Выполнила студентка 3 курса
Группы ППО-3б
Тарасова Олеся Сергеевна
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей в возрасте с 5 до 6 лет. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Задачи:
- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Форма работы с клиентом индивидуальная. Время занятий – 20-25 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
1 занятие Игра «Холодно-тепло-жарко» |
2 занятие Методика » Да нет, не говорите» |
3 занятие Игра в кубики |
4 занятие Игра «Архитектор – строитель» |
5 занятие Игра «Восьмерки вокруг стульев» |
6 занятие Игра «Рисование с закрытыми глазами» |
7 занятие Игра «Холодно-тепло-жарко» |
8 занятие Игра «Восьмерки вокруг стульев» |
9 занятие Игра в кубики |
10 занятие Методика » Да нет, не говорите» (2 вариант) |
1 Занятие
Игра «Холодно – тепло – жарко»
Эта известная игра также даёт возможность взрослому продемонстрировать ребенку возможность речевого управления его поведением, а затем мотивированно передать ему инициативу в руководстве.
Психолог объясняет (если в этом есть необходимость) взрослому и ребенку содержание и правила игры. В комнате прячется предмет, а 1-му из партнеров его надо найти, а другой должен руководить его поисками с помощью слов «Холодно», «Теплее», » Ещё теплее», «Жарче», Совсем жарко», «Сгорел». Если надо, психолог проводит краткое обучение партнёров.
Обычно 1-м ищет ребенок. Когда он выходит из комнаты, взрослый прячет обговоренный предмет (куклу, пенал, тетрадь, закладку и пр.), а затем ребенок ищет его. Взрослый руководит его поисками с помощью обговоренных слов, в зависимости от того, насколько близко ребенок подходит к месту, где спрятан предмет.
Процедура поиска спрятанного предмета повторяется, но теперь его уже ищет взрослый, а ребенок руководит его перемещением по комнате, используя слова, обговоренные правилами игры. Пока у ребенка сохраняется интерес к игре, поиски можно повторять.
2 Занятие
Методика «Да нет не говорите»
Инструкция:»Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «Да и нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», — то есть без слова «да», или например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?», ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Всё понял? Договорились?».
Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.
Вопросы:
- Как тебя зовут?
- Ты мальчик или девочка?
- Ты ходишь в ясельную группу детского сада?
- Ты любишь ходить в детский сад?
- Ты живёшь далеко от детского сада?
- Ты любишь мороженое?
- Какого цвета бывает мороженое?
- Ты ел черное мороженое?
- Ты умеешь ходить на руках?
- Ты умеешь летать?
- Твой папа играет в куклы?
- Ночью солнышко светит?
- Волк боится зайца?
- Ты любишь ходить к врачу?
- Какого цвета халат у врача?
- Доктор стрижет детей?
- Тебя зовут… (неправильное имя)?
- Корова умеет летать?
- Ты сейчас спишь?
- Ты ходишь в школу?
- На тебе надеты (платье, штаны)?
- Зимой трава бывает?
- Трава белая?
- Какого цвета снег?
- Снег горячий?
3 Занятие
Игра в кубики
Ребенок и взрослый сидят за 1-м столом. Перед ними 2 одинаковых набора кубиков – с сюжетными картинками, кубики Кооса, любые другие. Психолог предлагает ребенку и взрослому поиграть. 1-му из партнеров завязывают глаза. После этого психолог выкладывает перед 2-м партнером некоторую фигуру (рисунок) из кубиков. Это – образец. Психолог предлагает «зрячему» партнеру вербально командовать действиями другого так, чтобы тот смог с завязанными глазами выложить точно такую же фигуру (рисунок) у себя. Главное – не помогать партнеру действием, не трогать его руки, его кубики, руководить только словами.
Ребенок и взрослый решают сами, кто из них завяжет глаза в 1-й пробе.
Задания – фигуры или рисунки – должны быть соотносимы по сложности с возрастом ребенка. В 1-й пробе используются облегченные задания, потом сложность их увеличивается.
В игру может включиться и психолог, которому также завязывают глаза и его действиями руководит ребенок. В этом случае психолог своими наводящими вопросами может обогатить речь ребенка, ее управляющее воздействие. Обычно игра оканчивается по обоюдному согласию партнеров. Желательно, чтобы прошло не менее 2-х полных циклов игры «взрослый – ребенок – взрослый – ребенок».
4 Занятие
Игра «Архитектор – строители»
Партнеры – ребенок и родитель – сидят за отдельными столами напротив друг друга. Перед ними чистые листы бумаги, разделенные на 6 или 8 клеток и закрытые от партнера (папкой, стоящей раскрытой книгой и пр.).
Психолог рисует в клетке 1-го из них простой рисунок. Этот партнер должен словами, не показывая рисунок, не рисуя его в воздухе, рассказать 2-му, где и что нарисовано, так, чтобы тот мог нарисовать такой же рисунок. В ходе рисования разрешается задавать друг другу вопросы, отвечать, говорить все, что считают нужным партнеры.
Как только играющие говорят, что «все готово», психолог предлагает ребенку подойти к взрослому и сравнить рисунки. Иногда можно запросить того, кто руководил, выставить партнеру оценку. Затем игроки меняются ролями. При наличии интереса со стороны ребенка эта процедура может повторяться до 5 – 8 раз. У психолога должны быть в запасе несколько простых фигур для рисования.
5 Занятие
Игра «Восьмерки вокруг стульев»
Посередине достаточно просторной комнаты ставится стул. Ребенку завязывают глаза и дают такое задание: нужно с завязанными глазами обойти вокруг стула, не касаясь его, и снова встать на свое место. Взрослый руководит действиями ребенка с помощью словесных команд.
После того, как это задание выполнено, глаза завязываются уже родителю (взрослому).
Теперь его действиями руководит ребенок.
Далее задача усложняется: посредине комнаты ставиться 2 стула. Их необходимо обойти с завязанными глазами по маршруту восьмерки. Опять сначала взрослый руководит действиями ребенка, а потом происходит смена ролей – ребенок руководит действиями взрослого.
Если это задание по трудности доступно ребенку, и он справится с ним успешно, можно придумать ещё более сложные – усложнить маршрут, попросить взять с завязанными глазами вещь с 1-го места и перенести на другое и т.д.
6 Занятие
Игра «Рисование с закрытыми глазами»
Для этой работы необходимы школьная доска и мел. Если их нет под рукой, то можно заменить листом бумаги и фломастером (ручкой).
1-му из партнеров завязывают глаза, 2-й словесно руководит его рисованием. Объект для рисунка может назвать психолог или родитель.
По условию задания объект не называется, но рисующий может спрашивать, уточнять свои действия. Словесные команды могут быть такими: «Поставь острие фломастеры чуть левее, ещё чуть левее, проведи линию к себе, ещё больше к себе. Не отрывая фломастер от бумаги, прямо из этой точки рисуй круг влево…».
Когда рисунок закончен, с глаз партнера снимается повязка, и он знакомится с тем, что нарисовал. Этот момент психолог может использовать для создания у ребенка мотивации «сделать лучше», «лучше руководить взрослым» и т.п.
Далее, как и в других играх, партнеры меняются ролями – ребенок руководит рисованием взрослого. Этот цикл можно повторять.
7 Занятие
Игра «Холодно – тепло – жарко»
Эта известная игра также даёт возможность взрослому продемонстрировать ребенку возможность речевого управления его поведением, а затем мотивированно передать ему инициативу в руководстве.
Психолог объясняет (если в этом есть необходимость) взрослому и ребенку содержание и правила игры. В комнате прячется предмет, а 1-му из партнеров его надо найти, а другой должен руководить его поисками с помощью слов «Холодно», «Теплее», » Ещё теплее», «Жарче», Совсем жарко», «Сгорел». Если надо, психолог проводит краткое обучение партнёров.
Обычно 1-м ищет ребенок. Когда он выходит из комнаты, взрослый прячет обговоренный предмет (куклу, пенал, тетрадь, закладку и пр.), а затем ребенок ищет его. Взрослый руководит его поисками с помощью обговоренных слов, в зависимости от того, насколько близко ребенок подходит к месту, где спрятан предмет.
Процедура поиска спрятанного предмета повторяется, но теперь его уже ищет взрослый, а ребенок руководит его перемещением по комнате, используя слова, обговоренные правилами игры. Пока у ребенка сохраняется интерес к игре, поиски можно повторять.
8 Занятие
Игра «Восьмерки вокруг стульев»
Посередине достаточно просторной комнаты ставится стул. Ребенку завязывают глаза и дают такое задание: нужно с завязанными глазами обойти вокруг стула, не касаясь его, и снова встать на свое место. Взрослый руководит действиями ребенка с помощью словесных команд.
После того, как это задание выполнено, глаза завязываются уже родителю (взрослому).
Теперь его действиями руководит ребенок.
Далее задача усложняется: посредине комнаты ставиться 2 стула. Их необходимо обойти с завязанными глазами по маршруту восьмерки. Опять сначала взрослый руководит действиями ребенка, а потом происходит смена ролей – ребенок руководит действиями взрослого.
Если это задание по трудности доступно ребенку, и он справится с ним успешно, можно придумать ещё более сложные – усложнить маршрут, попросить взять с завязанными глазами вещь с 1-го места и перенести на другое и т.д.
9 Занятие
Игра в кубики
Ребенок и взрослый сидят за 1-м столом. Перед ними 2 одинаковых набора кубиков – с сюжетными картинками, кубики Кооса, любые другие. Психолог предлагает ребенку и взрослому поиграть. 1-му из партнеров завязывают глаза. После этого психолог выкладывает перед 2-м партнером некоторую фигуру (рисунок) из кубиков. Это – образец. Психолог предлагает «зрячему» партнеру вербально командовать действиями другого так, чтобы тот смог с завязанными глазами выложить точно такую же фигуру (рисунок) у себя. Главное – не помогать партнеру действием, не трогать его руки, его кубики, руководить только словами.
Ребенок и взрослый решают сами, кто из них завяжет глаза в 1-й пробе.
Задания – фигуры или рисунки – должны быть соотносимы по сложности с возрастом ребенка. В 1-й пробе используются облегченные задания, потом сложность их увеличивается.
В игру может включиться и психолог, которому также завязывают глаза и его действиями руководит ребенок. В этом случае психолог своими наводящими вопросами может обогатить речь ребенка, ее управляющее воздействие. Обычно игра оканчивается по обоюдному согласию партнеров. Желательно, чтобы прошло не менее 2-х полных циклов игры «взрослый – ребенок – взрослый – ребенок».
10 Занятие
Методика «Да нет не говорите» (2-й вариант)
Инструкция:»Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «Да и нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», — то есть без слова «да», или например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?», ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Всё понял? Договорились?».
Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.
Вопросы:
- Как твоя фамилия?
- Ты взрослый или маленький?
- Ты ходишь на работу?
- Ты живёшь на небе?
- Ты любишь конфеты?
- Конфеты можно есть с супом?
- Какие конфеты на вкус?
- Ты ел горькие конфеты?
- Ты умеешь ходить по потолку?
- А прыгать до неба умеешь?
- Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?
- Летом снег бывает?
- Кошка боится мышки?
- Ты любишь ходить в парикмахерскую?
- Какого цвета халат у парикмахера?
- Парикмахер лечит детей?
- Твоя фамилия… (неверно)?
- Птицы умеют рычать?
- Ты сейчас гуляешь?
- Ты ходишь в 1-й класс?
- Ты сейчас в шубе?
- Ты любишь готовить уроки?
- Лошади кричат «му»?
- Какого цвета бывают лошади?
- У лошадей есть рога?