Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Российской Федерации

Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра Философии и Социальных Наук

Дисциплина: Философия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

Выполнил:

студент 3-го курса ИрГУПС

№ И-Т-06-353к

Королёв Дмитрий

Александрович

Проверил:

Малых Геннадий

Иванович

Иркутск

Декабрь 2008 г.

Оглавление

Введение 3

Любовь к мудрости 5

6 стр., 2651 слов

Выполнил студент группы 2212, Силакадзе г.М. Тест № 10. Онтология

... называется: Индетерминизм Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя ... Ленин Выделяют 3 структурных уровня материи. К какому уровню относится человек? Макромир Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности ...

Природа человеческого сознания 8

Сознательное и бессознательное в психике человека 11

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Тему своей контрольной работы – «Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека», я выбрал не случайно. Дело в том, что когда на семинаре мне попался вопрос «Сознательное и бессознательное», то я был очень увлечён и в результате заполнил кое-какие бреши в отсутствующих у меня понятиях о сознании. И теперь, я хочу рассмотреть данный вопрос более подробно и с самого начала.

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем – ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда ещё время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия.

С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнени­ем думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не чёткое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как устроен мир? Как соотнесены в нём материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что есть истина и как отличить её от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совесть, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы её место и роль в обществе?

К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьёзные и напряжённые. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в об­щей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняш­него дня философская мысль стремится разоб­раться в тех вопросах миропонимания, что вол­нуют людей и вне занятий философией. От ясного понимания мира, жиз­ни, самих себя зависит многое — и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей. (2, стр.7-8)

5 стр., 2015 слов

Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»

... 3 16. Вопрос об отношении сознания к бытию традиционно именуют основным вопросом. мировоззрения философии культуры этики Ответ:2 17. Общественное сознание – это: отражение общественной жизни ... час 7. Аннотация: Сознание – одна из ключевых и загадочных философских проблем. Сознание – субъективный образ объективного мира, сила, управляющая поведением человека, способность человека осознавать бытие в ...

И вот теперь я подошёл к тому, чтобы разобраться, прежде всего, а что же это такое – Философия?

Любовь к мудрости

Общие представления о мире и челове­ке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Явление это многомерно, оно формирует­ся в различных областях человеческой жиз­ни, практики, культуры. К духовным образо­ваниям, причисляемым к мировоззрению, от­носят и философию. Её роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что же такое Философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое об­щее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Ми­ровоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания, это не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Разнородные «бло­ки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, на­строений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представ­лены познавательная, ценностная, поведен­ческая сферы в их взаимосвязи. (2, стр.7-8)

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости», форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.; основные направления философии XX в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. (1)

11 стр., 5143 слов

Образ мира и человека в древнейндийской философии

... но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве ... (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса. В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей ...

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния, предоставляя их сфере художественно­го творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы, переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обы­денным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким обра­зом, прогрессирующее отмежевание от ми­фологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного созна­ния, его ограниченности.

Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе че­ловека, его судьбе, о целях человеческой жиз­ни и её разумном устройстве. Ценность муд­рости усматривалась и в том, что она позво­ляет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Счи­талось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, об­раз жизни. Важность этого жизненно-прак­тического аспекта мудрости глубоко понима­ли и первые философы, и великие мыслите­ли более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной уста­новки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верования­ми, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим ве­кам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл толь­ко в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней фило­софской мысли было и понимание того, что мудрость — не что-то готовое, что можно от­крыть, затвердить и использовать. Она ­– это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, всё же должен пройти и сам. (2, стр.15)

Рассмотрев общее понятие философии, я принимаюсь к рассмотрению такого вопроса, как – природа человеческого сознания.

3 стр., 1232 слов

Массовое сознание и массовые действия

... массового сознания Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются ... массового сознания общественным преобразованиям может носить: 1) радикальный характер бунта; 2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции». Массовые действия могут ...

Природа человеческого сознания

Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание – это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. (1)

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Всё это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. (4, стр.132)

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении созна­ния человека к его бытию, вопрос о включен­ности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предостав­ляет человеку сознание, и о той ответственно­сти, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высо­коорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические исто­ки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения жи­вых существ к среде, в рамках которых в каче­стве их «обслуживающих механизмов» возни­кают соответствующие регуляторы поведения.

Появление человека современного типа (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека. Изготовление простейшего орудия труда связанно с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Всё это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта.

13 стр., 6347 слов

Сопоставительный анализ public relations и родственных сфер деятельности

... Эдвард Бернайс, один из первых PR-профессионалов в Америке определяет данную сферу деятельности, как область действий, которая призвана заниматься взаимодействиями между личностью, группой, идеей ... одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, но влияющая на сознание человека, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого ...

При взаимодействии с себе подобными, у человека возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознание человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений – слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации – речи. (3, стр.25-29)

Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания – нервной системы и её наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознаёт при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определённого, специфического типа взаимоотношения обще­ственно развитого человека с миром. (2, стр.432)

Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь, результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот — чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства — радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти — гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. 3. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и ... сознания: чувство «Я» и функцию коммуникации. Предполагают, что процессы самооценки, самосознания (чувство «Я») и мотивационной сферы связаны с деятельностью ...

Сознательное и бессознательное в психике человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – сохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. (3, стр.37)

Существует также бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото­рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде­ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен­ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

12 стр., 5948 слов

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...

... влияние на физическую и психическую деятельность человека. Около 80% болезней современного человека - результат ухудшения экологической ситуации на планете. Человек, как социальное существо, может ... затронуть вопросов экологии. Зависимость человека от условий окружающей среды и состояния природы, от деятельности человека очевидна. Пагубное влияние производственной деятельности на окружающую природу ...

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от созна­ния личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возни­кают из столкновения бессознательных намерений человека, дру­гих его побуждений с сознательно поставленной целью поведе­ния, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимо­действию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». Что в свою очередь так же указывает на присутствие диалектики: единство и борьба противоположностей.

Забывание имён представляет собой другой пример бессоз­нательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознатель­ными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неу­довлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне. (4, стр.139-142)

Подсознательный уровень психической деятельности – обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( ...

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).

Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности и др.).

Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание – это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека – глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические явления (ясновидение, телепатия).

Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие – всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддаётся некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытеснять в подсознательную сферу.

Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик – К.Г.Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо.

Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании. (3, стр.37-40)

Заключение

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную жизни.

Анализ материалов по проблеме сознания и бессознательного в психике показывает, что психика – это сложное явление, которое имеет иерархическое строение, а именно четыре основных уровня: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека. Сознание – это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическими развитиями. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.

Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. В бессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовную развитость человека.

Со времен зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания.

Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.

Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития — одно из важных условий того, чтобы чело­веческая деятельность могла реализовывать­ся как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь Электронный ресурс. – Электронная текстовая программа (700 Мб): Propaganda Art, 1999-2000. 1 электронный оптический диск (CD-ROM): цв.; 12 см. – Системные требования: Win 95/98, процессор 486, 16 МВ. – Загл. с экрана. – Диск помещён в контейнер 14х12,5 см.
  2. Введение в философию [Текст]: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.; 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Республика, 2005. – 623 с.
  3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА· М, 2000. – 624 c.
  4. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.