Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.
В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. Понятие «трудные» подростки включает тех, кому нужна помощь психиатра, и тех, кто попросту неудобен взрослым (например, в силу собственной независимости и резкости суждений), но является, совершено здоровым в клиническом смысле. Слово «риск» означает необходимость помощи психолога и вероятностьдезадаптацииподросткав случае, если ему не будет оказана своевременная помощь.
Признаки нервно-психических нарушений нередко выглядят как трудности, достаточно типичные для подросткового возраста. К основным факторам риска, типичным для подросткового возраста относятся:дисгармоничные семьи.Это очень широкое понятие и включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:
1. Семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройствомили химической зависимостью(например, алкоголизмом).
К наследственному фактору, делающему вероятным возникновение этих расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации, ее чреватость неприятными неожиданностями.
2. Собственно дисгармоничные семьи, т. е. такие, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи. В литературе выделены различные типы дисгармоничных семей: собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья(ЛишоА. Е., 1985), семья — «театр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад» (Спи-ваковская А.С., 1986);
Семья как фактор развития ребенка
... образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются ... научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». На основе ...
3. Семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.Последние зачастую относятся к одному из вышеназванных типов дисгармоничных семей.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы.Хронические соматические заболевания, сочетающиеся с неправильным воспитанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, вызывать чувство неполноценности у подростка и т. д. Не менее опаснызаболевания центральной нервной системы,которые могут вести к возникновениюцеребрастенических состоянийили расстройств, ведущих к личностным изменениям (например, эпилепсии).
Третий фактор риска — неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками.В центре внимания психолога должны быть не только агрессивные, конфликтующие со сверстниками дети, но и «тихие» аутсайдеры, у которых не сформирована способность к установлению близких отношений с окружающими. Кроме того, неспособность к установлению дружеских отношений со сверстниками может быть проявлением аномального развития личности.
Говоря о «группе риска» среди подростков, необходимо выбрать критерии, которые помогли бы психологу-практику понять, может ли он помочь подростку, не обращаясь к другим специалистам (например, к детскому психиатру), или нужна их помощь.
В клинической психологии и психиатрии существует понятие оптимума функционирования какой-либо способности. В случаях, когда можно дать количественную оценку этой способности, этот критерий вполне применим. Например, если плохое выполнение диагностического задания заведомо не объяснимо усталостью, отсутствием интереса, личной антипатией к тому, кто проводил диагностику, вывод о дисфункции в изучаемой области умственного развития может быть правомерен.
Другой критерий нормы/аномалии развития в большей степени применим не к интеллектуальной, а к личностной сфере подростка. Он основан на представлениях о личностном здоровье, разработанных Б. С. Братусем. Согласно его точке зрения, отношение индивида к другому человеку характеризует степень его личностного здоровья. Это отношение может варьировать у разных людей от отношения к другому как к цели, самостоятельной ценности, отношения как к средству, инструменту для достижения своих целей.
Чем ближе отношение индивида к другому человеку как к цели, к самостоятельной ценности, тем выше степень его личностного здоровья, и наоборот, чем ближе это отношение к отношению к другому человеку как средству, инструменту для достижения своих целей, тем глубже степень личностной аномалии. Такой критерий носит достаточно общий характер, но может быть операционализирован для применения в конкретной диагностической работе.
Как критерии нормы/аномалии психического и личностного развития могут быть рассмотрены и признаки, свидетельствующие о дебюте психических заболеваний в подростковом возрасте. В тех случаях, когда вся система отношений подростка оказывается серьезно нарушенной, причем без явной связи с житейской ситуацией, требуется проведение углубленнойпатопсихологической диагностики.
Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика
... положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в ... не может не уменьшать работоспособность детского организма. Вместе с тем у подростков после интенсивной физической нагрузки отмечается снижение глюкокортикоидной функции надпочечников (вместо ...
В тех случаях, когда у подростка имеются трудности, но они не охватывают всех его отношений с другими людьми и объяснимы социальной ситуацией развития, психолог, прежде всего, должен оказать ему помощь собственными силами при поддержке родителей и педагогов. Основной формой психологической помощи таким детям должна бытьпсихопрофилактическая работа, но так же, как для подростков с явными проблемами, она должна воздействовать, прежде всего, на их систему отношений с другими людьми и отношение к себе.
Дебюты психических заболеваний у подростков
Подростковый возраст является периодом начала многих психических заболеваний — различных формшизофрении, шизо-аффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза.
Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей: «все забросил», «перестал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время,причем не слишком результативно.
Возможно, что речь идет и о явных проявленияхакцентуации характера.Чтобы понять, нужна ли подростку консультация психиатра или психолог может обойтись своими силами, в диагностике необходимо ответить на несколько вопросов.
Во-первых,нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у подростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же между его нынешним состоянием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благоприятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией — это менее благоприятный призн
Вторым признакомявляется наличие/отсутствие так называемогопродромального периода, т. е. периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают по нарастающей, начинаясь с соматовегетативныхпризнаков — расстройств сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляются бред, галлюцинации и другие симптомы, характерные именно для тяжелых психических заболеваний. Разумеется, сами они тоже являются диагностически значимыми.
Третьим признаком, отличающим дебют психического заболевания от других расстройств (например, неврозов),является критичность к своему состоянию и стремление избавиться от своих вновь возникших трудностей.
Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно.
Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и подробно изучаются в курсе патопсихологии. Поэтому при обследовании психолог должен провести патопсихологическую диагностику для выявления специфических расстройств мышления и других психическихфункций. Их отсутствие является благополучным признаком.
Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций ...
... дисгармонизации характера: акцентуации характера и агрессивность; 3. проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков; ... взаимоотношений взрослых членов семьи [11, С.259]. Гиперпротекция. Этот вид неправильного воспитания в крайней ... под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общественно-социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у ...
Психолог может и должен также помогать подросткам своими силами. В частности, необходима консультативнаяработа с семьей, если ее члены не понимают проблем подростка и своим поведением провоцируют рецидивы заболевания. Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты ситуации.
Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе психолога с подростками. В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминатькартину психопатий, а при наличии в социальной ситуации развития подростка — психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для данной акцентуации, могут привести к явлениямсоциальной дезадаптации и формированию личности по соответствующему психопатическому типу.
Не случайно клиницисты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т. е. психопатическое развитие личности на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подросткового возраста.
Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода — психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим ( Личко А. Е. 1985).
Работа с подростками, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности. Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, недопустимо разглашать, это может быть понято превратно и на подростка будет навешено клеймо «психа». Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одновременно рекомендации о том, как смягчить или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.
Акцентуации с неявными проявлениями в отличие от явных следует считать обычными вариантами нормы. В подростковом возрасте многие акцентуации характера выражены явно, но по мере взросления приобретают скрытую форму.
Диагностика акцентуаций характера осуществляется при помощи патохарактерологического диагностического опросника (ПДО),разработанного А.Е. Личко. С типами акцентуаций характера и чертами, присущими им, можно познакомиться в курсе патопсихологии, а также в литературе по психиатрии{Личко А. Е., 1985).
При работе с акцентуированными подростками, у которых отмечены явления дезадаптации, важнейшей задачей для психолога является распознавание психогенных факторов, которые направлены на «место наименьшего сопротивления» и помощь в преодолении патогенного влияния.
Акцентуации характеров подростков
... адаптации». Далее будут рассмотрены типы акцентуации характеров более подробно. Акцентуации характеров у подростков. Разграничение акцентуации повыраженности В периоде становления характера его типологические особенности, не ... что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность -- понятие более широкое, включающее интеллект, способности, ...
Как сильнейший психогенный фактор клиницисты рассматривают неправильное семейное воспитание по определенному типу. В таблице приводится соотношение между типами акцентуаций характера и типами неправильноговоспитания, которые могут привести к формированию психопатии.
Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания
Акцентуация (тип) Тип неправильного воспитания
Гипертимный Гипопротекция,
доминирующая гиперпротекция. Циклоидный Унижение близкими.
Лабильный Гиперпротекция,
эмоциональное отвержение. Астеноневротический Доминирующая гиперпротекция.
Сенситивный То же.
Психастенический Повышенная ответственность,
доминирующая гиперпротекция. Шизоидный Жестокие взаимоотношения
Эпилептоидный Жестокие взаимоотношения,
потворствующая гиперпротекция. Истероидный Потворствующая гиперпротекция
(«кумир семьи»).
Неустойчивый Гипопротекция.
Конформный То же.
Главной причиной неправильного воспитания являются различные типы негармоничных семей. Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родителями попытаться смягчить, если невозможно устранить полностью, психотравмирующие обстоятельства. Для этого можно использоватьтехники семейного консультирования и семейной психотерапии(Эйдемиллер Э. Г., Юс-тицкий В. В., 1990), например разыгрывание сценок из семейной жизни с обменом ролями между детьми и родителями.
Другим активным методом психопрофилактики при акцентуациях характера является предложенное Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким обучение подростков распознаванию ситуаций, адресующихся «месту наименьшего сопротивления», анализу этих ситуаций и расширение диапазона способов поведения подростка в таких случаях (Рабочая книга школьного психолога, 1995).
В этом обучении активно используются приемыролевой игры,где психотерапевт берет на себя роль «провокатора», т. е. играет роль взрослого или сверстника, подталкивающего к совершению поступка, чреватого негативными последствиями (например, настойчиво предлагающего выпить подростку, склонному к алкоголизации).
В отличие от акцентуаций характера психопатииотносятся к пограничным вариантам аномалий личности. Всепсихопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют свои «прообразы» в виде акцентуаций характера.
Видные психиатры П. Б. Ганнушкин и О. В. Кербиков определяли психопатии как тотальные(распространяющиеся на всю систему отношений индивида) и стабильные (устойчивые вне зависимости от социальной ситуации) нарушения социальной адаптации индивида. Этим критерием можно пользоваться, отвечая на вопрос, страдает ли подросток психопатией или его проблемы не выходят за рамки того, что можно наблюдать при акцентуации характера.
О стабильности дезадаптации при психопатии применительно к подросткам говорить пока что проблематично. Тем не менее, в литературе по психиатрии отмечается, что акцентуированность по соответствующему типу у подростков, страдающих психопатиями, прослеживается с детства.
Теория акцентуации характера личности
... себе. Характер — это качество личности в целом. При этом «все черты характера являются чертами личности, но не все черты личности являются чертами характера» ... общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. 7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая ... (особенно у подростка) одна из самых важных задач. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет ...
При акцентуациях характера более типично, что специфические черты в детстве мало заметны или не прослеживаются вовсе, а в подростковом возрасте акцентуация характера переходит из скрытой формы в явную. Зато тотальность нарушения при психопатии более очевидна, поскольку социальная дезадаптация прослеживается во всех сферахжизни подростка (при акцентуациях характера, как мы уже отметили, она проявляется лишь там, где психотравмирующие факторы воздействуют на «место наименьшего сопротивления»).
Психолог, работающий в детском учреждении, не должен ставить диагнозы типа «психопатия», однако, если, по его наблюдениям, подросток страдает психопатией, следует в тактичной форме порекомендовать родителям обратиться на консультацию к детскому психиатру. Члены семьи могут не знать или не понимать, что происходит. Психолог должен помочь родителям изменить ситуацию жизни ребенка в семье — перестроить стиль взаимоотношений с ним, научиться избегать моментов, которые могут оказать пагубное влияние. Гармоничная семья является фактором, способствующим успешной компенсации психопатических расстройств.
Невротическое развитие личности у подростков
Невротическое развитие личности — целая совокупность личностных черт, присущая не только тем, кто страдает неврозами, но и тем, кто подвержен опасности возникновения невротических расстройств при наличии психотравмирующей ситуации.
Самооценка подростка при невротическом развитии личности или слишком низкая, или слишком высокая, но в любом случае неадекватная. Самооценка нередко маскируется защитным поведением, типичным для людей с обратной самооценкой (например, у подростка с завышенной самооценкой в поведении могут постоянно проявляться сомнения в собственных возможностях: «Да нет, у меня не получится»).
Еще одной чертой, характерной для невротического развития личности, является ригидность системы представлений о себе, когда любой опыт, противоречащий ей (не только негативный, но и позитивный, в случае неадекватно низкой самооценки), воспринимается как угроза целостности Я-концепции и потому избегается.
Наряду с общими чертами, характерными для невротической личности, отечественные авторы выделяют и некоторые специфические черты, присущие лицам с определенными формами неврозов. Отмечено, что при неврастении характерны повышенная чувствительность к критике в сочетании с высокой ответственностью и добросовестностью, при неврозе навязчивых состояний — низкая уверенность в себе и активность в сочетании с тревожностью и мнительностью, при истерии — завышенные требования к окружению в сочетании с низкой целенаправленностью и высокой внушаемостью. Знание этих особенностей невротического развития личности позволяет построить адекватную стратегию психопрофилактической и развивающей работы с подростками.
Одним из важнейших средств такой работы является групповой тренинг, направленный на снятие невротических защит и позволяющий достичь большей открытости, честности и гибкости Я-концепции через осознание себя. Упражнения для этих целей разработаны в практике групп встреч. В гештальттерапии также имеется немало упражнений, направленных на снятие невротических защит разного уровня.
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных ...
... собой те же цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь. Работа классного руководителя В последнее время классного руководителя все чаще именуют ... в воспитательном процессе - забота об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, подействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные особенности. Классный ...
Алкоголизация и употребление наркотических средств
Истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10—14 лет встречаются очень редко. Мотивом этого может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание.
Другим мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует (Липко А. Е., 1985).
При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять напряжение и достичь релаксации.
В работе с такими подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо. Необходимо, прежде всего, установление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Диагностика направлена на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, желательно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991).
В случае групповой зависимости усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти изсвоей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием. Это могут быть спортивная секция, кружок и т. д.
При индивидуальной зависимости желательно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога. Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.
Подростки с церебрастеническими явлениями
Основой плохой обучаемости нередко является церебрастенический синдром — утомляемость (причем наиболее высокая при выполнении учебных заданий), не очень высокая и неустойчивая работоспособность, трудность концентрации произвольного внимания.
Обследование при помощи тестов интеллекта показывает, что умственное развитие или незначительно отстает от возрастной нормы, или находится в пределах низкой нормы. В учебе эта особенность умственного развития проявляется в виде трудностей в усвоении не только родного и иностранного языков и литературы, но и других предметов, требующих развитого понятийного мышления. Отчетливо видны трудности усвоения понятий.
Разработка программы оказания психологической помощи молодой ...
... гендерной идентичности актуально и необходимо. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования - психологическая помощь молодой семье с учетом гендерной ... и межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, могут быть использованы ... отношений и психологии развития. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической ...
Среди личностных особенностей на первый план выступает низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируемая различными защитами (от избегания неуспеха до агрессивного и вызывающего поведения).
Такое отношение к себе имеет истоки в раннем детстве, когда родители, видя некоторое отставание в развитии своего ребенка, относились к нему как к «не такому», и подкрепляется многими событиями дальнейшей жизни. Это повышает вероятность отхода подростка от школы и примыкания к делинквентным группировкам. Если у подростка имеется акцентуация характера по психастеническому типу, церебрастенический синдром может стать фактором риска психопатического формирования личности. Это делает необходимой серьезную психопрофилактическую работу с такими подростками.
Однако у них имеются некоторые особенности, которые помогают в коррекционно-развивающей работе. Во-первых, у них зачастую есть любимый школьный предмет или внешкольное занятие (в спортивной секции, кружке, музыкальной школе и т. д.), которое обладает для них особой значимостью, а успехи в этом деле являются источником положительного отношения к себе. В диагностической работе с такими подростками важно найти, какой это предмет или занятие. Несомненную пользу могут принести коррекционные занятия, подобные тем, что предложены К. М. Гуревичем и соавторами (Гуревич К. М. и др., 1990).
Естественно, что это нужно сочетать с созданием для него успеха в учебе по тому или иному предмету.
Необходимо развивать у подростка и позитивное самоотношение и уверенность в себе. Для этого очень полезны занятия по типу группового тренинга, направленные на формирование уверенности в себе и навыков самопознания (Прихожан А. М., 1993).
Осуществляя психологическую помощь подросткам, которым трудно учиться, важно работать и с их родителями. Работа с родителями включает диагностику их образа ребенка и помощь в преодолении негативного отношения к нему.
Подростки из трудных семей
Под «трудными» семьями здесь имеются в виду семьи, где социальная ситуация развития ребенканепредсказуема, и чревата неприятными неожиданностями. Ребенок растет, не будучи уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется.
Примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и те, где взрослые постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в выражении своих негативных чувств друг к другу. Эти семьи могут быть внешне довольно благополучными, но в них детям недостает уверенности в том, что они любимы родителями и нужны им
У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которые становятся заметными в подростковом возрасте. Для них характерна низкая самооценка, они испытывают чувство вины, действуя в своих интересах, даже при том, что не задевают интересов других людей. Чувство стыда у них также гипертрофировано. Самаспособность распознавать и выражать собственные чувства, а также понимать чувства других людей у них снижена.
Роль семьи в жизни ребенка
... Таким образом, при написании данной работы рассматриваются не только само семейное воспитание в общем, но и его основные правила, которые необходимо знать каждому родителю. А также, ... отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, ...
Дети из трудных семей, делая многое в своей семье по чувству долга, становясь взрослыми, бывают или чересчур ответственны или напротив, весьма безответственны. Из-за непредсказуемости семейной ситуации они очень болезненно реагируют на неподконтрольные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и контролировать других. С этим связаны и их трудности планирования собственной деятельности — они склонны откладывать на потом дела, требующие выполнения к определенному сроку.
В отношениях с другими людьми они также имеют проблемы. Это проявляется, например, в том, что им недостает искренности в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они усваивают привычку к так называемой автоматической лжи,когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции в тех случаях, когда за правду никто не стал бы осуждать. Не желая обидеть или потерять друзей, они поддерживают дружеские отношения даже с теми, кто их предал. В этом отчетливо проявляется страх отвержения и потери отношений с другими.
Эта черта, а также низкая самооценка и неуверенность в себе, защиты, маскирующие такую самооценку, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают подросткам из трудных семей невротические черты и делают более вероятным возникновение у них неврозов.
Психологическая помощь таким подросткам требует большого мастерства и такта. Как средство работы с ними полезен групповой личностный тренинг,направленный на работу с перечисленными проблемами. Важнейшими элементами тренинга является развитие способности распознавать и выражать свои чувства, формирование уверенности в себе, преодоление гипертрофированных чувств вины и стыда.
Групповая работа должна дать подросткам чувство того, что они поняты и приняты группой сверстников и не одиноки перед своими проблемами. Это даст важные предпосылки психологического благополучия в будущем.
Проблемы, связанные с сексуальным развитием
Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. В частности, немало беспокойства доставляют родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) у подростков.
В литературе по сексологии и психиатрии отмечается, что некоторые явления, напоминающие девиации сексуального поведения, в подростковом возрасте не редкость. А. Е. Личко отмечает, что при некоторых акцентуациях характера встречаются подобные явления, однако они бывают лишь на пике эротического возбуждения и затем проходят.
В случае, если к психологу обратились с жалобой такого рода, необходима, прежде всего,патопсихологическая диагностика, если возникло подозрение, что данный симптом свидетельствует о начале психического заболевания. Недопустимо, чтобы причина обращения за консультацией стала известна посторонним людям.
Сами подростки при этом нередко испытывают угрызения совести или серьезные опасения «стать извращенцем». Не исключено, что подросток сам даст понять об этих опасениях, возможно, в неявном виде. В подобных случаях необходимо, не переходя на открытое обсуждение с подростком его проблем, дать почувствовать ему, что нет повода для беспокойств.
Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания. В этом случае подросток по-настоящему нуждается в помощи психолога. Важной задачей коррекционно-профилактической работы при этом является подбор занятия, способного дать выход энергии подростка и отвлечь от избыточной сексуальной активности. Отмечено, что если такое занятие подобрано успешно, подобные явления благополучно компенсируются.
Необходимо выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит дальнейшая судьба подростка. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом необходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности.
В-третьих,следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков«группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой сверстников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь подростку.