Введение
Читательские интересы младших школьников как источник их социализации очень важное понятие в современном обществе.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном российском обществе в настоящее время дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Актуальность работы обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека. От умения читать книги в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Человек и мир» на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение, по какой — либо теме для малочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.
Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса — главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение — это духовная пища каждого воспитанного человека.
Читательский интерес — это активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.
Цель работы: рассмотреть понятие читательские интересы младших школьников как источник их социализации.
ПИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ...
... как путь развития читательских интересов младших школьников 126 2.3. Произведения устного народного творчества как средство формирования читательских интересов младших школьников 140 2.4. Организация экспериментального обучения по формированию и развитию читательских интересов младших школьников 157 2.5. Анализ ...
Объект исследования: читательские интересы младших школьников как источник их социализации.
Предмет исследования: формирование и развитие читательских интересов младших школьников во внеурочной деятельности, на примере программы «Юный книголюб» для детей, обучающихся во 2 классе.
Задачи работы:
— проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
— ознакомиться с ролью чтения в развитии личности ребенка;
-рассмотреть процесс формирование и развитие читательских интересов у младших школьников;
— проанализировать программу «Юный книголюб» во внеурочной деятельности для второклассников.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
— теоретический анализ программы «Юный книголюб» во внеурочной деятельности второклассников.
— составление примерного списка литературы для самостоятельного чтения детей во 2 классе.
Глава 1. Роль чтения в развитии и социализации ребенка
1.1. Общая характеристика процесса социализации
При рассмотрении понятия читательские интересы младших школьников как фактор их социализации мы опирались на теоретические сведения, данные в словарях, энциклопедиях, учебниках по педагогике и психологии. Вначале нужно разобраться с понятием социализация.
Большинство словарей определяют социализацию как:
«…процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.»[11]
«… процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.»[16]
«…развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».[3]
В качестве источников Социализации индивида выступают:
а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания);
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психологических функций и элементарных форм общественного поведения;
г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. [14]
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности, то можно выделить шесть стадий социализации:
Развитие, социализация и воспитание личности
... (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)... " 2. Семья как важнейший микрофактор социализации личности Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый ... одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, ...
1. Биоэнергетическая (пренатальная).
С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет).
Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира
3. Корреляционная стадия (3-5 лет).
Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет).
Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвективная стадия (11-15 лет).
Характеризуется «взрывоопасностью».
6. Концептуальная стадия (16-20 лет).
Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. [1]
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 9-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В школе возникает новая структура отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется на «ребенок — учитель» и «ребенок — родители». Отношения «ребенок — учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими людьми [17]
Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности — учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой нет, она должна быть сформирована в виде умений учиться. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования — то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей [1]
Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».
Можно сделать вывод о том, что социализация младшего школьника — это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности. Общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребёнка формируется готовность к социальным действиям.
1.2. Роль чтения в развитии личности ребенка
Заложенные в детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. [7]
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, выше ... благоприятен: при успешной коррекцион‑ной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. 4. Отличительная черта детей этой группы – сверхтормози‑мость. Как правило, ...
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.[6]
Особое место в начальной школе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Они переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Ребенку младшего школьного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героя……..
Список литературы и интернет ресурсы:
1. Абрамов Г.С./Возрастная психология: Учебное пособие для студ.вузов.-4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999. — с. 672.
2. Асонова Е.А./Как чтение влияет на процесс социализации// Народное образование .-2013.-№2-с. 252,256.
3. Бим-Бад Б.М./ Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глева и др. — М.: Большая Российская энциклопедия. 2002 -стр. 266-267.
4. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение).
Методический комментарий / О.В. Джежелей. — М.: Дрофа, 2005. — 96с.
5. Дмитриева О.В. /Календарно — тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2008, 144 с.
6. Ильин Е. /Чтение — занятие душевное. Урок, на котором воспитывается человек.//Народное образование.-2008.- № 4- с.203.
7. Калганова Т.А. /Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения // Литература в школе. — 2009. — № 12. с. 27.
8. Климанова Л.Ф. /Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007.
9. Колганова Н.Е./Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // Начальная школа — 2013.- № 11 — с. 38-42.
10. Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 400 с. — (Стандарты второго поколения).
11. Крившенко Л.П. и др./ Педагогика: учебник; под редакцией Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. — стр. 420.
12. Крылова Н. /Чтение как универсальная культурная практика ребенка// Народное образование — 2007. №9 — с. 165.
13. Крылова Н. /Чтение как универсальная культурная практика ребенка// Народное образование — 2007. №9 — с. 165.
14. Мещеряков Б.Г./ Большой психологический словарь /Сост. и общ. редактор Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — С.П.б.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2007 — стр. 522.
Современные проблемы образования
... включения человека в важнейшие виды деятельности. В чем же сущность содержания школьного образования? Содержание образования - это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой ... поэт и историк Дж. Мильтон, немецкий педагог Н.Б. Беседов, видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности ...
15. Перова Г.М. /Формирование и развитие мотивации чтения//Начальная школа.-2009.-№9 — с. 37-42.
16. Рапацевич Е.С. /Педагогика: Большая современная энциклопедия.- Мн.: «Современное слово», 2005 — стр. 543.
17. Сапогова Е.Е. /Психология развитии человека : Учебное пособие.-М.,2001. -с. 460.
18. Сауков А. и др. Хрестоматия для чтения 2 класс.-М.:Эксмо,2011г.
19. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. — 2003. — № 1. — С.11-18.
20. Суслова Н.М. /Воспитать читателя// Народное образование. — 2012.- №1 — с. 69.
21. nsportal/ru/nachalnaya-shkola/chtenie/vneurochnya-deytelnostfgs2-klass