О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ I-VIII ВИДОВ
Коррекционное образовательное учреждение |
Кто обучается |
Уровни общеобразовательных программ |
Основное направление обучения |
Специфика образовательного процесса |
Специализированные средства |
|
(ступени общего образования) |
Срок освоения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I вида |
Неслышащие дети |
3 ступени общего образования: |
Всестороннее развитие в тесной связи с формированием словесной речи, как средства общения и мышления, на слухо-зрительной основе |
Преодоление недостатков психического и речевого развития, затрудняющих усвоение основ наук |
Используется звукоусиливающая аппаратура |
|
1 ступень — начальное общее
|
5-6 (6-7) лет |
Проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. Формируется речевая деятельность, развитие устной и письменной речи, способности и навыки самостоятельной умственной деятельности. Совершенствуют умение пользоваться языком как средством общения, развивают познавательные способности и навыки самостоятельной умственной деятельности. |
||||
2 ступень — основное общее |
5-6 лет |
Продолжается работа по формированию личности, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия. |
||||
3 ступень — среднее (полное) |
2 года |
Совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации. |
||||
II вида |
Слабослышащие дети (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь) |
3 ступени общего образования: |
Всестороннее развитие на основе формирования словесной речи, подготовка к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе |
Для позднооглохших, обучение восприятия речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе |
Используется звукоусиливающая аппаратура
|
|
1 ступень — начальное общее |
|
Осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию. |
||||
1 отделение |
4-5 лет |
|||||
2 отделение |
5-6 лет |
|||||
2 ступень — основное общее |
6 лет |
Проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения. |
||||
3 ступень —среднее (полное) 1 отделение |
2 года |
Обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
III вида, IV вида
|
Дети с нарушением зрения: незрячие дети, дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) |
3 ступени общего образования: |
Обеспечивается обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе |
|
Использование тифлоприборов и специальное оборудование с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения |
|
1 ступень — начальное общее
|
4 года |
Развитие зрительного и осязательного восприятия речи, пространственной ориентировке, ритмике , лечебной физкультуре, логопедии, формирование навыков общения |
||||
Дети с нарушением зрения: слабовидящие дети с остротой зрения (от 0,05 до 0,4) на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. дети с косоглазием и амблиопией с остротой зрения (выше 0,4) |
2 ступень — основное общее |
6 лет |
Дальнейшее формирование коррекционный-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировки и ориентировки в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих |
|||
3 ступень — среднее (полное) 1 отделение |
2 года |
Завершается обучение общеобразовательным предметам, совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества |
||||
V вида |
Дети с тяжелой речевой патологией 1 отделение: общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием 2 отделение: дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи |
2 ступени общего образования:
|
обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией, оказание им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. |
|
|
|
1 ступень — начальное общее
|
4-5 лет |
коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания. |
||||
2 ступень — основное общее |
6 лет |
развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам для их полноценного включения в жизнь общества. |
||||
VI вида |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей) |
3 ступени общего образования: |
восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности |
Трудовое обучение строится с учетом возможностей, интересов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки |
|
|
1 ступень — начальное общее
|
4-5 лет |
Решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи. |
||||
2 ступень — основное общее |
6 лет |
Закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников |
||||
3 ступень — среднее (полное) 1 отделение |
2 года |
Завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
VII вида |
Дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость |
2 ступени общего образования: |
Обеспечения коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности |
Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях |
|
|
1 ступень — начальное общее
|
3-5 лет |
|||||
2 ступень — основное общее |
5 лет |
|||||
VIII вида |
Дети с умственной отсталостью |
2 ступени общего образования: |
|
Коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. |
Могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью |
|
1 ступень — начальное общее
|
4 года |
Осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении. |
||||
2 ступень — основное общее |
|
Даются знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. |