Содержание
1. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности 2
2. Экзистенциалистический подход к проблеме развития личности (А. Маслоу, Г. Олпорт) 3
3. Деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) 4
4. Проблема формирования и развития личности в психологии 5
5. Основные принципы и периодизация развития личности по А.В. Петровскому 6
6. Э. Эриксон: основные положения эпигенетического принципа созревания личности 7
7. Основные характеристики стадий развития личности по Эриксону 8
8. Проблема соотношения социального и биологического начал в развитии личности 9
9. Устойчивость личности: неоднозначность и неопределенность проблемы 10
10. Методы экспериментального исследования и развития личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. 11
11. Организм, нервная система и темперамент, их взаимосвязь. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности 12
12. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента 13
13. Вклад Теплова, Небылицина, Русалова в развитие учения о темпераменте 14
14. Понятие темперамента, его природа и содержание. Сравнительная психологическая характеристика типов темперамента 15
15. Взгляды Г. Айзенка, Я. Стреляу на природу и свойства темперамента 16
16. Вклад Русалова в развитие учения о темпераменте 17
17. Вклад Мерлина в развитие учения о темпераменте 18
18. Проблема характера человека в психологической науке. Понятие и свойства характера 19
19. Взаимосвязь строения тела и особенностей психики. Учение Э. Кречмера и В. Шелдона 20
20. Акцентуации характера (Леонгард) 21
21. Акцентуации характера (Личко) 22
22. Формирование характера 23
23. Понятие способностей человека (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков).
Виды способностей 24
24. Проблема биологического и социального в структуре способностей. Способности и задатки. Их взаимосвязь 25
25. Связь склонностей и способностей 26
26. Понятие креативности. Проблема соотношения интеллектуальных способностей и креативности (Е. Торренс, Ф. Барон, Дж. Гилфорд) 27
Развитие координационных способностей
... прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать своё тело ... доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это ...
27. Критерии креативности: беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность (М.А. Холодная) 28
28. Понятие интеллектуальных способностей. Виды интеллектуальных способностей: конвергентные и дивергентные способности 29
29. Психомоторные и духовные способности 30
30. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность 31
1. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности
В структуре личности Фрейд выделяет бессознательное (Ид); сознание (Эго) и Супер-Эго. Ведущую роль в психике играет Ид. Его содержание со-ставляют инстинкты жизни и инстинкты смерти, которые проявляются в форме влечений. Влечения энергизированы, напряжены, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. На их пути встают Эго и Супер-Эго с системой социально-обусловленных представлений. Вытесненные влечения создают напряжение и ищут выход в сознание. В этом случае включается один из механизмов психологической защиты – сублимация, или изменение направления либидо от исходной цели к «высшей», социально значимой цели.
Адлер, Хорни, Фромм стремились преодолеть биологический монизм Фрейда и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и духовное существо. Адлер расширил представление об исходных побуди-тельных силах личности, отнеся к ним помимо первичных инстинктов жизни и смерти также три врожденных социогенных потребности (мотива): чувство неполноценности, стремление к совершенству (превосходству) и социальное чувство. Взаимодействие этих исходных мотивов формирует ведущие стратегии и способы восприятия, мышления, переживаний и поведения, т.е. индивидуальный стиль жизни. Хорни разделяла основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и противостоянии природного и социального, но акцентировала значение именно социальной среды на формирование личности. В противоположность фрейдизму она подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Она одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов. Фромм: культурное, собственно человеческое начинается там, где кончается природное, и оно коренится в специфике человеческого существования, в отношениях человека к миру и обществу, культуре в целом. Фромм выделил несколько типов социальных характеров с плодотворными и неплодотворными ориентациями.
2. Экзистенциалистический подход к проблеме развития личности (А. Маслоу, Г. Олпорт)
Маслоу: точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины личности, но и высоты, которых она может достичь. Принадлежность к человеческому роду определяется не только в терминах бытия, но и в терминах становления. Понятие развития личности Маслоу связывал с понятием самоактуализации, определяя ее как полное применение талантов и способностей творчески и радостно. Самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь свободно, они объективны и не слишком эмоциональны, они не позволят иллюзиям и страхам разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений. Они полностью отдаются своему делу. Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и реализация поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа – черты самоактуализирующихся людей.
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны. Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается ... не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность двухвазной сначала ид т процесс подготовления 1фаза , затем процесс осуществления ...
Олпорт: Диспозициональная теория личности: 1. Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в разных ситуациях (черт личности).
2. Нет двух одинаковых людей. Цель психологии личности — исследовать неповторимость каждого че-ловека, которая проявляется слиянии разных черт в неповторимый гештальт. Черты являются единицами анализа личности. Они могут быть: индивидуальные или общие; кардинальные (преобладают в поведении человека во всех ситуациях) или центральные (являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях).
Процесс развития личности по Олпорту – это смена одной формы целостности личности другой. Три стадии в развитии единства личности: детская стадия; стадия относительной дифференциации; стадия интегрированного единства. На I стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу «все или ничего». На II стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов. На III стадии происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.
3. Деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
Леонтьев продолжал идеи Выготского о роли социальной детерминации в развитии личности. Ведущим понятием теории личности Леонтьева является категория деятельности. Исходной и основной формой деятельности высту-пает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В ходе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Личность по Леонтьеву – внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Структура личности раскрывается через понятие мотива деятельности. Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели.
Рубинштейн: личность – это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Рубинштейн формулирует принцип единства сознания и деятельности и отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию. Личность, по Рубинштейну, является основанием связи сознания и деятельности. Личность, по Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само ...
Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности. Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст — не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. Это выражается в понятии «субъект жизни».
4. Проблема формирования и развития личности в психологии
Личностью не рождаются, а становятся, для этого человек должен овла-деть речью, с ее помощью – оторными, интеллектуальными и соц.-культурными навыками. Личность есть результат социализации. Выготский: Чтобы стать личностью необходимо накопить общественно-исторический опыт. Развитая личность – это человек, который усвоил традиции и ценности человечества. Ребенок, подросток, юноша – это формирующаяся личность, т.к. есть лишь задатки зрелой личности, которые далее оформляются в целостную систему свойств.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и разви-тия в жизни человека. З.Фрейд: формирование личности — это последовательные стадии психосексуального развития. Э.Эриксон: 8 стадий развития Эго. В противоположность этим авторам другие теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Так, К.Роджерс изучал, как формируется Я-концепция личности – и в плане познания, и в эмоциональном плане – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.
Личностное развитие обусловлено множеством внешних и внутренних де-терминант. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. Внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание изменений, сопровождающих развитие, – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и пр. — показывает сложность проблемы развития человека.
Ананьев: личность как современница определенной эпохи, которая наде-ляет ее множеством социально-психологических свойств, в т.ч. принадлежность личности к определенному классу, национальности, профес-сии и др.
Анцыферова: личность = способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях; индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений.
5. Основные принципы и периодизация развития личности по А.В. Петровскому
Процесс развития личности подчинен принципу единства непрерывности и прерывности. Непрерывность = относительная устойчивость переходов развития личности от одной фазы к другой в данной, референтной для нее, группе. Прерывность = качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия. Единство прерывности и непрерывности обеспечивает целостность процесса развития личности.
1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины
... 1)познавательная-удовлетворение нужд людей в познании природы и общества. 2)культуровоспитательная-развитие культуры, гуманизация воспитания, формирования нового в человеке. 3)практически действенную- ... глубокие знания-объективных существенных связей действительности, наука обнаруживает объективные тенденции развития естественных и общественных процессов. Благодаря этому наука становится средством ...
Петровский выделяет две закономерности развития личности: 1) Источни-ком развития выступает внутреннее противоречие между потребностью личности в персонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для нее групп принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют групповым задачам, нормам, ценностям. 2) Развитие личности детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или обусловлено изменениями внутри института.
Личность, по Петровскому, — это предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих с ним людей и в себе самом как в «другом». Процесс развития личности не сводим к суммированию развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, хотя и неотделим от них.
Согласно периодизации развития личности Петровского, дошкольный и школьный возраст образуют «эру восхождения к социальной зрелости», в которой выделяются три фазы становления личности (адаптация, индивидуализация и интеграция) и три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция).
Эпохи подразделены на периоды развития личности в конкретной социальной среде. В эпохе детства – три возрастных периода: преддошкольный, дошкольный и младший школьный; эпоха отрочества совпадает с подростковым периодом; эпоха юности частично совпадает с периодом старшего школьного возраста (ранняя юность), выходя за его рамки.
6. Э. Эриксон: основные положения эпигенетического принципа созревания личности
Эриксон: психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенез = каждый элемент развивается над остальными частями. «Эпи» означает «над», а «генезис» — рождение. Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей. Основные постулаты его теории: 1) человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития Эго; 2) развитие личности идет всю жизнь, и каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат; 3)каждая стадия имеет специфическую задачу развити……..