Анализ мотивационных тенденций к агрессивному и просоциальному поведению

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретическое обоснование понятия агрессивного и просоциального поведения. Сущность мотивации 5

1. 1. Основные характеристики агрессии и просоциального поведения, причины их возникновения. Понятие мотивации 5

1. 2. Теоретический анализ мотивации агрессивного и просоциального поведения 10

2. Анализ мотивационных тенденций к агрессивному и просоциальному поведению 15

2.1. Экспериментальное исследование мотивации агрессивного поведения 15

2.2. Мотивация просоциального поведения ребенка как объект исследования 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

В психологии есть проблемы, которые вызывают значительный интерес широкого круга людей. К числу таковых можно отнести и проблему агрессивного поведения и просоциального поведения. Актуальность изучения данной проблемы заключается в стремлении содействовать посредством лучшего понимания агрессивных действий предотвращению и сдерживанию явных актов насилия. Внимание к данной проблеме и ее серьезное изучение объясняется тем, что агрессивное и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Во многих случаях человек не способен объяснить причины некоторых своих поступков (в данном случае агрессивного поведения), а изучение данной проблемы на уровне конкретного индивида поможет выявить причины, обуславливающие те или иные поступки и предотвратить их повторение в будущем, если их результат нежелателен. Желание и потребность в том, чтобы понять мотивационную сферу собственного поведения, детерминанты собственных поступков, а значит и межличностного общения, вот что обуславливает актуальность данной проблемы.

Изучение проблем, связанных с мотивацией агрессивного и просоциального поведения не одно десятилетие находится в центре внимания ученых и социологов.

Цель данной работы изучить мотивацию агрессивного и просоциального поведения. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

8 стр., 3767 слов

1 Проблемы мотивации и потребности в психологии 4

Введение 3 1 Проблемы мотивации и потребности в психологии 4 2 Характеристика потребностей А.Х. Маслоу 11 Заключение 19 Список использованной литературы 20 Введение Актуальность исследования. Среди содержательных теорий мотивации особое место занимает теория иерархии потребностей А. Маслоу. Автор данной теории был одним из первых, кто попытался выделить наиболее универсальные принципы для ...

рассмотреть основные характеристики агрессии и просоциального поведения, причины их возникновения, понятие мотивации;

проанализировать с теоретической точки зрения мотивацию агрессивного и просоциального поведения;

экспериментально исследовать мотивацию агрессивного поведения;

исследовать мотивация просоциального поведения ребенка.

Объектом изучения выступает агрессия и просоциальное поведение человека, предметом — формирование мотивации.

При написание данной работы, были использованы данные, полученные с помощью общенаучных методов: анализа документов, социологического анализа, статистических данных, а также с помощью метода социологических исследований — опроса.

1. Теоретическое обоснование понятия агрессивного и просоциального поведения. Сущность мотивации

1. 1. Основные характеристики агрессии и просоциального поведения, причины их возникновения. Понятие мотивации

Агрессия имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

— физическая агрессия характеризуется использованием физической силы против другого лица,

— косвенная агрессия — действия, которые направленны на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.),

— вербальная агрессия выражается в негативных чувствах как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань),

— склонность к раздражению проявляется в готовности к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости,

— негативизм характеризуется манерой поведения, направленной против авторитета или руководства.

Факторы агрессивного поведения — совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. К факторам агрессивного поведения относятся следующие:

4 стр., 1812 слов

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ВИДЫ АГРЕССИИ

Дисциплина:Организационное поведение   Студентки 3 курса 2 группы Фроловой Ольги Николаевны Специальность 38.03.03 «Управление персоналом» Преподаватель: к.с.н, доцент Киселёва Елена Владимировна Оценка________________________ Подпись_______________________   Вологда Оглавление Введение…………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретические основы агрессивности……….………………....5 1.1. Определение ...

1. социально-психологические факторы, которые формируются на уровне социальных групп и оказывают влияние на агрессивность индивида;

2. микросоциальные факторы, определяются характеристиками родительской семьи;

3. макросоциальные факторы, которые обеспечивают связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами);

4. личностно-психологические факторы, которые формируются в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью;

5. биолого-психологические факторы — формируются в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне.

Таким образом, главную роль в агрессивном поведении человека играют социальные, личностные и биолого-психологические факторы.

Просоциальное поведение — любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. К этим действиям можно отнести:

— мимолетной любезности (вроде передачи солонки),

— помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение,

— спасения его ценой собственной жизни.

Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.

Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.

Формы просоциального поведения разнообразны: от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, которую оказывает человек другим людям, иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что в основе такого поведения формируется особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).

5 стр., 2306 слов

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях,целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей. Агрессивное поведение чаще всего ...

При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого расчета или давления со стороны.

Просоциальное поведение выполняет некоторые важные функции как для общества, так и для индивида. Многочисленные исследования в социальной психологии показывают, что о социальные поступки осуществляет личность, чтобы:

— улучшить собственное благополучие,

— повысить социальный статус и заслужить одобрение других,

— поддержать образ «я»,

— уравн……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристова И.Л. Общая психология: мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. — Владивосток: Научный мир, 2008. — 105 с.

2. Антонян Ю.М. Криминальная патопсихология: моногр. / Ю.М Антонян В.В. Гульдан. — М. : Дельтаплан, 1991. — 142 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Наука, 1976. — 280 с.

4. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. — 2005. — № 3. — С. 60-67.

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — М.: Наука. — 2001. — 214 с.

6. Бандура, А. Агрессия. — М.: Наука, 1999. — 362 с.

7. Братусь Б.С. Общая психология. Том 4 / Б.С. Братусь. — М.: Академия, 2010. — 405 с.

8. Бэрон Р. Агрессия: определение и основные теории / Р. Бэрон. — М.: Наука, 2003. — 65 с.

9. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. — М.: Речь, 2006. — 458 с.

10. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. — М.: Наука, 1983. — 340 с.

11. Жмуров Д.В. Насилие (агрессия) и литература. — Иркутск: АСПринт, 2005. — 63 с.

9 стр., 4370 слов

Психология как наука. Предмет психологии.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа для студентов по специальности Психология Министерство образования Республики Беларусь Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь ___________ А.И. Жук __________   Регистрационный № ТД - ____ / тип. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа для студентов по ...

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — М.: Наука, 2008. — 205 с.

13. Лоренц К. Агрессия. — М.: Юнити-Дана, 1994. — 105 с.

14. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект).

— Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2002. — 51 с.

15. Немов Р.С. Общая психология. 3-е изд- М. : Юрайт. — 2011. — 420 с.

16. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М.: Наука, 2001. — 133 с.

17. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. — 1992. — № 5. — С. 35-40.

18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 81-88.

19. Сирс Д. Социальная психология / Д.Сирс, Ш.Тейлор, Л.Пипло. — Питер, Издательский дом, 2003. — 768 с.

20. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. — М.: Наука, 1969. — 230 с.