ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Информационные технологии в психолого-педагогическом исследовании»
на тему:
«Программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований»
Выполнил:
студент 3 курса,
группы ПИ3
направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование
профиль Математика и информатика
Ефимцев Дмитрий Александрович
_______________________
(подпись)
Научный руководитель:
Тоискин В.С. кандидат технических наук,
профессор, заведующий кафедрой
математики и информатики
Ставрополь
2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Обзор программного обеспечения для статистического анализа данных……………………………………………………………………………………5
1.1Обзор программных средств для статистического анализа данных………………………………………………………………………..…………5
1.2 Виды статистических пакетов……………………………………………………..9
1.3. Возможности программы STADIA……………………………………………..10
1.4 Роль учителя и учащихся при выполнении проекта……………………………13
1.5. Ключевые компетенции учащихся………………………………………………16
1.6. Сущность метода проекта и этапы реализации…………………………………………..19
Онтология……………………………………………………………………………..23
Глава 2 Учебный проект……………………………………………….……………..24
2.1. Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения..24
2.2. «Визитная карточка» проекта…………………………………………………..26
2.3 Вопросы для тестирования………………………………………………………30
Самостоятельная работа учащихся, как психолого — педагогическая ...
... (33), приложения (2), рисунки (2), таблицы (4). Глава I. Самостоятельная работа учащихся, как психолого - педагогическая проблема. 1.1. Понятие «самостоятельной работы» ее роль и сущность в образовательном ... -х гг. 20 в определенную роль в развитии теории самостоятельности, учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др. формы индивидуализации обучения. Работы С. ...
2.4 Результаты тестирования………………………………………………………….34
2.5 Аннотация используемых источников…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..……..37
Список литературы……………………………………………………………………38
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники.
Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Но если в 60-е годы идеи об информационном обществе имели скорее характер футурологических прогнозов, то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий, большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, в особенности телевидения, в создании и широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В своей совокупности, эти достижения коренным образом изменили жизнь общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность, т.е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, но и усложнив и трансформировав мир так, что осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.
Вообще, информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным.
Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, всё более остро выдвигают на первый план задачи развития среди прочих наук педагогики, как науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего. Педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. Её плодотворное развитие может происходить только при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и практического опыта, т.е. в процессе исследовательской деятельности.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует сегодня обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Методы обработки статистических данных
... прикладной статистики. Основные этапы статистической обработки данных. Принципы группировки информации. Статистические таблицы. Графические методы представления информации. Генеральная совокупность. Случайная выборка. ... проведении и обработке результатов экспериментов в педагогике и психологии; уметь: – планировать процесс математико–статистической обработки экспериментальных данных; – практически ...
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.
Объект исследования: Программные средства статистической обработки результатов
Предмет исследования: Применение программных средств статистической обработки результатов в образовании.
Цель курсовой работы: Провсети анализ программных средств статистической обработки результатов.
Задачей курсовой работы является: На основе анализа теоретической части курсовой работы, разработать проект на тему: «Программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований».
Глава 1 Программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований
1.1 Понятие и сущность программных средств статистической обработки результатов.
Современные информационные технологии в психолого-педагогической статистике применяются на всех этапах разработки и проведения статистического наблюдения, включающих: разработку форм статистического наблюдения, формирование плана выборки, сбор и ввод данных, обработку и анализ данных, предоставление информации пользователю. В данной работе мы рассмотрим современные программные средства статистической обработки данных.
Потребность в средствах статистического анализа данных очень велика, что и послужило причиной для развития рынка статистических программ.
Наилучший выбор статистического пакета для анализа данных зависит от характера решаемых задач, объема обрабатываемых данных, квалификации пользователей, имеющегося оборудования.
Число статистических пакетов, получивших распространение в России, достаточно велико (несколько десятков).
Из зарубежных пакетов это STATGRAPHICS, SYSTAT, STATISTICA, SPSS, SAS, CSS. Из отечественных можно назвать такие пакеты, как STADIA, ЭВРИСТА, МЕЗОЗАВР, САНИ, КЛАСС-МАСТЕР, СТАТЭксперт и др.
Для пользователей, имеющих дело со сверхбольшими объемами данных или узкоспециальными методами анализа, пока нет альтернативы использованию профессиональных западных пакетов.
Среди интерактивных пакетов такого рода наибольшими возможностями обладает пакет SAS.
Если Вам необходимо обработать данные умеренных объемов (несколько сотен или тысяч наблюдений) стандартными статистическими методами, подойдет универсальный или специальный статистический пакет, надо только убедиться, что он содержит нужные методы обработки.
Пакеты STADIA и STATISTICA являются универсальными пакетами содержащими большинство стандартных статистических методов. Пакеты SPSS и SyStat перенесены на персональные компьютеры с больших ЭВМ предыдущих поколений, поэтому, наряду с представительным набором тщательно реализованных вычислительных методов, они сохраняют и некоторые архаические элементы. Однако имеющиеся в них возможности командного языка (впрочем, очень непростые в изучении использовании) могут быть весьма полезны для сложных задач обработки данных. Пакеты STADIA и STATISTICA исходно разработаны для ПЭВМ, а поэтому проще в обращении. Эти пакеты, пожалуй, содержат наибольшее количество методов статистического анализа.
Обработка и анализ результатов исследования. Выводы. Рекомендации
... труда, психологию развития личности; методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию; психодиагностику, тестовые методы, диагностику и коррекцию ... и других специалистов. Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, ...
Для того чтобы статистический пакет общего назначения был удобным и эффективным в работе, он должен удовлетворять многочисленным и весьма жестким требованиям. В частности, необходимо, чтобы он: содержал достаточно полный набор стандартных статистических методов; был достаточно простыми для быстрого освоения и использования; отвечал высоким требованиям к вводу, преобразованиям и организации хранения данных как в самом пакете, так и обмену с широко распространенными базами данных; имел широкий набор средств графического представления данных и результатов.
Имел подробную документацию, хорошо продуманную с учетом интересов, как начинающего пользователя, так и специалиста-статистика.
Наконец, немаловажное значение имеет цена пакета. Профессиональные западные статистические пакеты обычно стоят от 2 до 10 тысяч долларов и более. Эти пакеты позволяют обрабатывать гигантские объемы данных, включают средства описания задач на встроенном языке и дают возможность построения на их основе систем обработки информации для целых предприятий. Имеются и более дешевые пакеты (200…300 долларов и ниже), но они обычно обладают весьма скромными возможностями.
В отличие от западных, многие отечественные пакеты в гораздо большей степени подходят для нужд среднего российского пользователя.
Здесь основные операции обычно сразу обозримы из головных меню, а рутинные процедуры выполняются с минимумом действий и разветвлений по принципу: «прямым путем – к понятному результату».
Наиболее развитой системой контекстной экранной помощи включающей объемный справочник-гипертекст и экспертную систему по выбору метода статистического анализа, обладает пакет STADIA. Здесь каждый числовой статистический вывод сопровождается короткой и понятной интерпретацией.
В пакете Мезозавр реализована оригинальная система экспертной оценки сложных моделей временных рядов. Система Эвриста выделяется живо и изобретательно написанной документацией, которая читается как захватывающее повествование о возможностях статистических методов.
STATISTICA — это универсальная интегрированная система, пред назначенная для статистического анализа, визуализации данных и разработки пользовательских приложений. Программа содержит широкий набор процедур анализа для применения в научных исследованиях, технике, бизнесе. Помимо общих статистических и графических средств в системе имеются специализированные модули, например, для проведения социологических или биомедицинских исследований, решения технических и промышленных задач: карты контроля качества, анализ процессов и планирование эксперимента.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... приемов, а также статистической обработкой полученных данных. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В I главе "Роль и значение возрастных кризисов в процессах психического развития" дан теоретический анализ состояния проблемы ... к их сохранению за пределами изучаемого возраста. В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы: 1. Кризис 3 лет представляет собой кардинальную ...
Система STATISTICA может служить не только эффективным инструментом для научных исследований, но и чрезвычайно удобной средой для обучения методам статистического анализа. Система STATISTICA активно используется в учебном процессе в многих ведущих вузах России.
Универсальный российский статистический пакет STADIA — за 12 лет существования и развития стал аналитическим инструментом для многих тысяч пользователей в различных областях науки, техники, планирования, управления, производства, сельского хозяйства, экономики, бизнеса, маркетинга, образования, медицины по всей русско-зычной Евразии. По своим базовым возможностям сопоставим с наиболее известными западными статистическими пакетами. Отличается простотой использования применительно к отечественной аудитории.
Возможности: исчерпывающий набор самых современных и эффективных методов анализа: описательная статистика, дисперсионный, корреляционный и спектральный анализ, сглаживание, прогнозирование, простая, нелинейная регрессия, кластерный и факторный анализ, методы контроля качества, анализ и замена пропущенных значений.
Разнообразные преобразования и вычисления, импорт экспорт данных и результатов; развитая экранная помощь, понятная интерпретация результатов.
1.2 Классификация программных средств статистической обработки результатов
Международный рынок насчитывает 1000 пакетов, решающих задачи статистического анализа данных в среде операционных систем Windows, DOS, OS/2. Как ориентироваться в этом многообразии, если даже справочники, содержащие только краткие описания пакетов, представляют из себя объёмные тома?
Большую часть статистических пакетов можно разбить на две группы — это статистические пакеты общего назначения и специализированные программные продукты.
Универсальные пакеты – отсутствие прямой ориентации на специфическую предметную область, предлагают широкий диапазон статистических методов. В них отсутствует ориентация на конкретную предметную область. Они обладают дружественным интерфейсом. Из зарубежных универсальных пакетов наиболее распространены BAS, SPSS, Systat, Minilab, Statgraphics, STATISTICA.
Специализированные пакеты — как правило, реализуют несколько статистических методов или методы, применяемые в конкретной предметной области. Чаще всего это системы, ориентированные на анализ временных рядов, корреляционно-регресионный, факторный или кластерный анализ. Применять такие пакеты целесообразно в тех случаях, когда требуется систематически решать задачи из этой области, для которой предназначен специализированный пакет, а возможностей пакетов общего назначения недостаточно. Из российских пакетов более известны STADIA, Олимп, Класс-Мастер, КВАЗАР, Статистик-Консультант; американские пакеты – ODA, WinSTAT, Statit и т.д.
Статистический пакет в идеале должен удовлетворять определенным требованиям:
- модульность;
- ассистирование при выборе способа обработки данных;
- использование простого проблемно-ориентированного языка для формулировки задания пользователя;
- автоматическая организация процесса обработки данных и связей с модулями пакета;
- ведение банка данных пользователя и составление отчета о результатах проделанного анализа;
- диалоговый режим работы пользователя с пакетом;
- совместимость с другим программным обеспечением.
Следует заметить, что развитие СПП обычно идет поэтапно, на каждом из них создается вариант пакета, все в большей степени удовлетворяющий перечисленным выше требованиям. При этом если создание есть результат разработки, то на каждом этапе пакет, с одной стороны, должен представлять собой готовую к использованию программную продукцию, а с другой — входить составной частью в более поздние стадии развития пакета.
1.3 Тезаурус.
Статистическая обработка данных включает в себя: разработку форм статистического наблюдения, формирование плана выборки, сбор и ввод данных, обработку и анализ данных, предоставление информации пользователю. Программные средсва статистической обработки данных служат непосредственно для анализа или обработки больших и малых объемов данных.
Под программным средством понимается программа или логически связанная совокупность программ, находящаяся на машинных носителях данных и снабженная документацией.
Статистическая обработка— применение аппарата биомертии (прикладной статистики) для выявления каких либо свойств или закономерностей связи данных объектов. Основные моменты статистической обработки формирование случайной выборки и выбор критерия сравнения или расчета.
Число статистических пакетов достаточно велико, вот некоторые из них:
STATISTICA- это современный пакет статистического анализа, в котором реализованы все новейшие компьютерные и математические методы анализа данных. Встроенные графический и текстовый редакторы с возможностью публикации в Интернет. Открытая архитектура: возможность добавления процедур пользователя, в том числе с использованием встроенного языка программирования и языка макрокоманд.
STADIA — это исчерпывающий набор самых современных и эффективных методов анализа: описательная статистика, критерии различия, категориальный, дисперсионный, корреляционный и спектральный анализ, сглаживание, фильтрация, прогнозирование, простая, множественная, пошаговая и нелинейная регрессия, дискриминантный, кластерный и факторный анализ, шкалирование, методы контроля качества, вычисление и согласие распределений, анализ и замена пропущенных значений и т. д.
Статистические пакеты разделяют на две группы — это статистические пакеты общего назначения и специализированные программные продукты.
Статистический пакет – программный продукт, предназначенный для статистической обработки данных.
Специализированные пакеты позволяют проводить анализ с использованием ограниченного числа специализированных статистических методов или применимы к использованию для решения вопросов, относящихся к отдельно взятой предметной области. Как правило, с подобными статистическими пакетами работают специалисты, хорошо знакомые с методами анализа данных в той области, на которую ориентирован пакет.
1.4 Формирование компетенции старших школьников на основе освоения темы
Глава 2 Учебный проект
2.1 Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения
Тема проекта: Программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований.
Проект предназначен для учащихся 9-го класса.
Основополагающий вопрос проекта: Как использовать средства программные средства статистической обработки результатов в учебном процессе?
Вопросы учебной темы: Что такое программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований? Возможности программных средств статистической обработки результатов в психолого-педагогических исследованиях?
Содержательные вопросы для исследований учащихся:
- Основные определения программных средств статистической обработки результатов в психолого-педагогических исследованиях.
- Особенности применения программных средств статистической обработки результатов в психолого-педагогических исследованиях.
Дидактическая цель проекта: Формирование у учащихся навыков использования программных средств статистической обработки результатов.
Методические задачи: Освоить программные средства статистической обработки результатов в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема: Какие программные средства статистической обработки результатов могут помочь в психолого-педагогических исследованиях?
Гипотезы решения проблемы: Программные средства статистической обработки результатов позволяют собирать, хранить и обрабатывать разнородные массивы данных с использованием единой информационной базы.
Творческое название проекта: Программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований.
Преподаватель должен опираться на возможности студента, его потенциал, что невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности. При этом необходимо учитывать запросы личности обучаемого, его индивидуальный стартовый уровень, особенности его психики и т.д., то есть в условиях групповой работы максимально индивидуализировать процесс обучения.
Учёт индивидуальных особенностей студентов при построении обучающих технологий может существенно повысить эффективность обучения. Но индивидуальная работа со студентами требует от преподавателя больших временных затрат и свидетельствует о необходимости уменьшения количества студентов в группе.
Для повышения эффективности процессов образования очевидна необходимость измерения уровня знаний обучающихся, темпа усвоения новых знаний.
Система измерения прочности, глубины знаний, скорости их усвоения требует создания специального инструмента оценки знаний студентов — теста.
На каждом этапе обучения (модуле) необходимо проводить мониторинг качества усвоения знаний студентами, и, соответственно, каждый этап усвоения знаний будет иметь специфическую структуру теста, отвечающую его задачам.
Тестовый контроль знаний должен обеспечить полный контроль теоретических и практических знаний учеников по рассматриваемому предмету, дать объективную оценку по результатам работы ученика по предложенному тесту (по сумме набранных баллов).
Каждый пункт тестового задания может иметь весовой коэффициент (баллы) в зависимости от его сложности, т.е. можно установить соответствующий критерий оценки каждого задания и теста в целом.
Для чего создается база данных тестовых заданий с весовыми коэффициентами по вариантам, которые образуют два массива:
— задание по теории предмета контроля (база данных первого типа);
— задание по практике (умениям и навыкам) — база данных второго типа
(задачи).
Полный контроль теоретических и практических знаний и умений студентов по рассматриваемому предмету возможен в двух вариантах — «ручной» (без применений компьютерных технологий) и автоматизированный (с применением компьютерных технологий).
Таким образом, тесты позволяют качественно и количественно контролировать знания студентов как по теории той или иной области знаний, так и по практическим навыкам решения соответствующих задач.
Кроме того, в силу указанной структуры тестовых заданий по теории, студент вынужден повышать качество теоретической подготовки, т.к. метод контроля требует более детального изучения соответствующих теоретических разделов курса, чтобы иметь возможность создать лучшую конструкцию ответа по теоретическому заданию теста.
2.2 «Визитная карточка» проекта
Автор проекта |
|||
Фамилия, имя, отчество автора |
Ефимцев Дмитрий Александрович |
||
Регион, в котором находится школа |
Ставропольский край |
||
Город, в котором находится школа |
г. Ставрополь |
||
Номер и/или название школы |
№ 21 |
||
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel® «Обучение для будущего» или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора? |
|
Нет |
|
Какова тема Вашего учебного проекта? |
|||
Программные средства. Информационные системы, предназначенные для автоматизации работ статистической обработке данных. |
|||
Какие дидактические цели преследует Ваш проект? |
|||
Формирование у учащихся навыков работы с компьютером |
|||
Какие компетентности формирует Ваш проект? |
|||
В сфере учебно-научной сфере. В деловой сфере. В социально-экономической сфере. |
|||
Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте? |
|||
Научиться применять на практике программные средства статистической обработки результатов. |
|||
Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися? |
|||
Основополагающий вопрос: Тестирование лучше других средств контроля удовлетворяет основным методическим критериям качества, обеспечивает объективность трех главных стадий процесса оценки: измерения, обработки данных и их интерпретации. Эффективность использования очевидна. Часто бывает необходимым провести опрос большого количества учащихся, учителей или родителей воспитанников одного или нескольких, иногда расположенных далеко друг от друга, учебных заведений. Традиционно анкетирование проводится с заполнением специально предусмотренной формы на бумажном носителе. Проведение педагогического исследования методом анкетирования требует материальных затрат на изготовление анкет, а так же значительных ресурсов по обработке анкетных данных. |
|||
Вопросы учебной темы (проблемные): |
|||
Что такое информатика. Правила работы с базовыми программами. Правила работы с компьютерами. Рассмотреть примеры использования базовых программ. |
|||
Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта? |
|||
Программные средства статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований. |
Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте? |
|||||
Самостоятельная работа с базовыми понятиями информатики |
|||||
Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? |
|||||
Понятие информатики Системы счисления Растровый графический файл Преобразование растрового графического файла |
|||||
Предметные области (Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) |
|||||
Русский язык |
Химия |
Литература |
|||
Материальные технологии |
Физическая география |
|
|||
Иностранный язык |
История |
Музыка |
|||
Математика |
Обществоведение |
|
|||
Граждановедение |
Физическая культура |
ОБЖ |
|||
Биология |
Краеведение |
||||
|
Изобразительное искусство, МХК |
||||
Окружающий мир, природоведение |
|||||
Экономическая география, экономика |
|||||
Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта) |
|||||
начальная школа |
старшая школа |
разновозрастная |
|||
средняя школа |
|||||
|
Оформление результатов проекта |
|||
Журнал |
Веб-сайт |
||
Видеоклип |
|
||
Информационный бюллетень, листовка |
|||
|
|||
Напишите краткую аннотацию проекта |
|||
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. |
|||
Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)? |
|||
Для выполнения проекта потребуется приблизительно 1 учебная четверть |
|||
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта |
|||
Техническое оснащение (отметьте нужные пункты) |
|||
Веб-камера |
|
Видеокамера |
|
|
Принтер |
Видеомагнитофон |
|
Цифровая камера |
Сканер |
|
|
DVD-проигрыватель |
Телевизор |
Другое: |
|
Доступ к Интернету |
Видео-, конференц-оборудование |
||
Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) |
|||
СУБД/электронные таблицы |
|
||
Издательские программы |
Веб-браузер |
||
Программы электронной почты |
|
||
Мультимедийные энциклопедии |
Программы разработки веб-сайтов |
||
|
Другое: |
||
Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература. |
|||
Другие принадлежности Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте. Компьютерная программа SPSS |
|||
Как будет оцениваться деятельность учащихся? |
|||
Анализ тестов, состоящих из 20 вопросов. |
|||
Ключевые слова |
|||
Определение среднего арифметического, дисперсия, моды и медианы. |
2.3 Вопросы для тестирования
1.Термин, обозначающий разнообразие признаков в популяции. Одна из количественных характеристик популяции
1).
медиана
2).
дисперсия
3).
спектр
4).
частота
2. Методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности называются
1).
первичные методы
2).
вторичные методы
3).
линейные методы
4).
аналитические методы
3. Среднеарифметическое значение обозначается символом
1).
φ
2).
????
3).
М
4).
n
4. Число, которое является серединой множества чисел: половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел — меньшие
1).
бит
2).
дисперся
3).
медиана
4).
мода
5. Значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто называется
1).
дисперсия
2).
мода
3).
частота
4).
кратность
6. Физическая величина, характеристика периодического процесса, равна количеству повторений или возникновения событий в единицу времени называется
1).
частотой
2).
дискретизацией
3).
статистикой
4).
дисперсией
7. Очень часто вместо дисперсии для выявления разброса частных данных относительно средней используют производную от дисперсии величину, называемую
1).
стандартным отклонением
2).
кратностью
3).
изменчивостью
4).
модой
8. Статистический термин, который является хорошим индикатором изменчивости
1).
код
2).
статистика
3).
стандартное отклонение
9. Отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме
1).
стандартное отклонение
2).
метод
3).
индекс
4).
статистика
10. С помощью вторичных методов статистической обработки данных проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с…
1).
кратностью
2).
модой
3).
аналитическим исследованием
4).
эмпирическим исследованием
11. Способность выявлять различия или отклонять нулевую гипотезу, если она не верна называется
1).
верооятностью
2).
мощностью критерия
3).
шкалой
4).
мощностью
12. При проверке статистических гипотез используются два понятия: нулевая гипотеза и …
1).
альтернативная гипотеза
2).
гипотеза римана
3).
гипотеза пуанкаре
4).
гипотеза чистоты гамет
13. Принято считать, что нулевая гипотеза — это гипотеза о сходстве, а альтернативная — гипотеза о…
1).
тригонометрии
2).
различии
3).
статистике
4).
элементе алгоритма
14. Необходимый для социологического исследования минимум результатов (случаев, испытуемых, объектов, событий, образцов) отобранных с помощью определённой процедуры из генеральной совокупности называется
1).
индексом
2).
мощностью
3).
битом
4).
выборкой
15. Число, которое является серединой множества чисел: половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел — меньшие
1).
медиана
2).
дисперся
3).
статистика
4).
мода
16. Все методы статистического анализа условно делятся на первичные и …
1).
аналитические
2).
линейные
3).
вторичные
17. Значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто называется
1).
дисперсия
2).
мода
3).
частота
4).
кратность
18.Термин, обозначающий разнообразие признаков в популяции. Одна из количественных характеристик популяции
1).
медиана
2).
частота
3).
спектр
4).
дисперсия
19. Раздел знаний, в котором излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме
1).
статистика
2).
метод
3).
индекс
4).
стандартное отклонение
20. Количество, которое является серединой множества чисел: половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел — меньшие
1).
бит
2).
дисперся
3).
медиана
4).
мода
2.4 Результаты тестирования
Номер тестируемых |
Номера заданий |
Индивидуальные баллы (Х) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
||||||||||||||||||||
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
7 |
||||||||||||||||||
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
13 |
||||||||||||||||||
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
15 |
||||||||||||||||||
4 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
14 |
||||||||||||||||||
5 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
11 |
||||||||||||||||||
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
19 |
||||||||||||||||||
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
19 |
||||||||||||||||||
9 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
||||||||||||||||||
10 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
||||||||||||||||||
11 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
14 |
||||||||||||||||||
12 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
8 |
||||||||||||||||||
13 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 |
||||||||||||||||||
14 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
15 |
||||||||||||||||||
15 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
10 |
||||||||||||||||||
16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
14 |
||||||||||||||||||
17 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
9 |
||||||||||||||||||
18 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
10 |
||||||||||||||||||
19 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
||||||||||||||||||
20 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
15 |
||||||||||||||||||
Число правильных ответов (Y) |
8 |
12 |
8 |
15 |
15 |
11 |
14 |
14 |
13 |
15 |
12 |
14 |
12 |
10 |
10 |
8 |
12 |
14 |
11 |
9 |
241 |
Номер тестируемого |
Баллы |
1 |
7 |
2 |
13 |
3 |
15 |
4 |
14 |
5 |
11 |
6 |
19 |
7 |
3 |
8 |
19 |
9 |
9 |
10 |
18 |
11 |
14 |
12 |
8 |
13 |
20 |
14 |
15 |
15 |
10 |
16 |
14 |
17 |
9 |
18 |
10 |
19 |
8 |
20 |
15 |
Среднее |
12,9 |
Мода |
15 |
Медиана |
14 |
Дисперсия |
19,9894736842105 |
Ст. отклонение |
4,47095892222357 |
Ассиметрия |
-0,315416877595813 |
Эксцесс |
-0,27048278621121 |
2.5 Анатация используемых источников
Сайт www.moluch.ru/conf/ped/arhive/64/2908/ содержит в себе обзор фактических возможностей программных средств.
На сайте http://ispu.ru/files/%2076-80_0.pdf содержит в себе информацию об использование программных средств статистической обработки данных при формировании информационного обеспечения управления.
Сайт http://protein.bio.msu.ru/~akula/Podr2~1.htm описывает программу отечественной разработки STADIA. На этом сайте описаны такие вопросы как графики и диаграммы, построенные при помощи STADIA, цветовая гамма программы, статистические функции программы STADIA.
Закючение
Таким образом, в данной курсовой работе рассмотренны основные возможности программного обеспечения для статистического анализа данных. Появление данной работы обусловлено потребностью использования современных компьютерных, информационных технологий при обработке экспериментальных данных психолого-педагогических исследований.
Правильное использование возможностей, предоставляемых современной компьютерной техникой, позволяет решить ряд задач, таких как оперативная обработка экспериментальных данных, возможность быстрой проверки некоторых теоретических предположений и др.
Обучение студентов и аспирантов проводится на базе общедоступной программы Excel и программы «Педагогическая статистика», одной из наиболее простых программ (с точки зрения авторов), предназначенных для численной обработки результатов экспериментальных работ. Ограничение рассмотренными программными средствами обусловлено спецификой математической и компьютерной подготовки студентов.
Несомненно, что в ближайшие годы значимость компьютерной обработки экспериментальных данных будет возрастать. В этой связи обучение студентов и учеников основным навыкам современной обраотки экспериментальных данных является актуальной задачей, которой необходимо уделять должное внимание, чтобы не допустить отставание в этой области. Весьма мощными программными средствами являются комплексы STATISTICKA, STADIA и SPSS. Их освоение требует отдельного рассмотрения.
Список литературы
- Intel.Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. – М.:НП “Cовременные технологии в образовании и культуре.”
- Уткин В. Б. Математика и информатика: Учебное пособие/В. Б. Уткин, К. В. Балдин, А.В. Рукосуев, под общей редакцией В. Б. Уткина – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”,2007.
- Красильников В. В., Тоискин В. С. Математические методы в психолого педагогических исследованиях: Учебно-метод. пособие. – Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008.
- Чекмарев Ю. В., Кашина И. А., Кашин В. К., Нечаев Д. Ю. Автоматизация процессов обучения обработки информации в статистике: Учебное пособие.- ДМК Пресс, 2012.
- http://www.sspi.ru/dir/_nau/ped_psih/23.pdf
- http://www.pandia.ru/text/77/497/1019.php
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Статистика#.