В процессе преподавания дисциплины «Педагогическая психология» предполагается осуществление текущего контроля знаний студентов на семинарских и практических занятиях. Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в рамках накопительной балльно-рейтинговой системы и проводится в виде письменных опросов или тестового контроля после изучения каждой темы дисциплины, и ориентирован на усвоение понятийного аппарата, понимание содержательной сущности изучаемых процессов и явлений.
При изучении курса предусмотрены следующие виды текущегоконтроля:
- письменные опросы студентов, позволяющие определить и оценить качество усвоения учебного материала предшествующего занятия;
- проверочные работы с вопросами проблемного характера;
- анализ и оценка качества сообщений и докладов, с которыми студенты выступают на каждом практическом занятии;
- анализ и оценка аналитико-критических выступлений студентов;
- оценка учебно-познавательной активности студентов при обсуждении педагогических проблем и решении практических заданий;
- сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами;
- анализ фактического материала на основе научных подходов и идей;
- анализ результатов аннотирования и реферирования научных психолого-педагогических статей;
- творческие задания, презентации.
Текущий контроль позволяет выявить не только качество знаний студентов, но и их способность применить эти знания к решению практических задач. Использование различных форм текущего контроля способствует:
- пониманию самим студентом качества знаний по предмету, позволяет ему учесть свои сильные и слабые стороны при подготовке к итоговой аттестации;
- планированию и организации самостоятельной работы;
- формированию навыков работы с научной и методической литературой;
- объективной оценке знания и уровня учебной мотивации каждого студента.
Эффективность работы бакалавров на семинарских и практических занятиях оценивается по степени усвоения теоретического материала, овладения практическими навыками, умения обосновать и высказать свою точку зрения по проблемным вопросам в ходе дискуссии.
Анализ работы Вертгеймера «Продуктивное мышление»
... развитым, о чем свидетельствуют его работы в области музыкального восприятия, проблемного обучения в педагогике. 2. Анализ работы М.Вертгеймера «Продуктивное мышление» Работа М. Вертгеймера «Продуктивное мышление» впервые ... в деятельностном подходе к анализу мышления в школе А.Н. Леонтьева, например, "переносу", "операциональному значению" и др. При этом из работ Вертгеймера исчезают различные ...
Результаты текущей аттестации позволяют бакалавру получить представление о собственном уровне знаний по предмету, анализировать свои сильные и слабые стороны, понять, на какие разделы дисциплины ему следует обратить внимание при подготовке к зачету.
Итоговая аттестация по курсу
Изучение дисциплины завершается интегрированным зачетом с учетом результатов накопительной балльно-рейтинговой системы, на котором проверяется усвоение теоретического материала дисциплины, а также умение применить полученные знания для решения квазипрофессиональных задач контексте педагогической практики.
При оценке результатов освоения учебной программы по предмету учитываются:
- суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов;
- суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;
- суммарные баллы, полученные по результатам научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой по профилю учебной дисциплины;
- суммарные баллы, полученные на зачете за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.
Студент, набравший в течение семестра (по результатам экспресс-опросов и учебно-исследовательской активности) 25%и более, допускается к сдаче зачета по предмету.
Студент, набравший61%от максимального количества баллов по результатам экспресс-опросов и учебно-исследовательской активности, не имея при этом ни одного пропуска учебных занятий без уважительной причины и не более 5% однобалльных оценок,освобождается от сдачи зачета с получением отметки«зачтено»по предмету.
Отметка «ЗАЧТЕНО» выставляется, если по результатам экспресс-опросов, оценки учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, полученных на зачете, студент набирает41%от максимального количества баллов.
Отметка «НЕ ЗАЧТЕНО» выставляется, если по результатам экспресс-опросов, оценки учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, полученных на зачете, студент набирает менее41%от максимального количества баллов.
Перечень вопросов к зачету по Психологии обучения:
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии.
- Методы педагогической психологии.
- Взаимосвязь общей, возрастной и педагогической психологии.
- Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Структура и особенности учебной деятельности.
- Генезис учебной деятельности.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
- Психологический анализ урока.
- Психологические основы традиционного обучения.
- Психологические основы проблемного обучения.
- Психологические основы программированного обучения.
- Психологические основы личностно — ориентированного обучения.
- Психологические основы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
- Мотивы учебной деятельности и их взаимосвязь с результатом и продуктом учебной деятельности.
- Младшим школьник как субъект учебной деятельности.
- Подросток как субъект учебной деятельности.
- Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
- Педагог как субъект педагогической деятельности. Структура субъектных свойств учителя.
- Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции, стили педагогической деятельности.
- Психологические особенности педагогического общения: модели, этапы, функции, барьеры в общении.
- Педагогические способности.
Перечень дополнительных вопросов по Психологии обучения:
Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической ...
... возможных путей ее преодоления. Социально-педагогическая реабилитация, как форма социально-педагогической деятельности. 19. Отличие социально-педагогической реабилитации от психологической реабилитации ... -психологическая: рекомендации по психологической адаптации; г) психолого-педагогическая: рекомендации по обучению; рекомендации по физическому воспитанию; д) социально-трудовая: ...
- Кратко опишите основные сильные стороны (достоинства) традиционного обучения.
- Кратко опишите основные слабые стороны (недостатки) традиционного обучения.
- Опишите основные признаки классно-урочной организации обучения.
- Опишите основные сильные стороны (достоинства) проблемного обучения.
- Опишите основные слабые стороны (недостатки) проблемного обучения.
- Раскройте правила создания проблемных ситуаций.
- Кратко опишите сильные стороны (достоинства) программированного обучения.
- Кратко опишите слабые стороны (недостатки) программированного обучения.
- Дайте краткую характеристику линейных обучающих программ.
- Дайте краткую характеристику разветвленных обучающих программ.
- Опишите субъект-объектный подход в образовательном процессе.
- Опишите субъект-субъектный подход в образовательном процессе.
- Кратко опишите основные психологические требования к личности учителя.
- Дайте определение понятию «педагогическая деятельность»
- Дайте краткую характеристику компонентов структуры педагогической деятельности.
- Кратко опишите основные функции педагогической деятельности.
- Дайте определение понятию «продукт и результат педагогической деятельности».
- Опишите уровни продуктивности деятельности учителя (по Н. В. Кузьминой).
- Опишите виды педагогических способностей по В.А. Крутецкому.
- Дайте краткую характеристику УД в младшем школьном возрасте.
- Опишите особенности мотивации УД младшего школьника.
- Перечислите основные психологические новообразования УД в младшем школьном возрасте.
- Дайте психологическую характеристику подростку как субъекту УД:
- Дайте краткую характеристику УД в подростковом возрасте.
- Опишите особенности мотивации УД подростка.
- Определите роль УД в психическом развитии подростка.
- Дайте краткую характеристику УД в ранней юности.
- Опишите особенности мотивации УД старшеклассника.
- Перечислите основные психологические новообразования УД в ранней юности.
- Дайте определение и опишите особенности учебной деятельности согласно концепции Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
- Дайте определение и опишите результат учебной деятельности согласно концепции Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
- Дайте определение и опишите продукт учебной деятельности согласно концепции Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
- Опишите уровни познавательных мотивов по А.К. Марковой.
- Опишите уровни социальных мотивов по А.К. Марковой.
- Раскройте содержательные характеристики мотивов учебной деятельности.
- Раскройте динамические характеристики мотивов учебной деятельности.
- Дайте характеристику понятия «ориентировочная основа действия» (по П.Я Гальперину).
- Опишите этапы формирования умственных действий и понятий (по П.Я Гальперину).
- Определите критерии ориентировочной основы действий (по П.Я Гальперину).
- Дайте краткую характеристику понятия «педагогическое общение».
- Дайте характеристику информационной и побудительной и цели оказания влияния в педагогическом общении
- Дайте характеристику координационной, понимающей, амотивной цели педагогического общения.
- Охарактеризуйте учебно-дисциплинарную модель педагогического общения.
- Охарактеризуйте личностно-ориентированную модель педагогического общения.
- Перечислите механизмы межличностного восприятия в педагогическом общении.
- Дайте характеристику барьерам неправильной установки сознания в педагогическом общении.
- Дайте характеристику физическим барьерам в педагогическом общении.
- Дайте характеристику личностным барьерам в педагогическом общении.
- Дайте характеристику социально-психологическим барьерам в педагогическом общении.
- Опишите сущность и особенности реализации предваряющего анализа урока.
- Опишите сущность и особенности реализации текущего анализа урока.
- Опишите сущность и особенности реализации ретроспективного анализа урока.
Перечень вопросов к зачету по Психологии воспитания:
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии.
- Методы педагогической психологии.
- Взаимосвязь общей, возрастной и педагогической психологии.
- Взаимосвязь педагогики и педагогической психологии.
- Закономерности и динамика психического развития личности в онтогенезе.
- Механизм психического развития личности.
- Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
- Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения, воспитания и психического развития.
- Характеристика психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
- Характеристика психического развития в младшем школьном возрасте.
- Характеристика психического развития в подростковом возрасте.
- Характеристика психического развития в ранней юности.
- Социализация, воспитание, психическое развитие: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Психологическая сущность воспитания, его критерии и методы.
- Психологические особенности воспитания на различных этапах социализации.
- Психологические особенности воспитания в дошкольном детстве.
- Психологические особенности воспитания младшего школьника.
- Психологические особенности воспитания и самовоспитания в подростковом возрасте и ранней юности.
- Влияние группы на формирование личности школьника.
- Виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения.
Перечень дополнительных вопросов по Психологии воспитания:
Краткая характеристика метода
... опроса. Социометрический индекс – показатель, используемый для количественной характеристики взаимоотношений в группе и статуса отдельных членов группы. ... группы. При подготовке методик опроса не учитывался возраст респондентов. Часть членов группы отказывается принимать участие ... как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория ...
IV. Общая характеристика развития школьника
... аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» ... характеризующие историю развития школьника, полученные из медицинской карты, из бесед с ребенком учителем, школьным психологом. Заключительная часть характеристики должна быть краткой, хорошо ...
- Дайте определение метода – формирующий эксперимент и кратко опишите основные особенности его применения в педагогической психологии.
- Кратко опишите основные особенности применения включенного наблюдения в педагогической психологии.
- Дайте определение понятию психическое развитие и опишите Закон гетерохронности
- психического развития (Л.С. Выготского).
- Дайте определение понятию психическое развитие и опишите Закон ведущей роли обучения для психического развития (Л.С. Выготского).
- Дайте определение понятию психическое развитие и опишите Закон развития высших психических функций (Л.С. Выготского).
- Определите движущие силы психического развития согласно факторного подхода в бихевиоризме и теориях социального научения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер)
- Определите движущие силы психического развития согласно психодинамического подхода (Психоанализ З. Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона)
- Определите движущие силы психического развития согласно Биогенетического подхода (С. Холл).
- Определите движущие силы психического развития согласно Культурно-исторической концепции развития психики Л.С. Выготского.
- Раскройте смысл понятия «социальная ситуация развития», определите его основные сущностные характеристики.
- Раскройте смысл понятия «ведущий вид деятельности», определите его основные сущностные характеристики.
- Раскройте смысл понятия «психологическое новообразование», определите его основные сущностные характеристики.
- Раскройте смысл понятия «кризис психического развития», определите его основные сущностные характеристики.
- Опишите психологические критерии построения периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
- Опишите психологические критерии построения периодизации психического развития Л.С. Выготского.
- Дайте краткую характеристику социальной ситуации развития в младенческом возрасте.
- Дайте краткую характеристику ведущей деятельности в младенческом возрасте.
- Дайте краткую характеристику центральному новообразованию в младенческом возрасте.
- Дайте краткую характеристику социальной ситуации развития в раннем детстве.
- Дайте краткую характеристику ведущей деятельности в раннем детстве.
- Дайте краткую характеристику центральным новообразованиям в когнитивной сфере в раннем детстве.
- Дайте краткую характеристику социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
- Дайте краткую характеристику ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
- Дайте краткую характеристику центральным новообразованиям в когнитивной (или личностной) сфере в дошкольном детстве.
- Дайте краткую характеристику социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
- Дайте краткую характеристику ведущей деятельности в младшем школьном возрасте.
- Дайте краткую характеристику центральным новообразованиям в когнитивной (или личностной) сфере в младшем школьном возрасте.
- Дайте краткую характеристику социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
- Дайте краткую характеристику ведущей деятельности в подростковом возрасте.
- Дайте краткую характеристику центральным новообразованиям в когнитивной (или личностной) сфере в подростковом возрасте.
- Дайте краткую характеристику социальной ситуации развития в ранней юности.
- Дайте краткую характеристику ведущей деятельности в ранней юности.
- Дайте краткую характеристику центральным новообразованиям в когнитивной (или личностной) сфере в ранней юности.
- Раскройте смысл психологического понятия «уровень актуального развития» (по А.К. Марковой), определите его основные сущностные характеристики, опишите показатели.
- Раскройте смысл психологического понятия «зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), определите его основные сущностные характеристики, опишите показатели.
- Опишите уровни воспитанности и воспитуемости по Марковой А.К.
- Приведите примеры методов самопознания и кратко охарактеризуйте их.
- Приведите примеры методов самообладания и кратко охарактеризуйте их.
- Приведите примеры методов самостимулирования и кратко охарактеризуйте их.