СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое обоснование понятия агрессивного и просоциального поведения. Сущность мотивации 5
1. 1. Основные характеристики агрессии и просоциального поведения, причины их возникновения. Понятие мотивации 5
1. 2. Теоретический анализ мотивации агрессивного и просоциального поведения 10
2. Анализ мотивационных тенденций к агрессивному и просоциальному поведению 15
2.1. Экспериментальное исследование мотивации агрессивного поведения 15
2.2. Мотивация просоциального поведения ребенка как объект исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
В психологии есть проблемы, которые вызывают значительный интерес широкого круга людей. К числу таковых можно отнести и проблему агрессивного поведения и просоциального поведения. Актуальность изучения данной проблемы заключается в стремлении содействовать посредством лучшего понимания агрессивных действий предотвращению и сдерживанию явных актов насилия. Внимание к данной проблеме и ее серьезное изучение объясняется тем, что агрессивное и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Во многих случаях человек не способен объяснить причины некоторых своих поступков (в данном случае агрессивного поведения), а изучение данной проблемы на уровне конкретного индивида поможет выявить причины, обуславливающие те или иные поступки и предотвратить их повторение в будущем, если их результат нежелателен. Желание и потребность в том, чтобы понять мотивационную сферу собственного поведения, детерминанты собственных поступков, а значит и межличностного общения, вот что обуславливает актуальность данной проблемы.
Изучение проблем, связанных с мотивацией агрессивного и просоциального поведения не одно десятилетие находится в центре внимания ученых и социологов.
Цель данной работы изучить мотивацию агрессивного и просоциального поведения. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Проблема мотивации в различных психологических теориях
... к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека, мы же в своей работе пытались учесть ... личности. Чтобы более полно осветить данную проблему, мы обратились к различным теориям мотивации человека, пытаясь вобрать наиболее прогрессивные направления ... а это наиболее важно для нас в данной работе, что мотивация, как сложная структура, представлена в коре головного ...
рассмотреть основные характеристики агрессии и просоциального поведения, причины их возникновения, понятие мотивации;
проанализировать с теоретической точки зрения мотивацию агрессивного и просоциального поведения;
экспериментально исследовать мотивацию агрессивного поведения;
исследовать мотивация просоциального поведения ребенка.
Объектом изучения выступает агрессия и просоциальное поведение человека, предметом — формирование мотивации.
При написание данной работы, были использованы данные, полученные с помощью общенаучных методов: анализа документов, социологического анализа, статистических данных, а также с помощью метода социологических исследований — опроса.
1. Теоретическое обоснование понятия агрессивного и просоциального поведения. Сущность мотивации
1. 1. Основные характеристики агрессии и просоциального поведения, причины их возникновения. Понятие мотивации
Агрессия имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
— физическая агрессия характеризуется использованием физической силы против другого лица,
— косвенная агрессия — действия, которые направленны на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.),
— вербальная агрессия выражается в негативных чувствах как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань),
— склонность к раздражению проявляется в готовности к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости,
— негативизм характеризуется манерой поведения, направленной против авторитета или руководства.
Факторы агрессивного поведения — совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. К факторам агрессивного поведения относятся следующие:
1. социально-психологические факторы, которые формируются на уровне социальных групп и оказывают влияние на агрессивность индивида;
2. микросоциальные факторы, определяются характеристиками родительской семьи;
3. макросоциальные факторы, которые обеспечивают связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами);
4. личностно-психологические факторы, которые формируются в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью;
5. биолого-психологические факторы — формируются в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне.
Поведение как психофизиологический феномен
... в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ... деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет ...
Таким образом, главную роль в агрессивном поведении человека играют социальные, личностные и биолого-психологические факторы.
Просоциальное поведение — любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. К этим действиям можно отнести:
— мимолетной любезности (вроде передачи солонки),
— помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение,
— спасения его ценой собственной жизни.
Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.
Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.
Формы просоциального поведения разнообразны: от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, которую оказывает человек другим людям, иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что в основе такого поведения формируется особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).
При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого расчета или давления со стороны.
Просоциальное поведение выполняет некоторые важные функции как для общества, так и для индивида. Многочисленные исследования в социальной психологии показывают, что о социальные поступки осуществляет личность, чтобы:
— улучшить собственное благополучие,
— повысить социальный статус и заслужить одобрение других,
— поддержать образ «я»,
— уравн……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристова И.Л. Общая психология: мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. — Владивосток: Научный мир, 2008. — 105 с.
2. Антонян Ю.М. Криминальная патопсихология: моногр. / Ю.М Антонян В.В. Гульдан. — М. : Дельтаплан, 1991. — 142 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Наука, 1976. — 280 с.
4. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. — 2005. — № 3. — С. 60-67.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — М.: Наука. — 2001. — 214 с.
6. Бандура, А. Агрессия. — М.: Наука, 1999. — 362 с.
7. Братусь Б.С. Общая психология. Том 4 / Б.С. Братусь. — М.: Академия, 2010. — 405 с.
8. Бэрон Р. Агрессия: определение и основные теории / Р. Бэрон. — М.: Наука, 2003. — 65 с.
9. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. — М.: Речь, 2006. — 458 с.
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
... Введение 1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях 2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям 3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях 3.1 ... При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать ...
10. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. — М.: Наука, 1983. — 340 с.
11. Жмуров Д.В. Насилие (агрессия) и литература. — Иркутск: АСПринт, 2005. — 63 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — М.: Наука, 2008. — 205 с.
13. Лоренц К. Агрессия. — М.: Юнити-Дана, 1994. — 105 с.
14. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект).
— Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2002. — 51 с.
15. Немов Р.С. Общая психология. 3-е изд- М. : Юрайт. — 2011. — 420 с.
16. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М.: Наука, 2001. — 133 с.
17. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. — 1992. — № 5. — С. 35-40.
18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 81-88.
19. Сирс Д. Социальная психология / Д.Сирс, Ш.Тейлор, Л.Пипло. — Питер, Издательский дом, 2003. — 768 с.
20. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. — М.: Наука, 1969. — 230 с.