Коррекционная программа по развитию произвольности речевого общения

Выполнила студентка 3 курса

Группы ППО-3б

Тарасова Олеся Сергеевна

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей в возрасте с 5 до 6 лет. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Задачи:

  • Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  • Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Форма работы с клиентом индивидуальная. Время занятий – 20-25 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

1 занятие

Игра «Холодно-тепло-жарко»

2 занятие

Методика » Да нет, не говорите»

3 занятие

Игра в кубики

4 занятие

Игра «Архитектор – строитель»

5 занятие

Игра «Восьмерки вокруг стульев»

6 занятие

Игра «Рисование с закрытыми глазами»

7 занятие

Игра «Холодно-тепло-жарко»

8 занятие

Игра «Восьмерки вокруг стульев»

9 занятие

Игра в кубики

10 занятие

Методика » Да нет, не говорите» (2 вариант)

1 Занятие

Игра «Холодно – тепло – жарко»

Эта известная игра также даёт возможность взрослому продемонстрировать ребенку возможность речевого управления его поведением, а затем мотивированно передать ему инициативу в руководстве.

Психолог объясняет (если в этом есть необходимость) взрослому и ребенку содержание и правила игры. В комнате прячется предмет, а 1-му из партнеров его надо найти, а другой должен руководить его поисками с помощью слов «Холодно», «Теплее», » Ещё теплее», «Жарче», Совсем жарко», «Сгорел». Если надо, психолог проводит краткое обучение партнёров.

Обычно 1-м ищет ребенок. Когда он выходит из комнаты, взрослый прячет обговоренный предмет (куклу, пенал, тетрадь, закладку и пр.), а затем ребенок ищет его. Взрослый руководит его поисками с помощью обговоренных слов, в зависимости от того, насколько близко ребенок подходит к месту, где спрятан предмет.

Процедура поиска спрятанного предмета повторяется, но теперь его уже ищет взрослый, а ребенок руководит его перемещением по комнате, используя слова, обговоренные правилами игры. Пока у ребенка сохраняется интерес к игре, поиски можно повторять.

2 Занятие

Методика «Да нет не говорите»

Инструкция:»Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «Да и нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», — то есть без слова «да», или например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?», ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Всё понял? Договорились?».

Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.

Вопросы:

  1. Как тебя зовут?
  2. Ты мальчик или девочка?
  3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?
  4. Ты любишь ходить в детский сад?
  5. Ты живёшь далеко от детского сада?
  6. Ты любишь мороженое?
  7. Какого цвета бывает мороженое?
  8. Ты ел черное мороженое?
  9. Ты умеешь ходить на руках?
  10. Ты умеешь летать?
  11. Твой папа играет в куклы?
  12. Ночью солнышко светит?
  13. Волк боится зайца?
  14. Ты любишь ходить к врачу?
  15. Какого цвета халат у врача?
  16. Доктор стрижет детей?
  17. Тебя зовут… (неправильное имя)?
  18. Корова умеет летать?
  19. Ты сейчас спишь?
  20. Ты ходишь в школу?
  21. На тебе надеты (платье, штаны)?
  22. Зимой трава бывает?
  23. Трава белая?
  24. Какого цвета снег?
  25. Снег горячий?

3 Занятие

Игра в кубики

Ребенок и взрослый сидят за 1-м столом. Перед ними 2 одинаковых набора кубиков – с сюжетными картинками, кубики Кооса, любые другие. Психолог предлагает ребенку и взрослому поиграть. 1-му из партнеров завязывают глаза. После этого психолог выкладывает перед 2-м партнером некоторую фигуру (рисунок) из кубиков. Это – образец. Психолог предлагает «зрячему» партнеру вербально командовать действиями другого так, чтобы тот смог с завязанными глазами выложить точно такую же фигуру (рисунок) у себя. Главное – не помогать партнеру действием, не трогать его руки, его кубики, руководить только словами.

Ребенок и взрослый решают сами, кто из них завяжет глаза в 1-й пробе.

Задания – фигуры или рисунки – должны быть соотносимы по сложности с возрастом ребенка. В 1-й пробе используются облегченные задания, потом сложность их увеличивается.

В игру может включиться и психолог, которому также завязывают глаза и его действиями руководит ребенок. В этом случае психолог своими наводящими вопросами может обогатить речь ребенка, ее управляющее воздействие. Обычно игра оканчивается по обоюдному согласию партнеров. Желательно, чтобы прошло не менее 2-х полных циклов игры «взрослый – ребенок – взрослый – ребенок».

4 Занятие

Игра «Архитектор – строители»

Партнеры – ребенок и родитель – сидят за отдельными столами напротив друг друга. Перед ними чистые листы бумаги, разделенные на 6 или 8 клеток и закрытые от партнера (папкой, стоящей раскрытой книгой и пр.).

Психолог рисует в клетке 1-го из них простой рисунок. Этот партнер должен словами, не показывая рисунок, не рисуя его в воздухе, рассказать 2-му, где и что нарисовано, так, чтобы тот мог нарисовать такой же рисунок. В ходе рисования разрешается задавать друг другу вопросы, отвечать, говорить все, что считают нужным партнеры.

Как только играющие говорят, что «все готово», психолог предлагает ребенку подойти к взрослому и сравнить рисунки. Иногда можно запросить того, кто руководил, выставить партнеру оценку. Затем игроки меняются ролями. При наличии интереса со стороны ребенка эта процедура может повторяться до 5 – 8 раз. У психолога должны быть в запасе несколько простых фигур для рисования.

5 Занятие

Игра «Восьмерки вокруг стульев»

Посередине достаточно просторной комнаты ставится стул. Ребенку завязывают глаза и дают такое задание: нужно с завязанными глазами обойти вокруг стула, не касаясь его, и снова встать на свое место. Взрослый руководит действиями ребенка с помощью словесных команд.

После того, как это задание выполнено, глаза завязываются уже родителю (взрослому).

Теперь его действиями руководит ребенок.

Далее задача усложняется: посредине комнаты ставиться 2 стула. Их необходимо обойти с завязанными глазами по маршруту восьмерки. Опять сначала взрослый руководит действиями ребенка, а потом происходит смена ролей – ребенок руководит действиями взрослого.

Если это задание по трудности доступно ребенку, и он справится с ним успешно, можно придумать ещё более сложные – усложнить маршрут, попросить взять с завязанными глазами вещь с 1-го места и перенести на другое и т.д.

6 Занятие

Игра «Рисование с закрытыми глазами»

Для этой работы необходимы школьная доска и мел. Если их нет под рукой, то можно заменить листом бумаги и фломастером (ручкой).

1-му из партнеров завязывают глаза, 2-й словесно руководит его рисованием. Объект для рисунка может назвать психолог или родитель.

По условию задания объект не называется, но рисующий может спрашивать, уточнять свои действия. Словесные команды могут быть такими: «Поставь острие фломастеры чуть левее, ещё чуть левее, проведи линию к себе, ещё больше к себе. Не отрывая фломастер от бумаги, прямо из этой точки рисуй круг влево…».

Когда рисунок закончен, с глаз партнера снимается повязка, и он знакомится с тем, что нарисовал. Этот момент психолог может использовать для создания у ребенка мотивации «сделать лучше», «лучше руководить взрослым» и т.п.

Далее, как и в других играх, партнеры меняются ролями – ребенок руководит рисованием взрослого. Этот цикл можно повторять.

7 Занятие

Игра «Холодно – тепло – жарко»

Эта известная игра также даёт возможность взрослому продемонстрировать ребенку возможность речевого управления его поведением, а затем мотивированно передать ему инициативу в руководстве.

Психолог объясняет (если в этом есть необходимость) взрослому и ребенку содержание и правила игры. В комнате прячется предмет, а 1-му из партнеров его надо найти, а другой должен руководить его поисками с помощью слов «Холодно», «Теплее», » Ещё теплее», «Жарче», Совсем жарко», «Сгорел». Если надо, психолог проводит краткое обучение партнёров.

Обычно 1-м ищет ребенок. Когда он выходит из комнаты, взрослый прячет обговоренный предмет (куклу, пенал, тетрадь, закладку и пр.), а затем ребенок ищет его. Взрослый руководит его поисками с помощью обговоренных слов, в зависимости от того, насколько близко ребенок подходит к месту, где спрятан предмет.

Процедура поиска спрятанного предмета повторяется, но теперь его уже ищет взрослый, а ребенок руководит его перемещением по комнате, используя слова, обговоренные правилами игры. Пока у ребенка сохраняется интерес к игре, поиски можно повторять.

8 Занятие

Игра «Восьмерки вокруг стульев»

Посередине достаточно просторной комнаты ставится стул. Ребенку завязывают глаза и дают такое задание: нужно с завязанными глазами обойти вокруг стула, не касаясь его, и снова встать на свое место. Взрослый руководит действиями ребенка с помощью словесных команд.

После того, как это задание выполнено, глаза завязываются уже родителю (взрослому).

Теперь его действиями руководит ребенок.

Далее задача усложняется: посредине комнаты ставиться 2 стула. Их необходимо обойти с завязанными глазами по маршруту восьмерки. Опять сначала взрослый руководит действиями ребенка, а потом происходит смена ролей – ребенок руководит действиями взрослого.

Если это задание по трудности доступно ребенку, и он справится с ним успешно, можно придумать ещё более сложные – усложнить маршрут, попросить взять с завязанными глазами вещь с 1-го места и перенести на другое и т.д.

9 Занятие

Игра в кубики

Ребенок и взрослый сидят за 1-м столом. Перед ними 2 одинаковых набора кубиков – с сюжетными картинками, кубики Кооса, любые другие. Психолог предлагает ребенку и взрослому поиграть. 1-му из партнеров завязывают глаза. После этого психолог выкладывает перед 2-м партнером некоторую фигуру (рисунок) из кубиков. Это – образец. Психолог предлагает «зрячему» партнеру вербально командовать действиями другого так, чтобы тот смог с завязанными глазами выложить точно такую же фигуру (рисунок) у себя. Главное – не помогать партнеру действием, не трогать его руки, его кубики, руководить только словами.

Ребенок и взрослый решают сами, кто из них завяжет глаза в 1-й пробе.

Задания – фигуры или рисунки – должны быть соотносимы по сложности с возрастом ребенка. В 1-й пробе используются облегченные задания, потом сложность их увеличивается.

В игру может включиться и психолог, которому также завязывают глаза и его действиями руководит ребенок. В этом случае психолог своими наводящими вопросами может обогатить речь ребенка, ее управляющее воздействие. Обычно игра оканчивается по обоюдному согласию партнеров. Желательно, чтобы прошло не менее 2-х полных циклов игры «взрослый – ребенок – взрослый – ребенок».

10 Занятие

Методика «Да нет не говорите» (2-й вариант)

Инструкция:»Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «Да и нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», — то есть без слова «да», или например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?», ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Всё понял? Договорились?».

Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.

Вопросы:

  1. Как твоя фамилия?
  2. Ты взрослый или маленький?
  3. Ты ходишь на работу?
  4. Ты живёшь на небе?
  5. Ты любишь конфеты?
  6. Конфеты можно есть с супом?
  7. Какие конфеты на вкус?
  8. Ты ел горькие конфеты?
  9. Ты умеешь ходить по потолку?
  10. А прыгать до неба умеешь?
  11. Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?
  12. Летом снег бывает?
  13. Кошка боится мышки?
  14. Ты любишь ходить в парикмахерскую?
  15. Какого цвета халат у парикмахера?
  16. Парикмахер лечит детей?
  17. Твоя фамилия… (неверно)?
  18. Птицы умеют рычать?
  19. Ты сейчас гуляешь?
  20. Ты ходишь в 1-й класс?
  21. Ты сейчас в шубе?
  22. Ты любишь готовить уроки?
  23. Лошади кричат «му»?
  24. Какого цвета бывают лошади?
  25. У лошадей есть рога?