Развитие творческих способностей у старших дошкольников в рисовании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра теории и методики дошкольного образования и домоведения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Теория и технология развития детской изодеятельности»

Тема: Развитие творческих способностей у старших дошкольников в рисовании

Крутиковой Татьяны Владимировны

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Творческие способности дошкольников к изобразительной деятельности, их структура

1.2 Условия формирования творческих способностей дошкольников в рисовании

1.3 Методические приёмы руководства творческой изобразительной деятельностью дошкольников

Глава II. Практическая часть

2.1 Наблюдение и анализ за творческим процессом детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

2.2 Мероприятия для формирования детских замыслов

2.3 Анализ детской творческой деятельности в рисовании

Заключение

Список литературы

Введение

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.»

Б. Асафьев

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения [6].

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями [7].

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла.

Характерная черта изобразительного творчества — создание выразительного изображения.

24 стр., 11672 слов

Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические основы работы с

... функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. 1.3. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников Ог ... умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции. · Научить использовать ...

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах [2].

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей у старших дошкольников в рисовании. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:

1. Творческие способности дошкольников к изобразительной деятельности, их структура.

2. Условия формирования творческих способностей дошкольников в рисовании.

3. Методические приёмы руководства творческой изобразительной деятельностью дошкольников.

Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у дошкольников, предметом — развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у старших дошкольников.

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Творческие способности дошкольников к изобразительной деятельности, их структура

3 стр., 1205 слов

Особенности творческой изобразительной деятельности у дошкольников

... плане. Это определило выбор темы: «Особенности творческой изобразительной деятельности у дошкольников». Цель работы: изучить особенности творческой изобразительной деятельности у дошкольников. Исходя из цели можно выделить следующие задачи ... спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что ...

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности — это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Способности — это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются [3].

Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л. А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

Каждая способность имеет сложную структуру. Компоненты‚ составляющие эту структуру могут быть главными (ведущими)‚ опорными или составляющими фон.

Вопросом структуры способностей к изобразительной деятельности занимались психологи В.И. Кириенко, А.Г. Ковалёв, В.С. Мухина и др. Общепринята классификация способностей А.Г. Ковалёва. Представим ее в виде схемы:

Рисунок 1 — Классификация способностей детей А.Г. Ковалёва

А.Г. Ковалев в качестве ведущей способности выделяет воображение, т.к. оно играет решающую роль в создании художественного образа.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... 2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности. ___________ 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________ Заключение _____________________________________________________ Приложения_____________________________________________________ Список литературы. ______________________________________________ ...

Опорным компонентом А.Г. Ковалёв считает особую зрительную чувствительность. Зрительная чувствительность даёт лёгкость и полноту восприятия пространственных отношений (хорошо развитое природное чувство перспективы), правильное восприятие формы (чувство пропорций), особое цветовосприятие колористических отношений и др.

Не менее важным является третий компонент — специальная умелость руки. Этот компонент, по мнению А.Г. Ковалева, также является опорным.

И, наконец, фоновым компонентом автор считает эмоциональную чувствительность.

Н.П. Сакулина, которая так же обращалась к вопросу о структуре способностей дошкольников к изобразительной деятельности, считает, что функция обучения, влияющая на развитие способностей в первую очередь, заключается в организации наблюдения за предметами и явлениями. Ребенок должен хорошо представлять предмет, который он изображает.

Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Для дошкольников она не является лишь служебной. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.

Таким образом, в структуру способностей к изодеятельности дошкольников, по мнению Н.П. Сакулиной, входят в качестве опорных: восприятие, специальная умелость руки, особая зрительная чувствительность. Однако, ведущим компонентом в структуре способностей к изобразительной деятельности, является особая эмоциональная отзывчивость ребенка, которая присуща детям дошкольного возраста и очень ярко проявляется во всех видах творческой деятельности. Следовательно, для ребенка очень важна мотивация, созданная педагогом. Фоновым компонентом в структуре способностей к изобразительной деятельности является эмоциональная чувствительность ребенка (умение восхищаться).

Представим вышеизложенное в виде схемы рис 2.

Вывод. Как видно из вышеизложенного все авторы придерживаются того, что способности — это особенности каждого человека, они имеют определённую структуру. Все авторы едины в одном, что развивать способности необходимо на фоне эмоциональной чувствительности и, конечно же, необходима специальная умелость руки, что предполагает и особую подготовку ребёнка, определённые занятия с ним.

Рисунок 2 — Классификация способностей детей Н.П. Сакулиной

Овладение детьми техникой рисования, если работа построена правильно, т. е. с учётом возрастных особенностей детей, доставляет детям радость. В младшем дошкольном возрасте специальные упражнения должны быть организованы в игровой форме. Для старшего возраста наиболее действенным является мотив научиться [7].

1.2 Условия формирования творческих способностей дошкольников в рисовании

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.

Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, освоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Одним из важных условий развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства [3].

Следующее важное условие развития творческих способностей — учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда „разбужены“ их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач» [3].

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки — обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания — не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми [9].

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны — ситуации творческого развития. Зона творческого развития — это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л. С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое» [4]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать.

Вывод. Итак, для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

1.3 Методические приёмы руководства творческой изобразительной деятельностью дошкольников

Как уже говорилось выше, одно из условий развития творческих возможностей детей — это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного — изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ. Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Необходимо помнить, что творчество ребёнка всегда свободно, а творчество педагога всегда должно быть целесообразно и осуществляться в рамках реального понимания специфики группы и стоящих перед ней текущих задач образования и развития [11].

Итак, в чём же заключаются методические приёмы руководства творческой изобразительной деятельностью старших дошкольников. Систематизируем методы и приёмы в таблицу в соответствии с классификацией творческих способностей, предложенной Н. П. Сакулиной.

Таблица 1 — Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

Критерии творческих способностей

Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

Восприятие

— наблюдение;

— экскурсии;

— рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов;

— создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета или явления;

— индивидуальная беседа;

— вопросы;

— дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых оттенков;

— рассматривание и анализ детских работ;

-тематические выставки рисунков;

— художественное слово, загадки;

— пластические и психологические этюды;

— коммуникативные игры;

— слушание аудиозаписей, музыки и др.

Воображение

— сюжетно-ролевая игра;

— игры и игровые упражнения («На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый и злой» и т. п.);

— рисование по замыслу;

— коллективное рисование

Особенности зрительной чувствительности

— использование схем, алгоритмов, технологических карт;

— упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко, слева-справа, спереди-сзади и т. д.)

Специальные умения руки

— пальчиковая гимнастика;

— упражнения на развитие мелкой моторики;

— игры с мелкими игрушками, мозаики;

— лепка из пластилина;

— работа с ножницами;

— использование нетрадиционных материалов (акватушь, мелки, сангина) и способов рисования (пластилином, крупой, колоском, губкой и др.)

Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит будет способствовать развитию его творческих способностей.

Вывод. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности, в частности, в развитии творческих способностей ребёнка.

творческий дошкольник рисование

2. Практическая часть

2.2 Наблюдение и анализ за творческим процессом детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

Работа по развитию у детей творческих способностей в рисовании проводилась с группой детей из 6 человек старшего дошкольного возраста. Дети самостоятельно выбирали средства для рисования и материал. Результаты анализа содержания детских рисунков занесены в таблицу 1.

Таблица 1 — Анализ содержания детских рисунков. Апрель 2014 года.

Имя и фамилия ребёнка

Содержание детских рисунков

Излюбленные сюжеты без изменений (указать какие)

Литературные сюжеты

Окружающая действительность (конкретизировать)

Оригинальные темы, ранее не изображавшиеся

Даниил Г.

Машины (грузовые и легковые)

Емеля едет на печи, репка

Город, явления природы

Не использует

Лейла Б.

Принцессы, девочки

Золушка потеряла туфельку, баба-яга и гуси-лебеди

Девочки гуляют во дворе

Поход в театр

Миша Ю.

Машины на улице

Правила дорожного движения

Герои мультфильмов в разных сюжетах

Машины едут по улице, разные дома

Выходной с семьёй, прогулка по городу

Полина В.

Любимая подруга, игрушки

Принцессы, золушка

Сад и огород, детский сад

Праздник в детском саду

Лиза М.

Дети, животные

Герои сказок (по подсказке воспитателя)

Дети играют с животными

Не использует

Максим Ч.

Дома, деревья

Не использует

Природа, состояние погоды

Не использует

Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что темы рисунков, в основном, у детей однообразные, очень редко дети используют сюжеты из литературных произведений. Изображая окружающую действительность, дети пользуются штампами, полученными на занятиях по изобразительной деятельности. Оригинальность темы прослеживается лишь у одного ребёнка — Миша Ю. выбирает каждый раз новую тему, воплощая в рисунке свои впечатления из собственного опыта (просмотренных мультфильмах, проведённых выходных и др.), но использует в рисунке лишь карандаши неярких одинаковых цветов.

2.2 Мероприятия для формирования детских замыслов

Анализ полученных данных позволил составить план мероприятий по развитию у детей творческих способностей, формированию детских замыслов.

Прежде всего, совместно с детьми было организовано дополнительное место, где дети могли заниматься творчеством в любое время. Содержание было дополнено различными материалами, которые дети могли использовать для дополнения своих рисунков.

Кроме этого были оформлены альбомы, в которых были помещены различные варианты изображений отдельных предметов, явлений. Например, «Каким бывает солнце», «Такие разные деревья», «Эмоции» и другие.

С детьми проводилась следующая работа:

— экскурсии: «Вот оно какое, наше лето», «Водоёмы нашего города», «Осенний лес»;

— наблюдения из окна: «Чем отличаются деревья», «Здания и дома, которые мы видим из окна»;

— этюды: «Дует-дует ветер», «Лист, лист кружится»;

— рассматривание иллюстраций, фотографий;

— чтение художественных произведений;

— игры и игровые упражнения: «Дорисуй», «На что похоже», «Дорисуй окончание сказки»;

— рисование с помощью нетрадиционных материалов, разными способами.

Так же детям предлагалось выполнить рисунок на определённую тему: «Мой питомец», «Золотая осень». Дети уже стремятся в рисование на предложенную тему вносить свои элементы творчества, добавлять персонажей, сюжет.

2.3 Анализ детской творческой деятельности в рисовании

После проведённой работы был проведён повторный анализ детских рисунков тех же детей. Дети чаще проявляют заинтересованность в свободном рисовании, рисунки стали более интересны по замыслу и содержанию. Дети используют в своих рисунках различные материалы, способы. Все дети активно рассказывают о содержании своего рисунка, используя распространённые предложения.

Содержания детских рисунков отражены в таблице 2.

Таблица 2 — Анализ содержания детских рисунков. Ноябрь 2014 года.

Имя и фамилия ребёнка

Содержание детских рисунков

Излюбленные сюжеты без изменений (указать какие)

Литературные сюжеты

Окружающая действительность (конкретизировать)

Оригинальные темы, ранее не изображавшиеся

Даниил Г.

Необитаемый остров

Путешествие на лодке

Лейла Б.

Цветы в вазе

Солнечный зайчик

Миша Ю.

Грузовая машина

Полина В.

Весенняя полянка

По просмотренным мультфильмам

Морские жители

Лиза М.

Цветочная поляна

Максим Ч.

Транспорт

Волшебные фигурки

По результатам видно, что работа прошла успешно. Многие дети после мероприятий, начали рисовать оригинальные темы, ранее не изображавшиеся. Каждая тема имеет оригинальное название. У некоторых детей появились излюбленные сюжеты (рыбы, транспорт, цветы).

Заключение

Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Развитие творчества — это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

Литература

1. Богат В. Развивать творческое мышление / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание — 1994. — № 1. — С. 17- 22.

2. Боровик О.В. Развитие воображения. / О.В. Боровик — М., 2002. — 235 с.

3. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер — М.: Просвещение, 1988. — 106 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин — СПб., 2006 — 249 с.

5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.

6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателей дет. сада / Т.Г. Комарова — М.: Просвещение, 1985. — 125 с.

7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 256 с.

8. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребёнка / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание — 1991. — № 1. — С. 58- 60.

9. Ковалёв А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности / А.Г. Ковалёв // Проблемы способностей — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. — С. 155.

10. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность: Игры и упражнения для детей и взрослых / Т.Г. Любимова — Чебоксары, 1996. — 44 с.

11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.

12. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Проект — М.: Просвещение, 2014. — 232 с.

13. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова — М.: Просвещение, 1973. — 208 с.

14. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина — М.: Просвещение, 1965. — 214 с.

15. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина — М.: Учпедгиз, 1956. — 91 с.

Размещено на

Adblock
detector