РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРОЕКТ
коррекционной программы с детьми 7-10 лет (возраст связан с темой)
“__________________________” (название программы)
(контрольная работа по дисциплине
«Методы коррекционно-развивающей работы психолога»)
Выполнил:
Студент 2 курса группы ППО — 2968
ФИО
Проверил:
К.психол.н., доцент
Т.В. Семеновских
Тюмень, 2014
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для дошкольников
(можно написать название)
Пояснительная записка
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок отражает, познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения.
Развитие личности дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий. Именно в дошкольном детстве преимущественно закладываются основы будущей личности. Поэтому важно создавать положительные мотивационные установки для нахождения конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает сформировать мотивы позитивного поведения. Этому способствует: осознание ребенком-дошкольником цели и мотивов своих собственных действий и действий сверстника; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов.
Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.
... конфликтной ситуации и оценка чужих действий как преднамеренно враждебных; § Собственно конфликтное поведение: обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия ... разработали множество практических рекомендаций, курсов, тренинговых программ, целью которых является развитие коммуникативной компетентности, ... этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно ...
Необходимость разработки данной коррекционно-развивающей программы определяется следующими противоречиями:
- между социальным заказом общества формировать развитую, психологически здоровую личность и отсутствием разработанной положительной мотивационной установки, влияющей на поведение дошкольника, наличия конкретной технологии для данного процесса;
- между необходимостью формирования мотивов бесконфликтного позитивного поведения и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы.
Приведенные выше противоречия позволили определить проблему исследования: можно ли формировать мотивы бесконфликтного позитивного поведения у старших дошкольников благодаря внедрению установки на конструктивное решение конфликтных ситуаций.
Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип системности коррекционных и развивающих задач;
- принцип приоритетности коррекции каузального вида;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
- принцип учета эмоциональной сложности материала.
Программа рассчитана на четыре блока, включающих 30комбинированных занятий, в которые входят беседы [4, 5]; игры, упражнения с элементами анималотерапии [29], арттерапии [17, 24, 26, 33, 34], игротерапии [13, 19, 25, 30], библиотерапии [6, 8, 35], сказкотерапии [7, 9, 11, 12, 18], музыкотерапии [10], психогимнастики [15, 16, 31, 41, 49]; релаксационные упражнения [21, 44], этюды [1, 2, 3, 20, 23, 32, 37], театры-экспромты [14, 48] и многое другое [22, 27, 28, 36, 38, 39, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50]. Коррекционно-развивающие занятия проводятся: с оптимальной периодичностью в 4-5 дней; продолжительностью по 30-35 минут; состав участников – дети 5-7 лет, имеющие высокий, выше среднего и средний уровни конфликтности (количество детей в группе зависит от результатов диагностической работы, варьируется от 6 до 10 участников).
Содержание данной программы без изменений рекомендуется к применению в дошкольных образовательных учреждениях, с детьми 5-7 лет (I,II,IIIблоки программы), с обязательным привлечением их родителей (IVблок), поскольку, коррекционная работа имеет каузальную направленность.
Цель коррекционно-развивающей программы— создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, влияющих на формирование мотивов позитивного поведения и снижение конфликтности.
Описание принципов коррекционно-развивающего обучения
... программ с учетом названных особенностей.... Итак, в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию внимания педагог должен получить следующие результаты: 1. выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям ... речевое, эстетическое развитие. 1.2. Особенности принципов коррекционно-развивающего обучения Итак, целью проведения коррекционно-развивающего обучения - помочь ребенку ...
Задачи программы:
- нивелирование высоких уровней конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками;
- осознание детьми собственных мотивов поведения;
- определение результативных способов решения конфликтных ситуаций;
- коррекция внутрисемейных отношений с помощью метода арттерапии.
Коррекционно-развивающая программа представляет собой цикл четырех последовательных блоков, предназначенных для работы со старшими дошкольниками: “Детская дружба — трудное чувство” (эмоциональный блок); “Чего я больше всего хочу?” (когнитивный блок); “Реши конфликтную ситуацию” (поведенческий блок).
Количество занятий, сIпоIIIблок, составлено с ориентацией на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Каждый блок — это несколько занятий, объединенных одной тематикой. Главное условие эффективности занятий — участие детей, которых не следует оценивать, добиваясь единственно правильного ответа. Поскольку, дошкольники легко заражаются чужими эмоциями, их необходимо, прежде всего, увлечь, заинтересовать занятиями, которые не должны утомлять.
Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Вводная частьдля всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, стихотворения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут.
Основная частьотвечает главной цели занятия; включает в себя “мысленные картинки”, развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений; упражнения, этюды, решение “конфликтных ситуаций”, рисование, театр экспромт, обучение дошкольников способам разрешения конфликтных ситуаций. Продолжительность основной части — 25 минут.
Заключительная частьпредполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части — 5 минут.
Исключение, по времени проведения, составляют занятия IVблока, поскольку совместная работа родителей с детьми, требует большего внимания со стороны психолога, а также длительного обсуждения, полученных, в ходе занятий, продуктов деятельности (рисунков, коллажей).
Продолжительность занятийIVблока составляет 50-60 минут (вводная часть – 10-15 минут, основная – 35-40 минут, заключительная – 5-10 минут).
Этапы и сроки реализации программы
Первый этап (сентябрь):
- подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);
- организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы;
- консультирование родителей;
- информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
- обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.
Второй этап (октябрь-апрель):
- реализация коррекционно-развивающей программы;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;
- контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;
- проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы.
- внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).
Третий этап (май):
- повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни конфликтности, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения (приложение 1).
- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, с использованием методов математической статистики (t-критерий Ф. Вилкоксона,χ²-критерий К. Пирсона);
- разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;
- обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей.
Структура программы
Блок I “Детская дружба — трудное чувство” (эмоциональный блок) (октябрь, ноябрь, декабрь) |
|||||||
Темы занятий: |
|||||||
“Детская дружба” |
“Наши эмоции” |
“Мы умеем общаться без слов” |
“Наши жесты “говорят” о многом” |
“Что чувствуют, когда ссорятся?” |
“Кошка и собака — друзья” |
||
“Настоящий друг — кто он?” |
“Правила дружбы” |
“Дружба начинается с улыбки” |
“Мы дружная команда” |
“Дружба — это помощь” |
“Добрые эльфы”
|
||
Блок II “Чего я больше всего хочу?” (когнитивный блок) (январь, февраль) |
|||||||
Темы занятий: |
|||||||
“Мир желаний” |
“Я хочу” |
“Интерес, как мотив поведения”
|
“Мотивы других” |
“Почему сердятся?” |
“Почему злятся и гневаются?” |
||
Блок III “Реши конфликтную ситуацию” (поведенческий блок) (март, апрель) |
|||||||
Темы занятий: |
|||||||
“Как научиться управлять своим поведением” |
“Встань на его место” |
“Комментаторы и судьи” |
“Хорошо — плохо” |
||||
“Решение “трудных” ситуаций” |
“Поссорились и помирились”
|
“Проигрывание ситуаций” |
“Как избежать ссор, драк?” |
Содержание программы Блок I “Детская дружба — трудное чувство”
Реализуется двенадцатью занятиями: “Детская дружба”; “Наши эмоции”; “Мы умеем общаться без слов”; “Наши жесты “говорят” о многом”; “Что чувствуют, когда ссорятся?”; “Кошка и собака — друзья”; “Настоящий друг — кто он?”; “Правила дружбы”; “Дружба начинается с улыбки”; “Мы дружная команда”; “Дружба — это помощь”; “Добрые эльфы”.
Данные занятия способствуют снижению уровня конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками. Нивелирование конфликтности осуществляется благодаря использованию механизмов эмоционального заражения, проекции, сличения, инсайта.
Структура занятий, входящих в блок I
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Структура занятия |
||
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
“Детская дружба” |
Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого. |
Упражнение “Клубочек”;
Беседа “С кем я дружил летом”. |
Игра “Волшебник”;
Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко). |
Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика”;
“Всем-всем до свидания”. |
2 |
“Наши эмоции” |
Формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики.
|
Приветствие: “Доброе утро,…” |
Игры: “Жмурки”; “День рождения”; “Колечко”;
Этюд “Так будет справедливо”. |
Игра “Хоровод”;
Подведение итогов; Прощание.
|
3 |
“Мы умеем общаться без слов” |
Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого. |
Приветствие |
Игры: “Через стекло”; “Зоопарк”;
Этюд “Встреча с другом”;
Игра “Ой-ой, живот болит”.
|
Танцевальный этюд “Подари движение”;
Расставание.
|
4 |
“Наши жесты “говорят” о многом” |
Развитие эмоционального мира детей. |
Упражнение “Утро” |
Игры: “Изображение предметов”; “Баба Яга”;
Разыгрывание сценки “Котята”;
Игра “Поварята”.
|
Этюд “Солнечный зайчик”;
Подведение итогов; Прощание.
|
5 |
“Что чувствуют, когда ссорятся?” |
Обучить детей соотносить карточки-пиктограммы с эмоциями, возникающими в конфликтных ситуациях и мешающими дружить.
|
Приветствие: “Здравствуй,…” |
Мысленная картинка: “Когда ссорюсь, я чувствую…”; Упражнение “Оттенки эмоций”; Игра “Подбери маску”; Этюд “Цветок”. |
Упражнение “Кораблик”;
Расставание “Подарим улыбку друг другу”.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
“Кошка и собака — друзья” |
Формирование положительного отношения детей друг к другу. |
Упражнение “Дотронься до…” |
Этюд “У меня кругом друзья”; Упражнение-сказка “Как подружились кошка с собакой”; Упражнение “Кошачий секрет”; Игра-развлечение “Сладкая парочка”. |
Упражнение “Поза доброй кошки”; Прощание. |
7 |
“Настоящий друг — кто он?” |
Установление доброжелательных, дружеских отношений между всеми участниками; определение качеств, присущих “настоящему” другу; способствовать укреплению уверенности дошкольников в себе. |
Чтение стихотворения “Если все вокруг подружатся” |
Мысленная картинка на тему: “Настоящий друг”; Игра “Коровы, собаки, кошки”; Упражнение “Настоящий друг в нашей группе”; Игра “Маша настоящий друг, потому что …” |
Упражнение “Штанга”;
Подведение итогов; Прощание.
|
8 |
“Правила дружбы” |
Формирование положительного отношения детей друг к другу; развитие дружеских взаимоотношений. |
Игра “Передай по кругу” |
Беседа “Как правильно дружить”; Проигрывание ситуаций, позволяет закрепить выделенные детьми “правила дружбы”; Игра “Мои друзья”. |
Игра “Хоровод”;
Подведение итогов; Прощание.
|
9 |
“Дружба начинается с улыбки” |
Развитие навыков бесконфликтного общения, умения сдерживать свое эмоциональное состояние. |
Игра “Принц и принцесса” |
Игра “Дружба начинается с улыбки”; Игра “Комплимент”; Игра “Возьмите себя в руки”. |
Игра “Ворона”;
Подведение итогов; Прощание.
|
10 |
“Мы дружная команда” |
Развитие доброжелательности, положительных эмоций, позитивного отношения к окружающим. |
Игра “Сказочная шкатулка” |
Игры: “Глаза в глаза”; “Рисуем открытку”; “Волшебный мешок”. |
Игра “Огонь-лед”;
Подведение итогов; Прощание. |
11 |
“Дружба — это помощь” |
Способствовать осознанию дошкольниками, того, что друзья всегда приходят на помощь друг к другу. |
Чтение стихотворения “Если есть хороший друг” |
Мысленная картинка на тему: “Дружба”; Игра “Помоги другу”; Театр экспромт “Смелый Бобердулик” (Орлова); Игра “Паровозик”. |
Упражнение на расслабление “Кого укусил комарик”;
Подведение итогов; Прощание.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
“Добрые эльфы” |
Закрепление позитивного отношения детей друг к другу; определение насколько дети узнали друг друга, изменились их отношения, подружились. |
Упражнение “Общий круг” |
Упражнения: “Кто сказал?”; “Добрые эльфы”; “Тень”; “Выбери друга”;
Этюд “Волны”. |
Релаксация “Волшебный сон”;
Подведение итогов; Прощание
|
Содержание занятий Занятие 1. “Детская дружба”
Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого.
Стимульный материал: рисунки полевых цветов: незабудки, ромашек, маков, колокольчиков; насекомых: кузнечика, бабочки; явлений неживой природы: ветра, дождя, солнца; повязка.
Ход занятия
Вводная часть:
- Упражнение “Клубочек” обеспечивает создание эмоционально-благополучного фона в группе и знакомство с каждым ребенком. Дети садятся в круг. Ведущий держит клубочек, нить обвита вокруг пальца, он задает интересующий его вопрос участнику игры: “Как тебя зовут?”, кидает его ребенку, тот ловит его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа ниточная фигура. Упражнение позволяет войти в контакт с каждым ребенком из группы, узнать его имя; а символическая нить объединяет всех участников.
- Беседа “С кем я дружил летом”, применяется для установления доверительных отношений с группой детей. Ведущий просит ребят вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом. Беседа о проведенном лете, играх с друзьями настраивает детей на положительный лад, дает возможность узнать с кем дети предпочитают дружить, много ли у них друзей.
Основная часть:
- Игра “Волшебник” помогает детям лучше запомнить, установить контакты друг с другом. Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним. В игре дети внимательнее рассматривают друг друга, запоминают внешность, имя ребенка, которого ранее не знали; стремятся преуспеть в игре.
- Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко), проводится для пояснения детям, что же такое “дружба” и как плохо, когда с тобой никто не дружит. В ходе театра экспромта можно использовать рисунки главных действующих героев, а также явлений неживой природы (приложение 3).
Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевал свои звонкие песни кузнечик. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья. Однажды утром на поляне появился новый цветок – на тоненьком стебельке с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.
– Ты похож на обыкновенную траву, – сказал красный мак, – ведь ты такой зеленый. – Нет, – ответил новый цветок, – я цветок Незабудка. – Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! – сказала ромашка. – Таких цветов не бывает, – зазвенел колокольчик.
И все цветы на поляне сказали: – Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой. Маленькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не хочет и играть тоже…» От этой мысли ей сделалось так грустно, что она стала увядать. Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки: – Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой. Я похожа на солнце. – А я, – зазвенел колокольчик, – самый звонкий на всей поляне.
А маленькой Незабудке опять нечего было сказать. – Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже – цветок, – так думала Незабудка.
И на следующий день она так сильно постаралась, что из бутона появился цветок – голубой с белым отливом, не похожий не на один цветок на поляне.
Благодаря театру экспромту, каждый ребенок в роли незабудки, ставится в ситуацию, когда над ним смеются, не играют, что позволяет ему пережить непринятие со стороны сверстников; затем, наоборот почувствовать как замечательно, когда вокруг все улыбаются и играют друг с другом.
Заключительная часть:
- Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика” позволяет обучить детей расслабляться, ощутить особенности расслабления мышц с использованием биологически активных точек.
Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперед, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: “Кошкины ушки всегда на макушке!” (10 движений в одну сторону и 10 в другую).
Затем опускают руки, стряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривая: “Кошкин глаз — мудрый глаз!” Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку в низу шеи и массируют ее со словами: “Как собачка я дышу, помогать себе спешу!” (10 раз в обе стороны).
Ведущий следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них.
Подведение итогов направлено на выяснение отношения детей к занятию: что им понравилось, хотели бы еще подобное занятие или нет.
“Всем-всем до свидания”.
Занятие 2. “Наши эмоции”
Цель:формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики.
Ход занятия
Вводная часть:
- Приветствие направлено на формирование благоприятного психологического климата и сплочение детского коллектива.
Ход упражнения:
Дети вместе с психологом садятся в круг. Дошкольникам предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить.
Доброе утро, Саша(улыбается и кивает головой).
Доброе утро, Маша(называются имена детей по кругу).
Доброе утро, солнышко(все поднимают руки вверх).
Доброе утро, небо.
Доброе утро всем нам
(все разводят руками, смотрят друг другу в глаза и улыбаются).
Основная часть:
- Игра “Жмурки” предполагает сплочение группы и развитие умения выражать положительные эмоции.
Ход игры:
Все дети напевают какую-нибудь песенку и ведут игрока-кота с завязанными глазами, а затем начинают петь:
Кот, кот, Ананас
Ты лови три года нас!
Не развязывая глаз.
После этого дети разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить участвующих в игре. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронуться до него пальцами, то дернут за одежду.
- Игра “День рождения” нацелена на сплочение группы и развитие умения выражать положительные эмоции.
Ход игры:
Выбирается именинник. Все дарят ему подарки жестом и мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-нибудь и исправить это.
- Игра “Колечко” предполагает развитие умения понимать эмоциональное состояние других детей.
Ход игры:
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в руках одного ребенка колечко. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на детей и угадать у кого из них колечко. Угадавший, становится ведущим.
- Этюд “Так будет справедливо” предполагает осознание детьми отрицательных черт своего характера. Они учатся понимать, какое поведение соответствует определенным чертам характера и как оно оценивается.
Ход этюда:
Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев:
Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они бегали вокруг стола, боролись, кидались подушками. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат услышал, что дверь открылась, быстро сел на диван. А младший брат не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердилась и поставила провинившегося мальчика в угол. Старший брат встал с дивана и встал рядом с братом.
– Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.
– Так будет справедливо – ответил ей старший сын. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама простила обоих братьев.
Заключительная часть:
- Игра “Хоровод” направлена на снятие эмоционального напряжения детей.
Дошкольникам предлагается встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и говорить: “Мы с вами добрые, славные, дружные ребята. Мы обязательно с вами встретимся и поиграем в веселые игры”. Дети водят хоровод и поют под музыку из фильма “Золушка”:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Я твой друг, и ты мой друг
Самый лучший друг.
Подведение итогов. Прощание.
Блок II “Чего я больше всего хочу?”
Включает шесть занятий: “Мир желаний”, “Я хочу”, “Интерес, как мотив поведения”, “Мотивы других”, “Почему сердятся?”, “Почему злятся и гневаются?”; помогающих осознавать детям старшего дошкольного возраста собственные мотивы поведения в конфликтных ситуациях. Осознание ребенком собственных мотивов поведения происходит благодаря механизмам проекции, сличения.
Структура занятий, входящих в блок II
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Структура занятия |
||
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
13 |
“Мир желаний” |
Помочь детям осознать и проанализировать свои желания, выделить среди них главное. |
Чтение стихотворения “Желание” |
Упражнение “Мои желания”; “Сказка о меле”; Упражнения: “Мое главное желание”; “Исполнение желаний”. |
Упражнение “Кулачки”;
Подведение итогов; Прощание.
|
14 |
“Я хочу” |
Продолжать способствовать осознанию детьми своих желаний. |
Упражнение “Импульс” |
Упражнения: “Я хочу…”; “Испорченный экран”; “Хочу быть”; “Почему я этого хочу?”
|
Упражнение “Колокол”;
Подведение итогов; Прощание.
|
15 |
“Интерес, как мотив поведения” |
Осознание понятия “интерес”, что значит “интересно”. |
Игра “Путаница” |
Упражнение “Пересядьте все, кто…”; Создание предметных композиций; Этюды: “Лисичка подслушивает”; “Собачка принюхивается”.
|
Упражнение “Любопытная Варвара”;
Подведение итогов;
Расставание.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
16 |
“Мотивы других”, |
Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. |
“Нетрадиционное приветствие” |
Игра-проблемная ситуация; Задание “Запретный плод”; Упражнение “Чудо дерево”. |
Игра “Подарки друг другу”. |
17 |
“Почему сердятся?” |
Определить причины негативного поведения, снять его последствия и установить в группе доброжелательную обстановку. |
Игра “Ледышка” |
Мысленная картинка “Я рассердилась”; “Миша рассердился”; Чтение стихотворения “Если бы”; “Веселые обезьянки”; “Обезьянки уснули”. |
Упражнение “Сердитый язык”;
“Ласковое имя”;
Подведение итогов; Прощание.
|
18 |
“Почему злятся и гневаются?” |
Выяснить причины поведения, сопровождающегося проявлениями злости и гнева; снять эмоциональное напряжение. |
Упражнение “Попугай” |
Мысленная картинка: “Когда я злюсь…”; “Разъяренная медведица”; Этюд “Паук”; Упражнение “Черная метка”. |
Подведение итогов;
“Всем-всем до свидания”.
|
Содержание занятий Занятие 13. “Мир желаний”
Цель: помочь детям осознать и проанализировать свои желания, выделить среди них главное.
Стимульный материал: листы А5.
Ход занятия
Вводная часть:
- Чтение стихотворения “Желание” раскрывает тему и положительно настраивает детей на занятие.
Мне хочется
В поле пожить
Красивой ромашкой.
И хочется
Крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы
Друзей не менять,
Услышав мычанье.
И чтобы
Корова меня
Не съела нечаянно.
(Т. Собакин)
Основная часть:
- Упражнение “Мои желания” позволяет осознать детям их собственные желания. Ведущий просит назвать детей 5-7 желаний, которые есть у них в данный момент. После этого, все желания нумеруются в порядке, важности и ребенку предлагается ответить на вопросы, с помощью которых ребенок не только осознает свои собственные желания, но и пытается расставить их по порядку.
- “Сказка о меле” позволяет детям понять, что является их заветным желанием.
Жил-был в картонной коробке кусочек мела. За свою короткую жизнь он ни разу не сдвинулся с места, а только лежал и мечтал.
И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться.
Когда Алена помогла маме убирать в шкафу, она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а мел и говорит:
- Не мешай мне мечтать, девочка.
- Хватит лежать без дела, – говорит Алена, – давай-ка лучше поиграем.
- А я не умею играть, я умею только мечтать, – ответил ей мел.
- Ничего, я тебя научу, – взяла Алена мел и начала рисовать. И мел сразу увидел, что он очень талантливый и больше не захотел жить в коробке.
- Упражнение “Мое главное желание” направлено на соподчинение желаний детей. Дети выполняют на листах А-5 рисунки на указанную тему.
- Упражнение “Исполнение желаний” нацелено на осознание детьми предпочтительных, наиболее значимых для них желаний. Дети занимают удобное положение. Ведущий просит вспомнить те желания, о которых говорили на прошлом занятии, затем выбрать одно желание, исполнение которого очень важно для них.
— Подумайте, от кого зависит исполнение этого желания? А что для этого должны сделать вы сами? Представьте, что наступил момент — и желание исполнилось…? Какие чувства у вас появились?
Заключительная часть:
- Упражнение “Кулачки” направлено на расслабление мышц рук.
Подведение итогов. Прощание.
Блок III “Реши конфликтную ситуацию”
Состоит из восьми занятий: “Как научиться управлять своим поведением”; “Встань на его место”; “Комментаторы и судьи”; “Хорошо — плохо”; “Решение “трудных” ситуаций”; “Поссорились и помирились”; “Проигрывание ситуаций”; “Как избежать ссор, драк?”.
Данные занятия помогают определить, изучить и закрепить приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и обосновать результативные способы для их устранения. Закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и конструктивных способов разрешения конфликтов, позволяет, использование механизма идентификации.
Структура занятий, входящих в блок III
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Структура занятия |
||
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
19 |
“Как научиться управлять своим поведением” |
Устранять и конструктивно разрешать конфликтные ситуации. |
Упражнения: “Забавные человечки”;
“Передай рядом сидящему”. |
Работа с текстом;
Упражнение “Хочу”. |
Релаксация “Загораем”;
Подведение итогов; Прощание. |
20 |
“Встань на его место” |
Продолжать тренировать умение владеть своим поведением; обучать принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях. |
Упражнение “Петушиные бои”. |
Игра “Встань на его (ее) место”;
Упражнение “Я очень хороший — ты очень хороший”. |
Подведение итогов;
“Всем-всем до свидания”. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
21 |
“Комментаторы и судьи” |
Осмысление детьми собственных поступков, поведения; осознание себя в окружающей действительности. |
Чтение стихотворения “Кто кого”. |
Упражнения: “Маятник”; “Я люблю себя за то…”; Игра “Комментаторы и судьи”; Этюд “Петушки”. |
Упражнение “Мир без тебя”;
Подведение итогов; Прощание.
|
22 |
“Хорошо — плохо” |
Осознание дошкольниками себя во время ссоры; нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций. |
Упражнение “Попугай”. |
Мысленная картинка: “Какой я, когда ссорюсь”; Упражнения: “Турнир”; “Хорошо — плохо”; “Представь”. |
Релаксация “Песок”;
Подведение итогов;
Прощание “Хоровод”.
|
23 |
“Решение “трудных” ситуаций” |
Продолжать находить способы, позволяющие положительно решать “трудные” ситуации. |
Упражнение “Кто поздоровался?” |
Игра “Говори наоборот”; Упражнение “Мостик”; Игра “Гусеница”; Упражнение “Скульптура по теме”. |
Упражнение “Шарик”;
Подведение итогов; Прощание.
|
24 |
“Поссорились и помирились” |
Закрепление навыков бесконфликтного поведения. |
Этюд “Злодей”. |
Проигрывание ситуаций; Этюд “Поссорились и помирились”; Игра “Серебряное копытце”. |
Подведение итогов;
Прощание “Хоровод”.
|
25 |
“Проигрывание ситуаций” |
Закрепление навыков бесконфликтного поведения. |
Игра “Взаимоотношения”. |
Проигрывание ситуаций; Этюды: “Шарик”; “Встретились цыпленок с утёнком”. |
Игра “Зеркало”; Подведение итогов; Прощание.
|
26 |
“Как избежать ссор, драк?”
|
Закрепление использования конструктивных способов разрешения различных конфликтных ситуаций старшими дошкольниками. |
Упражнение “Сбор рукопожатий”. |
Упражнение “Анализ ситуаций”; Разбор рисунков; Игра “Волшебница”; Рисование на основе стихотворения “Воробьи”; Этюд “Два кота”. |
Упражнение “Ласковое имя”;
Подведение итогов;
Прощание “Хоровод”.
|
Содержание занятий Занятие 19. “Как научиться управлять своим поведением”
Цель: устранять и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Ход занятия
Вводная часть:
- Упражнение “Забавные человечки”. С помощью этого упражнения происходит двигательная и эмоциональная разминка. Дети под музыку расслабляют свое тело, изображая кукол, которые двигаются с помощью веревок. По окончании музыки они замирают. Упражнение позволяет снять телесные зажимы.
- Упражнение “Передай рядом сидящему” позволяет развивать самоконтроль. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего — точно показать предмет, а принимающего — угадать его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку. Дети настраиваются на занятие, узнают, о чем пойдет речь на занятии.
Основная часть:
- Работа с текстом, помогает создать конфликтные ситуации, которые они разрешают, находя конструктивные способы.
Дети садятся на ковер. Ведущий читает детям следующий рассказ:
“Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз во время игры он вдруг догадался, что в последней драке он упал из-за того, что Вовка подставил ему подножку. Толик встал, подошел к Вовке и ударил его по голове. Воспитательница наказала его. “Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил”.
Вопросы для обсуждения:
— Что сделал Толик, и почему его наказала воспитательница? Что чувствовал Толик перед тем, как что-то сделать, и что потом, когда его наказали? Был ли Толик хозяином своих чувств, умел ли владеть ими?
Далее ведущий рассказывает:
“У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин плохой, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот”.
Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их “доме”. Ведущий показывает детям способы владения своими эмоциями, рассказывает сказку; дает три сказочных совета, которые помогли Ивану.
“Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала.
Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство наружу не выпускай.
Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал.
Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор”.
— После выполнения советов Ивана, что хочется делать? Почему?
- Упражнение “Хочу”, направлено на формирование у детей умения контролировать свое поведение, “порывы”. Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо геометрическую фигуру. Дети должны угадать фигуру, а, угадав, не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды и прошептать ответ.
Заключительная часть:
- Релаксация “Загораем” направлена на снятие у детей напряжения, их расслабление. “Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле).
Поднимаем ноги, держим: ноги напряжены. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими стали его мышцы. Опустили ноги, они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!”
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим,.. держим… напрягаем.
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол)
Ноги не напряжены,
А расслаблены.
Подведение итогов:
— О чем мы говорили на занятии? Какие три совета нужно помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось на занятии?
Прощание.
Итак, на основе представленной коррекционно-развивающей программы:
- формируются первичные этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять отношение к сверстникам;
- развиваются навыки самостоятельного выбора и построение детьми подходящих, в зависимости от ситуации, форм реакций и действий в разных ситуациях;
- возникают новые мотивы поступков и действий, их соподчинение;
- приобретаются и закрепляются приемлемые для ребенка стереотипы поведения и конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- устанавливаются благоприятные внутрисемейные взаимоотношения.
Список литературы
- Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей / Сост.С.Е. Гаврина и др. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 16 с.
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: Скрипторий, 2000. – 80 с.
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 96 с.
- Аржакаева Т., Вачков И. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки //Школ. психолог, 2000. – №3. – С. 7. – №6. – С. 5.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
- Балашова Е.В., Фомина А.А. Библиотерапия детства. – Барнаул, 2002.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 126 с.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.
- Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 176 с.
- Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. – Новосибирск: Прогресс, 1995. – 245 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2002. – 400 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилова Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 308 с.
- Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – М.: Пед. общество России, 2004. – 95 с.
- Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – М., 2005.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: структура, методы обучения, коррекции и развития. – М., 2004. – 304 с.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с.
- Калинина Р.Р., Варки Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольника. – СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. – Ростов н/Д, 1997. – 66с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2007. – 96 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. – М., 1997. – 192 с.
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006. – 144 с.
- Карпекина Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий //Школ. психолог, 2002. – №5. – С. 8-9.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003 – 240 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
- Коротаева Е..В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. – 222 с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1999. – 160 с.
- Кроник А., Кроник Е. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 302 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития. 2000. – 176 с.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.
- Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь, 2008. – 186 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 1996. – 268 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
- Новикова Н. Коррекционно-развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 9-16.
- Оценка межличностных отношений методом масок: метод. рекомендации. – Минск, 1987.
- Панфилова М. Марсиане. Игровой комплекс для агрессивных детей и подростков //Школ. психолог, 2001. – №18. – С. 16.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Речь, 2001.
- Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
- Попова А. Психологическая азбука второй класс //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 7.
- Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006. – 256 с.
- Рай Лесли Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2000. — 176 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 208 с.
- Скотт Д.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИС, 1994. – 430 с.
- Фесюкова Л.Б. От трех до семи: кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – М.: Изд-во АСТ, 2000. – 448 с.
- Холмогорова В. Школа добрых волшебников //Школ. психолог, 2001. – №10. –С. 7-11.
- Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 224 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 126 с.
- Якупова М., Надеждина Е. Настроение “в варежках” //Обруч, 2002. – №3. – С. 23-26.