Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для дошкольников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОЕКТ

коррекционной программы с детьми 7-10 лет (возраст связан с темой)

“__________________________” (название программы)

(контрольная работа по дисциплине

«Методы коррекционно-развивающей работы психолога»)

Выполнил:

Студент 2 курса группы ППО — 2968

ФИО

Проверил:

К.психол.н., доцент

Т.В. Семеновских

Тюмень, 2014

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для дошкольников

(можно написать название)

Пояснительная записка

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок отражает, познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения.

Развитие личности дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий. Именно в дошкольном детстве преимущественно закладываются основы будущей личности. Поэтому важно создавать положительные мотивационные установки для нахождения конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает сформировать мотивы позитивного поведения. Этому способствует: осознание ребенком-дошкольником цели и мотивов своих собственных действий и действий сверстника; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов.

7 стр., 3255 слов

Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.

... конфликтной ситуации и оценка чужих действий как преднамеренно враждебных; § Собственно конфликтное поведение: обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия ... разработали множество практических рекомендаций, курсов, тренинговых программ, целью которых является развитие коммуникативной компетентности, ... этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно ...

Необходимость разработки данной коррекционно-развивающей программы определяется следующими противоречиями:

  • между социальным заказом общества формировать развитую, психологически здоровую личность и отсутствием разработанной положительной мотивационной установки, влияющей на поведение дошкольника, наличия конкретной технологии для данного процесса;
  • между необходимостью формирования мотивов бесконфликтного позитивного поведения и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы.

Приведенные выше противоречия позволили определить проблему исследования: можно ли формировать мотивы бесконфликтного позитивного поведения у старших дошкольников благодаря внедрению установки на конструктивное решение конфликтных ситуаций.

Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

  1. принцип единства диагностики и коррекции;
  2. принцип системности коррекционных и развивающих задач;
  3. принцип приоритетности коррекции каузального вида;
  4. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  5. деятельностный принцип коррекции;
  6. принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
  7. принцип учета эмоциональной сложности материала.

Программа рассчитана на четыре блока, включающих 30комбинированных занятий, в которые входят беседы [4, 5]; игры, упражнения с элементами анималотерапии [29], арттерапии [17, 24, 26, 33, 34], игротерапии [13, 19, 25, 30], библиотерапии [6, 8, 35], сказкотерапии [7, 9, 11, 12, 18], музыкотерапии [10], психогимнастики [15, 16, 31, 41, 49]; релаксационные упражнения [21, 44], этюды [1, 2, 3, 20, 23, 32, 37], театры-экспромты [14, 48] и многое другое [22, 27, 28, 36, 38, 39, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50]. Коррекционно-развивающие занятия проводятся: с оптимальной периодичностью в 4-5 дней; продолжительностью по 30-35 минут; состав участников – дети 5-7 лет, имеющие высокий, выше среднего и средний уровни конфликтности (количество детей в группе зависит от результатов диагностической работы, варьируется от 6 до 10 участников).

Содержание данной программы без изменений рекомендуется к применению в дошкольных образовательных учреждениях, с детьми 5-7 лет (I,II,IIIблоки программы), с обязательным привлечением их родителей (IVблок), поскольку, коррекционная работа имеет каузальную направленность.

Цель коррекционно-развивающей программы— создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, влияющих на формирование мотивов позитивного поведения и снижение конфликтности.

3 стр., 1104 слов

Описание принципов коррекционно-развивающего обучения

... развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип ... должен быть готов к конструированию «уровневых» программ с учетом названных особенностей.... Итак, в процессе ... 1. выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер; ...

Задачи программы:

  • нивелирование высоких уровней конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками;
  • осознание детьми собственных мотивов поведения;
  • определение результативных способов решения конфликтных ситуаций;
  • коррекция внутрисемейных отношений с помощью метода арттерапии.

Коррекционно-развивающая программа представляет собой цикл четырех последовательных блоков, предназначенных для работы со старшими дошкольниками: “Детская дружба — трудное чувство” (эмоциональный блок); “Чего я больше всего хочу?” (когнитивный блок); “Реши конфликтную ситуацию” (поведенческий блок).

Количество занятий, сIпоIIIблок, составлено с ориентацией на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Каждый блок — это несколько занятий, объединенных одной тематикой. Главное условие эффективности занятий — участие детей, которых не следует оценивать, добиваясь единственно правильного ответа. Поскольку, дошкольники легко заражаются чужими эмоциями, их необходимо, прежде всего, увлечь, заинтересовать занятиями, которые не должны утомлять.

Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная частьдля всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, стихотворения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут.

Основная частьотвечает главной цели занятия; включает в себя “мысленные картинки”, развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений; упражнения, этюды, решение “конфликтных ситуаций”, рисование, театр экспромт, обучение дошкольников способам разрешения конфликтных ситуаций. Продолжительность основной части — 25 минут.

Заключительная частьпредполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части — 5 минут.

Исключение, по времени проведения, составляют занятия IVблока, поскольку совместная работа родителей с детьми, требует большего внимания со стороны психолога, а также длительного обсуждения, полученных, в ходе занятий, продуктов деятельности (рисунков, коллажей).

Продолжительность занятийIVблока составляет 50-60 минут (вводная часть – 10-15 минут, основная – 35-40 минут, заключительная – 5-10 минут).

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап (сентябрь):

  • подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);
  • организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы;
  • консультирование родителей;
  • информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
  • обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

Второй этап (октябрь-апрель):

  • реализация коррекционно-развивающей программы;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;
  • контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;
  • проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы.
  • внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).

Третий этап (май):

  • повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни конфликтности, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения (приложение 1).
  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, с использованием методов математической статистики (t-критерий Ф. Вилкоксона,χ²-критерий К. Пирсона);
  • разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;
  • обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей.

Структура программы

Блок I “Детская дружба — трудное чувство” (эмоциональный блок)

(октябрь, ноябрь, декабрь)

Темы занятий:

“Детская дружба”

“Наши эмоции”

“Мы умеем общаться без слов”

“Наши жесты “говорят” о многом”

“Что чувствуют, когда ссорятся?”

“Кошка и собака — друзья”

“Настоящий друг — кто он?”

“Правила дружбы”

“Дружба начинается с улыбки”

“Мы дружная команда”

“Дружба — это

помощь”

“Добрые эльфы”

Блок II “Чего я больше всего хочу?” (когнитивный блок)

(январь, февраль)

Темы занятий:

“Мир желаний”

“Я

хочу”

“Интерес, как мотив поведения”

“Мотивы других”

“Почему сердятся?”

“Почему злятся и гневаются?”

Блок III “Реши конфликтную ситуацию” (поведенческий блок)

(март, апрель)

Темы занятий:

“Как научиться управлять своим поведением”

“Встань на его место”

“Комментаторы и судьи”

“Хорошо — плохо”

“Решение “трудных” ситуаций”

“Поссорились и помирились”

“Проигрывание ситуаций”

“Как избежать ссор, драк?”

Содержание программы Блок I “Детская дружба — трудное чувство”

Реализуется двенадцатью занятиями: “Детская дружба”; “Наши эмоции”; “Мы умеем общаться без слов”; “Наши жесты “говорят” о многом”; “Что чувствуют, когда ссорятся?”; “Кошка и собака — друзья”; “Настоящий друг — кто он?”; “Правила дружбы”; “Дружба начинается с улыбки”; “Мы дружная команда”; “Дружба — это помощь”; “Добрые эльфы”.

Данные занятия способствуют снижению уровня конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками. Нивелирование конфликтности осуществляется благодаря использованию механизмов эмоционального заражения, проекции, сличения, инсайта.

Структура занятий, входящих в блок I

№ п/п

Тема

занятия

Цель

занятия

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

1

“Детская дружба”

Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого.

Упражнение “Клубочек”;

Беседа “С кем я дружил летом”.

Игра “Волшебник”;

Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко).

Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика”;

“Всем-всем до свидания”.

2

“Наши эмоции”

Формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики.

Приветствие: “Доброе утро,…”

Игры:

“Жмурки”;

“День рождения”;

“Колечко”;

Этюд “Так будет справедливо”.

Игра “Хоровод”;

Подведение итогов;

Прощание.

3

“Мы умеем общаться без слов”

Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого.

Приветствие

Игры:

“Через стекло”; “Зоопарк”;

Этюд “Встреча с другом”;

Игра “Ой-ой, живот болит”.

Танцевальный этюд “Подари движение”;

Расставание.

4

“Наши жесты “говорят” о многом”

Развитие эмоционального мира детей.

Упражнение “Утро”

Игры:

“Изображение предметов”;

“Баба Яга”;

Разыгрывание сценки “Котята”;

Игра “Поварята”.

Этюд “Солнечный зайчик”;

Подведение итогов;

Прощание.

5

“Что чувствуют, когда ссорятся?”

Обучить детей соотносить карточки-пиктограммы с эмоциями, возникающими в конфликтных ситуациях и мешающими дружить.

Приветствие: “Здравствуй,…”

Мысленная картинка: “Когда ссорюсь, я чувствую…”;

Упражнение “Оттенки эмоций”;

Игра “Подбери маску”;

Этюд “Цветок”.

Упражнение “Кораблик”;

Расставание “Подарим улыбку друг другу”.

1

2

3

4

5

6

6

“Кошка и собака — друзья”

Формирование положительного отношения детей друг к другу.

Упражнение “Дотронься до…”

Этюд “У меня кругом друзья”;

Упражнение-сказка “Как подружились кошка с собакой”;

Упражнение “Кошачий секрет”;

Игра-развлечение “Сладкая парочка”.

Упражнение “Поза доброй кошки”;

Прощание.

7

“Настоящий друг — кто он?”

Установление доброжелательных, дружеских отношений между всеми участниками; определение качеств, присущих “настоящему” другу; способствовать укреплению уверенности дошкольников в себе.

Чтение стихотворения “Если все вокруг подружатся”

Мысленная картинка на тему: “Настоящий друг”;

Игра “Коровы, собаки, кошки”;

Упражнение “Настоящий друг в нашей группе”;

Игра “Маша настоящий друг, потому что …”

Упражнение “Штанга”;

Подведение итогов;

Прощание.

8

“Правила дружбы”

Формирование положительного отношения детей друг к другу; развитие дружеских взаимоотношений.

Игра “Передай по кругу”

Беседа “Как правильно дружить”;

Проигрывание ситуаций, позволяет закрепить выделенные детьми “правила дружбы”;

Игра “Мои друзья”.

Игра “Хоровод”;

Подведение итогов;

Прощание.

9

“Дружба начинается с улыбки”

Развитие навыков бесконфликтного общения, умения сдерживать свое эмоциональное состояние.

Игра “Принц и принцесса”

Игра “Дружба начинается с улыбки”;

Игра “Комплимент”;

Игра “Возьмите себя в руки”.

Игра “Ворона”;

Подведение итогов;

Прощание.

10

“Мы дружная команда”

Развитие доброжелательности, положительных эмоций, позитивного отношения к окружающим.

Игра “Сказочная шкатулка”

Игры:

“Глаза в глаза”;

“Рисуем открытку”;

“Волшебный мешок”.

Игра “Огонь-лед”;

Подведение итогов;

Прощание.

11

“Дружба — это помощь”

Способствовать осознанию дошкольниками, того, что друзья всегда приходят на помощь друг к другу.

Чтение стихотворения “Если есть хороший друг”

Мысленная картинка на тему: “Дружба”;

Игра “Помоги другу”;

Театр экспромт “Смелый Бобердулик” (Орлова);

Игра “Паровозик”.

Упражнение на расслабление “Кого укусил комарик”;

Подведение итогов;

Прощание.

1

2

3

4

5

6

12

“Добрые эльфы”

Закрепление позитивного отношения детей друг к другу; определение насколько дети узнали друг друга, изменились их отношения, подружились.

Упражнение “Общий круг”

Упражнения:

“Кто сказал?”;

“Добрые эльфы”; “Тень”;

“Выбери друга”;

Этюд “Волны”.

Релаксация “Волшебный сон”;

Подведение итогов;

Прощание

Содержание занятий Занятие 1. “Детская дружба”

Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого.

Стимульный материал: рисунки полевых цветов: незабудки, ромашек, маков, колокольчиков; насекомых: кузнечика, бабочки; явлений неживой природы: ветра, дождя, солнца; повязка.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение “Клубочек” обеспечивает создание эмоционально-благополучного фона в группе и знакомство с каждым ребенком. Дети садятся в круг. Ведущий держит клубочек, нить обвита вокруг пальца, он задает интересующий его вопрос участнику игры: “Как тебя зовут?”, кидает его ребенку, тот ловит его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа ниточная фигура. Упражнение позволяет войти в контакт с каждым ребенком из группы, узнать его имя; а символическая нить объединяет всех участников.
  • Беседа “С кем я дружил летом”, применяется для установления доверительных отношений с группой детей. Ведущий просит ребят вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом. Беседа о проведенном лете, играх с друзьями настраивает детей на положительный лад, дает возможность узнать с кем дети предпочитают дружить, много ли у них друзей.

Основная часть:

  • Игра “Волшебник” помогает детям лучше запомнить, установить контакты друг с другом. Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним. В игре дети внимательнее рассматривают друг друга, запоминают внешность, имя ребенка, которого ранее не знали; стремятся преуспеть в игре.
  • Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко), проводится для пояснения детям, что же такое “дружба” и как плохо, когда с тобой никто не дружит. В ходе театра экспромта можно использовать рисунки главных действующих героев, а также явлений неживой природы (приложение 3).

Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевал свои звонкие песни кузнечик. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья. Однажды утром на поляне появился новый цветок – на тоненьком стебельке с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

Ты похож на обыкновенную траву, – сказал красный мак, – ведь ты такой зеленый. – Нет, – ответил новый цветок, – я цветок Незабудка. – Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! – сказала ромашка. – Таких цветов не бывает, – зазвенел колокольчик.

И все цветы на поляне сказали: – Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой. Маленькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не хочет и играть тоже…» От этой мысли ей сделалось так грустно, что она стала увядать. Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки: – Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой. Я похожа на солнце. – А я, – зазвенел колокольчик, – самый звонкий на всей поляне.

А маленькой Незабудке опять нечего было сказать. – Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже – цветок, – так думала Незабудка.

И на следующий день она так сильно постаралась, что из бутона появился цветок – голубой с белым отливом, не похожий не на один цветок на поляне.

Благодаря театру экспромту, каждый ребенок в роли незабудки, ставится в ситуацию, когда над ним смеются, не играют, что позволяет ему пережить непринятие со стороны сверстников; затем, наоборот почувствовать как замечательно, когда вокруг все улыбаются и играют друг с другом.

Заключительная часть:

  • Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика” позволяет обучить детей расслабляться, ощутить особенности расслабления мышц с использованием биологически активных точек.

Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперед, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: “Кошкины ушки всегда на макушке!” (10 движений в одну сторону и 10 в другую).

Затем опускают руки, стряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривая: “Кошкин глаз — мудрый глаз!” Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку в низу шеи и массируют ее со словами: “Как собачка я дышу, помогать себе спешу!” (10 раз в обе стороны).

Ведущий следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них.

Подведение итогов направлено на выяснение отношения детей к занятию: что им понравилось, хотели бы еще подобное занятие или нет.

“Всем-всем до свидания”.

Занятие 2. “Наши эмоции”

Цель:формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Приветствие направлено на формирование благоприятного психологического климата и сплочение детского коллектива.

Ход упражнения:

Дети вместе с психологом садятся в круг. Дошкольникам предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить.

Доброе утро, Саша(улыбается и кивает головой).

Доброе утро, Маша(называются имена детей по кругу).

Доброе утро, солнышко(все поднимают руки вверх).

Доброе утро, небо.

Доброе утро всем нам

(все разводят руками, смотрят друг другу в глаза и улыбаются).

Основная часть:

  • Игра “Жмурки” предполагает сплочение группы и развитие умения выражать положительные эмоции.

Ход игры:

Все дети напевают какую-нибудь песенку и ведут игрока-кота с завязанными глазами, а затем начинают петь:

Кот, кот, Ананас

Ты лови три года нас!

Не развязывая глаз.

После этого дети разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить участвующих в игре. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронуться до него пальцами, то дернут за одежду.

  • Игра “День рождения” нацелена на сплочение группы и развитие умения выражать положительные эмоции.

Ход игры:

Выбирается именинник. Все дарят ему подарки жестом и мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-нибудь и исправить это.

  • Игра “Колечко” предполагает развитие умения понимать эмоциональное состояние других детей.

Ход игры:

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в руках одного ребенка колечко. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на детей и угадать у кого из них колечко. Угадавший, становится ведущим.

  • Этюд “Так будет справедливо” предполагает осознание детьми отрицательных черт своего характера. Они учатся понимать, какое поведение соответствует определенным чертам характера и как оно оценивается.

Ход этюда:

Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев:

Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они бегали вокруг стола, боролись, кидались подушками. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат услышал, что дверь открылась, быстро сел на диван. А младший брат не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердилась и поставила провинившегося мальчика в угол. Старший брат встал с дивана и встал рядом с братом.

Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.

Так будет справедливо – ответил ей старший сын. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама простила обоих братьев.

Заключительная часть:

  • Игра “Хоровод” направлена на снятие эмоционального напряжения детей.

Дошкольникам предлагается встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и говорить: “Мы с вами добрые, славные, дружные ребята. Мы обязательно с вами встретимся и поиграем в веселые игры”. Дети водят хоровод и поют под музыку из фильма “Золушка”:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг.

Я твой друг, и ты мой друг

Самый лучший друг.

Подведение итогов. Прощание.

Блок II “Чего я больше всего хочу?”

Включает шесть занятий: “Мир желаний”, “Я хочу”, “Интерес, как мотив поведения”, “Мотивы других”, “Почему сердятся?”, “Почему злятся и гневаются?”; помогающих осознавать детям старшего дошкольного возраста собственные мотивы поведения в конфликтных ситуациях. Осознание ребенком собственных мотивов поведения происходит благодаря механизмам проекции, сличения.

Структура занятий, входящих в блок II

№ п/п

Тема

занятия

Цель

занятия

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

13

“Мир желаний”

Помочь детям осознать и проанализировать свои желания, выделить среди них главное.

Чтение стихотворения “Желание”

Упражнение “Мои желания”;

“Сказка о меле”;

Упражнения: “Мое главное желание”;

“Исполнение желаний”.

Упражнение “Кулачки”;

Подведение итогов;

Прощание.

14

“Я хочу”

Продолжать способствовать осознанию детьми своих желаний.

Упражнение “Импульс”

Упражнения:

“Я хочу…”;

“Испорченный экран”;

“Хочу быть”;

“Почему я этого хочу?”

Упражнение “Колокол”;

Подведение итогов;

Прощание.

15

“Интерес, как мотив поведения”

Осознание понятия “интерес”, что значит “интересно”.

Игра “Путаница”

Упражнение “Пересядьте все, кто…”;

Создание предметных композиций;

Этюды:

“Лисичка подслушивает”;

“Собачка принюхивается”.

Упражнение “Любопытная Варвара”;

Подведение итогов;

Расставание.

1

2

3

4

5

6

16

“Мотивы других”,

Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения.

“Нетрадиционное приветствие”

Игра-проблемная ситуация;

Задание “Запретный плод”;

Упражнение “Чудо дерево”.

Игра “Подарки друг другу”.

17

“Почему сердятся?”

Определить причины негативного поведения, снять его последствия и установить в группе доброжелательную обстановку.

Игра “Ледышка”

Мысленная картинка “Я рассердилась”;

“Миша рассердился”;

Чтение стихотворения “Если бы”;

“Веселые обезьянки”;

“Обезьянки уснули”.

Упражнение “Сердитый язык”;

“Ласковое имя”;

Подведение итогов;

Прощание.

18

“Почему злятся и гневаются?”

Выяснить причины поведения, сопровождающегося проявлениями злости и гнева; снять эмоциональное напряжение.

Упражнение “Попугай”

Мысленная картинка: “Когда я злюсь…”;

“Разъяренная медведица”;

Этюд “Паук”;

Упражнение “Черная метка”.

Подведение итогов;

“Всем-всем до свидания”.

Содержание занятий Занятие 13. “Мир желаний”

Цель: помочь детям осознать и проанализировать свои желания, выделить среди них главное.

Стимульный материал: листы А5.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Чтение стихотворения “Желание” раскрывает тему и положительно настраивает детей на занятие.

Мне хочется

В поле пожить

Красивой ромашкой.

И хочется

Крепко дружить

Со слабой букашкой.

И чтобы

Друзей не менять,

Услышав мычанье.

И чтобы

Корова меня

Не съела нечаянно.

(Т. Собакин)

Основная часть:

  • Упражнение “Мои желания” позволяет осознать детям их собственные желания. Ведущий просит назвать детей 5-7 желаний, которые есть у них в данный момент. После этого, все желания нумеруются в порядке, важности и ребенку предлагается ответить на вопросы, с помощью которых ребенок не только осознает свои собственные желания, но и пытается расставить их по порядку.
  • “Сказка о меле” позволяет детям понять, что является их заветным желанием.

Жил-был в картонной коробке кусочек мела. За свою короткую жизнь он ни разу не сдвинулся с места, а только лежал и мечтал.

И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться.

Когда Алена помогла маме убирать в шкафу, она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а мел и говорит:

  • Не мешай мне мечтать, девочка.
  • Хватит лежать без дела, – говорит Алена, – давай-ка лучше поиграем.
  • А я не умею играть, я умею только мечтать, – ответил ей мел.
  • Ничего, я тебя научу, – взяла Алена мел и начала рисовать. И мел сразу увидел, что он очень талантливый и больше не захотел жить в коробке.
  • Упражнение “Мое главное желание” направлено на соподчинение желаний детей. Дети выполняют на листах А-5 рисунки на указанную тему.
  • Упражнение “Исполнение желаний” нацелено на осознание детьми предпочтительных, наиболее значимых для них желаний. Дети занимают удобное положение. Ведущий просит вспомнить те желания, о которых говорили на прошлом занятии, затем выбрать одно желание, исполнение которого очень важно для них.

— Подумайте, от кого зависит исполнение этого желания? А что для этого должны сделать вы сами? Представьте, что наступил момент — и желание исполнилось…? Какие чувства у вас появились?

Заключительная часть:

  • Упражнение “Кулачки” направлено на расслабление мышц рук.

Подведение итогов. Прощание.

Блок III “Реши конфликтную ситуацию”

Состоит из восьми занятий: “Как научиться управлять своим поведением”; “Встань на его место”; “Комментаторы и судьи”; “Хорошо — плохо”; “Решение “трудных” ситуаций”; “Поссорились и помирились”; “Проигрывание ситуаций”; “Как избежать ссор, драк?”.

Данные занятия помогают определить, изучить и закрепить приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и обосновать результативные способы для их устранения. Закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и конструктивных способов разрешения конфликтов, позволяет, использование механизма идентификации.

Структура занятий, входящих в блок III

№ п/п

Тема

занятия

Цель

занятия

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

19

“Как научиться управлять своим поведением”

Устранять и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Упражнения: “Забавные человечки”;

“Передай рядом сидящему”.

Работа с текстом;

Упражнение “Хочу”.

Релаксация “Загораем”;

Подведение итогов;

Прощание.

20

“Встань на его место”

Продолжать тренировать умение владеть своим поведением; обучать принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Упражнение “Петушиные бои”.

Игра “Встань на его (ее) место”;

Упражнение “Я очень хороший — ты очень хороший”.

Подведение итогов;

“Всем-всем до свидания”.

1

2

3

4

5

6

21

“Комментаторы и судьи”

Осмысление детьми собственных поступков, поведения; осознание себя в окружающей действительности.

Чтение стихотворения “Кто кого”.

Упражнения: “Маятник”;

“Я люблю себя за то…”;

Игра “Комментаторы и судьи”;

Этюд “Петушки”.

Упражнение “Мир без тебя”;

Подведение итогов;

Прощание.

22

“Хорошо — плохо”

Осознание дошкольниками себя во время ссоры; нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций.

Упражнение “Попугай”.

Мысленная картинка: “Какой я, когда ссорюсь”;

Упражнения: “Турнир”;

“Хорошо — плохо”;

“Представь”.

Релаксация “Песок”;

Подведение итогов;

Прощание “Хоровод”.

23

“Решение “трудных” ситуаций”

Продолжать находить способы, позволяющие положительно решать “трудные” ситуации.

Упражнение “Кто поздоровался?”

Игра “Говори наоборот”;

Упражнение “Мостик”;

Игра “Гусеница”;

Упражнение “Скульптура по теме”.

Упражнение “Шарик”;

Подведение итогов;

Прощание.

24

“Поссорились и помирились”

Закрепление навыков бесконфликтного поведения.

Этюд “Злодей”.

Проигрывание ситуаций;

Этюд “Поссорились и помирились”;

Игра “Серебряное копытце”.

Подведение итогов;

Прощание “Хоровод”.

25

“Проигрывание ситуаций”

Закрепление навыков бесконфликтного поведения.

Игра “Взаимоотношения”.

Проигрывание ситуаций;

Этюды:

“Шарик”;

“Встретились цыпленок с утёнком”.

Игра “Зеркало”;

Подведение итогов;

Прощание.

26

“Как избежать ссор, драк?”

Закрепление использования конструктивных способов разрешения различных конфликтных ситуаций старшими дошкольниками.

Упражнение “Сбор рукопожатий”.

Упражнение “Анализ ситуаций”;

Разбор рисунков;

Игра “Волшебница”;

Рисование на основе стихотворения “Воробьи”;

Этюд “Два кота”.

Упражнение “Ласковое имя”;

Подведение итогов;

Прощание “Хоровод”.

Содержание занятий Занятие 19. “Как научиться управлять своим поведением”

Цель: устранять и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение “Забавные человечки”. С помощью этого упражнения происходит двигательная и эмоциональная разминка. Дети под музыку расслабляют свое тело, изображая кукол, которые двигаются с помощью веревок. По окончании музыки они замирают. Упражнение позволяет снять телесные зажимы.
  • Упражнение “Передай рядом сидящему” позволяет развивать самоконтроль. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего — точно показать предмет, а принимающего — угадать его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку. Дети настраиваются на занятие, узнают, о чем пойдет речь на занятии.

Основная часть:

  • Работа с текстом, помогает создать конфликтные ситуации, которые они разрешают, находя конструктивные способы.

Дети садятся на ковер. Ведущий читает детям следующий рассказ:

Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз во время игры он вдруг догадался, что в последней драке он упал из-за того, что Вовка подставил ему подножку. Толик встал, подошел к Вовке и ударил его по голове. Воспитательница наказала его.Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил”.

Вопросы для обсуждения:

— Что сделал Толик, и почему его наказала воспитательница? Что чувствовал Толик перед тем, как что-то сделать, и что потом, когда его наказали? Был ли Толик хозяином своих чувств, умел ли владеть ими?

Далее ведущий рассказывает:

У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин плохой, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот”.

Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их “доме”. Ведущий показывает детям способы владения своими эмоциями, рассказывает сказку; дает три сказочных совета, которые помогли Ивану.

Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала.

Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство наружу не выпускай.

Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал.

Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор”.

— После выполнения советов Ивана, что хочется делать? Почему?

  • Упражнение “Хочу”, направлено на формирование у детей умения контролировать свое поведение, “порывы”. Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо геометрическую фигуру. Дети должны угадать фигуру, а, угадав, не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды и прошептать ответ.

Заключительная часть:

  • Релаксация “Загораем” направлена на снятие у детей напряжения, их расслабление. “Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле).

    Поднимаем ноги, держим: ноги напряжены. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими стали его мышцы. Опустили ноги, они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!”

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим,.. держим… напрягаем.

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол)

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

Подведение итогов:

— О чем мы говорили на занятии? Какие три совета нужно помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось на занятии?

Прощание.

Итак, на основе представленной коррекционно-развивающей программы:

  1. формируются первичные этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять отношение к сверстникам;
  2. развиваются навыки самостоятельного выбора и построение детьми подходящих, в зависимости от ситуации, форм реакций и действий в разных ситуациях;
  3. возникают новые мотивы поступков и действий, их соподчинение;
  4. приобретаются и закрепляются приемлемые для ребенка стереотипы поведения и конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
  5. устанавливаются благоприятные внутрисемейные взаимоотношения.

Список литературы

  1. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей / Сост.С.Е. Гаврина и др. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 16 с.
  2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: Скрипторий, 2000. – 80 с.
  3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 96 с.
  4. Аржакаева Т., Вачков И. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки //Школ. психолог, 2000. – №3. – С. 7. – №6. – С. 5.
  5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  6. Балашова Е.В., Фомина А.А. Библиотерапия детства. – Барнаул, 2002.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 126 с.
  8. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.
  9. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 176 с.
  10. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. – Новосибирск: Прогресс, 1995. – 245 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2002. – 400 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилова Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 308 с.
  13. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – М.: Пед. общество России, 2004. – 95 с.
  14. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – М., 2005.
  15. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: структура, методы обучения, коррекции и развития. – М., 2004. – 304 с.
  16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с.
  17. Калинина Р.Р., Варки Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольника. – СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
  18. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. – Ростов н/Д, 1997. – 66с.
  19. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2007. – 96 с.
  20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. – М., 1997. – 192 с.
  21. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006. – 144 с.
  22. Карпекина Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий //Школ. психолог, 2002. – №5. – С. 8-9.
  23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  24. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003 – 240 с.
  25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  26. Коротаева Е..В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. – 222 с.
  27. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1999. – 160 с.
  28. Кроник А., Кроник Е. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 302 с.
  29. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.
  30. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития. 2000. – 176 с.
  31. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.
  32. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь, 2008. – 186 с.
  33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
  34. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 1996. – 268 с.
  35. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
  36. Новикова Н. Коррекционно-развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 9-16.
  37. Оценка межличностных отношений методом масок: метод. рекомендации. – Минск, 1987.
  38. Панфилова М. Марсиане. Игровой комплекс для агрессивных детей и подростков //Школ. психолог, 2001. – №18. – С. 16.
  39. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Речь, 2001.
  40. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
  41. Попова А. Психологическая азбука второй класс //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 7.
  42. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006. – 256 с.
  43. Рай Лесли Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  44. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2000. — 176 с.
  45. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 208 с.
  46. Скотт Д.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИС, 1994. – 430 с.
  47. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – М.: Изд-во АСТ, 2000. – 448 с.
  48. Холмогорова В. Школа добрых волшебников //Школ. психолог, 2001. – №10. –С. 7-11.
  49. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 224 с.
  50. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 126 с.
  51. Якупова М., Надеждина Е. Настроение “в варежках” //Обруч, 2002. – №3. – С. 23-26.