Коррекционные школы

О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ I-VIII ВИДОВ

Коррекционное образовательное учреждение

Кто обучается

Уровни общеобразовательных программ

Основное направление обучения

Специфика образовательного процесса

Специализированные средства

(ступени общего образования)

Срок освоения

1

2

3

4

5

6

7

I вида

Неслышащие дети

3 ступени общего образования:

Всестороннее развитие в тесной связи с формированием словесной речи, как средства общения и мышления, на слухо-зрительной основе

Преодоление недостатков психического и речевого развития, затрудняющих усвоение основ наук

Используется звукоусиливающая аппаратура

1 ступень — начальное общее

5-6 (6-7) лет

Проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. Формируется речевая деятельность, развитие устной и письменной речи, способности и навыки самостоятельной умственной деятельности. Совершенствуют умение пользоваться языком как средством общения, развивают познавательные способности и навыки самостоятельной умственной деятельности.

2 ступень — основное общее

5-6 лет

Продолжается работа по формированию личности, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.

3 ступень — среднее (полное)

2 года

Совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.

II вида

Слабослышащие дети

(имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь)

3 ступени общего образования:

Всестороннее развитие на основе формирования словесной речи, подготовка к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе

Для позднооглохших, обучение восприятия речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе

Используется звукоусиливающая аппаратура

1 ступень — начальное общее

Осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

1 отделение

4-5 лет

2 отделение

5-6 лет

2 ступень — основное общее

6 лет

Проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.

3 ступень —среднее (полное)

1 отделение

2 года

Обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.

1

2

3

4

5

6

7

III вида,

IV вида

Дети с нарушением зрения:

незрячие дети,

дети с остаточным зрением (0,04 и ниже)

3 ступени общего образования:

Обеспечивается обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе

Использование тифлоприборов и специальное оборудование с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения

1 ступень — начальное общее

4 года

Развитие зрительного и осязательного восприятия речи, пространственной ориентировке, ритмике , лечебной физкультуре, логопедии, формирование навыков общения

Дети с нарушением зрения:

слабовидящие дети с остротой зрения (от 0,05 до 0,4) на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. дети с косоглазием и амблиопией с остротой зрения (выше 0,4)

2 ступень — основное общее

6 лет

Дальнейшее формирование коррекционный-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировки и ориентировки в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих

3 ступень — среднее (полное)

1 отделение

2 года

Завершается обучение общеобразовательным предметам, совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества

V вида

Дети с тяжелой речевой патологией

1 отделение: общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием

2 отделение: дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи

2 ступени общего образования:

обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией, оказание им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

1 ступень — начальное общее

4-5 лет

коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

2 ступень — основное общее

6 лет

развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам для их полноценного включения в жизнь общества.

VI вида

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

(с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей)

3 ступени общего образования:

восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности

Трудовое обучение строится с учетом возможностей, интересов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки

1 ступень — начальное общее

4-5 лет

Решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.

2 ступень — основное общее

6 лет

Закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников

3 ступень — среднее (полное)

1 отделение

2 года

Завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества

1

2

3

4

5

6

7

VII вида

Дети с задержкой психического развития,

у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость

2 ступени общего образования:

Обеспечения коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности

Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях

1 ступень — начальное общее

3-5 лет

2 ступень — основное общее

5 лет

VIII вида

Дети

с умственной отсталостью

2 ступени общего образования:

Коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью

1 ступень — начальное общее

4 года

Осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

2 ступень — основное общее

Даются знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.