. Классификация и основные подходы к объяснению причин девиантного поведения
Анализируя виды отклоняющегося поведения, следует провести их классификацию. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е гг. XX в. американский социолог Г. Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. Девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте).
Вторичные наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций[3; 248].
Вторичные отклонения, в свою очередь, можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а)отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е., правонарушения. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Они разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее (в частности, преступное) поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».
б) отклонения в сфере общественной морали:
1)Пьянство и алкоголизм.
2)Наркомания
3)Проституция
4)Бродяжничество
5)Попрошайничество, или нищенство
6)Самоубийство, или суицид
Это не идеальная классификация, так как многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам, например хулиганство, а проституция является также и административным правонарушением, поэтому применяется также и классификация отклонений по целевой направленности:
а)отклонения корыстной ориентации — корыстные преступления, в определенной ситуации проституция;
б)отклонения агрессивной ориентации: насилие как средство для достижения какой-либо цели – выгода, самоутверждение, ревность; насилие как самоцель, например хулиганство;
Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном ...
... правонарушений несовершеннолетних; 5. определить принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению; 6. определить пути разрешения данной проблемы в современной обществе. Объект исследования - девиантное поведение. Предмет ... пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят ...
в)отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство и алкоголизм, наркомания и, крайняя форма — самоубийство).
Иногда в особую категорию выделяют так называемые аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction — пагубная привычка).
Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема психоактивных веществ (в том числе алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком. Это, например, алкоголь и наркотики, азартные игры, полное погружение в какой-либо вид деятельности (в частности, музыка, коллекционирование, когда хобби превращается в единственный смысл жизни, а также компьютерные игры, Интернет, «работоголизм» и т. д.), что сопровождается сужением социальных связей, страхом перед реальной жизнью, стремлением уйти от обыденности в иллюзорный мир своего увлечения.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, пьянство способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная зависимость (уровни убийств и самоубийств) [5; 214-215].
Существует несколько подходов объяснения девиантного поведения. При этом ученые придерживаются различных точек зрения на проблему. Так в исследовании Курбатова В.И. выделяются три основных подхода для объяснения девиантного поведения [6; 480].
1.Биологический (антропологический) (Ч. Ломброзо, У. Шелдон).
Суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное, поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон).
В последние годы девиантность в русле данного подхода иногда объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы Y).
2.Психологический подход (3. Фрейд, А. Адлер).
Девиантность при таком подходе обусловлена психическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общества задан изначально. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.
3.Социологический подход (Г. Беккер, С. Селлин, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.).
В данном случае девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства и т. д.
Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков
... групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение ... жизни и смерти, любви и ненависти, миролюбия и агрессии, «Я» и общества. Естественной сознательной или бессознательной реакцией человека является ответная агрессия (контрпринуждение), ...
В рамках отечественных исследований феномен девиантного поведения в основном объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, и интересов личности (В.Н.Кузнецов)[7; 335]. Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой — объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов, как необходимого условия прогресса. Поэтому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение.
«Чрезмерная коммерциализация общества; распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия); сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей; криминализация общества, возрастающее влияние культа силы; потеря престижа образования и честного заработка», [8; 299] — таковы основные причины девиантного поведения по мнению Холостовой Е.И.
В качестве причин девиантного поведения молодых людей П.Д.Павленок указывает 3 основные:
1.В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».
2.Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
3.Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения [9; 277].
В основном точки зрения отечественных исследователей на проблему девиантного поведения молодежи сходны. Несомненным остается и то, что специалисты в области социальной работы едины во мнении о необходимости проведения мероприятий по преодолению данных негативных явлений. Общество всегда должно прилагать достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. В связи с этим в педагогической деятельности применяется совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами.
Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков
... (аддиктивное) и девиантное поведение. 3. Рассмотреть причины возникновения зависимого поведения. 4. Проанализировать особенности девиантного поведения у подростков. 5. Раскрыть основые формы зависимого поведения и факторы, влияющие ... времени человек с зависимым поведением проводит в одиночестве. Безусловно, аддиктивное поведение является реальной угрозой как для общества, так и для индивида. ...
Глава 2. Особенности отдельных форм отклоняющегося поведения
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
2.1 Преступность
Педагогика рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связана с возрастными группами от 14-29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах.
Специфическими чертами преступности несовершеннолетних и молодежи являются:
1) во-первых его высокая латентность (т.е. не полнота выявленных преступлений).
Из-за нее фактически уровень преступности в два три раза выше чем зарегистрирована. Латентность связана со следующими факторами:
· взрослые потерпевшие не всегда обращаются в правоохранительные органы;
· значительная часть преступлений совершается в своей же среде, взаимоотношения в которой специфичны и в ряде случаев исключают сообщения родителям учителям работникам милиции;
· у правоохранительных органов в настоящее время не достаточно сил и средств, и поэтому они стремятся сосредоточить их на борьбе с тяжкими преступлениями, в том время как заявления о менее тяжких преступлениях часто остаются без регистрации и меры по ним не принимаются;
2) во-вторых, в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышает аналогичный показатель среди других молодежных групп;
3) в-третьих, преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер – три из пяти совершаемых преступлений;
4) в-четвертых, преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, «чувствительна» к мерам борьбы с ней, к уровню контроля со стороны семьи, социальных служб, воспитательных учреждений, общественности, тем более, что до 80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях и общежитиях. Около половины преступлений несовершеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля [10; 32].
Девиантное поведение подростков
... поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. ... девиантным поведением и личностью подростка. Методы: 1. Сбор необходимой литературы. 2. Изучение литературы. 3. Описание. 4. Анализ. I. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в ...
В целом молодые люди от 14-20 лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений, молодежная преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер [10; 33].
Помимо общих причин девиантного поведения можно выделить и специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи.
1) Отрицательное влияние в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, установлено отрицательное влияние родителей и старших членов семьи. Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки.
2) Отрицательное влияние в ближайшем окружении: в бытовом, производственном со стороны как сверстников, так и взрослых.
3) Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности).
4) Рост криминогенного значения неумения или не желание педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экстремизма.
5) Распад системы трудоустройства подростков и молодежи и воспитание их в трудовых коллективах. Длительное отсутствие в следствии этого определенных занятий участия молодежи[10; 40]
Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, для которой характерны: утрата интересов к учебе, безразличное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственно и правового сознания, в частности, толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие к страданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его[10; 42].
Говоря о факторах, формирующих преступную психологию, аморальность, нужно особо отметить СМИ, которые, используя криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как к обыденному атрибуту современной жизни.
Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами или банд формированиями, между индивидами и преступной средой, межнациональные. Как правило, в их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. В последние годы «выяснения конфликтных отношений» в преступной среде стали носить особо жесткий характер, принимая формы заказных убийств, терроризма, захвата заложников, шантажа, бандитизма.
2.2 Наркомания
Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом «низших слоев»[11; 10].
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.
Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь[11; 25-26].
Мотивы наркомании и токсикомании:
1) удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
2) испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
3) выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
4) познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5) достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
6) достижение чувства полного расслабления;
7) уход от чего-то гнетущего.
Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.
2.3 Алкоголизм.
Алкоголизм -это заболевание, развивающееся в результате пьянства, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к психической и социальной деградации личности. 19 век породил, а 20 век усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов время препровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу[12;13].
Ранняя алкоголизация опасна по ряду причин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжким последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм; увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями; повышается вероятность криминального поведения.
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив присущий главным образом мальчикам).
В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д. С 14–15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем, для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность.[12; 43-46]
В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики подростков, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и тому подобное. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у подростков жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).
Кроме того, определенной части подростков свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность. Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как неправильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно представлялось подростку: «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако в возрасте 13–16 лет в связи, с какими либо событиями (окончание школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологическое содержание. В связи с этим особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или существенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются общественной работой. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Правда, они любят кино, но зачастую только за его развлекательную сторону[12; 50]. Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой очень пагубные последствия. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением их в семье, школьном коллективе. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывает, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: компьютерные игры, в том числе на деньги, многочасовое прокручивание музыкальных дисков, «бренчание» на гитарах, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена, какой либо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовершеннолетних, и такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков. Большинство подростков знает о вредном влиянии алкоголя, но среди них также распространено мнение о «пользе» алкогольных напитков, которые расцениваются как показатель взрослости, что косвенно поддерживается некоторыми зарубежными произведениями литературы и киноискусства, где смакуется и даже поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается ложная мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и поэтому непредосудительное.
2.4 Молодежный суицид
Самоубийство, суицид, суицидное поведение – намеренное лишение себя жизни. В русском языке слово «самоубийство» обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э.Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах[13; 6].
Самоубийство свидетельствует о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает обходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. Покушение на самоубийство не редко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность. Самоубийство в истории общества было одним из способов выражения гнева, протестом против оскорбления, средством восстановления своей чести, доказательство верности другому человеку.
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможно выделить один или несколько главенствующих из них, приводящих к самоубийству. Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, преломляющихся личностью самоубийцы. Первое приходящее на ум, казалось бы, здравое рассуждение о том, что чем лучше жить – сытнее, веселее и так далее, тем меньше людей, желающих свести с жизнью, оказывается несостоятельным как, впрочем, и другие, не менее разумные на первый взгляд предположения на счет того, что более подвержены стрессам и следовательно, риску покончить собой люди утонченные духовно, интеллектуалы либо, наоборот, социально опустившиеся – наркоманы, бомжи и так далее.
Суицид – явление молодое, так как суицидальный возраст безразличия пола, национальности, место проживания – 19-40 лет, т.е. период наибольшей жизненной активности человека. Смертность от самоубийства является третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше[13; 10].
Суициды уменьшаются при общественном подъеме, при оживлении в политике, в экономике, культурной жизни общества и увеличивается при общественных спадах.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями, на втором месте-трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Сильнейшим социальным фактором, определяющим уровень самоубийств и непосредственно связывающим прошлое и настоящее в жизни общества, является религия.
Современными исследователями установлено, что в целом государство, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанны с самоубийством, мягче, процент суицидальных действии выше.[12; 9]
Демонстративный тип. Характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
Аффективный тип. Определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, не продолжительно. Здесь также могут быть элементы демонстративности.
Истинный тип. В случае истинного самоубийства имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить собой. Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно.
Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы по предотвращению самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и в первую очередь на лиц испытывающих состояние психологического кризиса, людей подверженных влиянию стресса и являющихся потенциально суицидоопасными.
Самоубийство среди молодежи совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт. Необходимо создавать молодежное общество, объединения, организации, чтобы подростки не чувствовали себя одинокими, чтобы были общие идеи, цели, связывающие молодежь.
Заключение
Итак, мы определили, что девиа́нтное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения.
Главнейшим направлением социальной политики Российской Федерации является целенаправленная борьба с социальными отклонениями в молодежной среде. Актуальность данной проблемы подтверждается теми фактами, что за последние годы заметно увеличилось число подростков, совершивших преступления, увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических веществ, увеличивается рост суицидов. Все они составляют так называемую «группу социального риска», так как более других склонны совершать девиантные поступки.
Современные ученые по разному объясняют причины девиантного поведения среди подростков. В частности феномен девиантного поведения объясняется социальным неравенством, противоречивостью развития общества, распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, криминализация общества и т.д. Ряд ученых объясняют девиантное поведения биологическими особенностями человека, другие видят корни проблемы в психическом отклонении личности, наличием у нее различных комплексов.
Однако, несмотря на различие в точках зрения о причинах отклоняющегося поведения, несомненным является то, что все специалисты в педагогической деятельности едины во мнении о необходимости проведения комплекса мероприятий по преодолению этих негативных явлений. Общество должно прилагать достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. В связи с этим в обществе применяется совокупность средств и методов воздействия на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
Список использованной литературы
- Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. – М., 2002.
- Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
- Курбатов В.И. Социальная работа. – Р-н-Д.: Феникс, 2003.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория//Социс. — 1991.
- Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический Проект, 2003.
- Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И.Курбатова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
- Социология молодежи / Под общ. ред. проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.
- Холостова Е.И. Технологии социальной работы. — М., 2003.
- Павленок П. Д. Основы социальной работы. — М., 2002.
- Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,2001.
- Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания /Сер.: Путь к новой жизни. – 1999.
- Шихирев П.Н. «Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма», 2000.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза: психоанализ и культура. М.: Юрист, 1999.
- Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 1996.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 2006.
- Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. – 1999
- Профилактика девиантного поведения молодежи. Уч. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб.-М.-Березники, 1998.
- Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.
- Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. — 2000. — №3.
- Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение.- М., 1996.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. -М.: Медпресс, 2001.
- Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2004.
32