Развитие творческих способностей детей

Содержание

1. Соотношение темперамента, характера и способностей 3

2. Психологическая характеристика понятия творческих способностей 5

3. Проблема формирования способностей в школе В.Д. Небылицына 9

4. Наследственность и социальная среда в развитии творческих способностей во взглядах зарубежных психологов 11

5. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов 15

6. Классификация и клинические проявления психосоматических расстройств и заболеваний 17

7. Психическое реагирование на заболевания и психология соматически больного (личностные, возрастные особенности, типы психического реагирования) 19

Цитируемые источники 21

1. Соотношение темперамента, характера и способностей

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения [3]. Целостная структура характера человека образована отдельными его чертами, проявляющимися в отношении человека к другим людям; в отношении человека к самому себе; в отношении человека к делу; в отношении человека к вещам [19]. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека и природными свойствами индивида (типом его высшей нервной деятельности).

Природные свойства индивида определяют его темперамент. Темперамент — это совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике, тонусе, степени уравновешенности его психической деятельности. Он зависит от физиологических особенностей и типа высшей нервной деятельности индивида и находит проявление во всех его действиях [18].

Темперамент и характер тесно связаны между собой и зависят от психофизиологических особенностей организма и типа высшей нервной деятельности. Но если темперамент изначально закреплен генетически и в течение жизни его свойства в основном постоянны и плохо поддаются изменению, то характер формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека [19].

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

... свойств и качеств, таких как темперамент, способности, характер. Эти особенности проявляются в поведении и профессиональной деятельности. От темперамента и характера зависит выбор профессии. Такими профессиями, ... и сотрудники Марийской аварийно-спасательной службы. Предмет исследования: индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском. Гипотеза: предполагается, что существуют ...

Темперамент оказывает влияние на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании и т. п. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

Наряду с темпераментом характер связан и с такими свойствами личности, как способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [6]. Они обнаруживаются в процессе овладения деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. Способности делятся на общие (обеспечивают продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности), специальные (помогают достичь высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности) и способности к общению (проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе) [6].

Способности неразрывно связаны с характером. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как вера в свои силы и возможности, соединенная с высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу, умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

19 стр., 9397 слов

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

... способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента ... Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. ... нервной системы» «Подвижность нервной системы»; текст опросника к методике Айзенка. Обработка ...

Способности тесно связаны с темпераментом и проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность, однако в формировании способностей большую роль играют не только врожденные особенности (задатки), но и средовые факторы (система воспитания).

В целом, темперамент, характер и способности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. При этом природные свойства индивида и темперамент в известной мере определяют способности. Способности влияют на возможности включения человека в определенные виды деятельности, т. е. формируют его направленность…

Цитируемые источники

1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение: пер. с англ. С. Могилевского [текст] / Ф. Александер. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с.

2. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении [текст] / А. Анастази. — М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс. — 752 с.

3. Годфруа, Ж. Психология [текст] / Ж. Годфруа. — М.: Мир, 1992. — 576 с.

4. Губачев, Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений [текст] / Ю.М. Губачев, Е.М. Стабровский. — Л.: Медицина, 1981. — 216 с.

5. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [текст] / Л.Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 101−111.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая ... , неумение в полной мере показать свои профессиональные способности и творческую инициативу. В системе делового общения взаимодействуют ... он - диалог. Инициативы энергии ее, личности способностей творческих развитию и упражнению способствующими средствами всеми по ...

6. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей [текст] / В. Н Дружинин. — СПб: Питер., 1999. — 356 с.

7. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского [текст]/ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1996, № 5.- С. 98−104.

8. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [текст] / В.И. Ефремов. — Пенза: Уникон, 2009. — 120 с.

9. Кант, И. Критика чистого разума [текст] /И.Кант.- М.:Мысль, 1994. — 592 с.

10. Клиническая психология: Учебник для вузов. 3-е изд. [текст] / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2008. — 960 с.

11. Кулаков С.А. Основы психосоматики [текст] / С.А. Кулаков. — СПб.: Речь, 2003. — 288 с.

12. Кудрявцев, В.Н. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [текст] / В.Н. Кудрявцев, В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. — 1995, № 9, С. 52−59.

13. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [текст] / Н.С. Лейтес. — М.: МОДЭК, 1997. — 448 с.

14. Лук, А.Н. Психология творчества [текст] /А.Н.Лук.-М.: Наука, 1998.-125 с.

15. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога [текст] / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2005. — 992 с.

16. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс-Информ, 2002. — 608 с.

17. Мэй Р. Мужество творить [текст] / Р. Мэй. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 160 с.

18. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Тексты [текст] / В.Д. Небылицын. — М.: Медицина, 1982. — 240 с.

19. Петровский, А.В. Психология [текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2000. — 512 с.

20. Психосоматические заболевания: справочник [текст] / под ред. Ю.Ю. Елисеева. — М.: АСТ, 2008. — 608 с.

7 стр., 3128 слов

Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей

... .Н. Психология общих способностей Учебник СПб., 2007. -213 с. Дружинин В.Н (ред.) Психология творчества Учебник СПб.: 2002, - 611 ... . Психология творческих способностей Учебное пособие М.: Академия, 2002. – 320 с. ВыготскийЛ.С. Анализ эстетической реакции Учебник М.: Лабиринт, 2001. – 480 с. Дружинин В ...

21. Репина, Н.В. Основы клинической психологии: Учебник [текст] / Н.В. Репина, И.И. Юматова, Д.В. Воронцов. — Ростов: Феникс, 2003. — 480 с.

22. Смулевич, А.Б. Психосоматическая медицина [текст] / А.Б. Смулевич // Психические расстройства в общей медицине. — 2007. — № 1. — С. 3−10.

23. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстройства [текст] / В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. — М.: Медицина, 1986. — 384 с.

24. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [текст] // Вопросы психологии. 1998. № 4. — С. 123−135.

25. Шнайдер, К. Клиническая психопатология [текст] / К. Шнайдер. — К.: Сфера, 1999. — 236 с.

26. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии [текст] / К.Г. Юнг / Избранное. — Минск: Попурри, 2008. — 480 с.

27. Ясперс, К. Общая психопатология [текст] / К. Ясперс. — М.: Практика, 1997. — 1065 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector