КУРСОВАЯ РАБОТА
по психологии на тему
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И ЕЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………5
1.1 Сущность и основные виды памяти…………………………………………5
1.2 Процессы, законы и эффекты памяти………………………………………..9
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ……………………….16
2.1 Особенности диагностики памяти………………………………………….16
2.2 Основные методы и приемы развития памяти…………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Психический мир человека является разнообразным и разносторонним. Человеку присущ широкий диапазон знаний, умений и навыков. В свою очередь психическое развитие такого уровня становится возможным благодаря тому, что человек сохраняет приобретенный опыт и полученные знания. Все, что мы узнаем, любое переживание, движение, впечатление оставляют в нашей памяти след, который может сохраняться некоторое время и при определенных условиях снова проявляться и становится объектом сознания.
Проблема памяти интересовала ученых во все времена, данному процессу посвящены многочисленные исследования в области психологической науки. Память является одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей человека. Этим обусловлена актуальность рассмотрения данного психического процесса и на сегодняшний день.
При рассмотрении памяти необходимо уделить внимание сущности данного психического процесса, основным механизмам и закономерностям памяти, ее видам и процессам. Кроме того, существенным моментом является вопрос о развитии данного психического процесса. Память в существенной мере определяет успешность человека, каким делом бы он ни занимался. Именно по этой причине память необходимо развивать. Прежде, чем ее развивать, ее необходимо исследовать, что и определяет необходимость рассмотрения особенностей диагностики памяти.
Объектом курсовой работы познавательная сфера человека.
В качестве предмета выступает память и особенности ее диагностики.
Мозг и память человека
... …………………………………………………….14 1.8. Исследования мозга…………………………………………………..16 Глава 2: «Память человека»…………………………………………………19 2.1. Два вида памяти: кратковременная и долговременная……………….19 2.2. Эффективность синапсов……………………………………………….20 ... -либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Данный реферат посвящен мозгу человека, более сложному и высокоорганизованному, чем мозг животных. Однако ...
Цель курсовой работы: изучить проблему памяти и особенностей ее диагностики.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть сущность памяти и ее основные виды.
2. Изучить основные процессы, законы и эффекты памяти.
3. Проанализировать особенности психологической диагностики памяти.
4. Рассмотреть основные методы и приемы развития памяти.
Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, включающая в себя две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.
В первой главе работы рассматривается сущность памяти и ее основные виды. Кроме того, в рамках первой главы рассматриваются существующие процессы памяти, а также основные законы и эффекты. Вторая глава посвящена анализу проблемы диагностики и развития памяти. В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках курсовой работы.
Глава 1. Память и ее общая характеристика
1.1 Сущность и основные виды памяти
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта1. Благодаря этому психическому процессу человек способен накапливать информацию без потери прежних знаний и навыков. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, который обеспечивает преемственность психических процессов и объединяет все психические процессы в единое целое.
Память нужна человеку, — она дает ему возможность накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки2.
Перед психологией стоит ряд достаточно сложных задач, которые связаны с изучением процессов памяти. Среди них можно выделить следующие задачи:
- изучение того, каким образом запечатлеваются следы памяти;
- исследование физиологических механизмов этого процесса;
- изучение условий, содействующих этому запечатлению;
- определение границ рассматриваемого процесса;
- рассмотрение приемов, которые могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Память обладает определенными характеристиками: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Все указанные свойства имеют большое значение для успешности трудовой деятельности. Рассмотрим эти свойства.
Объем памяти – это важная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Другая характеристика памяти – точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Методичесмкие материалы
... инструкции представлены в методических рекомендациях). Контрольные вопросы:1. Какова характеристика основных методов возрастной психологии? 2. Какова характеристика вспомогательных методов возрастной психологии? ... уровня развития психических процессов, опираясь на результаты диагностического исследования внимания, памяти, мышления и речи. (Протоколы исследований приготовить во время прохождения ...
Важной характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию3.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти4. В качестве одного из них выступает деление памяти в зависимости от времени сохранения материала, другим основанием является преобладающий в процессах запоминания, а также сохранения и воспроизведения материала анализатор.
В первом случае выделяется мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память. Во втором случае речь идет о двигательной, слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной, эмоциональной и других видах памяти.
Мгновенная память связана, прежде всего, с удержанием полной и точной картины только что воспринятой органами чувств информации, без какой-либо ее переработки. Эта память является непосредственным отражением определенной информации органами чувств. Ее длительность составляет, от 0,1 до 0,5 сек. Мгновенная память – полное остаточное впечатление, возникающее от непосредственного восприятия стимулов.
Следующий вид памяти – кратковременная память. Она представляет собой способ хранения информации на протяжении короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов в данном случае не превышает нескольких десятков секунд. В среднем этот период составляет около 20 секунд (без повторения).
В кратковременной памяти сохраняются лишь наиболее существенные элементы воспринятого материала. Эта память работает без всякой предварительной сознательной установки на запоминание, однако, с установкой на дальнейшее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризуется таким показателем, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации5. Кратковременная память связывается с актуальным сознанием человека.
Оперативной называют память, которая рассчитана на хранение информации в течение заранее заданного срока. Диапазон этого срока составляет от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений оперативной памяти определяется непосредственно задачей, которая стоит перед человеком, и рассчитан именно на ее решение.
Долговременная – это память, которая способна хранить необходимую информацию в течение неограниченного срока. Информация, которая попадает в хранилища долговременной памяти, способна воспроизводиться человеком множество раз без утраты. Многочисленное и систематическое воспроизведение этой информации только укрепляет ее следы в долговременной памяти.
Генетическую память – память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание6.
Зрительная память – это сохранение и воспроизведение зрительных образов. Она является очень важной для людей любых профессий. Хорошей зрительной памятью часто обладают люди с эйдетическим восприятием, которые могут в течение продолжительного времени «видеть» картину, которая была воспринята, в своем воображении уже после того, как она перестала оказывать воздействие на органы чувств. В связи с этим рассматриваемый вид памяти предполагает наличие развитой у человека способности к воображению. Именно на ней основывается, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может представить зрительно, он легче и запоминает, и воспроизводит.
Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...
... Объектом исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её ... является исследования ученых, учебные пособия, сборники научных статей, научные работы, материалы прессы которые относятся к науке криминалистике и уголовному процессу. Научная ...
Слуховая память предполагает хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков. Особая разновидность речевой памяти –
словесно-логическая память, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Этот вид памяти характеризуется тем, что человек точно способен запомнить смысл событий, логику определенного доказательства, смысл прочитанного текста и т.д. Кроме того, этот смысл он может достаточно точно передавать своими собственными словами.
Двигательная память – это запоминание, сохранение, а также воспроизведение (при необходимости) многочисленных сложных движений. Она принимает участие в формировании двигательных, в частности спортивных и трудовых, умений и навыков. С этим видом памяти прямо связано совершенствование ручных движений человека.
Эмоциональная память – это память на переживания7. Она участвует в работе всех видов памяти, но в особенности проявляется в человеческих отношениях. Именно на эмоциональной памяти основывается прочность запоминания материала. Люди легко и на более длительный срок запоминают то, что вызывает у них эмоциональные переживания.
По характеру участия в процессе запоминания, а также воспроизведения воли, память делится на непроизвольную и произвольную память. В первом случае имеется в виду такое запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, безо всяких усилий со стороны человека, а также без постановки им перед собой специальных задач. Во втором случае задача такого рода обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий8.
Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), осязательными (у врача), обонятельными (у работников парфюмерной промышленности) и т.д. Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации9.
Память играет важнейшую роль для определения профессиональной пригодности. Быстрота, точность и прочность запоминания являются важнейшими аспектами успешного выполнения различных видов деятельности.
Таким образом, память представляет собой сложный психический процесс, который вследствие своего значения занимает особое место среди всех остальных процессов. Выделяются различные виды памяти, которые имеют свои отличительные особенности.
Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...
... что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения [3]. В ... запоминание подчиняется иными законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контексте определенных смысловых связей [22]. Деятельностный подход . В контексте этой теории память ...
1.2 Процессы, законы и эффекты памяти
Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких процессов, которые связаны друг с другом. Такими процессами являются узнавание, воспроизведение, запечатление (запоминание) и сохранение.
Запоминание – это процесс запечатления и сохранения информации, которая была воспринята. По степени активности протекания выделяют два вида: непреднамеренное (непроизвольное) запоминание и преднамеренное (произвольное) запоминание. Непреднамеренное запоминание представляет собой запоминание без заранее поставленной цели и использования специальных приемов. Произвольное запоминание характеризуется постановкой человеком перед собой цели – запомнить какую-то информацию – и использованием специальных приемов запоминания. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими10.
Другая характеристика процесса запоминания – степень осмысления запоминаемого материала. В соответствии с этим принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание характеризуется отсутствием осознания логической связи между разными частями воспринимаемого материала (к примеру, заучивание статистических данных, дат в истории и т. д.).
Осмысленное запоминание, напротив, основывается на понимании внутренних логических связей между частями материала11. Доказан тот факт, что осмысленное запоминание в несколько раз продуктивнее механического запоминания.
Сохранение, воспроизведение, узнавание. Вся информация, которая была воспринята, не только запоминается человеком, но и сохраняется определенное время. Сохранение имеет свои закономерности. К примеру, установлено, что сохранение можно разделить на динамическое и статическое сохранение. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, статическое – в долговременной памяти. При динамическом сохранении наблюдается несущественное изменение материала, а при статическом – материал подвергается реконструкции и определенной переработке.
Извлечение материала из человеческой памяти осуществляется с помощью двух процессов – это воспроизведение и узнавание. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, который воспринимался нами ранее, но не воспринимается в данный момент. Как и запоминание, воспроизведение можно быть непреднамеренным и преднамеренным.
Помимо воспроизведения мы сталкиваемся с явлением узнавания. Узнавание объекта происходит непосредственно в момент его восприятия и означает, что имеет место восприятие объекта, представление о котором уже сформировалось у человека на основании личных впечатлений (представление памяти) либо на основании определенных словесных описаний (представление воображения).
Процессы узнавания отличаются степенью определенности. Наименее определенным узнавание является в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости какого-либо объекта, а отождествить его с чем-то из своего прошлого опыта не можем. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью.
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, ... подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась необходимо ... античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название "закон ассоциации". Само слово "ассоциация" ...
Забывание выражается в невозможности восстановления ранее воспринятой информации. Физиологическая основа забывания – это некоторые виды коркового торможения, которое мешает актуализации временных нервных связей. Забывание может проявляться в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание12.
Скорость забывания зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Еще одним фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении т.д.13. Таким образом, все процессы памяти характеризуются закономерностями, которые необходимо учитывать в процессе построения мнемической деятельности.
Память является сложным психическим процессом, работа которого подчиняется ряду законов. Рассмотрим некоторые из них.
Закон интереса: интересный материал с легкостью запоминается, так как человек не прилагает для этого никаких усилий. Из этого закона следует то, что запоминание необходимо делать интересным. Так как основой формирования интереса является в первую очередь цель, можно сделать простой вывод о том, что информация будет легко запоминаться человеком в том случае, если он будет уверен в ее необходимости в деятельности.
Закон установки. Данный закон рассматривается в двух аспектах. Первый вариант – это установка на запоминание по времени. Суть данной установки в том, что запоминание происходит лучше, если человек ставит перед собой задачу запомнить материал «всерьез и надолго».
Если рассматриваемая установка рассчитана на запоминание и хранение информации только в течение определенного срока (при использовании оперативной памяти), то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность14.
Другой вариант закона установки – установка на восприятие материала по содержанию. В тексте человек найдет в первую очередь то, на что у него есть установка. К примеру, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы «выхватит» внимание.
Следующий закон – закон контекста. Его сущность состоит в том, что информация будет легче запоминаться тогда, когда она соотнесена с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в рамках которого происходит событие, иногда оказывается даже более важным для запоминания, чем само событие. Похожая информация хранится в памяти человека где-то рядом, а ассоциации помогают вспомнить все то, что необходимо. Разрозненные факты объединяются в единую систему, которая и служит моделью для запоминания.
Восприятие, память(псих.ч-к)
... Память. План: 1. Сущность памяти. 2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание. 5. ... не относимых к какому-1 либо предмету; и) отражение законов природы и общества; к) отнесение конкретного предмета к определенной ...
Закон повторения. Его сущность в том, что повторение способствует запоминанию. Повторение способствует тому, что информация сохраняется в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память15.
Психолог Г. Эббингауз доказал, что большая часть материала «теряется» сразу после запоминания, а со временем забывается все меньшее количество информации. В связи с этим мы так хорошо помним впечатления детства. Если что-то нужно надолго запомнить, то нужны как минимум четыре повторения (сразу после запоминания, через 20-30 мин, через день и через две-три недели).
Важно помнить, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно гораздо более эффективно, чем в виде пассивного дополнительного чтения.
Закон осмысления. Чем более глубоким является осмысление запоминаемого материала, тем лучше он сохраняется в памяти. Лучший способ что-то запомнить – научиться организации информации в момент запоминания. Смысловая организация материала обеспечивается такими мыслительными процессами, как анализ, синтез, обобщение, систематизация. Новая информация всегда лучше запоминается в случае, если она сопоставляется с уже знакомой информацией. Необходимо просто найти, на что похож определенный объект.
Следующий закон – закон усиления первоначального впечатления. Чем более ярким будет первое впечатление, тем прочнее запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить как рационально, так и эмоционально. При рациональном усилении необходимо постараться направить информацию по нескольким каналам: нарисовать, проговорить, записать, пропеть. Полезно бывает с кем-нибудь информацию обсудить. При эмоциональном усилении необходимо постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо16.
Закон торможения. Этот закон заключается в том, что всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучшим способом забыть заученное является запоминание сходного материала сразу вслед за этим17.
Закон оптимальной длины запоминаемого ряда звучит следующим образом: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку нужно запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.
Чтобы человек мог воспроизвести больше материала, нужно, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).
Закон Рибо (также называется законом регрессии или обратного «развития памяти») характеризует определенную последовательность процесса разрушения памяти, который наблюдается при прогрессирующей амнезии в случаях заболевания или в пожилом возрасте. Разрушение памяти протекает, согласно данному закону, всегда в одном порядке. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний. Затем оно распространяется на все, что связано с умственной деятельностью личности. Позднее оно захватывает чувствования и привычки. Заканчивается этот процесс распадом памяти инстинктивной, которая отличается самой стойкой организацией.
Образные методы запоминания текстовой и речевой информации
... характера, где ставится цель - запомнить близко к тексту или дословно. К образным методам запоминания текстовой (речевой) информации относятся методы: "Картинка", "Путешествие" ... "ключа" к информации (тексту), т.е. составление мнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов любым из известных методов запоминания последовательностей (см. Запоминание точной информации); 6 этап - ...
Восстановление памяти в тех редких случаях, когда наблюдается выздоровление от прогрессирующей амнезии, происходит, как указывает Рибо, в порядке, обратном ее разрушению.
Закон края состоит в том, что лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда18.
Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них разрешить довести до конца, а другие – прервать незавершенными, то испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность в полной мере реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя следы незавершенных заданий.
Эффект реминисценции. Сущность рассматриваемого эффекта заключается в том, что со временем воспроизведение заученного материала без дополнительных его повторений улучшается19. Чаще всего данное явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение часто дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция объясняется тем, что со временем логические связи, которые образуются внутри заучиваемого материала, упрочняются. Именно поэтому зачастую в профессиональной деятельности необходимо сделать небольшой перерыв, позволив тем самым сделать связи более прочными и саму ситуацию более ясной.
Таким образом, можно сделать вывод, что все законы и эффекты памяти проявляются и играют существенную роль в деятельности человека, являясь важным аспектом ее успешности.
Глава 2. Диагностика и развитие памяти
2.1 Особенности диагностики памяти
Особое внимание при рассмотрении памяти необходимо уделить проблеме ее диагностики. Для исследования различных видов памяти могут использоваться разные методы и методики. Рассмотрим некоторые из них в соответствии с возрастом испытуемого.
Для диагностики памяти дошкольников, как правило, используются задания, которые можно также использовать в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях такого рода не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок либо не справляется с каким-то видом заданий, необходимо подбирать ему различные упражнения подобного типа для развивающих занятий20.
Занятия, направленные на диагностику и тренировку памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы дошкольникам было интересно. При этом занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы дети не уставали.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, ... Э.В. Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти).
Необходимо разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок либо настоящих предметов (игрушек).
После этого ребенку дается 30 секунд, чтобы их запомнить. Потом ребенку предлагается по памяти перечислить, какие предметы (либо их изображения) разложены на столе. Кроме того, можно попросить его также описать детали предметов. Как вариант рассматриваемой методики: изменить расположение каких-либо предметов, добавить (убрать) или заменить какой-то предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку для запоминания на 1 минуту предъявляется несложная картинка, после чего взрослый ее убирает, и ребенок должен нарисовать эту картинку по памяти. Вариант данного задания: необходимо дорисовать по памяти недостающие части, недостающие детали рисунка.
3. Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):
4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти).
Для выполнения данного задания нужны две одинаковые картинки. Одна из картинок показывается ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторая картинка предварительно разрезается на несколько частей (чем выше уровень сложности картинки и больше количество частей, тем сложнее задания).
После этого образец убирается, и ребенку нужно по памяти составить картинку из отдельных предложенных ему фрагментов.
5. Исследование долговременной памяти. В заданиях на исследование долговременной памяти также определяется и запас знаний ребенка, его эрудиция.
Для того, чтобы определить, насколько у ребенка развита долговременная память, может использоваться следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, необходимо попросить его на следующий день описать все то, что он там видел, что делал и т.д. Здесь исследуется также наблюдательность ребенка, уровень развития речи21.
6. Исследование двигательной памяти: взрослый человек просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, к примеру, дотронуться левой рукой до правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Можно попросить ребенка скопировать определенное положение пальцев:
При этом, важно отметить, что по тому, насколько у ребенка развита у моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, которые отвечают за речь и мелкую моторику, располагаются рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (вырезание ножницами, рисование, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), также осуществляется развитие его речи.
7. Диагностика ассоциативной памяти:
Следующая группа методик, которые необходимо рассмотреть, – методики, которые используются для диагностики развития памяти у детей школьного возраста.
Одной из таких методик является методика «Оперативная память». Она применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти в тех случаях, когда именно кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Количество рядов, используемых в методике, варьируется. От 5 рядов по 4 числа в каждом ряду, до максимального количества. Учитываются возрастные особенности. Ваша задача – запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге).
Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)». Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов – 25-15 секунд, в зависимости от возраста22.
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество – 40).
С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
- 6-7 лет – 10 сумм и выше;
- 8-9 лет — 15 сумм и выше;
- с 10 лет — 20 сумм и выше.
Методика достаточно удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени – 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно повторить через некоторое время, используя при этом другие ряды чисел.
«10 слов». Методика «10 слов» позволяет исследовать такие процессы памяти как запоминание, сохранение и воспроизведение. Кроме того, применение данной методики может использоваться для оценки утомляемости испытуемого.
После инструктажа испытуемому зачитывается ряд из 10 слов, после чего испытуемому предлагается повторить те из них, которые он запомнил. После этой попытки слова зачитываются еще раз и процедура исследования повторяется. После 5-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому о том, что ему необходимо будет назвать эти слова еще раз через час. На каждом этапе исследования заполняется протокол.
Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. В том случае, если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Через час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые также фиксируются в протоколе.
Примеры набора слов:
- стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом;
- дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень;
- число, камень, хор, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
С рассмотренной методикой близка следующая методика – методика «Долговременная память».
Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: «стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко».
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Результаты интерпретируются следующим образом:
- 75-100% – высокий уровень;
- 50-75% – средний уровень;
- 30-50% – низкий уровень;
- ниже 30% – очень низкий уровень.
«Запомни пару». Методика «Запомни пару» направлена на исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд).
После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Методика «Запомни числа» позволяет диагностировать уровень развития у ребенка механической смысловой памяти. Испытуемому зачитывается набор чисел, после чего на листочке их нужно записать в любом порядке.
Набор чисел: 16 78 53
23 36 14
43 31 87
92 59 64.
На этапе обработки результатов подсчитывается число правильно воспроизведенных чисел. В том случае, если семь чисел ребенок воспроизводит правильно, его механическая слуховая память считается хорошей23.
Методика «Пиктограмма», которая также использовалась в проведенном исследовании, была предложена А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. Детям предлагается нарисовать к каждому произносимому экспериментатором слову какой-либо простой рисунок, который потом будет напоминать это слово. При этом запрещается писать слова или буквы. После этой инструкции ребенку по одному зачитываются слова либо словосочетания для запоминания. После каждого из них дается достаточное для выполнения рисунка время. Для проведения методики существует несколько стандартных наборов слов и словосочетаний. Приведем один из них: веселый праздник, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин, строгая учительница, теплый ветер, дружба, обман, слепой мальчик, сомнение, семья, развитие.
Если ребенок не понимает смысла задания, можно спросить его: «О чем тебе напоминают слова веселый праздник?» Предположим, ребенок отвечает: «О елке». Тогда вы говорите ему: «Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова веселый праздник». Такое объяснение дается только один раз. Если его оказывается недостаточно, то от проведения методики приходится отказаться.
После того, как ребенок заканчивает рисунок к последнему слову, лист с рисунками убирается. Приблизительно через 40 минут, в течение которых проводятся другие методики, ребенку снова дается лист со сделанными им рисунками т предлагают вспомнить слова. Общее количество правильно воспроизведенных слов отражает уровень опосредованного запоминания ребенка. Методика используется и для диагностики взрослых людей24.
Еще одна методика диагностики памяти, на которой следует остановиться – методика «Память на числа». Предназначается она для оценки кратковременной зрительной памяти и точности и заключается в том, что обследуемым в течение 20 секунд демонстрируется таблица с 12 двузначными числами, которые необходимо запомнить. После того, как таблица убирается, их нужно записать на бланке. Оценка производится по количеству правильно воспроизведенных чисел, нормой для взрослого человека является 7 и выше чисел25.
Таким образом, использование описанных методик позволяет выявить различные аспекты памяти. При этом необходимо помнить, что в процессе диагностики важно учитывать возрастные особенности испытуемых. Результаты диагностики являются основанием для развития памяти. Существуют специальные методы и приемы развития памяти.
2.2 Основные методы и приемы развития памяти
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и то же – это техника запоминания. Происходят они от греч. «mnemonikon», что переводится как искусство запоминания26.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и дает возможность в полной мере контролировать процесс запоминания, а также сохранения и припоминания информации.
Изначально мнемотехника возникла как важнейшая часть риторики (ораторского искусства) и была предназначена для запоминания слишком длинных речей. Современная мнемотехника в существенной степени продвинулась как в теоретическом, так и в техническом отношении. Она делает возможным не просто фиксацию в памяти определенной последовательности текстового материала, но и дает возможность безошибочного запоминания любой точной информации, которая традиционно считается людьми сложной для запоминания. К такой информации относятся списки телефонных номеров, различные числовые таблицы, хронологические таблицы, сложные учебные тексты, которые содержат много терминов и т.д.
Овладение мнемотехникой предполагает овладение инструментальным навыком. Очевидным является тот факт, что для овладения мнемотехникой необходимым является выполнение упражнений. Без них освоить мнемотехнику нельзя. Кроме того, после формирования навыка запоминания человек может пользоваться им, а может и не пользоваться, так как сама по себе информация, естественно, запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз приходится применять сформированный навык запоминания – последовательность некоторых мыслительных действий, которые приводят к фиксации информации в мозге.
В целом, мнемотехника существует давно, многие мнемотехнические методы и приемы органически встроены в жизнь людей. Каждый человек на протяжении своей жизни вырабатывает собственную систему запоминания. К примеру, благодаря визуализации информации даже дети, которые не умеют читать, знают, что для того, чтобы записать информацию на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки являются еще одним ярким примером внедрения мнемотехники в повседневную жизнь человека. На скорости люди не способны воспринимать текстовые сообщения, а дорожные знаки, которые, в сущности, являются символами определенных правил, воспринимаются достаточно быстро.
Можно выделить целый ряд фундаментальных принципов улучшения памяти:
- развитие наблюдательности, что приводит к увеличению качества и количества сложных ассоциаций;
- использование для запоминания несколько органов чувств. Информация, идущая по нескольким каналам одновременно, лучше запоминается, так как системно действует на память;
- сознательнее стремление к запоминанию, осознание процессов памяти для управления ими;
- позитивная мотивация;
- учет того аспекта, что в памяти принимает участие весь головной мозг, потому необходимо развивать все психические способности;
- использование различных мнемотехнических приемов, которые улучшают запоминание.
Использование специальных приемов является очень важным аспектом развития памяти. На сегодняшний день существует целый ряд приемов, помогающих запоминать информацию и развивающих память. Прием, который помогает запомнить информацию, – это мнемонические опоры. К примеру, известная каждому формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Зачастую, пытаясь что-то запомнить что-либо сложное, люди придумывают какой-то свой образ, значок.
Интересным видом мнемонических опор являются пиктограммы. Они представляют собой рисунки, на которых не используются буквы, цифры и другие общеизвестные символы. Типичным примером пиктограмм является индейское письмо. У некоторых народов мира нет письменности, поэтому они передают какое-то сообщение, рисуя значки. Запоминание информации с помощью пиктограмм является достаточно эффективным.
Эффективность запоминания и сохранения человеком в памяти определенного предмета, явления, текста зависит от особенностей их организации, построения, которые выявляются человеком в процессе запоминания. Именно организующая мыслительная деятельность человека и эмоциональные проявления, которые сопровождают восприятие, лежат в основе запоминания, а также его дальнейшего воспроизведения27.
Однажды во время лекции советский психолог А.В. Петровский предложил студентам запомнить ряд из 24 цифр: 144121100816449362516941. Никто не решился его воспроизвести. Однако, когда студенты узнали, что в ряду перечислены квадраты чисел от 12 до 1, то он запомнился мгновенно, вернее запоминание как бы оказалось лишним. Современная наука не рассматривает запоминание как запечатление. В основе запоминания находится активная деятельность по организации материала. Запомнить – зачастую значит понять принцип организации материала, найти определенную закономерность.
Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, к примеру, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в такие группы позволяет сравнить эти элементы, то есть включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.
Известным является тот факт, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем продуктивность памяти механической. Установление связей, структуры, закономерности построения объекта – это важнейшие приемы эффективного запоминания и развития памяти28.
Один из приемов развития памяти – это последовательные ассоциации. Сущность заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию определенных ассоциаций. С помощью данного приема можно вспомнить даже не только сами слова, но также порядок расположения слов в тексте. Использование последовательных ассоциаций активно задействует также воображение человека (к примеру, человеку нужно запомнить несколько слов, он составляет из них предложение).
Фонетические ассоциации часто используются для того, чтобы запомнить иностранные слова и цифры. Сущность приема в том, чтобы вспомнить похожие ассоциации к иностранному слову.
Метод оживления развивает не только память, но также и фантазию человека. Его сущность состоит в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют собой предмет, который нужно запомнить. В случае, когда человеку нужно запомнить информацию в виде цифр, он представляет, на какие предметы они похожи (цифра 2, к примеру, может быть в виде змеи).
Прием повторения используется многими людьми в качестве основного при развитии памяти. На первый взгляд, действительно, нет ничего проще, чем многократное повторение для запоминания информации. При этом многие люди путают накопление памятью информации с ее развитием, так как повторением ненужной информации человек только «захламляет» резервы памяти.
Трансформация представляет собой еще один прием развития памяти. Сущность в трансформации воображаемого образа. К примеру, яркий предмет может трансформироваться человеком в черно-белый предмет, объемный – в плоский предмет и т.д. Прием очень хорошо подходит для того, чтобы запоминать иероглифы.
Вхождение является одним из наиболее действенных, но и самых сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, фильме, картине, мысленно входит внутрь этого образа. Когда человек побывает «внутри» фильма, картины и т.д. то он чувствует определенную связь между собой и происходящим там действием, и воспоминания надолго остаются в памяти. Человек в рассматриваемом случае сам является непосредственным участником событий.
Метод Цицерона – еще один метод, используемый для развития памяти. Этот способ помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности, хотя, к примеру, не дает возможности воспроизвести слова вместе с их порядковыми номерами. Сущность его заключается в том, что предмет, о котором нужно вспомнить, оставляется человеком в одной из хорошо знакомых ему комнат. Для того, чтобы найти этот предмет, нужно вспомнить комнату, в которой он был оставлен.
Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-то хорошо знакомым, к примеру, с обстановкой известной комнаты (существующей в реальности или вымышленной).
Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, нужно образовывать ассоциации, которые позволяют соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминающейся информации.
Эффективность этого способа определяется тем, насколько хорошо представляется воображаемая комната, а также умением образовывать яркие, хорошо запоминающие ассоциации. Количество запоминаемых по этому способу элементов информации неограниченно.
Таким образом, и тренировал собственную память Цицерон перед каждым выступлением. Ради справедливости отметим, что автор метода – не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, у которого метод был успешно перенят оратором.
Таким образом, существует большое количество приемов, которые развивают память человека и успешно используются людьми на протяжении столетий. Именно использование мнемотехнических приемов позволяет людям сохранить свою память в хорошей форме. При этом необходимо учитывать существующие законы и эффекты памяти.
Заключение
Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что память занимает особое место среди всех остальных психических познавательных процессов. Память является важным условием психического развития человека в целом. Именно поэтому рассмотрение данного психического процесса привлекало внимание исследователей во все времена и является актуальным на сегодняшний день.
Память в психологической науке рассматривается как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. В качестве одного из них выступает деление памяти в зависимости от времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память).
Еще одна классификация – это классификация видов памяти в зависимости от преобладающего в процессах запоминания, а также сохранения и воспроизведения материала анализатора. Речь идет о двигательной, слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной, эмоциональной и других видах памяти. По характеру участия в процессе запоминания, а также воспроизведения воли, память делится на непроизвольную и произвольную память.
Память – сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов, каждый из которых характеризуется определенными закономерностями и механизмами. Понимание этих механизмов является крайне важным аспектом достижения наибольшей эффективности функционирования рассматриваемого психического познавательного процесса.
Говоря об особенностях диагностики памяти, необходимо отметить, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество методов и методик диагностики. При выборе методик необходимо учитывать, какой вид памяти необходимо исследовать. Кроме того, особое внимание нужно уделить учету возрастных особенностей испытуемого.
Результаты диагностики – основание для развития памяти. Мнемотехника (искусство запоминания) представляет собой возможность накопления в памяти достаточно большого количества точной информации. Это, в свою очередь, позволяет экономить время при запоминании, так как процесс запоминания в полной мере контролируется. Запомненные с использованием мнемотехники сведения сохраняются в памяти, в результате чего человеку уже не придется учить заново то, что он запомнил.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов, которые дают возможность лучше запоминать информацию и развивать человеческую память. Среди них, к примеру, использование мнемонических опор, последовательные ассоциации, метод оживления, метод Цицерона и т.д. Каждый из них имеет характерные особенности, что позволяет использовать его именно там, где это будет наиболее эффективным и целесообразным. При этом необходимо учитывать существующие законы и эффекты памяти.
Список использованной литературы
- Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 645с.
- Дубровина И.В. Психология. – М., «Академия», 2006. – 464с.
- Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
- Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. – М.: Владос, 2000. – 384с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М.: МГППУ, 2006. – 210с.
- Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592с.
1 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
2 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.
3 Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592с.
4 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
5 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
6 Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. — Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.
7 Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. — Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.
8 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
9 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.
11 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
12 Дубровина И.В. Психология. – М., «Академия», 2006. – 464с.
13 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
14 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.
15 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
16 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.
17 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
18 Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. — Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.
19 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
20 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.
21 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. – М.: Владос, 2000. – 384с.
22 Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
23 Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М.: МГППУ, 2006. – 210с.
24 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. – М.: Владос, 2000. – 384с.
25 Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
26 Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160с.
27 Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 645с.
28 Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160с.
30